Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз icon

Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз



НазваниеИспользование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз
Дата конвертации01.12.2013
Размер78.35 Kb.
ТипДокументы
источник

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ


Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Одним из условий правильной организации коррекционно-педагогической работы является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи обучения, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с ОВЗ




Для достижения положительных результатов овладения знаниями, умениями, навыками и для вовлечения в урочную и внеурочную деятельность каждого ученика на своих уроках важно использовать современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, информационные технологии, компетентностно-ориентированные технологии. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной, развивающей модели обучения. С изменением базовых целей обучения, приходится ориентироваться, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, оказывать поддержку индивидуальности каждого учащегося. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.

Одним из них является личностно-ориентированный подход к обучению в процессе дифференцированного обучения. Это обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Цель этого обучения – создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Использование дифференцированных заданий в различных предметных областях позволяет решать следующие задачи:

  • подготовить учащихся к усвоению новых знаний;

  • обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения;

  • содействовать выравниванию знаний и умений учащихся;

  • ориентироваться на индивидуальные способности каждого ребёнка.

Прежде чем использовать разноуровневые задания необходимо проводить работу по определению общего уровня знаний учащихся, по склонности учащихся к различным способам работы (индивидуальной, групповой), учитывать психологическую совместимость учащихся друг с другом, интерес к предмету. Используя данную технологию можно создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения.

Другой эффективной образовательной технологией является информационно-коммуникационная технология. Использование ИКТ и дистанционного обучения позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, усиливает мотивацию обучения, не допускает пробелов знаний у частоболеющих учащихся. Одним из средств внедрения информационно-коммуникационных технологий является применение персонального компьютера, который становится посредником между мной и учеником, позволяет организовать процесс обучения, шире использовать развивающие методы и приемы: анализ, сравнение, обобщение, классификация, проблемные и поисковые методы, игровой метод. Необходимо использовать в своей работе сочетание традиционных и компьютерно – ориентированных методических подходов для обучения, использование Интернет ресурсы для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения, проведение на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственные учебные презентации и энциклопедии для фронтальной работы с учащимися.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности используется мной и представляет интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и пр.

В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.

Быть здоровым означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Активное использование в урочной и внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии, построение уроков таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим., помогает следить во время проведения урока за правильностью посадки учащихся, периодически (раз в месяц) менять их положение в классе по отношению к источнику света, периодически проводить физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. В работе можно использовать ренажеры, которые помогают разнообразить физкультминутку и динамические перемены, применять на уроке пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мышц руки и тесно связана с развитием мышления и речи детей.

В воспитательную деятельность на уроке необходимо включать сведения о способах поддержания физического и психологического здоровья учащихся, организую учебно - предметную среду, позволяющую поддерживать нормальную самооценку деятельности учеников, стараясь обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся на урочную работу, обеспечивая возможность разностороннего восприятия объектов познания через слух, зрение, атмосферу взаимного уважения в коллективе, психологического комфорта (ситуация успеха). В соответствии с видами уроков и методами обучения планирую ТСО, средства наглядности, источники информации, а также предусматриваю дифференциацию дидактических средств.

Важным аспектом создания условий для функционирования здорового образа жизни являютя не только физические нагрузки, но и необходимость соблюдения норм нравственности и высокой духовности в целом. Честность в поведении, уважение к окружающим, целеустремленность на занятиях – все эти качества являются неотъемлемым атрибутом обучения и воспитания учащихся.

На уроках можно использовать так же игровые технологии. Большими обучающими возможностями обладает ролевая игра, которая:

  • предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему;

  • способствует расширению ассоциативной базы;

  • способствует формированию учебного сотрудничества;

  • имеет образовательное значение.

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях

Через игру, через использование игровых ситуаций, младшие школьники учатся моделировать жизненные ситуации, находить пути решения учебных и бытовых проблем. У учащихся формируются функции межнациональной коммуникации, самореализации в игре, успешная адаптация учащихся к школе.

Использование данных технологий способствует повышению мотивации учащихся к изучению предметов, развитию личности школьника и его познавательных способностей, что в свою очередь позволяет достигать положительной динамики обучения.


^ Использование современных образовательных технологий

в процессе обучения предмету и в воспитательной работе





^ Название используемой технологии

Классы (группы), в которых используется

Обоснование применения

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1.

Технологии развивающего обучения

Начальные классы

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей. Процесс творческой деятельности включает четыре основных этапа: постановка проблемы; поиск решения; выражение решения; реализация продукта.

У учащихся формируются обобщенные интеллектуальные умения: умение анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы;

видеть разные функции одного и того же объекта;

устанавливать связи объекта с другим выделять существенные признаки; сравнивать объекты;

классифицировать их;

обобщать наблюдаемые явления;

переносить известные способы деятельности в другие условия.


2.

Технология коллективных творческих дел (КТД).

Начальные классы

Младшие школьники предпочитают коллективные дела индивидуальной деятельности. КТД инициативу каждого, ребёнок приучается к труду, выполнению определенных обязанностей, к соблюдению правил и норм жизнедеятельности.

Дети научились определять творческие задачи и проблемы, от личности к делу. Вырабатываются ценности, идеалы коллектива исходя из личностных интересов. Создаются условия включения детей в творческую деятельность, а так же условия для самоопределения детьми своей роли, характера, поведения. Оцениваются результаты коллективной деятельности с точки зрения каждого.

3.

Организация учебного сотрудничества на уроках.

Начальные классы

Учебное сотрудничество – особая форма отношений ребёнка и взрослого. Существует два аспекта сотрудничества:

  1. Сотрудничество учащихся как учебное воздействие;

  2. Сотрудничество учителя и учащегося как основа педагогического воздействия.

Используются активные методы обучения детей: работа в малых группах, парах.

Дети становятся субъектами учебной деятельности приобретая самое главное умение – умение самостоятельно учиться. Их отличает хорошая ориентировка в ситуациях требующих новых способов действий, умение дискутировать, рассуждать, доказывать; наличие творческой, критической самостоятельной мысли. Работа в малых группах, парах оказывает большое влияние на формирование детского коллектива, учебной мотивации.




Похожие:

Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз icon«Использование инновационных технологий при работе с детьми с овз в коррекционно-образовательных учреждениях»
Инновационная деятельность, инновационные методы, дети с овз, педагогические технологии
Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз iconТема работы мо: использование современных педагогических технологий в процессе воспитательной работы. Цель работы
Цель работы: совершенствование форм и методов работы классного руководителя в воспитательном процессе
Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз iconТема работы мо: использование современных педагогических технологий в процессе воспитательной работы. Цель работы
Цель работы: совершенствование форм и методов работы классного руководителя в воспитательном процессе
Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз iconПлан работы школьного методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла на 2012-2013 учебный год. Тема работы
Тема работы: Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического...
Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз icon1. Реализация плана работы на учебный год
Основной целью психолого-педагогической службы в школе на 2012-2013 учебный год являлось создание условий в учреждении, обеспечивающих...
Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз iconПлан работы шмо учителей информационно математического цикла моу сош №8 ст. Новорождественской на 2011-2012 учебный год
Тема работы: «Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического...
Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз iconПлан работы шмо учителей информационно математического цикла мбоу сош №8 ст. Новорождественской на 2012-2013 учебный год
Тема работы: «Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического...
Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз iconПлан работы шмо учителей иностранного языка мбоу сош №8 ст. Новорождественской на 2012-2013 учебный год
Тема работы: «Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического...
Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз iconПлан работы шмо учителей начальных классов 2011 2012 учебный год
Тема: «Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического...
Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с учащимися с овз iconПлан работы шмо учителей естественно-научного цикла на 2011 2012 учебный год
Тема работы шмо: «Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм средств и методов педагогического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы