Методическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А icon

Методическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А



НазваниеМетодическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А
Н.В. Гоголя
Дата конвертации04.12.2013
Размер49.62 Kb.
ТипМетодическая разработка
источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЧЕРТАНОВКА КУЗОВАТОВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Методическая разработка урока литературы:

Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С.А.


2012 год.

Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Цели: продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»; формировать умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла; совершенствовать умение отвечать на вопросы проблемного характера, делать выводы; воспитывать негативное отношение к бюрократизму и коррупции.

Оборудование: портрет н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; эпиграф на доске.

Никто и никогда до него

Не написал такого полного курса

Патологической анатомии

Русского чиновника.

А. И. Герцен

^ ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся и мотивация учебной деятельности

Беседа

♦ Задумались ли вы, когда читали заданные на дом главы, почему наряду с помещиками Гоголь изображает и чиновничество губернского города? Какое место в социальной структуре царской России занимает это сословие?

♦ В каком произведении Гоголя, с которым вы познакомились в 8 классе, представлены образы чиновников?

♦ Какое впечатление произвели на вас образы чиновников в поэме «Мёртвые души»?

III. Фронтальная проблемно-исследовательская работа по теме урока

1. Вступительная беседа

♦ Как описывает Гоголь здание казённой палаты и её чиновников? (Нет живых лиц и людей, их заменяют головы, затылки, фраки, куртки)

♦ Какой смысл приобретает сравнение их с трудолюбивыми пчёлами? (Иронический)

2. анализ беседы Чичикова с чиновником

Иваном Антоновичем «кувшинное рыло»

♦ Как удалось Чичикову найти стол крепостной экспедиции?

♦ Как отреагировал Иван Антонович на просьбу Чичикова? Почему он сказал, что нельзя в один день завершить покупку купчей крепости?

♦ Чем завершился разговор Чичикова и Ивана Антоновича?

♦ Как проявляется характер Чичикова в этом эпизоде?

Вывод. Иван Антонович — многоопытный специалист, своего ремесла, «поэт» круговой системы взяточничества. Чичиков — не менее опытный чиновник, знающий, как нужно себя вести в казённой палате, понимающий, что взятка — норма в этом мире, на ней держится весь чиновничий аппарат.

3. определение авторской характеристики чиновников

♦ Почему чиновники после оформления купчей крепости решили отправиться к полицмейстеру?

♦ Как характеризует полицмейстера Гоголь? Чем он заслужил «всеобщую любовь» города и купцов? (Являясь самым искусным взяточником и используя своё служебное положение, покрывал всевозможные аферы.)

♦ Как характеризует Гоголь остальных чиновников? Что он говорит об их взаимоотношениях между собою и вышестоящим начальством?

♦ В каких эпизодах раскрывается произвол чиновников, игнорирование прямых служебных обязанностей?

♦ Что говорит писатель о духовных интересах и запросах чиновников?

Вывод. В собирательной авторской характеристике чиновников раскрывается внешняя благожелательность и семейственность в отношениях между собой и чинопочитание, подобострастие — перед высшим начальством. Чиновники — бездельники, взяточники, лицемеры, карьеристы, льстецы, они — люди крайне невысокой духовной культуры. Гоголь применяет приём алогизма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

4. анализ сцены толков чиновников относительно

Переселения чичиковских крестьян в Херсонскую губернию

Š О чём толкуют и какие мнения высказывают обитатели губернского города по поводу покупки Чичикова?

Š Какие советы давали Чичикову обыватели? Как он к ним относился?

Š Какие «благоприятные следствия» произвели слухи вокруг покупки Чичикова?

Š Как отнеслись к слухам и к самому Чичикову дамы города NN?

5. Инсценировка разговора дамы приятной и дамы приятной во всех отношениях о покупке Чичиковым «мёртвых душ»

6. анализ сцены совета у полицмейстера

Š Какие толки и слухи разнеслись по городу, когда стало известно, что Чичиков покупает «мёртвые души»? Как характеризуют они чиновников?

Š Что больше всего волнует чиновников?

Š Чем усугубилось волнение чиновников? Почему? (Назначение нового генерал-губернатора. Обнаружилась масса нарушений. Все погрузились в неописуемый страх.)

Š Какие меры приняли чиновники для своей безопасности?

Вывод. Сцена у полицмейстера обнаруживает неспособность людей, решающих государственные дела, мыслить, анализировать, принимать решения. Страх — пружина всех последующих действий, предпринятых ими с целью предотвратить грозящую опасность. Страх становится и причиной смерти прокурора.

7. обобщение

Учитель. По своему характеру, привычкам, поведению губернские чиновники во многом напоминают чиновников из «ревизора», но не повторяют их. В «Мёртвых душах» писатель показал не узкий круг провинциальных управителей уезда, а правителей города — основной административно-территориальной единицы царской России. Кроме того, чиновничья среда показана в тесных контактах и с поместным миром, и с жизнью обеих столиц, неподалёку от которых, по словам Гоголя, находился изображаемый им город. Это расширяет пространственное изображение и оттеняет повсеместный характер чиновничьего произвола и коррупции. Таким образом, чиновничий мир поэмы — это тот же мир «мёртвых душ», что и помещичья среда. Во власть ему отданы не только крепостные крестьяне, но и весь народ, всё государство.

IV. ^ Подведение итогов урока и рефлексия

Вопросы для рефлексии

♦ Как вы теперь понимаете слова Герцена о «курсе патологической анатомии русского чиновника?

♦ Что из обсуждаемого на сегодняшнем уроке кажется вам актуальным и сегодня?

V. Домашнее задание

1) Прочитать главу 11 поэмы.

2) Подготовить подробный пересказ эпизодов главы по вариантам:

вариант: «Происхождение, детство и годы учёбы Чичикова»;

вариант: «Служебная карьера Чичикова»;

вариант: «Служба Чичикова на таможне».




Похожие:

Методическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А iconСочинение по поэме Гоголя «Мёртвые души». Алгебра
Лев Николаевич Толстой «Юность» читать по учебнику, написать сочинение по поэме Гоголя «Мёртвые души»
Методическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А iconОсобенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души». Изображение помещиков Название поэмы Гоголя «Мертвые души»
Название поэмы Гоголя «Мертвые души» многозначно. Несомненно влияние на поэму «Божественной комедии» Данте. Название «Мертвые души»...
Методическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А iconРоссия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами»
Наверное, именно поэтому понятие «мертвые души» в гоголевской поэме постоянно меняет свой смысл, переходя из одного в другой: это...
Методическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А iconПроблема интеграции обучения издавна волновала педагогов. Интегрированные уроки имеют определенные преимущества
Гармаш С. Б.(учитель русского языка и литературы) и Артебякиной Е. Д. (учитель английского языка) был проведен для членов творческой...
Методическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А iconКроссворд по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Методическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А iconКроссворд по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Методическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А iconМетодическая разработка интегрированного урока /урок в форме интеллектуальной игры 11 класс
Урок подготовила Русинова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №3 города Белгорода»
Методическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А iconЛитература и кино Разработала: учитель русского языка и литературы моу сош №4 Ощепкова Татьяна Григорьевна
Разработала: учитель русского языка и литературы моу сош №4 Ощепкова Татьяна Григорьевна
Методическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А iconМетодическая разработка Интегрированный урок литературы, истории, изобразительного искусства в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Урок-экскурсия Подготовила и провела
Свищева Ирина Рафаильевна, учитель русского языка и литературы 1квалификационной категории «Шеморданского лицея Сабинского муниципального...
Методическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А iconТехнологическая карта урока по литературе. Учитель русского языка и литературы мбоу пролетарская сош №5 Разделишина А. Д. Тема урока : «Картины природы и их роль в поэме М. Ю лермонтова «Мцыри»
Словарь : поэма, лиризм, пафос, исповедь, монолог, эмоциональность, экспрессия, экзотический, анафора
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы