Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог» icon

Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог»



НазваниеМатериалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог»
Дата конвертации24.09.2013
Размер81.6 Kb.
ТипДокументы
источник

Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог»

Вопросы квалификационного испытания (экзамена)

Раздел «Нормативно-правовая база деятельности психологической службы»


1. Выделите основные концептуальные подходы в организации службы практической психологии образования (в контексте модернизации образования).

2. Раскройте содержание основных нормативных документов, регламентирующих деятельность психолога в школе (приказ МО РФ от 22.10.1999 № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе МО РФ», приложение № 2 к решению коллегии МО РФ от 29.03.1995 № 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии в РФ. Статус практического психолога. Службы практической психологии образования»).

3. Правовая система организации профилактической работы психолога по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и табакокурением.

4. Раскройте основное содержание документов, защищающих права детства (Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», ст. 50,51, Закон РФ от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы»).

5. Проведите анализ базовых документов организации здоровьесберегающего пространства в школе.

6. Проанализируйте основные подходы к планированию психологического образовательного процесса в школе (письмо МО РФ от 01.03.1999 № 3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»).

7. Проанализируйте систему нормативных оснований взаимодействия психолога с различными субъектами образования (администрация, педколлектив, учащиеся, родители) (приказ МО РФ от 09.07.1998 № 1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики», решение коллегии МО РФ от 27.05.1997 № 6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»).

8. Охарактеризуйте основные направления деятельности психолога образования.

9. Дайте сравнительный анализ моделей организации психологической службы школы (И.В.Дубровина, Р.В.Овчарова, М.Р.Битянова).

10. Раскройте основные этические принципы в работе педагога психолога.

11. Назовите правовые нормы проведения психолого-педагогического мониторинга.

12. Охарактеризуйте правовые и этические основания проведения консультативной работы в школе.

13. Систематизируйте требования к личности психолога в системе образования.

14. Раскройте принципы и правила организации и проведения психолого-педагогического консилиума (письмо МО РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психологическом медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»).

15. Назовите систему правовых оснований и этических принципов проведения коррекционно-развивающей работы (Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии», решение коллегии МО РФ от 08.04.1997 № 4/2 «Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией»).

16. Дайте содержательный анализ критериев оценки эффективности профессиональной деятельности психолога.
^

Раздел «Психология и педагогика»


1. Раскройте основное содержание психологических аспектов современной парадигмы образования.

2. Охарактеризуйте базовые теории и концепции личности, лежащие в основе психологизации образования.

3. Выделите психологический компонент современных теорий развивающего обучения.

4. Покажите содержательные линии психологического сопровождения процессов адаптации школьников.

5. Раскройте содержание основных современных теорий социализации.

6. Дайте характеристику вешних и внутренних мотивов учебной деятельности (А.К.Маркова).

7. Проведите анализ содержания основных направлений практической работы психолога в образовании.

8. Дайте характеристику составляющих психологической компетентности учителя.

9. Покажите значение различных видов психологической компетентности учителя в его профессиональной эффективности.

10. Охарактеризуйте основные механизмы формирования конструктивного стиля педагогического общения.

11. Охарактеризуйте основные механизмы формирования конструктивного стиля педагогического общения (А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, Е.И.Шеин).

12. Проведите содержательный анализ моделей взаимодействия: «психолог-учитель», «психолог-родитель», «психолог-учащийся».

13. Охарактеризуйте психологические новообразования различных возрастных категорий учащихся.

14. Раскройте психологическую основу развития творческого потенциала учащихся.

15. Систематизируйте факторы, определяющие характер психологического климата педколлектива.

16. Дайте оценку основных подходов к организации коррекционной работы, принятых в современной психологии.

17. Выделите критерии оценки психологического здоровья учителя и учащегося.

18. Дайте психологическую характеристику особенностей педагогической деятельности.

19. Выделите критерии оценки эффективности стратегий педагогического взаимодействия.

20. Назовите основные движущие силы профессионального саморазвития педагога.
^

Раздел «Технология деятельности психолога»


1. Назовите основные группы современных психологических техник и охарактеризуйте их развивающий потенциал.

2. Перечислите профессионально-этические критерии оценки возможности применения психологических приемов в работе с детьми.

3. Выделите методические приемы составления и адаптации программ психологической диагностики.

4. Покажите возможности использования данных психологической диагностики в моделировании образовательного процесса.

5. Продемонстрируйте алгоритм психологической экспертизы на уроке.

6. Составьте примерный план индивидуальной беседы с учащимися (тема по выбору экзаменуемого).

7. Покажите различия поведенческих тренингов и тренингов роста.

8. Раскройте основные принципы и правила проведения тренинга.

9. Развернуто представьте содержание функций ведущего во время проведения тренинга.

10. Выделите и охарактеризуйте этапы коррекционной работы в школе (направление коррекции и контингент по выбору экзаменуемого).

11. Раскройте этапы развития психологической компетентности учителя средствами психологической службы.

12. Покажите схему отслеживания психологического продвижения учащегося в образовательном пространстве.

13. Дайте сравнительный анализ диагностических программ по выявлению психологической готовности к школе.

14. Покажите и обоснуйте уровни презентации психодиагностических данных.

15. Составьте схему составления индивидуального портфолио (для учащихся младших, средних и старших классов).

16. Покажите возможности различных техник конструктивного решения педагогических конфликтов.

17. Охарактеризуйте специфику взаимодействия «педагог-психолог-семья».

18. Раскройте организационно-технологические основы профилактики аддиктивного поведения (наркотическая, никотиновая, алкогольная зависимость).

19. Покажите модель формирования безопасной образовательной среды в условиях школы.

20. Раскройте особенности работы психолога с детьми группы риска.

21. Назовите критерии оценки эффективности коррекционно-развивающих программ (покажите на примере возможности их применения).

22. Продемонстрируйте возможности интерактивных методов в формировании установок здорового образа жизни.

23. Покажите модель психологического сопровождения предпрофильного обучения.

24. Обозначьте и проанализируйте схему анализа коррекционно-развивающего занятия.

25. Покажите возможности самоэкспертизы диагностической, консультативной, коррекционной работы.

Литература


Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2004.

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.

Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д., 1999.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб., 2002.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2001.

Вачков И.В., Гриншпун И.Б. Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., 2002.

Горянина В.А. Психология общения. М., 2002.

Диагностика успешности учителя. М., 2001.

Звездина Г.П., Елагина М.Ю., Апухтина Е.А. Психологическое сопровождение начального звена обучения в условиях модернизации образования: Практическое пособие. Ростов н/Д., 2004.

Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования. М., 2002.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.

Мареев В.И., Щербакова Т.Н., Мисиров Д.Н. Профессиональное самоопределение: современные тенденции и возможности психологической поддержки. Ростов н/Д., 2004.

Недбаева С.В. Психологические практики в российском образовании XX столетия. СПб., 1999.

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб., 2004.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2001.

Организация психологической службы в школе педагогической поддержки. Краснодар, 2001.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб., 2004.

Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия. М., 2001.

Руководство практического психолога / Под. ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

Стратегии и техники психологического сопровождения личности в образовании: Науч.-метод. сборник. Ростов н/Д., 2002.

Скрипкина Т.П. Психология доверия. Ростов н/Д., 1997.

Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. СПб., 2004.

Социально-психологический тренинг: методика и практика / Авт.-сост. Г.П.Звездина, А.Г.Вольваченко. Ростов н/Д., 2004

Цукерман Г. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. М., 1994.

Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб., 2004.

Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб., 2003.
^

Примерная тематика творческих работ


1. Система организации работы психологической службы в условиях модернизации образования.

2. Профессиональная компетентность психолога и успешность его профессиональной деятельности.

3. Факторы и условия развития позитивной учебной мотивации школьников различных возрастных категорий.

4. Психологическое сопровождение инновационной деятельности учителя.

5. Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения.

6. Психологический мониторинг как средство повышения качества образования.

7. Психологические технологии организации консультативной работе в школе.

8. Ученик как субъект психологической помощи (на примере различных возрастных категорий).

9. Использование психологической диагностики в моделировании образовательного процесса.

10. Психологические основы создания здоровьесберегающей образовательной среды.

11. Система работы по повышению психологической компетентности учителя.

12. Развитие коммуникативной компетентности учителя при помощи МАО.

13. Коррекционно-развивающие программы как инструмент оптимизации взаимоотношений ребенок – образовательная среда.

14. Работа психолога по усилению адаптивных возможностей учащихся.

15. Система работы службы практической психологии по формированию привычек на здоровый образ жизни.

16. Модель эффективного взаимодействия психолога с родителя.

17. Психологическая готовность ребенка к школе и его учебная успешность.

18. Критерии оценки деятельности психолога. Эффективные модели самоанализа.

19. Система работы психолога с подростками-девиантами.

20. Психологическая поддержка учителя в профилактике и преодолении деструктивных профессиональных деформации.

21. Использование в работе с детьми психологических механизмов развития творческого потенциала.

22. Развитие познавательных способностей школьников средствами психологической службы.

23. Использование средств МАО в работе по повышению психологической компетентности различных субъектов образования (по выбору учителя, ученики, родители).

24. Моделирование методической работы и самообразование учителя на основе психологической диагностики.

25. Возможности конструктивного разрешения педагогических конфликтов средствами психологической службы.




Похожие:

Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог» iconМатериалы квалификационного испытания (экзамена) работников образовательных учреждений, аттестуемых по должности «тренер-преподаватель»
Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим школьника
Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог» iconМатериалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог дополнительного образования»
Модернизация образования в Российской Федерации – ключевое направление реализации государственной политики в области образования...
Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог» iconМатериалы квалификационного испытания (экзамена) по должности «учитель-логопед» Вопросы квалификационного испытания (экзамена)
Мо РФ от 14. 02. 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», письмо мо РФ от 22. 01....
Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог» iconМатериалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должностям «руководитель», «заместитель руководителя»
Государственная политика в области образования на современном этапе (Закон РФ «Об образовании», ст. 2, Национальная доктрина развития...
Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог» iconИнструкция по выполнению комплексного задания письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности Цель квалификационного испытания
Цель квалификационного испытания оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится...
Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог» iconМатериалы квалификационного испытания (экзамена) работников общеобразовательных учреждений, аттестуемых по должностям «учитель», «преподаватель-организатор обж»
Государственная политика в области образования на современном этапе (Закон РФ «Об образовании», ст. 2, Национальная доктрина развития...
Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог» iconПротокол итоговых результатов квалификационного испытания по аттестации с целью соответствия занимаемой должности (заполняется кгбоу акипкро)
Результаты квалификационного испытания свидетельствуют о (соответствии/ несоответствии) занимаемой должности
Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог» iconРегиональная модель процедуры проведения квалификационного испытания при аттестации на соответствие занимаемой должности
Квалификационные испытания представляют процедуру, выявляющую уровень соответствия педагогических работников квалификационным характеристикам...
Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог» iconАлгоритм организации и проведения квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
Прием и регистрация заявки от руководителя государственного образовательного учреждения, муниципального органа управления образования...
Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог» iconПедагогических работников общеобразовательных учреждений по должности «педагог-психолог»
Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы