Педагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе» icon

Педагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе»



НазваниеПедагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе»
Дата конвертации03.12.2013
Размер93.04 Kb.
ТипДокументы
источник

Педагогический совет

«Школа в условиях подготовки к внедрению ФГОС в основной школе»

Модернизация образования – это очередной этап его реформирования, цель которого состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, а главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Сказано было умно, мощно, красиво, кажется даже, обнадеживающе. От кого зависит будущее образование страны? Все педагоги в один голос говорят, что будущее страны в руках государства (президент, правительство, министерство образования).

В связи с модернизацией и реформированием отечественного образования все школы планомерно переходят на введение ФГОС. И если в начальной школе это вопрос уже решенный (1и 2 класс в нашей школе уже работают по ФГОС), то следующим этапом всем школам предстоит переходить на ФГОС в основной школе (но неизвестно с какого года?).

Встаёт извечное: что делать?

Обратимся к притче:

   Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: 
   — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? 
   Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. 
   Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 
   — Всё в твоих руках. 

Педагоги нашей школы смотрят в будущее с оптимизмом «Нужно двигаться вперед!»

2. Наша школа - это муниципальное бюджетное образовательное учреждение, образовательный процесс в котором направлен на выявление и развитие способных и одарённых детей, подготовку их к творческому и интеллектуальному труду. Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.

В последние десятилетия, логика развития производственной сферы привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня - это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, естественно, очень важно. Но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие ее расцвета и мирного развития.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде

  • всего, метапредметных и личностных результатов). Слайд 2.

Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающее нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие.

Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:

  • Как обучать? Слайд 3.

  • С помощью чего учить?

  • Как проверить достижение новых образовательных результатов?

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).

^ Как обучать? (Слайд 5)

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.

^ Основные принципы деятельностного подхода: (слайд 6):

  1. Принцип деятельности. Ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  2. ^ Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире).

  4. ^ Принцип минимакса. – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. ^ Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6. ^ Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. ^ Принцип творчества. Ориентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Отметим, что представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы. Таким образом, она не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных целей образования. Одновременно в ней отражены идеи об организации развивающего обучения ведущих российских педагогов и психологов ? Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принципы минимакса, вариативности), Ш.А. Амонашвили (принципы психологической комфортности, вариативности, творчества) и др.

^ С помощью чего учить? (Слайд 7)

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы (слайд 8):

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

^ 2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов.

^ 3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

^ 4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока по технологии деятельностного метода.

Слайд 9.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Обязательным элементом такого урока является учебная проблема:

  • учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;

  • учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;

  • учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему. Слайд 10

Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

  • невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;

  • невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;

  • невыполнимое, но сходное с предыдущими.

В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Сколько есть мнений?". Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".

Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.

Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:

  • учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;

  • учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы.

  • Как проверить достижение новых образовательных результатов? (Слайд 13)

  • Комплекс универсальных учебных действий (УУД), выполняемых учащимися на уроках каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС. Слайд 14.

  • В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД:

  • Личностные: самоопределение и смыслообразование.

  • Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста учебника, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

  • Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция ? способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, разрешение конфликтов.

  • На каждом из уроков в основной и старшей школе можно создать условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру учебной деятельности.

Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, он должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. На создание таких условий в обучении должны быть направлены все профессиональные знания, умения и навыки педагога, они должны стать показателем его профессиональной компетентности.




Похожие:

Педагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе» iconСеминар для руководителей и заместителей директоров по увр по подготовке к внедрению фгос ООО
О ходе эксперимента по внедрению фгос в основной школе. (Зам директора по увр мобу «Поярковская сош №2» Силаева В. А.)
Педагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе» iconПлан курсовой подготовки моу снежногорской сош
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной и старшей школе в условиях введения фгос
Педагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе» iconПлан действий рабочей группы по внедрению фгос в начальном общем образовании
Издание приказа по школе о составе рабочей группы по внедрению фгос в начальной школе
Педагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе» iconПриказ 116 03. 05. 10. «О создании и полномочиях Управленческого Совета по внедрению фгос второго поколения». В
Создать Управленческий Совет по внедрению фгос общего образования второго поколения в составе
Педагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе» iconПоложение о Совете по внедрению фгос общего образования второго поколениявторого поколения
...
Педагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе» iconКоординационный Совет по введению фгос ноо моу «сош №5»
В целях качественной подготовки к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Педагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе» iconПрограмма «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Педагогический совет: «Технология формирования ууд – необходимый инструментарий педагога в условиях внедрения фгос»
Педагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе» iconПротокол № Приказ от № от 20 г. Положение о совете по внедрению новых фгос
Совет по введению новых фгос общего образования (далее Совет) создан на период введения новых фгос общего образования в целях информационного,...
Педагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе» iconПриказ №43 с. Кувшинское "Об утверждении плана мероприятий по внедрению фгос" от 25. 10. 2011 На основании приказа по школе №40 от 12. 09. 2011г. «О подготовке внедрения фгос «начальная школа»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Кувшинское Санчурского района
Педагогический совет «Школа в условиях подготовки к внедрению фгос в основной школе» iconПоложение о рабочей группе по внедрению фгос второго поколения
Руководствуясь Законом об Образовании рф, приказом Минобрнауки РФ от 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы