Рабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель icon

Рабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель



НазваниеРабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель
страница1/3
Дата конвертации29.11.2013
Размер461.75 Kb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3

Комитет администрации города Славгорода Алтайского края

по образованию и делам молодёжи

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

посёлка Бурсоль города Славгорода Алтайского края


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО русского

языка и истории заместитель директора по УВР директор школ

«27» августа 2012 г. «___»_____________ 2012 г. «____»____________ 2012 г.

Протокол № _______ _____________________ ______________________

________ Лисица З.П. Мелихова В.А. Глебова В.С.

^ Рабочая программа

по литературе

9 класса

Срок реализации: 2012-2013 учебный год


Составитель:

Лисица Зоя Петровна

учитель русского языка

и литературы.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и учебной программы по литературе, допущенной МО РФ в 2008 г. (автор-составитель В. Я. Коровина.)

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль­турных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.




^

Место предмета «Литература» в базовом учебном плане.


Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения предмета «Литература» в средней школе, четко определяют его место в базисном учебном плане. В них подчеркивается, что приобщение школьников к богатствам русской и мировой литературы - это единый и непрерывный процесс, позволяющий устанавливать связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. На изучение предмета «Литература» в 9 классе отводится 102 часа (из них 7 часов - на проведение контрольных работ, 22 - на уроки развития речи).


^ Цель изучения литературы в школе.

Содержание и структура программы определяется целью литературного образования: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси­ческой и зарубежной литературы, развитие способностей воспринимать и оценивать явления литературы и оценивать, формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции школьников.

Достижение этой цели предполагает:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства,

  • воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.


^ Новизна данной рабочей учебной программы.

Особенностью данной программы является системная направленность: от освоения различных жанров фольклора к изучению творчества писателей; от знакомства с отдельными сведениями по истории соз­дания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова; подводится итог работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (жестокость и сострадание, великодушие и эгоизм, прекрасное в природе и человеческой жизни).

Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Поэтому предлагаются для изучения ранее не входившие в курс литературы 9 класса произведения писателей 20 века (А.И. Солженицына, Б. Пастернака), необходимые для расширения читательского кругозора учащихся, обогащения их представления о художественном наследии русской литературы.

В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные (связь с курсами истории, географии, русского языка) и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства (музыке, живописи).

Данная программа формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - жи­вое поступательное движение.

^ Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках-диспутах, семинарах, уроках-концертах.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


  1. Учащиеся, закончившие 9 класс, должны знать:

  • Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);

  • Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;

  • Содержание изученных произведений;

  • Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

  • Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

должны уметь:

  • Воспроизводить содержание литературного произведения;

  • Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;

  • Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);

  • Давать характеристику литературному произведению, исходя из
    особенностей исторической эпохи, в которую было создано это
    произведение;

  • Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;

  • Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

  • Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;

  • Писать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;

  • Писать сочинение на заданную тему.


 Методы обучения:


                    *ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

                    *^ ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

                    *ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

                    *ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.


Содержание.


Введение-1ч

Из древнерусской литературы-2ч

Из литературы XVIII века-11ч

Из русской литературы XIX века-53ч

Из поэзии XIX века-1ч

Из русской литературы XX века (Из русской прозы XX века)-10ч

Из русской поэзии XX века (Штрихи к портретам)-14ч

Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков-3ч

Из зарубежной литературы-7ч

^ Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

 

Программа литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной (М., Просвещение, 2008)

Основное учебное пособие Литература. Учебник-хрестоматия в 2х частях для 9 кл. общеобразоват. учреждений.

Автор-составитель В.Я.Коровина. М.Просвещение, 2008.


урока



Дата

Тема урока

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

ЗУН

^ Межпредметные связи

ТСО

Домашние задание

(примерное)

1

04.09.

Вводный урок. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа, работа с книгой










 Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8

^ Из древнерусской литературы (2ч)


2

05.09.

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.

Лекция, слушание фрагментов произведения

З н а т ь: основные этапы развития рус/литер., её жанровое разнообразие

У м е т ь: делать выводы, сравнивать произведения


ИЗО. Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…» Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища

Игоря Святославовича с половцами».

История. Культура и быт Руси в IX-XII веках. раздробленность русских земель (7 класс).

Музыка. А. Бородин «Князь Игорь».

Презентац

иллюстрац

Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть.


3-4

07.09.

11.09.

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».

Подготовка к домашнему сочинению.

Практикум







^ Домашние сочинение. Темы: "Какую обложку к книге, где напечатано "Слово", я бы нарисовал"; "Чем интересно "Слово" современному читателю"; "Образ Русской Земли на страницах "Слова" "

^ Из русской литературы XVIII века (11ч)


5

12.09.

Литература XVlll века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.

Лекция, работа с книгой




История. Эпоха просвещения. классицизм в русском и мировом искусстве.

иллюстрац

Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40

6

14.09.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

Лекция, практикум


Уметь

анализировать стихотворение.


ИЗО. Портрет М. Ломоносова , портрет Елизаветы Петр.

работы Вишнякова, Державина.


Презентац

Иллюстрац

С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение

7

18.09.

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

выразительное чтение, беседа











Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из "Вечернего размышления о Державине ".

8-9

19.09.

21.09.

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.


Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Внеклассное чтение


Практикум

З н а т ь: классицизм как литературное направление, его принципы

У м е т ь: анализировать поэтический текст

^ Продуктивный уровень:

История. Эпоха просвещения. Внутрен. политика Екатерины II (7 класс).

Быт основ. сословий в XVIII веке.


Презентац

С.59-64, записи в тетрадях. Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"

10

25.09.

Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Рассказ, беседа








Презентац

С.68-74, вопросы 1-6

11

26.09.

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Практикум










Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии. Вопросы 7-9, с.74

12

28.09.

Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

Лекция, работа с книгой

  1. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;

  2. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

ИЗО. Портреты Карамзина.

Русс. яз. Сборник текстов «Легенда о Коломне» (№30) о Карамзине.

Презентац

С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»

13

02.10.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Лекция, практикум, анализ

обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;








С.103, вопросы, подготовиться к сочинению

14-15

03.10.

05.10.

Классное сочинение. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).

Развитие речи










Сообщения

^ Из русской литературы XIХ века (52ч)


16

09.10.

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

Лекция







Презентац

Выучить лекцию, с.112 вопросы

17

10.10.

Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.

Беседа, выразительное чтение

З н а т ь: понятие о художественном мире писателя, основные темы и мотивы лирики

У м е т ь: анализировать поэтический текст





Презентац

Материалы собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения (или самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126

18

12.10.

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.

Беседа, практикум


  1. рассмотреть понятия “вера” и “верность” с нравственной точки зрения;

  2. формировать систему нравственных ценностей;

  3. вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;

  4. развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.




Музыка

С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады

19

16.10.

А. С. Грибоедов: личность и судьба.

Лекция

З н а т ь: понятие драматического произведения, ремарка как выражение авторского взгляда, значение реплик героев, изображение характера героя в драматических произведениях

У м е т ь: анализировать поэтический текст

Музыка.

Вальсы Грибоед.

ИЗО.

Портреты Грибоед., работы И. Крамского (1873), В. Машкова (1827)

Иллюстрации к комедии

Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.


Презентац

Прочитать комедию "Горе от ума".

20

17.10

Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

Лекция, беседа, выразительное чтение, аналитическое чтение







Иллюстрац

Выразительное чтение II действия

21

19.10.

2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

Практикум










1 гр. – Чичиков: Беда или надежда России (вопросы по учебнику, творческий практикум стр. 147.)
2 гр. – Судьба и характер крестьян, которых покупал Чичиков у помещиков.
3 гр. – Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина.

22

23.10.

3 действие комедии. Анализ сцены бала.

Практикум, выразит. Чтение по ролям










Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)

23

24.10.

4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

Практикум










Начать подготовку к классному сочинению по комедии.

24

26.10.

И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.

Конспект










Закончить конспект статьи. Завершить подготовку к сочинению.

25-26

07.11.

09.11.

Классное сочинение по комедии "Горе от ума".

"Век нынешний и век минувший" в комедии.

"Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин)

"Смысл названия комедии".

"Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума"

"Москва, Страстная площадь, дом П.А.Фамусова ". Софье Павловне Фамусовой"…

"Смешное и грустное в комедии Грибоедова "Горе от ума".

"Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и другие.

Развитие речи










 

27

13.11.

Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.

Лекция, демонстрация

З н а т ь: факты биографии Пушкина, изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики

У м е т ь: анализировать языковой строй стиха

ИЗО. Портреты А.С.Пушкина.

Русский язык.

Сборник текстов, текст

№1 «И.Пущин»,

№48 «Москвич Пушкин».

№72 «О музейной смотрительнице»

Презентац

Работа в группах собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.

28

14.11.

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

Лекция, беседа, выразительное чтение

З н а т ь: особенности каждого жанра, тематической группы

У м е т ь: анализировать языковой строй стиха





иллюстрац

Наизусть

стихотворение «Пущину" (1826).

29   

16.11.

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина

выразительное чтение







иллюстрац

Анализ стихотворения. Чтение наизусть.

 

30    

20.11.

Любовная лирика Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина.

Семинар







иллюстрац

музыка

Анализ стихотворения Чтение наизусть.

31      

21.11.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Практикум










Ответ по плану с цитированием наизусть.

32     

23.11.

А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

Внеклассное чтение










«Евгений Онегин». Знание текста.

33

27.11.

«Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.

Лекция, работа с книгой

З н а т ь: жанры лирики, её особенности, понятие «роман в стихах»; композиционное строение романа; герои

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов

ИЗО. Иллюстр. к роману. Художники: М. Микешин, Н. Кузьмин, М. Добужинский, А. Нотбек, В. Канашевич, сам А. С. Пушкин.

Музыка. Чайковский. Опера «ЕО».


Презентац

День Онегина в Петербурге.

34

28.11.

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Беседа, выразительное чтение

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов








  1. Проанализировать строфы XXXIX и XXXVII (возможные пути жизни Ленского).

  2. Письмо Онегина и Татьяны.

  3. Как изображена Москва в гл.7.

35

30.11.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Аналитичес-кая работа с текстом

У м е т ь: работать с критической литературой










36

04.12.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Практикум










Письмо наизусть.

37

05.12.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Беседа












  1   2   3




Похожие:

Рабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель iconРабочая программа по литературе 10 класс Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством...
Рабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель iconРабочая программа по литературе 7 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель
В. Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель iconРабочая программа по литературе 6 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель
В. Я. Коровиной, 15-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель iconРабочая программа по русскому языку 6 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Рабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель iconРабочая программа по русскому языку 7 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель iconРабочая программа по русскому языку 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество...
Рабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель iconРабочая программа по русскому языку 10 класс Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель
Учебник: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов оу. – М.: Просвещение,...
Рабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель iconРабочая программа по музыке 1 класс на 2012 2013 учебный год (срок реализации программы 1 год)
Муниципальное образовательное учреждение Килпъяврская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель iconБурдиной Ольги Владимировны 2009 2010 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Программа предназначена для 6 класса, срок реализации программы 1 год
Рабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель iconБурдиной Ольги Владимировны 2009 2010 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Программа предназначена для 10 класса, срок реализации программы 1 год
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы