Вопросы квалификационного испытания (экзамена) icon

Вопросы квалификационного испытания (экзамена)



НазваниеВопросы квалификационного испытания (экзамена)
Дата конвертации24.09.2013
Размер128.85 Kb.
ТипДокументы
источник

Материалы квалификационного испытания (экзамена) работников дошкольных образовательных учреждений, аттестуемых по должностям «воспитатель», «музыкальный руководитель», «инструктор по физической культуре»

Вопросы квалификационного испытания (экзамена)

Раздел «Стратегия развития и нормативно-правовая база образования»


1. Модернизация образования в Российской Федерации – ключевое направление реализации государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 2, Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

2. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования. Дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образования, начальное и среднее профессиональное, высшее, послевузовское образование – составные части системы непрерывного образования (Конституция РФ, ст. 43, Закон РФ «Об образовании ст. 5, 9, 18).

3. Понятие «образовательные программы». Реализация образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении. Возможные формы получения образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, 10, 18).

4. Нормативно-правовая база системы компенсирующего обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

5. Образовательные учреждения, организационно-правовые формы, типы (Закон РФ «Об образовании», ст. 12).

6. Правовые основы функционирования дошкольного образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения как основной документ, регламентирующий его деятельность (на примере Устава ДОУ, в котором работает аттестуемый) (Закон РФ «Об образовании» ст. 13, 18).

7. Правовые основы функционирования дошкольного образовательного учреждения. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Общая характеристика (Закон РФ «Об образовании», ст. 18, Постановление Правительства РФ № 1204 от 19.09.1997 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста»).

8. Правовые основы функционирования дошкольного образовательного учреждения. Локальные акты дошкольного образовательного учреждения (на примере локальных актов ДОУ, в котором работает аттестуемый).

9. Общие требования к организации образовательного процесса (Закон РФ «Об образовании», ст. 15).

10. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (Закона РФ «Об образовании», ст. 32).

11. Нормативно-правовая база социальной защиты обучающихся (воспитанников) в системе образования (Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», ст. 50, 51. Закон РФ от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы»).

12. Нормативно-правовая база охраны труда работников и охраны здоровья обучающихся (воспитанников) учреждений системы Министерства образования России (приказ Министерства образования РФ от 14.08.2001 № 2953 «Об утверждении отраслевого стандарта «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения. ОСТ-01-2001», приказ Министерства образования РФ от 12.01.2004 № 31 «Об утверждении и реализации программы Минобразования России на 2004-2007 годы «Безопасность образовательного учреждения»).

13. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) (Закон РФ «Об образовании», ст. 52, Семейный кодекс РФ).

14. Права работников образовательного учреждения, их социальные гарантии и льготы. Аттестация педагогических работников (Закон РФ «Об образовании», ст. 55, приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.06.2004 № 1480 «Об утверждении региональных документов по аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ростовской области»).

15. Особенности регулирования труда педагогических работников (Трудовой кодекс РФ, гл. 52, ст. 331-336).

16. Особенности регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 1.03.2004 № 945).

17. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, ее регламентация (Закон РФ «Об образовании», ст. 48).

18. Нормативно-правовая база аттестации и аккредитации образовательных учреждений (Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», приказ Министерства образования РФ от 22.05.1998 № 1327 «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений»).

19. Правовое оформление отношений дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанника.

20. Нормативно-правовая основа требований к уровню обученности выпускников дошкольных образовательных учреждений.
^

Раздел «Педагогика и психология»


1. Учет факторов, влияющих на психическое развитие ребенка при построении образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

2. Периодизация психического развития ребенка в разные периоды детства (по Д.Б. Эльконину).

3. Развивающие возможности различных форм общения ребенка со взрослыми.

4. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента дошкольника.

5. Возможности изучения и учета типа темперамента и модальности во взаимодействии взрослых и детей в дошкольном образовательном учреждении.

6. Нейролингвистическое программирование – современное направление психологии. Использование нейролингвистического программирования в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

7. Современные требования и критерии психологической готовности детей к обучению в общеобразовательном учреждении.

8. Психология развивающего обучения. Современное состояние теории и практики развивающего обучения.

9. Структура детского самосознания (по В.С. Мухиной). Изменения в развитии детской личности в дошкольном возрасте.

10. Профессиональная психологическая компетентность работника дошкольного образовательного учреждения.

11. Основные психолого-педагогические принципы отбора содержания образования и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста.

12. Парадигмальное оформление гуманистической тенденции в образовании. Педагогика «золотой середины».

13. Основы личностно-ориентированной дидактики с учетом специфики дошкольного образовательного учреждения.

14. Базис личностной культуры дошкольника и роль педагога в ее формировании.

15. Взаимосвязь традиционных и инновационных подходов в построении педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Целесообразность использования различных способов организации обучения детей в ДОУ.

16. Принципы гуманизации и гуманитаризации в образовании и способы их реализации в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

17. Содержание нравственного воспитания в дошкольном детстве. Механизмы нравственного воспитания.

18. Сущность и основные признаки педагогической технологии. Ведущие педагогические технологии, используемые в практике дошкольного образовательного учреждения.

19. Современное понятие педагогической культуры работника дошкольного образовательного учреждения, ее интегративный характер.

20. Культуросозидающая и социализирующая функции образования и воспитания, способы их осуществления в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
^

Раздел «Методика деятельности работника ДОУ»


1. Мониторинг качества дошкольного образования как способ оценки эффективности деятельности педагогического коллектива в целом и каждого педагогического работника в отдельности.

2. Здоровьесберегающие технологии в системе работы аттестуемого педагогического работника и в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

3. Взаимодействие педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников как средство повышения качества образовательно-воспитательного процесса.

4. Взаимодействие сотрудников дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества дошкольного образования. Роль педагогического работника в проектировании и планировании деятельности педагогического коллектива.

5. Возможности использования информационных технологий в организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

6. Совершенствование системы работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по развитию у воспитанников творческих способностей.

7. Разработка и реализация индивидуальных программ развития детей в дошкольном образовательном учреждении на уровне педагогического коллектива и отдельных педагогических работников.

8. Коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении. Причины, цели, особенности, условия реализации, показатели результативности.

9. Задачи, направления, формы организации деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по интеллектуальному развитию детей.

10. Проблема преемственности дошкольного образования и начального общего образования. Средства оптимизации переходного периода дошкольника.
^

Дополнительные вопросы

Раздел «Методика деятельности работника ДОУ»

Для работников, аттестуемых по должности «Воспитатель»


1. Система речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении. Роль речевой среды и культуры речи педагога в системе речевого развития дошкольника.

2. Развитие коммуникативной культуры у детей. Методическое оснащение работы дошкольного образовательного учреждения по развитию коммуникативной культуры.

3. Игра как форма организации жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Современные технологии развития игровой деятельности.

4. Формирование у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре с учетом особенностей детского восприятия.

5. Характеристика современных программ и технологий математического образования дошкольников.

6. Содержание экологического образования в дошкольном образовательном учреждении с учетом специфики окружающего социума и местоположения ДОУ, в котором работает аттестуемый.

7. Формирование у дошкольников элементарных естественно-научных представлений.

8. Цели, задачи, содержание и методы развития изобразительной деятельности дошкольников.

9. Система работы дошкольного образовательного учреждения по развитию у детей конструктивной деятельности.

10. Профилактика дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение.
^

Для работников, аттестуемых по должности «Музыкальный руководитель»


1. Структура музыкальности ребенка. Возрастные уровни музыкального развития школьников.

2. Характеристика музыкального восприятия дошкольника. Проблемный характер методов развития музыкального восприятия.

3. Система работы по развитию музыкальности при игре на детских музыкальных инструментах в ансамбле и оркестре.

4. Современные методы и способы обучения дошкольников пластическому музицированию.

5. Система развития детского певческого голоса на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении в русле технологии развивающего обучения.

6. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на основе синтеза искусств.

7. Формы организации музыкальной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.

8. Способы создания условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельности школьников.

9. Подбор музыкальных произведений детского репертуара с учетом современных требований и музыкальных возможностей детей разного возраста.

10. Методы и приемы музыкального воспитания детей. Отбор педагогом методов на основе принципов комплексного подхода.
^

Для работников, аттестуемых по должности «Инструктор по физической культуре»


1. Характеристика современных программ по физическому воспитанию. Требования к условиям реализации.

2. Основные принципы развивающей педагогики оздоровления (по В.Г.Кудрявцеву).

3. Формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

4. Формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми в семье. Роль взаимодействия педагогического работника с родителями воспитанника.

5. Виды занятий по физической культуре и сценарии их проведения.

6. Новые подходы к организации и содержанию музыкально-двигательного и пластического развития ребенка на занятиях по физической культуре.

7. Технология организации активного отдыха дошкольников.

8. Методы и приемы обучения дошкольников физическим играм и упражнениям в дошкольном образовательном учреждении.

9. Медико-педагогический контроль за организацией двигательного режима воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.

10. Система закаливания детей дошкольного возраста.

Литература

^

Раздел «Педагогика и психология»
Для всех категорий аттестуемых работников


Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методический аспект). М., 1982.

^ Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М., 2003.

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4.

Бондаревская Е.В. Педагогическая культура учителя. Ростов н/Д., 1997.

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Учеб. пособие. М.-Ростов /Д., 1999.

Горбачева И.А. Изучение индивидуально-типологических особенностей детей в дошкольном образовательном учреждении. Диагностика в детском саду. Ростов н/Д., 2003.

Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М., 1998.

Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. Ростов н/Д., 2003.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 1989.

Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2004.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

Новые педагогические и информационные технологии в современном образовании / Под ред. Е.С.Полат. М. 2001.

Раченко И.П. Технология развития педагогического творчества. Введение в интегративную педагогику. Пятигорск, 1996.

Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. М., 1998.

Солодянкина О.В. О сотрудничестве дошкольного учреждения с семьей. М., 2004.
^

Для работников, аттестуемых по должности «Воспитатель»


Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.

Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2001.

Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л., 1989.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М., 1997.

Козлова С.А. «Я – человек»: программа приобщения ребенка к социальному миру. М., 1996.

Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М.Шипициной. СПб., 2003.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000.

Обухова Л.Ф. Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1989.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы. М., 2000.

Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и практика). Екатеринбург, 2001.

Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2003.
^

Для работников, аттестуемых по должности «Музыкальный руководитель»


Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе. Воронеж, 1998.

Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000.

Рыжанова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М., 2000.

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1998.

Теория и практика музыкального развития дошкольников на современном этапе: Методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д., 1999.

Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. М., 1997.
^

Для работников, аттестуемых по должности «Инструктор физической культуры»


Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М., 1998.

Егоров Б.Б., Замановский Ю.Ф. Система эффективного закаливания // Начальная школа. 2000. № 7.

Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

Замановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М., 1981.

Лисицкая Т. Ритмическая гимнастика. М., 1995.

Руднова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5-7 лет. М., 2000.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

Чупаха И.В. и др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Ставрополь, 2001.
^

Примерная тематика творческих работ

Для работников, аттестуемых по должности «Музыкальный руководитель»


1. Система работы музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

2. Организация комплексного воздействия искусств на эмоционально-творческое развитие ребенка на занятиях по музыке в дошкольном образовательном учреждении.

3. Обновление содержания музыкального воспитания как средство повышения качества процесса формирования начал музыкальной культуры ребенка.

4. Развитие творческих способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством театрализованной деятельности.

5. Национальные и местные праздники – средство приобщения детей к этнокультуре и формированию толерантности сознания.

6. Формирование целостной музыкально-эстетической среды дошкольного образовательного учреждения как условие творческого саморазвития личности ребенка.

7. Технология и содержание взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой, учреждениями культуры по вопросам музыкального воспитания.

8. Развитие детского певческого голоса на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении.

9. Технология активизации творческих проявлений в танце старших дошкольников.

10. Логоритмика в системе работы музыкального руководителя по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
^

Для работников, аттестуемых по должности «Инструктор по физической культуре»


1. Воспитание личности ребенка на занятиях по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении.

2. Оптимизация образовательного процесса на занятиях по физической культуре.

3. Нетрадиционные средства физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

4. Комплексное воспитание двигательных способностей детей дошкольного возраста.

5. Оценка качества физического развития и оздоровления детей: рефлексия педагогического опыта.

6. Формирование целостной здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения как условие саморазвития личности ребенка.

7. Технология и содержание взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой, учреждениями здравоохранения, физической культуры и спорта по вопросам физического воспитания.

8. Система закаливания детей дошкольного возраста: рефлексия педагогического опыта.

9. Технология взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников через систему спортивных семейных праздников и внеплановых мероприятий.

10. Технология использования в дошкольном образовательном учреждении спортивных тренажеров: рефлексия педагогического опыта.




Похожие:

Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconМатериалы квалификационного испытания (экзамена) по должности «учитель-логопед» Вопросы квалификационного испытания (экзамена)
Мо РФ от 14. 02. 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», письмо мо РФ от 22. 01....
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconПроцедура проведения квалификационных испытаний
Собеседование – одна из форм квалификационного испытания при прохождении аттестации, при которой аттестуемый руководитель образовательного...
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconИнструкция по выполнению комплексного задания письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности Цель квалификационного испытания
Цель квалификационного испытания оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится...
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconАлгоритм организации и проведения квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
Прием и регистрация заявки от руководителя государственного образовательного учреждения, муниципального органа управления образования...
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconВопросы квалификационного испытания (экзамена)
Государственная политика в области образования на современном этапе (Закон РФ «Об образовании», ст. 2, Национальная доктрина развития...
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconПротокол итоговых результатов квалификационного испытания по аттестации с целью соответствия занимаемой должности (заполняется кгбоу акипкро)
Результаты квалификационного испытания свидетельствуют о (соответствии/ несоответствии) занимаемой должности
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconМатериалы квалификационного испытания (экзамена) работников образовательных учреждений, аттестуемых по должности «тренер-преподаватель»
Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим школьника
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconПорядок проведения письменного квалификационного испытания на подтверждение соответствия занимаемой должности педагогического работника Хабаровского края
Порядок определяет цели и задачи письменного квалификационного испытания педагогического работника Хабаровского края, формы и требования...
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconМатериал для подготовки ответов на вопросы (в тестовом формате) комплексного задания квалификационного испытания Закон РФ «Об образовании»
Федеральные государственные образовательные стандарты: сущность и назначение, периодизация принятия новых стандартов
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) iconМатериалы квалификационного испытания (экзамена) работников, аттестуемых по должности «педагог-психолог»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы