Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год icon

Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год



НазваниеРабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год
Дата конвертации02.08.2013
Размер137.79 Kb.
ТипРабочая программа
источник

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ /В.Д. Тюменцев/

приказ № ____ от

«___»______________ 20 ___ г.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бестужевская основная общеобразовательная школа

Шипуновского района Алтайского края


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: 1 – 4 КЛАССЫ


Программа составлена на 2010 – 2011 учебный год

на основе комплексной программы

физического воспитания учащихся 1 – 11 классов,

автор – доктор педагогических наук В.И. Лях,


Тюменцев Виктор Дмитриевич, учитель физической культуры


с. Бестужево

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче­ской культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна­ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво­енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздорови­тельную и спортивную деятельность.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается ре­шением следующих основных задач, направленных на:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическо­му развитию;

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навы­кам;

  • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

  • воспитание потребности и умения самостоятельно занимать­ся физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, раз­витие психических процессов и свойств личности.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими уп­ражнениями и спортом, должна создавать максимально благо­приятные условия для раскрытия и развития не только физиче­ских, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития систе­мы физического воспитания в школе должны лежать идеи лич­ностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенси­фикации учебно-воспитательного процесса.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духов­ное совершенствование личности, формирование у учащихся по­требностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, фор­мирование гуманистических отношений, приобретение опыта об­щения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и умственного самочувствия, состояния здоровья и самостоятельных занятий.

Содержание программного материала состоит из двух основ­ных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Осво­ение базовых основ физической культуры объективно необходи­мо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонен­та невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударст­венного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере фи­зической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической куль туры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенно­стей работы школ.


Настоящая рабочая программа имеет два раздела, кото­рые описывают содержание основных форм физической культу­ры в 1—4, 5—9 классах, составляющих целостную сис­тему физического воспитания в основной общеобразовательной школе. Каждый раздел состоит из четырех взаимосвязанных частей: уро­ки физической культуры, физкультурно-оздоровительные меро­приятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассная ра­бота, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Пред­варяют этот материал задачи физического воспитания и показатели физической культуры учащихся начальной и основной школы. Первая часть программы регламентирует про­ведение уроков физической культуры. Вторая, третья и четвертая части программы предназначены для педагогического коллекти­ва школы. Результативность внеклассных форм физического вос­питания, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совмест­ными усилиями директора школы, его заместителей по воспита­тельной и учебной работе, учителя физической культуры, учи­телей начальной школы, физкультурного актива учащихся средней ступени, спортсменов, родителей.


^ Концепцуальные основы реализации данной рабочей программы


В соответствии с социально-экономическими потребностями региона, и учитывая тревожное положение, связанное с состоянием здоровья детей и подростков, Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи ввело новый Базисный учебный план работы в общеобразовательной школе, в котором предусматривается ведение трех уроков физической культуры в младшей и средней ступени образования, за исключением первого класса (при пятидневной учебной неделе). Данный учебный план нацелен на увеличение двигательной активности школьников, воспитание привычки здорового образа жизни и направлен на охрану, укрепление и формирование здорового ребенка средствами физического воспитания. На основании вышеизложенного была разработана данная рабочая программа.

Учебный процесс строится на основе нормативных документов, определяющих развитие школьной физической культуры:

  • концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков;

  • временный Государственный образовательный стандарт физической культуры;

  • комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов;

  • программа физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся сельских малокомплектных школ.



Исходя из документов, можно выделить следующие условия организации педагогического процесса:

  • четкое осознание цели совместной деятельности ученика и учителя;

  • перевод физического воспитания на принципы демократизации и гуманизации;

  • переориентация учебного процесса с воспроизведения образцов готовых занятий (делай как я) на формирование у детей и подростков осознания потребности в физическом совершенствовании и привычек здорового образа жизни;

  • формирование личной компетентности в физическом воспитании.



Простое увеличение часов не может повысить роль и значение физической культуры в воспитании привычек здорового образа жизни, в организации здоровьесберегающих условий в режиме учебного дня, в обеспечении норм двигательного режима, если не произойдет переосмысление ее сущности, цели, содержания и организации.

Учебный процесс в первую очередь должен быть направлен на изучение личной и социальной гигиены, физиологии, психологии, теории и методики физического воспитания, которые формируют научно обоснованные взгляды на роль и возможности физического воспитания в развитии человека. Учебные занятия должны превращаться в уроки познания себя, своего организма, своих нравственных и волевых качеств, духовных и физических возможностей.

При подготовке к уроку используется многообразный учебно-методический материал, применяются различные формы и методы его проведения с учетом региональных и национальных традиций и интересов учащихся.

Три часа в неделю используется на развитие двигательных способностей за счет пропорционального увеличения времени на прохождение разделов программы.


^ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ


Задачи физического воспитания учащихся 1—4 классов на­правлены на:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику пло­скостопия; содействие гармоническому физическому разви­тию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

  • овладение школой движений;

  • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и сило­вых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скорост­ных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способ­ностей;

  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, ре­жиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных спо­собностей;

  • выработку представлений об основных видах спорта, снаря­дах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопаснос­ти во время занятий;

  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими уп­ражнениями, подвижными играми, использование их в сво­бодное время на основе формирования интересов к опреде­ленным видам двигательной активности и выявления пред­расположенности к тем или иным видам спорта;

• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отно­шения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие раз­ витию психических процессов (представления, памяти, мыш­ления и др.) в ходе двигательной деятельности.


^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ,

ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по оконча­нии начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

^ Знать и иметь представление:

  • об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;

  • о способах и особенностях движений и передвижений чело­века, роли и значении психических и биологических процессов­ в осуществлении двигательных актов;

  • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообраще­ния при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

  • об обучении движениям, роли зрительного и слухового ана­лизаторов при их освоении и выполнении;

  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функцио­нальном смысле и направленности воздействия на организм;

  • о физических качествах и общих правилах их тестирования;

• об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о пра­вилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;

  • о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплексы утренней гим­настики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

  • вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы на­грузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

  • организовывать и проводить самостоятельные занятия;

• уметь взаимодействовать с одноклассниками


^ ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (СЕТКА ЧАСОВ) ПРИ ТРЕХРАЗОВЫХ (ДВУХРАЗОВЫХ) ЗАНЯТИЯХ В НЕДЕЛЮ.

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4 классов В.И. Лях.



№ п/п


Вид программного материала

К л а с с ы

1

2

3

4

















1.

Базовая часть

92

62

92

62

92

62

92

62

1.1

Основы знаний

В процессе урока

1.2

Подвижные игры с элементами спортивных игр

26

16

24

14

24

14

24

14

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

20

12

20

12

20

12

20

12

1.4

Легкая атлетика

24

18

24

18

24

18

24

18

1.5

Лыжная подготовка

22

16

24

18

24

18

24

18

2.

Вариативная часть

10

6

10

6

10

6

10

6

2.1

Народные игры

4

2

4

2

4

2

4

2

2.2

Экскурсии, основы тур. техники

2

2

2

2

2

2

2

2

2.3

Углубленное изучение одного из видов (волейбол)

4

2

4

2

4

2

4

2

ИТОГО:

102

68

102

68

102

68

102

68



^ ОТЛИЧИЯ ОТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,

НА ОСНОВЕ КОТОРОЙ РАЗРАБОТАНА ДАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

заключаются в том, что количество часов, отводимых на изучение базовой и вариативной частей, а следовательно, на изучение отдельных видов программного материала изменено в связи с имеющейся материально-технической базой, региональными особенностями, а также уровнем подготовки и специализацией преподавателя физической культуры. Базовая часть программы при двух часах в неделю увеличена с 52 часов до 62, вариативная же часть напротив уменьшена с 16 до 6 часов. При тех часах в неделю базовая часть увеличена с 78 часов до 92 часов, а вариативная часть уменьшена с 24 до 10 часов. Это сделано с целью более глубокого изучения материала базовой части программы, так как осво­ение базовых основ физической культуры объективно необходи­мо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонен­та невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударст­венного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере фи­зической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.


В результате вышеизложенного в базовой части программы на изучение:

- легкой атлетики в первом классе при двух уроках в неделю добавляется 4 часа, во 2 – 4 классах, при трех уроках в неделю добавляется по 3 часа;

- подвижных игр с элементами спортивных игр в первом классе (2 часа в неделю) добавляется 4 часа, во 2 – 4 классах, при трех уроках в неделю, добавляется по 6 часов;

- гимнастики с элементами акробатики во 2 – 4 классах, при трех уроках в неделю, добавляется по 2 часа;

- лыжной подготовки в первом классе (2 часа в неделю) добавляется 2 часа, во 2 – 4 классах, при трех уроках в неделю, добавляется по 3 часа.

Вариативная часть включает в себя:

- изучение русских народных игр, характерных для данной местности;

- экскурсии и обучение основам туристской техники с целью осуществления межпредметных связей, а также изучения прикладных видов спорта и содействия развитию духовно-нравственных качеств учащихся;

- углубленное изучение одного из видов спорта, в данном случае волейбола (исходя из специализации преподавателя физической культуры.

Тематическое планирование – см. приложение 1.




Похожие:

Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год iconРабочая программа по физической культуре 1 класс Составители: Лаврентьева О. В. Иванова Н. В. Беляева Т. Е
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год iconРабочая программа по физической культуре 1-4 класс Пояснительная записка
Программы Министерства образования РФ начальное общее образование, авторской программы Лях В. И. «Физическая культура»,утверждённой...
Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год iconРабочая программа по физической культуре для 1-2 классов разработана на основе: «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы»
Рабочая программа по физической культуре для 1-2 классов разработана на основе: «Комплексная программа физического воспитания 1-11...
Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год iconПрограмма «Предшкольная пора» Начальное общее образование (1 4 классы) Образовательные программы "Начальная школа XXI века" "Школа России" Основное общее образование (5 9 классы)

Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год iconРабочая программа по предмету физика (основное общее образование) Учитель: Рябых О. Е. Рассмотрена на заседании
Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта 2004 г и программы авторов Е....
Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год iconРабочая программа по музыке на 2011-2012 учебный год. 1 класс Составлена Тебневой С. С
России, планируемых результатов начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, Программы Министерства...
Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год iconРабочая программа по географии, 6-9классы, основная ступень, базовый уровень, на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы по географии для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / составитель С. В....
Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год iconРабочая программа по русскому языку на 2011-2012 учебный год. 1 класс Составлена Тебневой С. С
России, планируемых результатов начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, Программы Министерства...
Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год iconРабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование) Рассмотрена на заседании
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии,федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год iconПрограмма по физической культуре для 3 класса На 2012 2013 учебный год Учитель физической культуры
«Комплексной программе физического воспитания 1 – 11 классы» авторов д п н. В. И. Ляха и к п н. А. А. Зданевич, которая рассчитана...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы