Урок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \\\"После бала\\\". Сюжет и композиция» icon

Урок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \"После бала\". Сюжет и композиция»



НазваниеУрок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \"После бала\". Сюжет и композиция»
Дата конвертации31.07.2013
Размер97.31 Kb.
ТипУрок
источник

Конспект урока литературы в 8 классе

Урок № 46

Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала". Сюжет и композиция».

Цели урока:

  • познакомить обучающихся (обзорно) с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого;

  • изучить жизненные источники рассказа “После бала”;

  • познакомиться с сюжетом и особенностями композиции рассказа;

  • провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата;

  • создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы;

  • создать условия, способствующие формированию таких нравственных качеств, как доброта, уважительное отношение к людям, чувство ответственности за свои слова и поступки, активной нравственной позиции.


Оборудование урока:

1. Слайд-шоу о жизни и творчестве Л.Н. Толстого;

2. Выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого;

3. Коллаж из иллюстраций к произведениям Л.Н. Толстого;

4. Портреты Л.Н. Толстого.


Методические приемы:

Сообщение, эвристическая беседа по вопросам (в ходе беседы происходит”открытие”нового знания), словарная работа, работа с учебником, работа с текстом произведения, использование технологии критического мышления (составление «кластера», «синквейна», работа в группах)


^ Ход урока:

I. Организационный этап

II. Вызов: этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

1. Сообщение и запись темы урока.

^ 2. Сообщение целей урока.


3. Домашняя заготовка: сообщение о Л.Н. Толстом. (Одновременно слайд № 3

Краткие биографические сведения:

Дата

Событие

28.08 (09.09) 1828

родился в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье

1837, январь

июнь

переезд в Москву

смерть отца

1841

смерть тётки, переезд в Казань

1844

восточный факультет Казанского университета; через год – юридический. не закончив, бросает университет.

1850

служба в канцелярии Тульского губернского правления

1851

служба на Кавказе, прапорщик Дунайского полка

1852-1854

«Детство», «Отрочество»

1855

«Севастопольские рассказы»; редакция журнала «Современник

1857

«Юность»

Начало 60-х

общественная деятельность

1862

женитьба на Софье Андреевне Бернс

1868-1869

роман «Война и мир»

1872

«Анна Каренина»

1899

«Воскресение»

1910, ночь с 27 на 28 октября

уход из Ясной Поляны

7 ноября 1910

смерть, похоронен в Ясной Поляне


^ 4. Задание № 1 (Портрет Л.Н. Толстого Н.Н. Ге – на доске)

« Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, в доме установилась глубокая тишина, всё вокруг спит, и только великий художник Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, была доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

(В.Г. Маранцман)

- Каким человеком изображён Л.Н. Толстой на портрете Н.Н. Ге?

- Как вы понимаете значение слов «пророк», «проповедник»?


5. Словарная работа: значение слов «пророк», «проповедник».


^ II. Осмысление: работа с текстом рассказа «После бала»

1. Слово учителя:

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» был написан в 1903 году, в этом году этому произведению исполнится 110 лет. Рассказ имеет жизненные источники. Познакомимся с ними: Работа с учебником.


^ 2. Попробуем определить место рассказа Л.Н. Толстого «После бала» в русской литературе. “Ревизор” Гоголя и “После бала” Толстого представляют те произведения русской литературы XIX века, в которых особенно сильно критическое начало.

Подобно “Капитанской дочке”, “Песне про купца Калашникова…”, “Мцыри” рассказ “После бала” рисует картины давно минувшего.

Но в отличие от Пушкина, Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л. Н. Толстой в рассказе “После бала” восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, несправедливостью, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – (1) той, которую непосредственно изобличает Толстой (40-е годы XIX века, время Николая I), и (2) той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.


3. Задание № 2:

«28 июня 1904 г. Вспомнил военную выправку при Николае Павловиче (… трёх забей, одного выучи), вспомнил крепостное право и то испытанное мною отношение к человеку, как к вещи, к животному, полное отсутствие сознания братства. Это главное в том, что я хотел бы написать о Николае I и декабристах»

(^ Дневниковые записи Л.Н. Толстого)

  1. С каким чувством Л.Н. Толстой вспоминает отношение к человеку, как к вещи, как к животному, царившее во времена крепостного права?

  2. Почему впечатление юности не покидают Л.Н. Толстого и в зрелом возрасте?

  3. В чём, по-вашему, заключается их связь с рассказом «После бала»?


- Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого “После бала”. Каков его сюжет?

(Его сюжет не сложен: молодой человек охладел к любимой девушке после того, как увидел ее отца, полковника, распоряжающимся жестким наказанием солдата).

- К какому типу можно отнести этот текст? (рассуждение)

- Кто является рассказчиком в произведении Л.Н. Толстого? (Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек уважаем всеми, обладает богатым жизненным опытом. У читателя возникает особое доверие к герою. А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь. Заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием).

- Как вы думаете, можно ли поставить знак равенства между понятиями «рассказ Л.Н. Толстого» и «рассказ Ивана Васильевича»?

- О чём идёт речь в споре, участником которого является рассказчик?

- Какую позицию в споре занимает Иван Васильевич? Какую мысль он пытается донести о своей жизни?

- На сколько частей можно условно разбить рассказ? Как их можно озаглавить? (Спор; Бал; После бала; Изменение жизни)Всё, что вокруг основной части – канва рассказа

- Что необычного в построении рассказа? Можно ли его назвать «рассказ в рассказе»?

( Мы улавливаем деление рассказа на две, правда, неравные по объему, части.

Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов:

  1. Бал у губернского предводителя.

  2. Сцены наказания солдата).


^ 4. Создание кластера


Герои рассказа «После бала»


Татарин

Полковник



БАЛ

^ ПОСЛЕ БАЛА

Иван Васильевич

Варенька

Полковник

Хозяева

Иван Васильевич

Солдаты



^ 5. Какой художественный принцип лежит в основе рассказа Л.Н. Толстого?

Запись в тетрадь: Контраст – основа композиции рассказа «После бала».

^ 6. Работа в группах (учебно-мозговой штурм): заполнение таблицы

Наблюдения

На бале

^ После бала

Краски







Звуки







Психологическое состояние рассказчика







Обстановка







Полковник







Татарин








^ 7. Наблюдение над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата

- Какие языковые средства вы увидели при работе с текстом рассказа?

( Антитеза, зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося Толстой подчеркивает повторением одних и тех же слов: “…все так же…”, использование художественной детали

^ 8. Знакомство с написанием «синквейна»:

Это стихотворение, которое состоит из 5 –ти строк:

1 строка – 1 слово – существительное;

2 строка – 2 прилагательных;

3 строка – 3 глагола;

4 строка – целая фраза из нескольких слов;

5 строка – слово-резюме


^ III. Рефлексия (итог урока):

Что на уроке для меня было позитивно?

Что на уроке для меня было негативно?

Что мне было интересно?












^ V. Домашнее задание.: Написать сочинение-миниатюру на тему «Почему рассказ называется «После бала»?»

Правила написания «синквейна»:

Это стихотворение, которое состоит из 5 –ти строк:

1 строка – 1 слово – существительное;

2 строка – 2 прилагательных;

3 строка – 3 глагола;

4 строка – целая фраза из нескольких слов;

5 строка – слово-резюме


_____________________________________________________________________________


^ III. Рефлексия (итог урока):

Что на уроке для меня было позитивно?

Что на уроке для меня было негативно?

^ Что мне было интересно?
























































































































































































Похожие:

Урок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \\\"После бала\\\". Сюжет и композиция» iconЛ. Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет этот рассказ
Прототипом главного героя рассказа «После бала» был брат Л. Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет...
Урок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \\\"После бала\\\". Сюжет и композиция» iconЛев Николаевич Толстой Крейцерова соната Л. Н. Толстой Крейцерова соната
А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем
Урок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \\\"После бала\\\". Сюжет и композиция» iconФёдор Михайлович Достоевский «Белые ночи». Лев Николаевич Толстой «Детство» «Юность», «Севастопольские рассказ
Советуем сразу отмечать информацию, которая касается характеристики главных героев (внешность, черты характера, внутренний мир, речевые...
Урок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \\\"После бала\\\". Сюжет и композиция» iconДокументи
1. /Лев Николаевич Толстой.doc
Урок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \\\"После бала\\\". Сюжет и композиция» iconПрисутствуют: «…Шёл солдат во имя жизни…»
«Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше» Лев Николаевич Толстой
Урок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \\\"После бала\\\". Сюжет и композиция» iconЗадания для 8А класса
Литература: наизусть «Мцыри», внеклассное чтение (по списку), Л. Толстой «После бала»
Урок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \\\"После бала\\\". Сюжет и композиция» iconЗадания для 8Б класса
Литература: наизусть «Мцыри», внеклассное чтение (по списку), Л. Толстой «После бала»
Урок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \\\"После бала\\\". Сюжет и композиция» iconЛев Николаевич толстой
Люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают...
Урок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \\\"После бала\\\". Сюжет и композиция» iconМой учитель. Кто такой учитель?
Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель, размышлял об этом так: Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший...
Урок №46 Тема: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \\\"После бала\\\". Сюжет и композиция» iconСочинение по рассказу Л. Толстого «После бала» на тему: «Полковник на балу и после бала»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы