Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки» icon

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки»



НазваниеПояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки»
Дата конвертации02.08.2013
Размер72.99 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Пояснительная записка


Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки», взятой из сборника «Образовательные программы социально-педагогической направленности», выпуск 3, Владимир: 2009 (составители: Низова С.В., Попова И.Н.) и адаптирована к условиям «Большевистской школы» .

Программа кружка расчитана на работу с детьми начальных классов по 1 часу в неделю. Всего 34 часа в год.

Известные исследователи народного декоративного искусства (В.С. Воронов, А.В. Бакушинский) неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости – декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по особому радостно, мажорно и так же радостно и празднично воплощается он в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития ребенка. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок…» (В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Киев. 1969, с.220).

Приемы и навыки народного декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами: равномерно чередующимися переплетениями нитей, тиснение трафаретами, ритмичные порезы и т.д.. Доступность этих технических приемов дает младшим школьникам творить соответственный художественно осмысленный предметный мир.

Особая роль в приобщении детей к народному декоративному творчеству принадлежит тем районам, где живут и трудятся мастера традиционных художественных промыслов. На Владимирской земле, где не прерывалась живая нить традиций, с древности высоко ценилось рукотворное мастерство.

Работа по программе «Умелые ручки» предполагает решение следующих основных задач:


- раскрытие истоков народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства (предметов быта, художественной среды) в жизни общества;

- привитие любви к традиционному народному искусству;

- создание условий для формирования представлений о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;

- усвоение специфики художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);

- овладение художественным построением орнамента в процессе изучения некоторых видов декоративно-прикладного искусства;

- развитие художественно-творческих способностей детей;

- конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;

- обучение навыкам и приемам в работе с материалом (лепка, коллаж, аппликация, плетение, вышивка и т.д.)

Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий органично сочетать организованный процесс восприятия детьми народных образов и практическое участие в народном творчестве. Подбор образцов художественных произведений не ограничен одним видом народного промысла (керамика, роспись по дереву, вышивка, и др.)

Дается представление об ансамблевости художественных изделий – гармоничном сочетании их с окружающей средой.

Важнейшими формами активизации учебно-воспитательного процесса являются:

- посещение выставок и экспозиций народного и декоративно-прикладного искусства в г. Кольчугино.

Тематика заданий связана с календарем народных праздников. Итогом является выставка (раз в полугодие), демонстрирующая достижения детей.

При оборудовании мастерской и организации образовательного процесса приоритетное значение должны иметь вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Дети, проявившие способности и интерес к занятиям, продолжают занятия во 2 и 3 годах обучения, где они закрепляют приобретенные знания, совершенствуют навыки в изготовлении более сложных, авторских изделий (игрушек, сувениров, поделок).


^ Примерный тематический план первого года обучения (34 часа)




п/п

название темы

количество

часов



1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие

Работа с тканью.

Беседа о народном искусстве и его основных видах.

Общие сведения о тканях.

Выполнение куклы-закрутки

Виды ручных швов: шов «вперед иголкой, «столбик»

Игольница

Игрушка-сувенир

1


1

1

2

1

2

2



1.

2.

3.

4.

5.

Работа с бумагой

Общие сведения о бумаге.

Поздравительная открытка с аппликацией.

Закладка, плетённая без клея.

Карнавальные маски.

Рождественский Ангел



1

2

2

2

2



1.

2.

3.

4.

Работа с природным материалом и соленым тестом

Петушок.

Зайка.

Аппликация «Птички»

Декоративная композиция из соленого теста



2

2

2

2




^ Работа с сутажом, нитками, проволокой

Общие сведения о разновидностях сутажа, ниток, проволоки.

Плетение плоского шнура.

Плетение узелковой цепочки.

Изготовление брелка

Итоговое занятие (отчетная выставка)



1

2

1

2

1




Итого:

34 часа


^ Развернутый учебно-тематический план

Первый год обучения

Вводное занятие. Ознакомление с правилами работы в учебной мастерской. Цели, задачи и содержание программы. Знакомство с образцами детского декоративного творчества.

Инструменты, приспособления, материалы, необходимые для занятий в мастерской (ножницы, иглы, бумага, клей, нитки и т.д.). Назначение каждого инструмента и приспособления. Правила пользования, хранения и безопасности труда и личной гигиены при работе с ними.

^ Практическая часть. Организация рабочего места (рациональное расположение инструментов, материалов, приспособлений на рабочем месте).

Работа с тканью. Исторический экскурс. Зарождение промыслов на Руси (домашнее прядение: ткацкий станок, веретено). Выполнение народными умельцами бытовых предметов с украшениями резьбой, вышивкой, росписью, кружевом (традиционный образ, ассоциация с окружающей природой – ночь, петух, солнце).

Виды тканей. Лицевая, изнаночная стороны тканей. Лекала и их применение. Выбор темы, (образца) поделки и ткани для её изготовления.

^ Практическая часть. Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, шилом. Выполнение изделия в материале. Изготовление и раскладка лекал, правила раскроя. Проверка и исправление ошибок при раскрое. Сметывание и выполнение поделок, сувениров швом «вперёд иголкой», «столбик». Оформление изделий, мини-выставка.

Работа с бумагой. Общие сведения, знакомство со свойствами различной бумаги. Выбор образца. Правила работы с бумагой. Разновидности аппликаций в народном декоративном творчестве.

^ Практическая часть. Подбор бумаги по цвету и качеству, определение лицевой и изнаночной сторон. Раскладка лекал и раскрой. Освоение приёмов работы: предварительная разметка, складывание, разрезание, склеивание. Последовательность их выполнения. Изготовление поделок и их оформление. Проведение простейших измерений, определение числа деталей, их формы, размеров, взаимное расположение.


Работа с природным материалом и солёным тестом.

Знакомство со свойствами соленого теста и свойствами соломки, камыша, засушенных листьев, шишек, желудей. Анализ образца, сравнение его с изображением на рисунке. Выделение основных частей изделия. Обсуждение плана работы.

^ Практическая часть. Выбор изделия и материала. Последовательность изготовления. Учиться соединять детали из солёного теста, природных растительных и других материалов. Привитие культуры работы на занятиях.

Работа с сутажом, нитками, проволокой.

Общие сведения о разновидности сутажа, ниток, проволоки. Просмотр готовых образцов.

^ Практическая часть. Правила техники безопасности при работе с колорежущими инструментами. Правила положения рук во время работы. Выбор образца, подбор сутажа по цвету. Выполнение образцов крепления нитей. Закрепление пройденного материала. Плетение по образцу. Оформление изделия. Просмотр и анализ готовых изделий.

^ Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Организация и обсуждение итоговой выставки работ.


Рекомендуемая литература


1.Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.

2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992.

3.Гусакова М.А. Внеклассная работа по труду. – М.: Просвещение, 1981.

4. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1997

5.Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1984.

6. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование – М.: Просвещение, 1982

7.Кузьмина М. азбука плетения. – М.: Просвещение, 1992.

8.Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. – М.: Просвещение, 1985.




Похожие:

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки» iconИлюшова Татьяна Алексеевна пояснительная записка Данная рабочая программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы образовательной системы «Гармония» (дошкольная подготовка)
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки» iconПояснительная записка Данная рабочая программа 1 вида составлена на основе требований образовательных стандартов и авторской программы по русскому языку
Данная рабочая программа 1 вида составлена на основе требований образовательных стандартов и авторской программы по русскому языку...
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки» iconПрограмма Кружка «Умелые руки»
Работу кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки» iconПояснительная записка статус документа Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки» iconПояснительная записка Статус документа Рабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки» iconПояснительная записка Статус документа Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки» iconПрограмма кружка «Умелые руки»
Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки» iconПояснительная записка Статус документа Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки» iconРабочая учебная программа по биологии для 11 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы кружка «Умелые руки» iconРабочая учебная программа по биологии для 10 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы