Вопросы квалификационного испытания (экзамена) icon

Вопросы квалификационного испытания (экзамена)



НазваниеВопросы квалификационного испытания (экзамена)
Дата конвертации24.09.2013
Размер129.92 Kb.
ТипДокументы
источник

Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников дошкольных образовательных учреждений, аттестуемых по должностям «руководитель ДОУ», «заместитель руководителя ДОУ»

Вопросы квалификационного испытания (экзамена)

Раздел «Стратегия развития и нормативно-правовая база образования»


1. Государственная политика в области образования на современном этапе (Закон РФ «Об образовании», ст. 2, Национальная доктрина развития образования, Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

2. Патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в контексте государственной образовательной политики (Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы»).

3. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования. Ступени общего образования (Конституция РФ, ст. 43, Закон РФ «Об образовании ст. 5, 19).

4. Нормативно-правовая база социальной защиты обучающихся (воспитанников) в системе образования (Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», ст. 50, 51,, Закон РФ от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы»).

5. Семейный кодекс Российской Федерации как основа деятельности образовательного учреждения по защите прав ребенка.

6. Формирование информационного пространства образования – стратегия модернизации российской образовательной системы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 № 630 «О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды. 2001-2005 годы»).

7. Качество как стратегия управления образованием в Российской Федерации. Государственный контроль за качеством дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 38, приказ МО РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»).

8. Совершенствование структуры и содержания дошкольного образования на современном этапе (Закон РФ «Об образовании», ст. 7, 14, приказ МО РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»).

9. Государственный стандарт дошкольного образования. Назначение, компоненты (приказ МО РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»).

10. Понятия «система образования» и «образовательные программы». Общие требования к содержанию дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 5, 7, 9, 14, 17, инструктивно-методическое письмо МОРФ о программно-методическом обеспечении дошкольного образования… от 24.03.95 42/19 – 15, Письма МО РФ от 29.01.96, № 90/19-15, от 18.07.97 № 112/34-16, от 02.06.98 № 89/34-16, от 24.05.99 № 104/23-16, от 30.03.2000 № 06-51-28ин/23-06).

11. Дошкольные образовательные учреждения. Организационно-правовые формы. Типы и виды (Закон РФ «Об образовании», ст. 12, «О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений», письмо МО РФ от 17.02.97 № 150/14-12, письмо МО РФ «О внесении дополнений к перечню типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений от 03.11.97 № 1336/14-12).

12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Общая характеристика (Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 № 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» от 14.02.1997 № 179, «Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» от 19.09.97 № 1204, приказ МО РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» от 08.10.97 № 2000).

13. Устав дошкольного образовательного учреждения как основной документ, регламентирующий его деятельность (на примере Устава ОУ, в котором работает аттестуемый) (Закон РФ «Об образовании», ст. 13).

14. Локальные акты дошкольного учреждения (на примере локальных актов учреждения, в котором работает аттестуемый).

15. Аттестация педагогических работников (приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.06.2004 № 1480 «Об утверждении региональных документов по аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ростовской области»).

16. Нормативно-правовая база охраны труда работников и охраны здоровья обучающихся (воспитанников) учреждений системы Министерства образования России (приказ Министерства образования РФ от 14.08.2001 № 2953 «Об утверждении отраслевого стандарта «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения. ОСТ-01-2001», приказ Министерства образования РФ от 12.01.2004 № 31 «Об утверждении и реализации программы Минобразования России на 2004-2007 годы «Безопасность образовательного учреждения»).

17. Права работников образовательного учреждения, их социальные гарантии и льготы (Закон РФ «Об образовании», ст. 55).

18. Особенности регулирования труда педагогических работников (Трудовой кодекс РФ, гл. 52, ст. 331-336).

19. Особенности регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 1.03.2004 № 945).

20. Нормативно-правовая база аттестации и аккредитации образовательных учреждений (Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», приказ МО РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»).

21. Нормативно-правовая база организации медицинского обслуживания и питания детей в дошкольном образовательном учреждении (Приказ МО РФ и МЗ РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30.06.92 № 186/272, приказ МЗ РФ «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений от 03.07.2000 № 241).

22. Нормативно-правовая база государственно-общественного характера управления системой образования (Советы ОУ, Попечительские советы ОУ, Управляющие советы ОУ).

23. Правовое регулирование имущественных отношений в системе образования.

24. Управление экономической и финансово-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения.

25. Нормативные условия организации платных дополнительных образовательных услуг.

26. Налоговый кодекс и система налогообложения образовательного учреждения.
^

Раздел «Педагогика и психология управленческой деятельности»


1. Сущность и содержание психологических основ управления образовательным учреждением.

2. Психологические основы управления педагогическим коллективом.

3. Роль мотивации в регулировании деловых и межличностных отношений.

4. Общение. Закономерности общения. Стили педагогического общения.

5. Социально-психологической климат в коллективе и способы его оптимизации.

6. Психология межгруппового взаимодействия.

7. Психологические основы управления возникающими конфликтами в педагогическом коллективе.

8. Гуманизация образовательной деятельности: педагогические и психологические основы гуманизации.

9. Организация воспитательной работы в системе дошкольного образования.

10. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении в контексте концепции модернизации образования.

11. Психологические условия построения индивидуальной траектории профессионального роста педагога как объекта управленческой системы.

12. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве ДОУ.

13. Организация деятельности психологической службы в дошкольном образовательном учреждении.

14. Психологические основы реализации индивидуального подхода в ДОУ (к педагогам и детям).

15. Особенности организации обучения в дошкольном образовательном учреждении.

16. Реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.

17. Творческая деятельность педагогов ДОУ в условиях модернизации образования: творческий поиск, моделирование, проектирование, эксперимент.

18. Инновационная и научно-исследовательская работа в дошкольных образовательных учреждениях.

19. Организация работы в ДОУ по развитию игровой деятельности дошкольников.

20. Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

21. Система работы руководителя ДОУ по обеспечению условий интеллектуального развития дошкольников.

22. Создание условий для художественно-эстетического развития детей в ДОУ.

23. Создание условий для ознакомления детей с основами компьютерной грамотности в ДОУ.

24. Создание условий для развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ.

25. Организация работы по профилактике дезадаптации детей, поступающих в ДОУ.

26. Организация диагностической и коррекционной работы в ДОУ.
^

Раздел «Технология управления»


1. Определение научного понятия «управление». Эволюция теории управления в отечественной науке и западном менеджменте.

2. Функции и методы управления образовательными системами.

3. Системный подход в управлении образовательными системами, основные свойства систем.

4. Сущность исследовательского похода в управлении и его роль в повышении эффективности управления.

5. Функции маркетинга в управлении образовательными системами.

6. Методы нормативно-правового регулирования деятельности общеобразовательного учреждения. Образовательное учреждение как юридическое лицо.

7. Содержание управления инновационными процессами в образовательном учреждении.

8. Содержание функциональных обязанностей руководителя (заместителя руководителя) образовательного учреждения и требований тарифно-квалификационных характеристик к деятельности руководителя (заместителя руководителя).

9. Контроль как функция управления. Контроль качества образования (эффективность воспитания) в образовательном учреждении на основе государственных образовательных стандартов.

10. Система управления персоналом дошкольного образовательного учреждения средствами аттестации педагогических кадров на уровне образовательного учреждения, муниципалитета, области.

11. Сравнительная характеристика организационных структур управления образовательным учреждением.

12. Цели и основные механизмы децентрализации управления образовательным учреждением.

13. Информационные технологии в системе управления образовательным учреждением.

14. Требования к ведению делопроизводства и статистическая отчетность в дошкольном образовательном учреждении.

15. Системы и методы морального и материального стимулирования работников образовательного учреждения. Расчет штатной численности и фонда оплаты труда работников.

16. Экономические основы управления образовательным учреждением. Разработка бизнес-плана.

17. Собственность образовательного учреждения: экономические и правовые аспекты.

18. Налоговая система в отношении образовательных учреждений.

19. Бюджет образовательного учреждения. Многоканальное финансирование в условиях казначейского учета.

20. Контроль финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения в современных условиях.

21. Внебюджетная деятельность образовательного учреждения в современных условиях. Основные принципы ее регулирования в соответствии с гражданским законодательством.

22. Организация и управление бухгалтерским учетом в образовательном учреждении.

23. Административная ответственность должностных лиц образовательного учреждения.

24. Мониторинг деятельности образовательного учреждения.

25. Проектирование образовательных систем.

26. Организация методической работы в ДОУ.

Литература


Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Актуальные проблемы управления персоналом / Под ред. Ю.П.Платонова. СПб.: Делком, 1997.

Аттестация педагогических кадров / Сост. Е.М.Шибанова. М., 2003.

Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 1996.

Беляков С.А. Экономика и финансы образования: Учеб. пособие. М., 2002.

Вифлеемский А.Б., Чиркина О.В. Организация деятельности попечительских советов образовательных учреждений. М., 2002.

Вифлеемский А.Б., Чиркина О.В. Организация дополнительных платных образовательных услуг. Н. Новгород, 2002.

Гайда В.Л. Психология управления / Под ред. А.В.Федотова. Л., 1991.

Дошкольное образование России в документах и материалах / Под ред. Т.И.Оверчук. М., 2001.

Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М., 2003.

Зверева В.И. Образовательная программа школы. Структура содержания, технология разработки. М., 1998.

Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. М., 1999.

Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С.Полат. М., 2001.

Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб. пособие. М., 2000.

Комелева С.З. Психологические основы управления персоналом. СПб., 1998.

Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1999.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. № 4.

Королева Л.Н. Система методической работы, направленной на повышение уровня педагогической продуктивности и профессиональной компетентности работников образования. Ростов н/Д., 1997.

Лазарев В.С. Системное развитие школы. М., 2002.

Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово-хозяйственной деятельности в образовательных учреждениях. М.: Владос, 2003.

Лежнев П.И., Хлебунова С.Ф. Управление образовательным учреждением: Организационно-правовые аспекты. Ростов н/Д., 1998.

Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. Ч. 2. М., 2001.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.

Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 2000.

Моисеев А.М. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. М.М.Поташника. М., 2000.

Национальная доктрина // Народное образование. 2000. № 2.

Немова Н.В. Организация функционирования и развития школы. М., 2001.

Нововведения в муниципальном управлении образованием. М.,1997.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. М., 2001.

Организация оказания дополнительных платных услуг в государственных дошкольных образовательных учреждениях: Сборник документов и материалов / Сост. Т.А.Данилина. М., 2003.

Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М., 2004.

Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 2000.

Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.А.Соломенникова. М., 2002.

Проектирование внутришкольного управления / Под ред. А.М.Моисеева. М., 2001.

Рекомендации дошкольным образовательным учреждениям для подготовки к аттестации / Под ред. М.Г.Копытиной, Е.А.Ничипорюк. Ростов н/Д., 2000.

Репин С.А. Программно-целевой принцип управления. М., 1999.

Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. М., 2004.

Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М., 1997.

Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами. М., 2003.

Управление развитием школы / Под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева. М., 1995.

Утюжанин А.П., Устюмов Ю.А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М., 1993.

Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. М., 1994.

Шамова Т.И., Третьяков, П.И. Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М., 2001.

Шишова С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.

Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1996.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
^

Примерная тематика творческих работ


1. Проектирование образовательной системы (концепция, программа развития образовательного учреждения). Научно-теоретические (психолого-педагогические) основы концепции предпрофильного и профильного обучения.

2. Деятельность руководителя по организации поисково-творческой деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения.

3. Психолого-педагогические диагностики в управлении педагогическим коллективом: рефлексия управленческого опыта.

4. Проблемно-ориентированный анализ как основа проектирования развития образовательного учреждения.

5. Технология программно-целевого управления развитием образовательного учреждения.

6. Педагогический мониторинг образовательного учреждения как составная часть системы управления качеством образования.

7. Управление психолого-медицинским сопровождением образовательного и воспитательного процессов в общеобразовательном учреждении.

8. Планирование в системе управления современного дошкольного учреждения (планирование как функция управления).

9. Инновационный менеджмент (управление инновационными процессами в образовательном учреждении).

10. Механизмы материального и морального стимулирования педагогических кадров. Система аттестации педагогических кадров на уровне образовательного учреждения.

11. Управление методической службой образовательного учреждения. Совершенствование организационных форм профессиональных объединений педагогов.

12. Модернизация содержания образования как предмет управления.

13. Развитие общественных структур управления образовательным учреждением.

14. Учет факторов социообразовательной среды в деятельности образовательного учреждения.

15. Программно-целевой метод управления в реализации межсферного взаимодействия образовательного учреждения (технология взаимодействия образовательного учреждения со сторонними организациями).

16. Экспертиза деятельности образовательного учреждения в ходе самоаттестации.

17. Информатизация управления. Современные информационные технологии в управлении образованием.

18. Управление развитием здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

19. Влияние диагностической работы на повышение эффективности управленческой деятельности.

20. Влияние деловых игр на повышение эффективности профессиональной деятельности в сфере образования.

21. Использование активных методов и форм обучения как средство профилактики деструктивного решения конфликтов.

22. Изучение привлекательности работы как одного из показателей социально-психологического климата в коллективе ДОУ.

23. Диагностика и развитие сплоченности трудового коллектива.

24. Организация подготовки ДОУ к государственной аттестации и аккредитации.

25. Деятельность руководителя по разработке программы развития ДОУ.

26. Программа работы руководителя с педагогическим опытом сотрудников ДОУ.

27. Проектирование комплексной целевой программы управления ДОУ.

28. Проектирование образовательного пространства ДОУ.

29. Система работы руководителя по организации инновационной деятельности в ДОУ.

30. Планирование деятельности ДОУ как условие качества образовательного процесса.

31. Система организационно-педагогической деятельности руководителя ДОУ.

32. Организация мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения.

33. Система административной деятельности руководителя ДОУ.

34. Нормативно-правовая база организации деятельности в ДОУ – условие реализации образовательного процесса.

35. Дополнительные образовательные услуги в ДОУ.

36. Создание условий для художественно-эстетического развития детей в ДОУ.

37. Создание условий для интеллектуального развития детей в ДОУ.

38. Создание условий для развития игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ.

39. Организация взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.

40. Система работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ.

41. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы.

42. Система работы по обеспечению оптимизации взаимодействия сотрудников с детьми в ДОУ.




Похожие:

Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconМатериалы квалификационного испытания (экзамена) по должности «учитель-логопед» Вопросы квалификационного испытания (экзамена)
Мо РФ от 14. 02. 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», письмо мо РФ от 22. 01....
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconПроцедура проведения квалификационных испытаний
Собеседование – одна из форм квалификационного испытания при прохождении аттестации, при которой аттестуемый руководитель образовательного...
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconИнструкция по выполнению комплексного задания письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности Цель квалификационного испытания
Цель квалификационного испытания оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится...
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconАлгоритм организации и проведения квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
Прием и регистрация заявки от руководителя государственного образовательного учреждения, муниципального органа управления образования...
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconВопросы квалификационного испытания (экзамена)
Модернизация образования в Российской Федерации – ключевое направление реализации государственной политики в области образования...
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconПротокол итоговых результатов квалификационного испытания по аттестации с целью соответствия занимаемой должности (заполняется кгбоу акипкро)
Результаты квалификационного испытания свидетельствуют о (соответствии/ несоответствии) занимаемой должности
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconМатериалы квалификационного испытания (экзамена) работников образовательных учреждений, аттестуемых по должности «тренер-преподаватель»
Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим школьника
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconПорядок проведения письменного квалификационного испытания на подтверждение соответствия занимаемой должности педагогического работника Хабаровского края
Порядок определяет цели и задачи письменного квалификационного испытания педагогического работника Хабаровского края, формы и требования...
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconМатериал для подготовки ответов на вопросы (в тестовом формате) комплексного задания квалификационного испытания Закон РФ «Об образовании»
Федеральные государственные образовательные стандарты: сущность и назначение, периодизация принятия новых стандартов
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconМатериалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы