Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс icon

Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс



НазваниеОлимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс
Дата конвертации28.11.2013
Размер142.81 Kb.
ТипДокументы
источник

Олимпиада по русскому языку и литературе.5 класс.

1.Из стихотворных сказок К.И. Чуковского в русский язык вошли слова Айболит( как имя доктора) и Мойдодыр ( как имя умывальника). А чем примечательны эти слова в лингвистическом отношении?

2.Распределите слова по родственным корням.

Поднос, переносица, носовой, носок, носорог, носилки, носящий, носить, заносы.

Наводнение, наводчик, повод, поводырь, водоем, водить, водитель, паводок, половодье, водяной, водолаз.

3.Объясните значение словосочетаний.

Завели собаку, завели хозяйство, завели песню, завели разговор, завели мотор.

Закипела вода, закипел самовар, закипело море.

Темный цвет, темная личность, темная ночь.

4.^ Закончите предложения- подберите подходящие по смыслу и рифме обстоятельства, выраженные наречиями.

Посиди да погоди: сказка будет… . Черно-бурый медвежонок про себя ворчит… . На зеленую полянку вышел мишка … . Подымается петух, говорит с собою … .Испугался вдруг щенок и пустился … .

5.^ Болельщика, поклонника какой –либо команды или группы называют так: фан (фэн), фанат, фанатик, а клуб болельщиков – фэн – клуб. Какое слово здесь от какого образовано?

фанатик, а клуб болельщиков – фэн – клуб. Какое слово здесь от какого образовано?

6.^ Старуха в известной сказке А.С. Пушкина ругает старика : «Дурачина ты, простофиля!». А еще словодурачина встречается в известной прибаутке: Смех без причины – признак дурачины. Это то же самое слово, что и в первом случае?

7.^ Из каких басен И. А. Крылова взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

« У сильного всегда бессильный виноват!»?

« Услужливый дурак опаснее врага»?

« Рыльце у тебя в пуху»?

«Чем нравом кто дурней, тем более кричит он на людей»?

8.^ Назовите первое стихотворение Пушкина, которое было опубликовано? Каким псевдонимом оно было подписано?

9. Назовите произведения Л. Толстого, посвященные Кавказской войне?

10. Какую женскую роль играл Н.Гоголь в ученическом спектакле?

11. Ваше мнение о конкурсе и порядке его проведения очень важно для нас!

Работая над заданиями конкурса, вы преодолевали трудности, узнавали новое. Мы предлагаем вам написать об этом в виде итоговой рефлексии. Она станет своеобразным подведением итогов.

При написании рефлексии вы можете опираться на следующие вопросы:

^ Почему я выбрал этот конкурс?

Что в нем было самого необычного? Банального?

Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?

Что в конкурсе было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?

^ Что в конкурсе вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?

Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?

Если бы я был Автором, то…

Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в конкурсе. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось.


^ Задания дистанционной олимпиады по русскому языку.

6 класс


1.В каком слове все гласные пишутся в соответствии с произношением?

а) циркуль

б) облако

в) овцы

г) море (1 балл)


2 .Перепишите следующие слова в таком порядке:

а)те, в которых есть только глухие согласные;

б)те, в которых согласные только звонкие;

в)те ,в которых есть и глухие, и звонкие согласные.


^ Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики. ( 3 балла)


3.Какое из данных ниже слов и сочетаний можно использовать в фразе:

Проблема нехватки времени ……… с каждым днем.


а) усугубляется

б) усиливается

в) становится больше

г) становится острее (1 балл)


4. Сколько словосочетаний входит в предложение:


^ Достоинства родного языка по-настоящему понимаешь только при изучении родных языков.


  1. Какое из слов образовано приставочно-суффиксальным способом?



а) вычисление

б)вычислить

в) вылетать

г) вылететь (1 балл)


Задания дистанционной олимпиады по русской литературе.

6 класс.


1 По какому поводу у Крылова сказано: «Скупой теряет все, желая все достичь». (2 балла).

2.Укажите название стихотворного размера, которым написано стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье»:


Шепот , робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья …. (2 балла)


3.Назовите 7-х богатырей русских былин ( 0,5 баллов за каждый правильный ответ)

4.В названии произведений каких писателей упоминается профессия, звание и чин героя? Приведите не менее пяти примеров.

( по одному баллу за каждый правильный ответ)

5.Сочините стихотворение, используя рифмы:

Ясны-напрасны

Свободный-безысходный

Пустыне-середине

Вожатый – объятый.

(до 5 баллов)

  1. Рефлексия. Ваше мнение о конкурсе и порядке его проведения очень важно для нас!


Работая над заданиями конкурса, вы преодолевали трудности, узнавали новое. Мы предлагаем вам написать об этом в виде итоговой рефлексии. Она станет своеобразным подведением итогов.

При написании рефлексии вы можете опираться на следующие вопросы:

^ Почему я выбрал этот конкурс?

Что в нем было самого необычного? Банального?

Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?

Что в конкурсе было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?

^ Что в конкурсе вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?

Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?

Если бы я был Автором, то…

Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в конкурсе. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось.


^ 7 класс

Олимпиада по русскому языку и литературе


1.Назовите глагол, который в русском языке употребляется с приставками при-, до-, у-, от-, с-, из-, раз-, но без приставки не может жить самостоятельно и не имеет смысла. (1 балл)

2.Какой глагол можно отнести и к первому, и ко второму спряжению?

(1 балл)

3.Почему слова досуха и досрочно оканчиваются по-разному, хотя оба имеют приставку до-?(2 балла)

4.Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчетом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть пословицу. О какой пословице идет речь?

Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, иносказание.(2 балла)

5.Определите, являются ли грамматически одушевленными следующие слова: дуб, кедр, мертвец, матрешка? Аргументируйте свой ответ.(2 балла)

6.Как вы понимаете значение слова позор в отрывке из стихотворения Е.Баратынского?

Величествен и грустен был позор

Пустынных вод, лесов, долин и гор. (1 балл)

7.В каком качестве Иван Андреевич Крылов начал свою литературную деятельность? (1 балл)

8.Сколько лет прожил на острове Робинзон Крузо? (3 балла)

9.Какова форма именительного падежа множественного числа существительных 2-го склонения дно, шило, полено, судно (корабль)?

(2 балла)

10.Каким членом предложения является слово один в следующих предложениях?

1).В задачнике жили один да один.(С.Маршак)

2).Вдруг из ворот обгоревшего дома вышел один гражданин незнакомый.(С.Маршак)

3).Выхожу один я на дорогу.(М.Лермонтов) (3 балла)

^ Максимальное количество-18 баллов.

  1. Рефлексия. Ваше мнение о конкурсе и порядке его проведения очень важно для нас!


Работая над заданиями конкурса, вы преодолевали трудности, узнавали новое. Мы предлагаем вам написать об этом в виде итоговой рефлексии. Она станет своеобразным подведением итогов.

При написании рефлексии вы можете опираться на следующие вопросы:

^ Почему я выбрал этот конкурс?

Что в нем было самого необычного? Банального?

Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?

Что в конкурсе было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?

^ Что в конкурсе вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?

Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?

Если бы я был Автором, то…

Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в конкурсе. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось.

^ 8 класс

Олимпиада по русскому языку и литературе.

1.Какое из этих слов обозначает человека?(1 балл)

а)усилитель б)ускоритель в)учредитель г)удлинитель д)утеплитель

2.В каком из глаголов тот же корень, что и в слове губа?(1 балл)

а)загубить б)пригубить в)погубить г)сгубить д) во всех

3.В каких падежах существительное уж «неядовитая змея» можно перепутать с наречием? (1 балл)

4.Даны слова: горящий, горячий, горючий, горевший, горюющий. Сколько среди них причастий от глагола гореть?(1 балл)

5.От какого слова образовано прилагательное стоический?(1 балл)

6.Что соединяет слова танкер и танки? Поясните.(3 балла)

7.Какой стиль изложения по-книжному называют лапидарным? (1 балл)

А)Краткий, ясный, четкий

Б)Замысловатый, цветистый

В)Наукообразный

Г)Высокопарный

8.Какой жанр киноискусства невозможно воспроизвести в литературе?(1 балл)

9.Какими словами русские драматургиХIХ века предпочитали заканчивать действие, чтобы эти слова служили своеобразным предлогом для смены декораций? (2 балла)

10.Один из лучших переводов какой древнерусской поэмы принадлежит поэту Аполлону Николаевичу Майкову? (1 балл)

11.Рефлексия. Ваше мнение о конкурсе и порядке его проведения очень важно для нас!

Работая над заданиями конкурса, вы преодолевали трудности, узнавали новое. Мы предлагаем вам написать об этом в виде итоговой рефлексии. Она станет своеобразным подведением итогов.

При написании рефлексии вы можете опираться на следующие вопросы:

^ Почему я выбрал этот конкурс?

Что в нем было самого необычного? Банального?

Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?

Что в конкурсе было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?

^ Что в конкурсе вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?

Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?

Если бы я был Автором, то…

Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в конкурсе. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось.

^ 9 класс
Русский язык


1. Лексикология:

1.Назовите слова, которые стали употребляться в современном русском языке вместо устаревших: седмица, вертоград, купина, вретище, капище, вития, вериги, ветрило, куртина, диамант?

2. Переведите на современный литературный язык древнерусские слова из памятников письменности: зод, зегзица, веверица, вежа, мовня, мытник.

3. Укажите, какие слова, вошедшие в современный русский язык, были придуманы: а) англичанином ^ Джонатаном Свифтом; б) американцем Норбертом Винером; в) чехом Карелом Чапеком?

4. Объясните, куда выплывают челны Стеньки Разина: Из-за острова на стрежень, на простор речной волны выплывают расписные Стеньки Разина челны.

5. Докажите, какого рода первоначально было в русском языке слово гардероб.

2. Фразеология:

1. Приведите фразеологизмы, в которых употребляются слова: типун, тютелька, сапа, стоеросовый.

2. Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались слова: угробить, пустопорожний, взбелениться.

3. Объясните, что означает выделенное слово в строке из поэмы Б.Пастернака: «Мне тридцать восемь лет. Я сед. Не обернешься, глядь – кондрашка.»? В составе какого фразеологизма оно употребляется?

4. Укажите лексическое значение выделенного слова: - Лжешь ты всё! – завопил Раскольников, уже не сдерживаясь, - лжешь, полишинель проклятый! - В составе какого фразеологизма оно употребляется?

5. Существует фразеологизм повесить нос. Приведите фразеологизм (музыканты, подскажите!), который указывает, куда именно вешать нос.



3. Пословицы и поговорки:

1. Закончите пословицы:

А) При солнышке тепло, …

Б) Не пригож лицом, да …

В) Родители трудолюбивы, …

Г) Бой красен мужеством, а …

Д) Говорит день до вечера, а …

2. Начните пословицы:

А) … , а талант в труде.

Б) … , того люди чтут.

В) … , добра себе хочет.

Г)… , а от худого удались.

Д) … , такие плоды.

3. Восстановите пословицы по имеющимся в них словам:

А) знать - спать

Б) перьями - уменьями

В) углами – пирогами

Г) без друзей – без корней

Д) встречают – провожают

4. Приведите пословицы и поговорки с именами собственными:

А) Аннушка

Б) Маша

В) Емеля

Г) Мамай

Д) Дарья

5. Решите, чем интересны данные пословицы с синтаксической точки зрения: Соли – не пересаливай, хвали – не перехваливай. При тебе – за тебя, без тебя – на тебя.

4. Полминутки для шутки:

1. Может ли свет находиться в жидком состоянии?

2. Могут ли опыт и правда иметь неприятный вкус?

3. Есть ли ноги у газеты и книги?

4. Есть ли у земли лицо?

5. Есть ли глаза у правды?

5. Отгадай:

1. Кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

А) рыльце в пуху;

Б) есть еще порох в пороховницах;

В) двадцать два несчастья.

2. Из какого литературного источника данные фразеологизмы:

А) легкость в мыслях необыкновенная;

Б) герой не моего романа;

В) есть еще порох в пороховницах.

3. Названия каких городов заменяют эти перифразы:

А) ключ России;

Б) сердце России;

В) северная Пальмира.

4. Чьи имена заменяют эти перифразы:

А) Соловей старого времени;

Б) Солнце русской поэзии;

В) Певец печальной женской доли.

5. ^ Из каких произведений эти строки:

А) Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.

Б) Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.

В) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.


6.Синтаксис.

Сколько раз в этих стихотворных отрывках встречается подчинительный союз что?

Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною…(А.С. Пушкин)

Известно, что слоны в диковинку у нас… (И.А. Крылов)

^ Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку… (Б.Л. Пастернак)

Знаешь, я читала,

Что бессмертны души…(А.А.Ахматова)

7. Морфология

Какая особенность дореформенной (1917/18 г.) орфографии иллюстрируется Н.И. Гречем в одном из изданий его «Начальной русской грамматики»? Какое орфографическое явление возникло после реформы?

Я былъ вчера у самаго добраго человъка. Его самого я не засталъ дома.

9 класс

Литература

^ 1. Укажите ряд, в котором представлена правильная цепочка структурных элементов сюжета художественного произведения:

а) пролог – экспозиция – завязка – развитие действия – развязка – эпилог;

б) завязка – лирическое отступление – развитие действия – кульминация – развязка;

в) зачин – развитие действия – конфликт – концовка;

г) экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка.

^ 2. Определите характер стихотворного размера четверостишияпо фрагменту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»:

В песчаных степях Арвийской земли

^ Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной.

а) хорей

б) амфибрахий

в) ямб

г) анапест

3. Укажите название тропа, суть которого заключается в переносе значения с одного явления на другое по количественному признаку (часть вместо целого, единственное вместо множественного и наоборот):

а) гипербола;

б) метафора;

в) синекдоха;

г) литота

4. Ваше мнение о конкурсе и порядке его проведения очень важно для нас!

Работая над заданиями конкурса, вы преодолевали трудности, узнавали новое. Мы предлагаем вам написать об этом в виде итоговой рефлексии. Она станет своеобразным подведением итогов.

При написании рефлексии вы можете опираться на следующие вопросы:

1. Почему я выбрал этот конкурс?

2. Что в нем было самого необычного? Банального?

3. Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?

4. Что в конкурсе было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?

5. Что в конкурсе вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?

6. Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?

7. Если бы я был Автором, то…

Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в конкурсе. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось.


^ Задания олимпиады по русскому языку и литературе для 10-го класса


1. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лепесток, узел, листва, шорох, платок, паутина, ремень, шалаш, мешок, роса, ковер, солнышко, опушка, болото. Объясните причину появления «беглых» гласных.  


2. Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.


3. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка.


4. Какие современные иностранные языки имеют собственный алфавит?


5. Какие части речи могут образовываться от местоимений?


6. Данные две строчки написаны одним и тем же размером (каким?). В чем различие их ритмической организации?


  • Весь мир был пуст, лишь я не спал

  • Не расставайтесь никогда


7. С творчеством каких русских писателей связаны следующие географические названия:

Одесса

Рим

Кишинев

Тифлис

Болдино

Пятигорск

Михайловское


8. Составьте словосочетания или предложения, описывающие солнце с использованием:

а) метафоры;

б) сравнения;

в) эпитета;

г) гиперболы.


9. С какими историческими событиями связаны сюжеты следующих произведений:

«Путешествие в Арзрум»,

«Вновь я посетил...»,

«Прощай, немытая Россия...»,

«К морю»,

«Пущину».


10. Известно, что несколько десятков выражений из басен И.А.  Крылова стали крылатыми. Какие из них вы помните? Укажите их значения.


11. Рефлексия. Ваше мнение о конкурсе и порядке его проведения очень важно для нас!

Работая над заданиями конкурса, вы преодолевали трудности, узнавали новое. Мы предлагаем вам написать об этом в виде итоговой рефлексии. Она станет своеобразным подведением итогов.

При написании рефлексии вы можете опираться на следующие вопросы:

1. Почему я выбрал этот конкурс?

2. Что в нем было самого необычного? Банального?

3. Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?

4. Что в конкурсе было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?

5. Что в конкурсе вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?

6. Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?

7. Если бы я был Автором, то…

Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в конкурсе. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось.




Похожие:

Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс iconДокументи
1. /школьные олимпиады МБ ОУ Кочкуровской СОШ/400 лет ополчения.doc
2. /школьные...

Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс iconИтоги районной дистанционной недели по русскому языку и литературе (9-10 класс) 24. 01. 29. 01. 2011г № Название школы Участники Баллы (Олимпиада) Баллы (Викторина)

Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс iconДокументи
1. /Олимпиада по русскому языку для 1-4кл/Олимпиада по русскому языку 1 класс.docx
Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс iconИнструкция по проведению заочной олимпиады
Областная заочная олимпиада (далее олимпиада) проводится для обучающихся 7,8 классов общеобразовательных учреждений Курганской области...
Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс iconДокументи
1. /ОЛИМП школьн р. я. и лит/10 класс/ОТВЕТЫ-10 класс.doc
2. /ОЛИМП...

Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс iconИнтеллектуальный марафон по русскому языку и литературе
Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на интеллектуальном марафоне, посвященном русскому языку и литературе. С минуты...
Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс iconОлимпиада по русскому языку. Районный тур 2 класс

Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс iconКак готовить домашние задания по русскому языку и литературе
Как готовить домашние задания по русскому языку и литературе (памятки для учеников) / сост. И. А. Соловьева. Комсомольское: моу «Комсомольская...
Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс iconОлимпиада по русскому языку 3 класс
Переведи” это предложение на русский язык
Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс iconВнеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы