Составитель: педагог-психолог цппрк icon

Составитель: педагог-психолог цппрк



НазваниеСоставитель: педагог-психолог цппрк
Кардакова И.Н
Дата конвертации02.11.2013
Размер114.27 Kb.
ТипДокументы
источник

Особенности детско-родительских отношений

на различных этапах развития

ребенка



1 часть – от 0 до 3-х лет


2 часть – от 3 до 18 лет


Составитель: педагог-психолог ЦППРК Кардакова И.Н.

____________________________________________________________________________________

По материалам книги Аверина Вячеслава Афанасьевича – доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики С-Петербургской Государственной Педиатрической медицинской академии «Психология детей и подростков»: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб.-СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.-379с.

Большинство из нас учатся воспитанию детей в самом процессе исполнения родительских обязанностей: поскольку мы недостаточно знаем о развитии ребенка, мы полагаемся на инстинкты и собственный опыт детства. Часто наши инстинкты – это лишь внезапная, эмоциональная реакция, а наш опыт детства может быть отрицательным, в некоторых случаях даже сопряженным с жестокостью. Дети, ставшие жертвами насилия или неудовлетворения потребностей, часто отстают в развитии или развиваются ненормально. Знание основных принципов процесса развития помогут понять влияние отношений с детьми на их развитие. Индивидуальное развитие начинается с момента зачатия и продолжается до самой смерти. Обычно говорят: личностью не рождаются, а становятся. Благодаря воздействию социальной среды ребенок развивает в себе определенные черты, которые помогают ему нормально функционировать и выживать в этой среде.


Эта статья обращена:

к вдумчивым и нравственным родителям. Она поможет им выбрать адекватные способы взаимодействия с ребенком, создать необходимые условия для его жизни и развития его способностей.

Этапы психического развития ребенка

  1. От рождения до 1 года

Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым.

^ Психосоциальный кризис: базисное доверие – базисное недоверие к миру. Радиус значимых отношений: мать.

Основная задача - установление доверия ребенка к внешнему миру. Наличие чувства доверия у ребенка - основа формирования его положительного самоощущения.

^ 0-6 месяце наиболее распространенной формой выражения страдания ребенка является крик, для крика характерна дифференцировка форм и закрепление за ними постоянного значения:

  • «Хочет спать»

  • «Хочет есть»

  • «Мокрый»

Ребенок при этом узнает:

  • Я могу положиться на взрослого?

  • Взрослый заботиться обо мне?

  • Взрослый меня любит?

Крайне важно на этом этапе со стороны родителей быть внимательным к потребностям ребенка и понимать, что ему нужно.

6-12 месяцев. На этом этапе дети обычно меньше плачут и больше улыбаются. Если ребенок плачет:

  • возможно, он напуган тем, что вас нет рядом.

  • он чувствует себя абсолютно беспомощным.

Ребенку необходимо знать, что вы вернетесь. Когда ребенок чувствует себя в безопасности, он к вам привязывается и именно на сформированной привязанности, будут строиться ваши отношения в будущем и его отношения с миром людей и миром вещей. В этот же период дети учатся пользоваться мышцами, овладевают:

  • хватательными рефлексами.

  • жевательными рефлексами

При хватании ребенок учится координации рук и пальцев, при жевании разрабатываются мышцы, задействованные при принятии твердой пищи и говорении. Задача родителей создать безопасную среду исключить из окружения ребенка все предметы, которыми он может повредить себя, если возьмет в руки и начнет жевать.

Нормальная линия развития: – доверие к людям, привязанность к матери (другому значимому взрослому).

Аномальная линия развития – недоверие к людям: как результат плохого обращения матери с ребенком.



  1. От 1 года до 3-х лет

Ведущая деятельность: предметно - манипулятивная деятельность.

Психосоциальный кризис: автономия – стыд и сомнение.

Радиус значимых отношений: родители.

Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка от взрослых и развивающейся у него автономией. Основная задача – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. На этой стадии детям нравится исследовать каждый угол, брать и пробовать предметы на вкус – и это крайне необходимо для развития их мозга. Когда ваш ребенок открывает новое для себя, он – ученый, он экспериментирует, чтобы понять, какие предметы издают звуки, какие падают, а какие плавают. Когда ваш ребенок снова и снова роняет игрушку, он не хочет разозлить вас, он пытается понять, как падают предметы, чтобы посмотреть, что произойдет. На данном этапе развития задача ребенка – познать свой мир, и здесь он открыватель. Важно:

  • говорить с ребенком;

  • читать ему;

  • слушать его;

  • отвечать на его вопросы.

Другими словами, способствовать развитию независимости вашего ребенка. Ребенок должен знать, что вы уважаете его стремление к независимости и поддерживаете его сильное желание учиться. На этом этапе развития ребенок начинает говорить: «НЕТ!», это не демонстрация непослушания: ребенок просто пытается дать вам понять, какие чувства он испытывает.


Показателями развития ребенка в 2-3 года могут быть:

  • боязнь темноты, животных, новых звуков, теней или плачь, когда вы уходите.

Такие изменения часто беспокоят родителей, которые думают, что поведение ребенка не соответствует уровню его развития, хотя на самом деле это говорит о взрослении ребенка. По мере того как ваш ребенок начинает понимать, что такое опасность, он начинает бояться наказания, а по мере развития воображения ребенок начинает думать о том, чего не видит – так появляется боязнь монстров и привидений. Важно, чтобы:

    1. ребенок чувствовал вашу поддержку;

    2. понимал, что на вас можно положиться.

Французский художник Pierrette Diaz (Пьеретта Диас) совместно с психологами создала серию картинок, показывающих, как видят окружающий мир дети от 2 до 7 лет.

^ МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА





  • Застенчивость. Это признак растущего понимания ребенком взаимоотношений.

  • Ребенок отказывается от того, чтобы его обнимали и брали на руки ваши друзья и родственники. Для того чтобы научить ребенка обеспечивать свою безопасность и защищать личное пространство, мы должны уважать его право контролировать свое собственное тело.

Важно для родителей на этом этапе – уважать чувства вашего ребенка:

  1. помогать ему высказывать собственные чувства;

  2. говорить ребенку, что иногда вы испытываете такие же чувства;

  3. не стыдить ребенка и не ставить его в неловкое положение;

  4. не наказывать ребенка за то, что ему страшно.



Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях.

Нормальная линия развития: – самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.

Аномальная линия развития: – сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда.

Этапы психического развития ребенка

3. От 3-х до 6-ти лет

Ведущая деятельность: игровая деятельность.

Психосоциальный кризис: инициатива - вина.

Радиус значимых отношений: семья (родители, братья и сестры).

Это такой удивительный период в развитии вашего ребенка! Ему хочется знать все! К этому возрасту мышление вашего ребенка успело очень развиться; теперь он понимает, что можно всему научиться. Но разворачивается этот период в жизни ребенка с конфликта между инициативой и чувством вины.

У ребенка в начале этой стадии развития появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить.

Для ребенка характерны:

  • энергичная и настойчивая познавательная деятельность.

  • любознательность.

На этом этапе ребенок задает столько вопросов! Родители, которые стараются отвечать на вопросы детей или помогают детям в поиске ответов на эти вопросы, учат их тому, что:

  • невозможно знать все, и это нормально,

  • идеи детей важны,

  • есть много способов поиска информации,

  • искать ответы и преодолевать трудности – интересно.


Особенности возрастного периода:

  • игры на развитие воображения

Игра это «работа» вашего ребенка, в ходе которой он пробует поставить себя на место других людей и посмотреть на окружающее их глазами. Играя, дети решают проблемы, изобретают, экспериментируют и выясняют, что как работает.

  • желание ребенка помогать.

Когда дети помогают они - ваши ученики. Смотря как вы что-то делаете, и помогая вам, дети учатся важным жизненным навыкам.

^ Основная задача родителей заключается в том, чтобы способствовать развитию уверенности детей в своих способностях.

Для этого родители должны:

  • отвечать на вопросы детей или помогать детям в поиске ответов;




  • обеспечить детям время для игры;




  • поощрять желание детей


помогать.

Уверенность маленького ребенка в своих способностях – это залог успешного обучения в будущем.

Нормальная линия развития:активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение, уверенность в себе.

Аномальная линия развития:пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, отсутствие признаков полоролевого поведения.

4. От 6-ти до 12 лет

Ведущая деятельность: учебная деятельность.

Психосоциальный кризис: трудолюбие - неполноценность.

Радиус значимых отношений: соседи, школа.

Это такой удивительный период в развитии вашего ребенка! Ему хочется знать все! К этому возрасту мышление вашего ребенка успело очень развиться; теперь он понимает, что можно всему научиться. Когда ребенок начинает учиться в школе, его мир меняется. Ему надо быстро научиться:

  • быть самостоятельным, когда родителей нет рядом;

  • найти общий язык с другими детьми;




  • оправдать ожидания новых для него взрослых;

  • следовать новому режиму, порядкам.


Несмотря на то, что все дети идут в школу в одном и том же возрасте, уровень готовности к школе разный. Обладая различным темпераментом, дети по-разному реагируют на школьную среду. Нет «хороших» или «плохих» темпераментов – все они различны. Важно чтобы родители понимали особенности темперамента своих детей и уважали их индивидуальность. На этом этапе задача родителей:

  • выяснить, в чем заключаются индивидуальные трудности ребенка;

  • создать благоприятную среду для того, чтобы ребенок мог решать их, развиваясь.

Критерии готовности детей к обучению в школе:

^ 1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

1. Заботиться о его здоровье (плавание, прогулки, велосипед).

  1. Приучать любое начатое дело доделывать до конца. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества.

  2. Читать ребенку книги (способ развития, относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению).

  3. Заниматься с ребенком рисованием, конструированием, лепкой (занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, смекалку).

Нормальная линия развития: – овладение методами и умениями, компетентность, выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развиты коммуникативные умения.

Аномальная линия развития:слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций.

  1. От 13 до 18 лет

Ведущая деятельность: общение подростков в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной).

Психосоциальный кризис: эго-идентичность – смешение идентичности.

Радиус значимых отношений: группы сверстников.

Ключевое событие этого возраста – половое созревание, развитие репродуктивных функций.

^ Ключевой процесс – становление самоидентичности, поиск своей индивидуальности. Сформировать идентичность – значит научиться верно, идентифицировать себя с взрослыми, а для этого им необходимо отделиться от нас. Подросток переживает трудности этих перемен для того, чтобы выполнить ряд важнейших для всей его последующей жизни психологических задач:

^ 1. Стать взрослым можно только через проявление собственной автономии. Автономный – значит, способный опираться на себя, принимающий собственные решения и несущий за них ответственность. Отделиться – значит, отвергнуть все то, что насаждают и предлагают, и найти собственные решения и смыслы (даже если потом окажется, что они очень похожи на те, что предлагались ему родителями).

^ 2. Обнаружить себя и свой пол.

3. Открыть для себя мир других людей.

Выполнение подростком этих задач сопровождается сильными чувствами – агрессией, страхом, стыдом, тревогой и невозможно без того, чтобы:

  • Отрицать все то, что предлагают взрослые, иначе не найдешь собственные ответы, решения, смыслы;




  • Искать себя и ввязываться в разные истории, чтобы проверить, насколько ты силен, способен и стоек;




  • Пристально вглядываться в свою внешность, понимая, что красота или привлекательность значительно увеличивают шансы быть принятым и любимым;




  • Активно контактировать с противоположным полом, узнавая другие миры самыми разными способами;




  • Много общаться с себе подобными, понимая, что ты не один и у них все те же проблемы.

Нормальная линия развития:жизненное самоопределение: Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая половая поляризация в формах поведения.

Аномальная линия развития:путаница ролей: смешение и смещение временных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношений с внешним миром. Смещение форм полоролевого поведения.





Похожие:

Составитель: педагог-психолог цппрк iconКонкурс «Лучший педагог психолог -2012» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Абанская средняя общеобразовательная школа №3 Педагог психолог Абанской средней школы №3 Мария Яковлевна Миллер
Мария Яковлевна Миллер Профессиональный конкурс «Лучший педагог – психолог -2012»
Составитель: педагог-психолог цппрк iconПрограмма по охране репродуктивного здоровья школьников, через уроки здоровья реализация образовательной программы по «Зрению»
В течение 2008-2009 учебного года в школе работал педагог- психолог Диганьшина С. Т. с «Центра диагностики и консультирования», педагог...
Составитель: педагог-психолог цппрк iconКонкурсе «Педагог психолог 2012»
Учредителем конкурса «Педагог-психолог – 2012» (далее – Конкурс) является Муниципальное учреждение «Управление образования города...
Составитель: педагог-психолог цппрк iconПоложение о совете примирения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Широкинской средней общеобразовательной школы Составитель: педагог-психолог
Совет примирения является исполнительным органом школьного ученического самоуправления
Составитель: педагог-психолог цппрк iconАнализ деятельности педагогического коллектива по совершенствованию системы воспитания
Воспитательную работу в школе ведут квалифицированные специалисты: заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор,...
Составитель: педагог-психолог цппрк iconПоложение об областном конкурсе «Педагог-психолог Кировской области – 2010»
Настоящее Положение определяет цели и задачи областного конкурса «Педагог-психолог Кировской области – 2010» (далее – Конкурс), порядок...
Составитель: педагог-психолог цппрк iconВ г. Оренбурге пройдет областной конкурс
С 17 по 20 апреля 2012 года в г. Оренбурге пройдет областной конкурс «Учитель Оренбуржья-2012». В номинации «педагог-психолог» участие...
Составитель: педагог-психолог цппрк iconПлан открытого занятия по психологии. Составитель: педагог-психолог Куприянова О. Н. Уровень мероприятия: ммо учителей начальных классов. Дата проведения: 17. 10. 2012 г. Тема занятия: «Подарок другу»
Цель занятия: сплочение детей в классном коллективе, улучшение дружеских отношений
Составитель: педагог-психолог цппрк iconВнеклассное мероприятие "История государственной символики" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики
...
Составитель: педагог-психолог цппрк iconПсихологические аспекты преемственности при введении фгос между начальным и основным образованием. Подготовила Медведева Г. Н., педагог-психолог мбоу «Родионово-Несветайская сош №7»
Подготовила Медведева Г. Н., педагог-психолог мбоу «Родионово-Несветайская сош №7»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы