Автореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости icon

Автореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости



НазваниеАвтореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости
Дикарева Татьяна Владимировна
Дата конвертации30.11.2013
Размер117.76 Kb.
ТипАвтореферат
источник

Управление образования администрации города Бузулука


Автореферат на тему


Рейтинговая система оценки как

средство повышения мотивации

и качества успеваемости


Выполнила:

Дикарева Татьяна Владимировна,

учитель физической культуры

МОАУ г.Бузулука «Гимназия №1»


г. Бузулук 2011 г.

Содержание


1.Введение……………………………………………………………………………..стр. 2


2.Основная часть:


Актуальность………………………………………………………………………..стр. 3


Новизна……………………………………………………………………………...стр. 3


Цели и задачи………………………………………………………………………..стр. 3


Описание опыта……………………………………………………………………стр.4-7


Результат…………………………………………………………………………….стр.8


3. Литература……………………………………………………………………...стр. 9

Введение

Приоритетный национальный проект «Образования» остается одним из ключевых механизмов развития общего образования. Сегодня никто не будет спорить, что образование является значимым для всех членов общества. Для учеников - это путь к успеху: личному и профессиональному, реальная возможность самосовершенствования, непрерывного движения вперед. Для педагогов - профессиональная деятельность, результат которой важен как для государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности.

Значимость школьного образования подчеркнул президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию в ноябре 2008 года и определившего как решающий фактор не только для индивидуального успеха, но и долгосрочного развития всей страны.

Одним из важных приоритетов стратегии «Наша новая школа» является сохранение здоровья школьников. Ни одна школа не может считаться успешной, если учебные достижения получены за счет здоровья детей. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься здоровьем должны, в том числе и педагоги.

Необходимо разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализацию параметров физических и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Как сделать уроки физической культуры интересными? Как объективно оценить достижения каждого учащегося? Как сформировать потребность к систематическим занятиям физической культурой, сохранению и укреплению своего здоровья?

Существующая в физической культуре система оценивания по пятибалльной системе не только не позволяет объективно оценить знания, умения и навыки учащихся, но порой является психологическим фактором, способствующим снижению мотивации к занятиям физической культурой.

Данная проблема побудила меня к разработке рейтинговой системы оценки учащихся на уроках физической культуры.

Актуальность:

Актуальность данной системы оценивания заключается в повышении мотивации детей к занятиям физической культуры, так как на данном периоде остро стоит вопрос формирования здорового образа жизни, привития навыков заботы о своем здоровье.. Предложенная система позволяет повысить заинтересованность детей к занятиям физической культуры.

Новизна заключается в суммировании усилий учащихся в учебном процессе по физической культуре, в возможности ребенка опираться на приемлемые для него критерии и планировании конечного результата.

^ Цель: Развитие мотивации учащихся в системе физического воспитания.

Задачи:

1. Мотивация учебной деятельности.

2. Сформировать основные понятия и положения рейтинговой системы
оценке знаний, умений и навыков учащихся.

3. Разработать систему оценки, способствующей следующим требованиям:

- повышение качества обучения;

-обеспечение системности и объективности оценки успехов каждого ученика, творческого и активного характера его работы;

- создание положительной мотивации к учению.

4. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы
результативность рейтинговой системы достижений учащихся.

Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса некоторых учащихся к учебной деятельности. Как следствие этого - низкое качество и успеваемость по предмету. С данной проблемой столкнулась и я. Первое, что я попыталась определить - это причины спада учебной мотивации, так как понимала, для того чтобы учебная деятельность была успешной, нужно повысить мотивацию через эмоциональный интерес. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь успеха).

Чтобы повлиять на развитие личности ученика, учитель должен поощрять его любое достижение. Оценочная система (пятибалльная) для этого, по моему мнению, не подходит, так как отметки делятся на «хорошие» и «плохие». Оценку «1», «2» мы можем использовать в оценке достижений школьника, так как они не мотивируют детей на успех. Такое оценивание деятельности ребенка порождает у последнего заниженную самооценку и становится в некотором роде стрессом для ребенка. Поощрять незначительные результаты деятельности тех ребят, которые учатся с трудом, с помощью неудовлетворительных оценок мы не можем, но и оценку «3», «4», «5» использовать нельзя, так как результаты не соответствуют критериям этих оценок. А ученик не может жить мотивами успеха в отдаленном будущем, ему нужна сегодняшняя радость, сегодняшний успех.

Проблемы, связанные с контролем и оценкой результатов обучения, достаточно глубоко и всесторонне исследованы в отечественной педагогике. В работах В. С. Аванесова, С. И. Архангельского, И. Ю. Гуткина, Г. Ю. Ксензовой, П. И. Пидкасистого, М. П. Портного, Н. Ф. Талызиной, Н. В. Тель-тевской, В. А. Шухардина и других исследователей рассмотрены основные теоретические и методические аспекты контроля и оценки, функции, виды, организационные формы, методы контроля, различные технологии оценки. В работах Ю. Б. Зотова, В. И. Ляха, Т. М. Михайлиной эти же аспекты рассматриваются применительно к физическому воспитанию. Оценка выполняет свои функции, если соответствует следующим требованиям: осуществляется систематически, является объективной, всесторонней, дифференцированной и индивидуальной. Основной принцип, которым должен руководствоваться учитель при выставлении оценки, выражается в следующем: оценка должна содействовать развитию ученика, а не тормозить его, воспитывать у него интерес и потребности заниматься физическими упражнениями и стимулировать учебную активность. Таким образом, оценка успеваемости по физической культуре основывается на общепедагогических принципах, но имеет свою специфику, отличающую ее от оценки по другим учебным дисциплинам. А именно:

- необходимость более полного и глубокого учета не только психических качеств, свойств и состояний личности, но и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья учащегося;

- более широкий диапазон критериев, где учитываются не только знания, но
и конкретные двигательные умения, и навыки, способы осуществления
физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, систематичность
занятий физическими упражнениями и видами спорта, ведение здорового
образа жизни;

- объективные количественные слагаемые оценки, позволяющие более
объективно и точно вести контроль индивидуального физического развития и
подготовленности.

Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, пятибалльная система оценки, как бы корректно ее ни применял учитель, не отвечает современным требованиям обучения по физической культуре.


При проведении мониторинга мотивации учащихся 6 классов - (73 человека). Для определения отношения личности к занятиям физической культурой проводилась анкета, в которой учащиеся выбирали ответ на вопрос «Нравится ли тебе заниматься на уроках физической культуры?» из трех вариантов:

  1. Нравится;

  2. надо, так надо;

  3. не нравится.

В следующей анкете определялась самооценка учащимися своего отношения к физической культуре:

Как Вы оцениваете свои знания по физической культуре? 5,4,3,2, (вашу оценку обведите кружком)

2. Оцените по шкале ваши умения, приобретенные на уроках физической культуры. 5,4,3,2, (вашу оценку обведите кружком)

3. Оцените по шкале ваш интерес к занятиям физической культурой. 5,4,3,2, (вашу оценку обведите кружком) Результаты получились следующие:


Отношение к

предмету

Кол-во

%

Самооценка

Средний балл

Нравится

21

28,7

Знания по предмету

3,2

Равнодушное

39

53,5

Умения предмету

3,8

Не нравится

13

17,8

Интерес к предмету

2,9


Анализируя результаты, я пришла к следующим выводам:

1) учащиеся отмечали, что владеют достаточными умениями,
приобретенными на уроках физической культуры;

2) обладают знаниями, но при этом они равнодушны к учебному
предмету.

Так как же организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?

Чтобы повлиять на развитие личности ученика, учитель должен поощрять его любое достижение. Оценочная система (пятибалльная) для этого, по моему мнению, не подходит, так как отметки делятся на «хорошие» и «плохие». Оценку «1», «2» мы не можем использовать в оценке достижений школьника, так как они не мотивируют детей на успех. Такое оценивание деятельности ребенка порождает у последнего заниженную самооценку и становится в некотором роде стрессом для ребенка. Поощрять незначительные результаты деятельности тех ребят, которые учатся с трудом, с помощью неудовлетворительных оценок мы не можем, но и оценку «3», «4». «5» использовать нельзя, так как результаты не соответствуют критериям этих оценок. А ученик не может жить мотивами успеха в отдаленном будущем, ему нужна сегодняшняя радость, сегодняшний успех.

Изучив методики разных авторов по применению рейтинговой оценки, я разработала свой вариант, где ученику представилась возможность самому зарабатывать баллы.

Суть предлагаемой технологии рейтинговой оценки заключается в следующем: в начале учебного года учащимся предъявляются критерии и показатели, по которым они будут оцениваться в течение четверти и учебного года; количество баллов, которое можно набрать по каждому критерию; система оценивания за четверть и учебный год в зависимости от количества набранных баллов по формуле:

Р = (М + 3+У.Н+пФК) + П - Ш , где Р-рейтипговая система, М- мотивация к занятиям, У.Н- умения, навыки, пФК- прирост физических качеств, П-поощрительные баллы, Ш- штрафные баллы.

Система критериев и показателей рейтинговой оценки по физической культуре:

1. Уровень знаний

  • основные категории теории физического воспитания - 1-3 балла;

  • закономерности физического развития человека- 1-3 балла;

  • методика организации и проведения занятия по физической культуре, спортивных соревнований - 1 -3 баллов;

  • техника безопасности и приемы страховки при проведении занятий -1-3 баллов.

2. Мотивация к занятиям по физической культуре:

- посещаемость уроков - 5 баллов - не пропустил ни одного занятия;

  1. балла - пропустил менее 5% занятий; 1 балла - пропустил менее 25% занятий. Баллы не начисляются, если пропустил более 25% занятий

  2. Развитие основных физических качеств - 2-5 баллов.


Поощрительные баллы:

  • активность работы на занятиях -1-3 балла;

  • инициатива и самостоятельность в физических занятиях -1-3 балла;

  • участие в спортивных соревнованиях -1-3 балла;

  • участие в научно-практических конференциях - 1 -3 балла. Штрафные баллы:




  1. за отсутствие спортивной формы -1-3 балла;

  2. замечание по дисциплине - 1-3 балла;

  3. нарушение техники безопасности - 1-5 балла.

Рейтинговая шкала значительно более чувствительна, чем 5-балльная система. Это позволяет обеспечить социальную справедливость в распределении существующих льгот, в выделении на награждение самого лучшего ученика. Эта методика пришлась по душе моим ученикам и уже на следующий учебный год их мотивация значительно повысилась.

Я провела повторное анкетирование и проанализировала успеваемость по предмету за 2009-2010, 2010-2011 учебные года.

Результаты исследования по дисциплине «Физическая культура» учащихся 6-ых (7-ых) классов гимназии мы можем увидеть на представленной диаграмме.



2009-2010

2010-2011

Повысились: уровони физической подготовленности, двигательная активность, самооценка своего отношения к физической культуре, уровень сформированности умений и навыков по предмету.

^ Сравнительное отношение учеников к занятиям физической культурой



^ Отношение к предмету

Кол-во

%

Самооценка

Средний балл

Нравится

58

79,4

Знания по предмету

4,4

Равнодушное

10

13,6

Умения предмету

4,7

Не нравится

5

6,8

Интерес к предмету

4,5

При сравнительном анализе отношения учеников к занятиям физической культурой отмечается снижение количества ответов «надо, так надо» на 39,6% и ответов «не нравится» - на 11,0%. Соответственно увеличилось количество ответов «нравится» на 20,5%.

Зафиксировано повышение самооценки учащихся по вопросам «знания по предмету» - на 1,2 балла, «умения по предмету» - на 0,9 балла; «интерес к предмету» - на 1,6 балла.

В результате проведения эксперимента по использованию рейтинговой системы оценивания знаний, умений, навыков у учащихся 6-7 классов значительно повысилась успеваемость -100%, (неуспевающих по предмету нет), выросло качество знаний с 80% до 92%).

Анализируя все вышеперечисленное, и принимая во внимание положительную динамику по всем критериям педагогического эксперимента, можно сделать вывод об эффективности рейтинговой оценки:

  1. Обеспечение объективности выставления оценки независимо от личностных отношений учителя и ученика.

  2. Достижение большого эффекта в создании ситуации успеха, которая помогает ученику пережить положительные эмоции.

  3. Способствование формированию личностного мотива успеха, а в дальнейшем потребности в учебной деятельности, что позитивно сказывается на качестве образования.

  4. Ученик волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как виды деятельности определены заранее.

Я делаю вывод об эффективности системы рейтингового контроля на уроках физической культуры для учащихся гимназии. Уровень мотивации возрос, а значит, мои ученики с удовольствием посещают уроки, получают от этих занятий удовлетворение, а как следствие, и высокое качество знаний по физической культуре.




Похожие:

Автореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости iconПлан проведения семинара «Современный урок: создание положительной мотивации как средство повышения качества образования» Место проведения: ресурсный центр моу-сош№9 г. Аткарска Время проведения: 10 декабря 2011 года
...
Автореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости iconАнализ работы Кафедры филологов в 2011/2012 учебном год
«Организация творческой, исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования», решая при этом и проблему...
Автореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости iconМетодическая тема школы: «Индивидуализация и индивидуализация обучения как важный фактор повышения качества знаний школьника»
Применение современных педагогических технологий как средство повышения качества знаний обучающихся
Автореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости iconМетодическая тема школы «Формирование компетенций учителя и обучающихся как средство повышения качества образования»
«Пути повышения качества образования на уроках математики, информатики, черчения»
Автореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости iconМетод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения биологии

Автореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости iconТема «Зачетная система как средство повышения результативности обучения математике» Обобщение личного опыта
Тема «Зачетная система как средство повышения результативности обучения математике»
Автореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости iconТема по самообразованию «Технология оценивания»
Рейтинговая система обладает гибкостью, выгодно отличающейся от традиционной системы 5-ти бальной оценки и является одним из способов...
Автореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости iconСеминар на тему: «Применение икт на уроках технологии важное средство повышения качества обучения при переходе на фгос»
Семинар на тему: «Применение икт на уроках технологии – важное средство повышения качества обучения при переходе на фгос»
Автореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости iconСеверо-восточное управление
Рейтинговая система оценки результативности деятельности общеобразовательных учреждений
Автореферат на тему Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости iconРейтинговая система оценки методической работы оу ейского района за 2009-2010 учебный год

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы