Тема урока: «Россия наша Родина» icon

Тема урока: «Россия наша Родина»



НазваниеТема урока: «Россия наша Родина»
Дата конвертации02.12.2013
Размер108.46 Kb.
ТипУрок
источник


Конспект

урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе


Тема урока: «Россия – наша Родина»


Учитель :Буровцева Ирина Николаевна

МКОУ «Частоозерская СОШ»


2012


Курс: «Основы религиозных культур и светской этики»


Модуль: Основы мировых религиозных культур»


Класс 4


урока 1

Тип урока: вводное занятие

Вид урока: беседа – виртуальное путешествие


Тема урока: Россия - наша Родина


Цель: Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению нового курса, обеспечить создания у школьников образа изучения новой темы.


Компетенции:

Личностные: воспитывать интерес к учению, творческой деятельности, исследовательской работе.

Метапредметные: способность осуществлять информационный поиск


^ Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге


^ Основные термины и понятия: Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.


Оборудование: мультимедиа, выставка книг о России, изображение флага, герба, карта России, карта Курганской области, репродукции картин, бланки таблицы, карточки со словами «Великая Родина», «мать», «красивая», «бескрайняя», «могучая», «непобедимая», «государственные символы», «7 чудес России», «Имя России», «Александр Невский – святой покровитель города Кургана»

Ход урока

I. Организационный этап (1 мин)

Задачи: подготовить учащихся к работе на уроке.


^ II. Этап актуализации субъектного опыта (10 мин)


Компетенции:

Предметные: актуализировать у детей имеющиеся знания о своей Родине, расширить представления о понятиях и терминах «Россия», «Родина», «патриот», «государственные символы», «духовные традиции».

Личностные: обеспечить мотивацию изучения нового материала детьми и осознание ими своей этнической и национальной принадлежности.

Метапредметные:

а) регулятивныесоотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

б) познавательные – самостоятельное выделение и формулирование цели;

в) коммуникативные – вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

  1. ^ Введение в тему (1 мин)

Чтение стихотворения «Россия» сопровождается видеорядом.

Слайд 1. Москва Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Слайд 2. Природа Озёрный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет,

А степь родная хлебушек родит.

Слайд 3. Города Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

А Петербург историю хранит.

Слайд 4. Книги В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе ещё мы знаем,

Как много изучить нам предстоит.


  1. ^ Работа с таблицей «З-У-Х» (4 мин)

Слайд 5

З – что мы знаем

У – что узнали

Х – хотим узнать










Учитель: Что вы представляете, когда произносите слово «Россия»? Как вы понимаете значение этого слова? Запишите кратко словом или словосочетанием, что вспомните в первый столбик (работа в группах по 6-7 человек).

Учитель: Прочитайте, какие слова вы записали.

На доске вывешиваются карточки, заполняя первый столбик таблицы.

Слайд 6

З – что мы знаем

У – что узнали

Х – хотим узнать

Великая Родина

мать

красивая

бескрайняя

могучая

непобедимая государственные символы








Учитель: Посмотрите на третий столбик таблицы. Что бы вы хотели узнать на уроке? ( Записываются ответы детей)

^ Слайд 7

Учитель: Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остаётся человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

^ 3. Викторина «Символы России» (5 мин)

Каждый ответ сопровождается слайдом

  • Назовите три государственных символа России. (флаг, герб, гимн)

  • Как называется наш государственный флаг? Почему? (триколор: красный, синий, белый)

  • Как зовут всадника, изображенного на гербе нашего государства? Что вы о нём знаете? (Георгий Победоносец. Это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём змия – символа зла.)

  • Что ещё изображено на гербе России? (двуглавый орёл. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток)

  • Что такое скипетр? (жезл, символ власти)

  • Что такое держава? (это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти)

  • Что такое гимн? В каких случаях он исполняется? Как слушать гимн? (Торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях: в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях; в дни торжественных праздников, собраний, когда проводятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы)

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна мы должны знать:

    • Что такое конституция? (основной закон страны)

    • Как называется столица нашей Родины? Покажите её на карте. (Москва)

    • Кто президент России? (Путин Владимир Владимирович)

А еще каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны: историю, культуру, быт.

  • Назовите их. (матрёшка, берёза, валенки, блины, пельмени, самовар, балалайка и т.д.)


^ III. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности (20 мин)

Компетенции:

Предметные: запомнить новый материал об области культурного и духовного наследия России.

Личностные: развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.

Метапредметные:

а) регулятивныесоставление плана и последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

б) познавательные – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

в) коммуникативные – готовность слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  1. ^ Групповая работа.

А) Защита проекта «7 чудес России» (10 мин) (Задание было дано по группам заранее)

Учитель: Осенью 2007 года стартовал проект «Семь чудес России». Он был организован как ответ европейским «Семи чудесам света», в список которых не попала ни одна российская достопримечательность.

12 июня 2008 года во время празднования Дня России на красной площади огласили семёрку лучших достопримечательностей страны.

И сейчас мы совершим заочное путешествие по этим замечательным местам.

^ Защита проекта обучающимися первой группы

Слайд «Долина гейзеров»

В долине гейзеров на Камчатке действует более 200 термальных источников, в том числе около 90 гейзеров, которые выбрасывают струи кипящей воды и пара на десятки метров в высоту. Температура почвы на глубине 1 метр вблизи гейзеров достигает 70 градусов по Цельсию.

^ Слайд «Столбы выветривания на плато Мань-пупу-нёр»

Природный памятник «столбы выветривания» расположен на территории Троицко-Печёрского района Коми, в межречье Ичотляги и Печоры. Высота столбов достигает 42 метров.

^ Слайд «Байкал»

Озеро Байкал является самым древним и глубоким озером в мире. Его глубина достигает 1637 метров. Озеро занимает более 23 тс. Кв. км, что составляет около 22% запасов всей пресной воды земного шара.

^ Слайд «Эльбрус»

Высочайшая Европы Гора Эльбрус располагается на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Западная вершина Эльбруса возвышается над уровнем моря на 5642 метра, восточная – на 5621 метр. Эльбрус знаменит своими огромными ледниками, площадь которых составляет 144 квадратных километра.

^ Слайд «Мамаев курган и Родина-Мать»

Мамаев курган и статуя Родины-Матери в Волгограде созданы в память о решающем сражении в ходе Великой Отечественной войны – Сталинградской битве.

^ Слайд «Петергоф»

Петергоф в Санкт-Петербурге известен своим красивым парком, тремя каскадами и 150 фонтанами.

Слайд «Собор Василия Блаженного»

Собор Василия Блаженного расположен в самом центре Москвы и является не только главным храмом Красной площади, но и символом всей России. Он построен в 1555-1561 годах по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Собор представляет собой симметричный ансамбль из восьми церквей, окружающих центральную церковь, увенчанную «шатром».

^ Б) Защита проекта «Имя России» (5 мин)

Слайд «Герои России»

Учитель: В 2008 году вся Россия обсуждала, голосовала за имя, которое стало символом России.

Этой чести был удостоен святой благоверный великий князь Александр Невский.

^ Защита проекта обучающимися второй группы.

Александр Невский – древнерусский полководец, одержавший исторические победы над шведами и немецкими рыцарями в первой половине ХIII века. Александру Невскому приписывают слова «Не в силе бог, а в правде». Эти слова можно считать девизом его жизни. набрал наибольшее количество голосов и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

За подвиг терпения и выдержки Александр Невский был причислен к лику святых русской православной церковью в 1547 году.

^ Слайд «Лавры»

В память о нем в Петербурге построили Александро-Невскую лавру, куда в 1724 г. по указу Петра Великого были перевезены его мощи. Петр I также постановил отмечать день его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией.

^ Слайды «Храмы»

Церковь А. Невского в Петергофе.

Храм в Пскове.

Собор в Новосибирске.

Кафедральный собор в г. Кургане. По православной традиции Александр Невский является святым покровителем города Кургана.

  1. ^ Беседа. Малая Родина (5 мин)

Учитель: Найдите и покажите Курган на карте России. Назовите знаменитых людей нашего края. (Мальцев Т.С., Илизаров Г.А. и т. д.)

^ Чтение детьми стихотворения Н. Агеева сопровождается видеорядом.

Здравствуй, здравствуй город на Тоболе,

На степной раскатистой реке!

Вставший здесь,

По чьей, не знаю, воле,

От камней уральских вдалеке.

Ты стоишь, любуешься рассветом,

А рассвет здесь, что девятый вал…

Видно, человек тот был поэтом,

Что тебе курган облюбовал.

И назвал –

Назвал тебя Курганом,

Будто видел в этом слове взлет!

Так и есть:

Тобол своим туманом

До твоих ступеней достает.

Ты растешь, неписанный красавец, -

Белогрудый,

каменный,

прямой…

И стеклом на солнце улыбаясь,

Начинаешь день свой трудовой…

А в ответ –

Хлебами дышат шири

И стадами поутру трубят…

Город мой!

Воротами Сибири

Называет Родина тебя

Ты растешь, залитый вешним светом,

Над тобой черемухи буран…

И невольно станет тот поэтом,

Кто хоть раз увидит мой Курган.


^ IV. Этап первичной проверки изученного (4 мин)

Компетенции:

Предметные: выявить с учащимися качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Личностные: формирование эстетических ценностей и чувств,

Метапредметные:

а) регулятивныеконтроль в форме сличения результата с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

б) познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

в) коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями.


Учитель: Подходит к концу наш урок. Посовещайтесь в группе и заполните второй столбик таблицы. Прочитайте свои ответы.

Заполняется второй столбик таблицы:

Слайд «Таблица З-У-Х»

З – что мы знаем

У – что узнали

Х – хотим узнать

Великая Родина

мать

красивая

бескрайняя

могучая

непобедимая государственные символы


7 чудес России

Имя России

Александр Невский




Учитель: А теперь сравните два последних столбика. Узнали что хотели? А всё что не узнали, мы изучим на следующих уроках нового курса.


^ V. Рефлексия. Работа в парах. (3-4 мин)

Компетенции:

Предметные: инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме.

Метапредметные:

а) регулятивныеумения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью;

б) познавательные – структурирование знаний по составлению синквейна;

в) коммуникативные – управление поведением партнёра.


Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме урока, написав синквейн.


Напомню правила написания синквейна:

В первой строке заявляется тема или предмет (одно слово).

Во второй строке даётся описание темы/предмета (два прилагательных).

Третья строка состоит из трёх глаголов, характеризующих действие темы/предмета

Четвёртая строка представляет собой фразы обычно из четырёх значимых слов, выражающих отношение автора к теме/предмету.

Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

^ Учащиеся пишут синквейн, затем зачитывают, что у них получилось.

Слайд «Синквейн»

Родина

Бескрайняя, великая

Заботится, защищает, вдохновляет

Где родился, там и пригодился

Мать


VI. Этап информации о домашнем задании (1 мин)

Задачи:. обеспечить понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


1. Вместе с родителями подберите фотографии, открытки и т.д., показывающие красоту тех мест, где вы побывали (или хотели бы побывать) со своей семьей для стенда «Моя Россия»

2*. По желанию можно приготовить сообщение о своих путешествиях и впечатлениях





Похожие:

Тема урока: «Россия наша Родина» iconУрок № Тема урока: Россия наша Родина
Компьютер, интерактивная доска, учебник, справочный материал, презентация, музыка
Тема урока: «Россия наша Родина» iconСочинение Россия -наша Родина
Что такое Родина? Родина –это наш родной край. В котором мы живем и для всех нас это любимое место
Тема урока: «Россия наша Родина» iconПутилова Надежда Михайловна, учитель бсош №2 Россия – наша Родина Цель урока
Цель урока: Систематизировать и углубить знания детей о России, как многонациональном, едином государстве
Тема урока: «Россия наша Родина» iconУрок Россия – наша Родина (план конспект) Задачи урока
С этой четверти нам предстоит изучить новый предмет «Основы светской этики». Совершим путешествие по страницам нашего нового учебника...
Тема урока: «Россия наша Родина» iconКонкурс «Юношеская восьмерка в России» Эссе на тему : Моя Родина Россия
Родина, родничок, Россия, росинка, синий…Слова ассоциируются с чистым светом, надеждой, верой и любовью, с местом, где я родилась...
Тема урока: «Россия наша Родина» iconКлассный час «На войне детей не бывает». 4 класс. Учитель: Конохова Н. В
Россия! Родина! Матушка Россия! Она, как мать, защищает и бережёт нас от врагов, зла. Родина у человека, как и мать, одна
Тема урока: «Россия наша Родина» iconУрок №1 «Россия наша Родина»
Обучающая: узнать как духовный мир человека и культурные традиции тесно связаны друг с другом
Тема урока: «Россия наша Родина» iconОсновы религиозных культур и светской этики. Родительское собрание на тему «Выбор модуля орксэ»
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Урок Россия наша Родина
Тема урока: «Россия наша Родина» iconВведение. Дорогой друг! Наверно тебе уже знакомо гордое и славное слово – Родина. Как много значит это слово в жизни каждого человека, и как, по-разному, люди отвечают на вопрос: «Где твоя Родина?»
Л, что его Родина – планета Земля. В жаркой Африке или в Америке русский мальчик или девочка на вопрос о Родине постарались бы объяснить,...
Тема урока: «Россия наша Родина» iconСеминар по теме: «Новые подходы к урокам литературного чтения в начальной школе по учебнику В. А. Лазаревой»
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живём. Это наш дом, который невозможно не любить
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы