Магистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012 icon

Магистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012



НазваниеМагистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012
страница1/2
Дата конвертации05.11.2013
Размер0.56 Mb.
ТипМетодические указания
источник
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ

(НОУ ВПО «МИЛ»)


Факультет «Международный менеджмент»


Кафедра «Экономика, управление и информационные технологии»


МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ


Методические указания к выполнению магистерской диссертации




для магистров направления

080200 – Менеджмент


МОСКВА 2012


Составители:

А.С. Каменский, канд. экон. наук, доц.

С.И. Парфенова, канд. экон. наук, проф.


В настоящих методических указаниях рассмотрен весь процесс написания и оформления магистерской диссертации: от выбора темы работы до ее защиты на заседании ГАК.

В них раскрывается общая методология научного творчества, излагается подготовка к научному исследованию, описывается методика написания и правила оформления диссертации, а также рассматривается порядок ее защиты. В качестве приложений даются образцы отдельных элементов работы.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки магистров 080200.68 – Менеджмент.


Рецензенты:

^ Е.В. Абызова, канд. экон. наук, доц.

Л.А. Никитина, канд. экон. наук, доц.


Обсуждено, одобрено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры «Экономика, управление и информационные технологии»

«__» ______ 2012 г.


Заведующий кафедрой

А.С. Каменский



 НОУ ВПО «МИЛ», 2012

ВВЕДЕНИЕ


В последние годы в Российском высшем образовании происходят преобразования, связанные с международными обязательствами Российской Федерации по участию в Болонском процессе, в который страна вступила в 2003 г. Практически все страны переходят на гармонизированную с общеевропейскими требованиями многоуровневую компетентную подготовку.

Необходимое условие Болонского процесса – введение двухуровневой системы образования для создания единого образовательного пространства с тем, чтобы студенты могли свободно перемещаться по странам, учиться в любом вузе мира по единой программе. Бережно относясь к националь­ным традициям и самобытности своих образовательных систем, необходимо преобразовывать традиционные пятилетние программы (в сфере инженерии, естественных наук, медицины и т.п.) в программы, завершающиеся присвоени­ем отвечающей общеевропейским требованиям магистерской степени.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» предусматривает разделение российского высшего образования на два уровня: бакалавриат и магистратура, и подготовка специалиста. Такая система свидетельствует о непрерывности и преемственности процесса образования и повышает профессиональную подготовку в различных областях науки и техники.

В Положении о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации отмечается: «магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессиональных образовательных, программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована на на­учно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность».

Магистерская подготовка открывается по направлениям высшего образования в высших учебных заведениях, имеющих не менее 70 % докторов и кандидатов наук от общего числа научно-педагогических кадров, обеспечивающих учебный процесс по данному направлению.

Правом обучения в магистратуре обладают лица, успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных программ и имеющие ди­плом о высшем образовании.

В НОУ ВПО «Московский институт лингвистики» проводится подготовка студентов по многоуровневой системе (бакалавриат и магистратура) по направлению 080200 – Менеджмент. В данных методических указаниях приведен подробный порядок выполнения и оформления магистерских диссертаций по направлению подготовки магистров 080200 – Менеджмент. Подготовка ведется с учетом требований к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров и магистров, рабочих учебных программы и планов по дисциплинам, входящих в федеральный и вузовский компонент требований к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров и магистров на базе федерального государственного стандарта высшего профессионального обра­зования по направлению «Менеджмент».

Магистр по направлению 080200 – Менеджмент, в соответствии с Федеральным законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», требованиями федерального государственного образовательного стандарта, постановлениями Правительства РФ и другими нормативно-правовыми документами, должен быть подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля – к педагогической деятельности в высших учебных заведениях.

Область профессиональной деятельности магистров включает:

  • организации любой организационно-правовой формы коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей в различных службах аппарата управления;

  • органы государственного и муниципального управления;

  • структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело;

  • научно-исследовательские организации, связанные с решением управленческих проблем;

  • учреждения системы высшего и дополнительного

профессионального образования.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

  • процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;

  • процессы государственного и муниципального управления; научно-исследовательские процессы.

Магистр по направлению подготовки 080200 Менеджмент готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • организационно-управленческая;

  • аналитическая;

  • научно-исследовательская;

  • педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Область профессиональной деятельности магистров включает:

  • организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей в различных службах аппарата управления;

  • органы государственного и муниципального управления;

  • структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело;

  • научно-исследовательские организации, связанные с решением управленческих проблем;

  • учреждения системы высшего и дополнительного профессионального образования.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

  • процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;

  • процессы государственного и муниципального управления; научно-исследовательские процессы.

Магистр по направлению подготовки 080200 Менеджмент должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

организационно-управленческая:

  • управление организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями

  • разработка стратегий развития организаций и их отдельных подразделений;

аналитическая:

  • поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений;

  • анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

анализ и моделирование процессов управления.

научно-исследовательская:

  • выявление и формулирование актуальных научных проблем;

  • разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения;

  • разработка методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов;

  • разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов;

  • поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования;

  • подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций;

педагогическая:

  • преподавание управленческих дисциплин;

  • разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.

^ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1);

  • способностью к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

  • способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);

  • способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);

  • свободным владением иностранным языком как средством профессионального общения (ОК-5);

  • обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

организационно-управленческая:

  • способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);

  • способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2);

  • умением использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3);

  • способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);

аналитическая:

  • способностью использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5)

  • владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6)

  • владением методами стратегического анализа (ПК-7)

  • способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8)

научно-исследовательская:

  • способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9);

  • способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-Ю);

  • способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-11);

  • способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12);

педагогическая:

  • способностью применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин (ПК-13);

  • способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин (ПК-14).

Магистр по направлению подготовки 080200 Менеджмент должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

организационно-управленческая:

  • управление организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями

  • разработка стратегий развития организаций и их отдельных подразделений;

аналитическая:

  • поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений;

  • анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

  • анализ и моделирование процессов управления.

научно-исследовательская:

  • выявление и формулирование актуальных научных проблем;

  • разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения;

  • разработка методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов;

  • разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов;

  • поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования;

  • подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций;

педагогическая:

  • преподавание управленческих дисциплин;

  • разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.


^ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1);

  • способностью к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

  • способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);

  • способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);

  • свободным владением иностранным языком как средством профессионального общения (ОК-5);

  • обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

организационно-управленческая:

  • способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);

  • способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2);

  • умением использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3);

  • способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);

аналитическая:

  • способностью использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5);

  • владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6);

  • владением методами стратегического анализа (ПК-7);

  • способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8);

научно-исследовательская:

  • способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9);

  • способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-Ю);

  • способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-11);

  • способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12);

педагогическая:

  • способностью применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин (ПК-13);

  • способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин (ПК-14).

^ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К МАГИСТРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

080200 «МЕНЕДЖМЕНТ»


Для решения профессиональных задач магистр:

  • собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт в области экономики, менеджмента, предпринимательства, управления человеческими ресурсами, бухгалтерского учета, анализа и аудита;

  • участвует в проведении научных исследований, составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

  • участвует во внедрении результатов исследований и разработок;

  • совершенствует новейшие научные методики и разработки в области
    экономики; маркетинга; менеджмента; учета, анализа и аудита.

Магистр должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов;

  • методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся
    выполняемой работы;

  • перспективы развития и особенности деятельности учреждения, органи­зации, предприятия;

  • методы исследования, правила и условия выполнения работ;

  • основные требования, предъявляемые к нормативной документации;

  • методы проведения расчетов и определения экономической и социальной эффективности исследований и разработок;

  • достижения экономической науки, передовой и зарубежный опыт в области знаний, способствующих развитию творческой инициативы в сфере организации экономических мероприятий;

  • основы трудового законодательства и гражданского права;

  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Магистры факультета «Международный менеджмент», освоившие образователь­ную программу магистра по направлению «Менеджмент», подготовлены для продолжения образования в аспирантуре.

Итоговая государственная аттестация проводится в заключительном, четвертом семестре и предусматривает сдачу государственного экзамена и пуб­личную защиту на заседании Государственной аттестационной комиссии выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации. Итоговые атте­стационные испытания определяют практическую и теоретическую подготов­ленность магистра к выполнению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО.

По желанию студентов высшее учебное заведение может проводить дополнительные государст­венные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экза­менов в аспирантуру по перечисленным выше специальностям.

Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по этим же специальностям.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Порядок проведения и программа государственного экзамена определяется ВУЗом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной про­граммы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования и науки РФ и федеральным государ­ственным образовательным стандартом магистра по направлению подготовки.

Магистерская диссертация долж­на представлять собой квалификационную работу исследовательского характе­ра, в которой на основании выполненных научных исследований и разработок осуществлено решение научно-технической задачи, имеющей теоретическое или практическое значение для современной науки и техники. Диссертация должна отражать совокупность результатов: научных положений или научно-технических решений. По структуре и содержанию работа должна свидетельст­вовать о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные ис­следования или разработки, используя теоретические знания и практические навыки, полученные за период обучения в магистратуре.

Магистерская диссертация в качестве обязательного должна включать: обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну решаемой задачи, кроме того, необходим аналитический обзор состояния проблемы, обоснование выбора метода исследования, изложение и анализ полученных результатов, выводы, список использованных источников и оглавление. По своему содержанию и уровню магистерская диссертация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к публикациям в научных изданиях.

Студентам-магистрам, полностью выполнившим учебный план и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присуждается академическая степень магистра и выдается диплом магистра государственного образца. Выпускнику магистрату­ры выдается также приложение к диплому – выписка из зачетной ведомости с указанием темы магистерской диссертации.

Степень магистра не является ученой степенью, она, прежде все­го, отражает образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умении и навыков, присущих начинающему научному работнику.

Студенты, закончившие магистратуру, проявившие склонность к исследовательской работе и имевшие отличную и хорошую успеваемость в процессе учебы, могут быть рекомендованы в аспирантуру, а также в аспиран­туры других учебных и научных учреждений, в том числе и зарубежных.


^ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ


В магистратуру для специализированной подготовки магистра по направлению 080200 – Менеджмент принимаются лица, успешно за­вершившие обучение по основной образовательной программе подготовки ба­калавра или специалиста.

Разработанные государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистров обеспечивают индивидуализацию в обучении, предоставляя возможность вузу определять около 80 % содержания двухлетней программы специализированной подготовки.

Прием в магистратуру по направлению 080200 – Менеджмент производится на аннотированный перечень магистерских программ, которые были разработаны профессорско-преподавательским составом факультета «Международный менеджмент» НОУ ВПО «МИЛ».

Перечень аннотированных магистерских программ приводится ниже:


Маркетинг


Маркетинг в современном управлении. Методики сегментирования и анализа рынка. Организация маркетинговых служб в управлении фирмой. Рекламная деятельность. Особенности современного рынка. Обеспечение конкурентных преимуществ. Интеграция и специализация маркетинговой деятельности. Маркетинг и стратегия развития. Позиционирование товара. Изучение потребностей и спроса.

Выпускники программы могут работать в маркетинговых службах фирм и организаций, осуществлять предпринимательскую деятельность, использоваться в консультационной и аналитической работе.


^ Менеджмент в туристическом и гостиничном бизнесе


Основные характеристики и структура туристического рынка, методика и источники анализа рынка туристических услуг, правовые аспекты работы и турфирм, сертификация туристско-экскурсионных и гостиничных услуг, разработка туристического продукта, выбор стратегии и тактики деятельности туристической фирмы и гостиничного комплекса, финансовый аспект в деятельности предприятий туризма.

Завершившие программу магистерской подготовки являются хорошо подготовленными специалистами, способными свободно ориентироваться в условиях конкуренции и реализовать свои возможности как на отечественном, так и на международном туристском рынках. Они могут работать в туристических фирмах, гостиничных комплексах, вести самостоятельную предпринимательскую деятельность в сфере туристического гостиничного бизнеса.


^ Управление человеческими ресурсами


Системы и процедуры управления персоналом, согласование интересов, управление конфликтами, контроллинг персонала, исследование рынка труда и управление занятостью, управление творческим потенциалом предприятий и научных организаций, методы организации и оплаты труда, мотивация эффективной работы, организация преобразований на предприятии, психология делового общения, социальная психология, учебная педагогическая практика.

После окончания программы магистерской подготовки специалист может вести самостоятельную научную, педагогическую и практическую работу в научно-исследовательских и проектных институтах, отделах персонала предприятий и банков, на кафедрах высших учебных заведений, в региональных администрациях, Центрах занятости и организациях Министерства труда и социального развития.


Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через науч­но-исследовательскую работу, специальные дисциплины магистратуры, входящие в магистерские специализации, отражающие существующие в НОУ ВПО «МИЛ» на­учно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.


Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.


В период выполнения научно-исследовательской работы магистрант осваивает методики и анализирует необходимую информацию по индивидуальной магистерской программе в лабораториях и специализированных аудиториях НОУ ВПО «МИЛ», на предприятиях всех форм собственности и др.

В течение первого, второго и третьего семестров в соответствии с учебным планом магистрант проводит научные ис­следования, оформляет курсовые работы, результаты которых будут использо­ваны при выполнении магистерской диссертации.

В четвертом семестре магистрант завершает научно-исследовательскую практику, совершенствуя методики исследований.

В процессе обучения предусмот­рена научно-педагогическая практика, во время которой магистрант проводит под контролем ведущего преподавателя практические и семинарские занятия со студентами факультета «Международный менеджмент».

Теоретическое обучение включает в себя дисциплины направления магистра из состава общенаучного и профессионального цикла и дисциплин по выбору.

Учебный план предусматривает итоговую государственную аттестацию, включающую защиту магистерской диссертации и комплексный экзамен по специальным дисциплинам магистратуры.

Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой.

Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:

  • владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и науч­но-педагогической деятельности, требующими широкого образования направлении по направлениям 080200 – Менеджмент;

  • умение формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-
    исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

  • умение выбирать необходимые методы исследования сырья и продуктов живот­ного происхождения, модифицировать существующие и разрабатывать новые, в том числе экспрессные методы контроля, исходя из задач оценки качества кон­кретного исследуемого материала;

  • умение обрабатывать полученные результаты и квалифицированно анализиро­вать их с учетом имеющихся литературных данных;

  • умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

  • умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефера­тов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

  • умение разрабатывать научно-методические решения по проблемам экономики и менеджмента;

  • умение обосновывать направления новых исследований и разработок по вопросам экономики и менеджмента и вносить предложения по их выполнению в планы НИР;

  • умение проводить экспериментальные работы по освоению вновь разработан­ных методов.

^ Специальные требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие возможность выпускника выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной подготовки.

Преподавание дисциплин должно вестись на высоком профессиональном уровне с использованием достижений передовой науки и практики.

Характерной особенностью преподавания специальных дисциплин является широкая учебно-методическая и научная комплексация с факультетами «Лингвистика и межкультурная коммуникация» и «Туризм и гостеприимство», экономическими, финансовыми и производ­ственными подразделениями предприятий различных форм собственности.

^ МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ –

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Магистерская диссертация выполняется в течение всего срока обучения в магистратуре в соответствии с направлениями, указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Магистерская диссертация может быть логическим продолжением выпускной квалификационной работы, выполненной при обучении на степень бака­лавра. В магистерскую диссертацию должны быть включены результаты соб­ственных исследований, изложенные в курсовых работах, содержание которых совпадает с темой магистерской работы.

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, для магистра составляет не менее тринадцати недель.

Темы магистерских диссертаций закрепляются за студентами на основании их личных заявлений (приложение 1) и выданного задания, утвержденного деканом факультета (приложение 2).

Обучение в магистратуре проводится в соответствии с индивидуальным планом студента, утвержденным на кафедре и ученом совете факультета (приложение 3).

Индивидуальный план является основным руководящим документом, который определяет специализацию в соответствии с выбранной аннотированной программой, содержание, объем, сроки обучения студента в магистратуре и формы его аттестации. В нем же формулируется тема диссертации, выполнение этапов работы.

Научным руководителем магистерской диссертации назначается высококвалифицированный специалист, имеющий ученое звание или ученую степень. Подбор научного руководителя проводит выпускающая кафедра перед зачислением соискателя в магистратуру. При выполнении магистерской диссертации на стыке дисциплин наряду с научным руководителем допускается назначение одного или двух на­учных консультантов. Назначение научного руководителя и консультантов производится приказом ректора НОУ ВПО «МИЛ».

Научный руководитель принимает участие в выборе темы исследования и разработке рабочего плана магистерской диссертации; осуществляет контроль за его выполнением, своевременностью отчетов магистранта о ходе написания диссертации. Научный руководитель оказывает научную и методическую по­мощь, в том числе в выборе методологии и методики исследования; вносит коррективы в план работы; дает рекомендации, что позволяет обеспечить высо­кое качество магистерской диссертации.

По завершению магистерской диссертации научный руководитель выно­сит окончательное решение о степени ее соответствия требованиям и готовно­сти к публичной защите.

^ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ


Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и от­ражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна соответство­вать современному уровню развития науки и техники, а ее тема должна быть актуальной.

Магистрант представляет в Государственную аттестационную комиссию магистерскую диссертационную работу вместе с отзывом научного руководителя и справки о выполнении индивидуального плана по профессиональной об­разовательной программе магистра. Работа подлежит обязательному рецензи­рованию.

Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и практические предложения, их новизна и значимость.

Магистерская диссертация – это особый вид научной деятельности, позволяющий дать свое заключение по ка­кой-либо проблеме. Для нее характерны определенные отличительные особен­ности:

  • наличие специальных методов исследования как основного признака
    научного познания;

  • точность получаемых данных, благодаря использованию специальных методов исследования;

  • воспроизводимость полученных результатов или возможность повторно получить по той же методике такие же данные;

  • новизна получаемых результатов, т.е. таких данных, которые ранее не
    были известны.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:

  1. методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измере­ние, эксперимент);

  2. методы, используемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование);

  3. методы теоретического исследования (от абстрактного к конкретно­му).


Для магистров по направлению «Менеджмент» с учетом особенностей исследований на кафедрах рекомендуется определенная схема выполнения выпускной квалификационной работы. Этапы и сроки выполнения разрабаты­ваются студентом и научным руководителем в пределах. При выполнении выпускной квалификационной работы магистранты должны 2-3 раза в месяц обсуж­дать с руководителем состояние дел по решению поставленных задач, чтобы своевременно можно было корректировать этапы выполнения работы. По за­вершению оформления выпускной квалификационной работа рассматривается на кафедре и реко­мендуется к защите на заседании ГАК.

Структура магистерской диссертации должна быть представлена в следующем виде:

  1. Обоснование актуальности выбранной темы

  2. Постановка цели и конкретных задач исследования

  3. Определение объекта и предмета исследования

  4. Выбор метода (методики) проведения исследования

  5. Описание процесса исследования

  6. Обсуждение результатов исследования

  7. Формирование выводов и оценка полученных результатов.


Обоснование актуальности выбранной темы – начальный и обязательный этап любого исследования. Магистерская диссертация является выпускной квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько он ее понимает и оце­нивает с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах 1-2 страниц показать суть проблемы, из чего и будет видна актуальность выбранной темы.

Для освещения состояния изученности темы составляется краткий обзор литературы, который должен привести к выводу, что выбранная магистрантом тема еще не раскрыта, или раскрыта частично и нуждается в дальнейшей разработке. Изучение литературы и отбор фактического материала следует начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

  • общее ознакомление с материалом в целом по его оглавлению;

  • беглый просмотр всего содержания;

  • чтение в порядке последовательности расположения материала;

  • выписка представляющих интерес материалов;

  • критическая оценка записанного, его редактирование.

От актуальности выбранной тематики следует перейти к фор­мулировке цели исследования.

^ Постановку целей и задач исследования необходимо делать очень тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав магистерской диссертации. Задачи следует указывать в форме перечисления (изучить..., описать..., устано­вить..., выяснить... и т.п.).

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета изучения. Объект – это процесс или явление, порож­дающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

В объекте следует выделять ту часть, которая служит предметом исследования и определяет тему магистерской работы.

Одним из важнейших элементов введения является указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Анализ и обобщение полученных данных является наиболее важным этапом выполнения магистерской работы. Анализ полученных результатов должен включать их оценку по сравнению с существующими решениями, сведения или рекомендации по их использованию.

Главным является умение доказать свои суждения и опровергнуть (если потребуется) доводы оппонентов. Тезис доказательства следует формулировать ясно и точно, и в ходе доказательств тезис должен оставаться неизменным, т.е. должно доказываться одно и то же положение.

Таким образом, по содержанию магистерская диссертация должна соответствовать следующим требованиям:

  • актуальность выбранной темы исследования в теоретическом и практи­ческом аспектах;

  • степень ее разработанности в специальной научной литературе и ее практическое решение;

  • анализ существующего состояния проблемы по объекту исследования;

  • обоснование и аргументация основных выводов и результатов исследо­вания;

  • предложения и рекомендации по решению проблемы.


^ Оформление магистерской диссертации


Выполнение и защита выпускных квалификационных работ магистрами факультета «Международный менеджмент» по направлению «Менеджмент» является завершающим этапом подготовки магистра в области экономики и менеджмента и предусмотрены учебным пла­ном подготовки. Выполнение квалификационной работы предполагает широкое использование современной научной литературы, данных отечественных и за­рубежных авторов и получения собственных результатов исследований.

Цель выполнения выпускной квалификационной работы – закреплении и углубление теоретических знаний, приобретение практического опыта по избранному направлению, а также отработка навыков самостоятельного решения задач экономики и менеджмента по соответствующей аннотирован­ной программе, выбранной магистрантом.

Выпускная квалификационная работа представляет собой заключительную, самостоятельно выполненную исследовательскую работу по избранной специализации под руководством преподавателя. В ходе выполнения и при защите квалификационной работы студент должен показать умение работать с литературой и применять полученные знания при решении практических задач по специальности.

Обязательным элементом выпускной квалификационной работы является привлечение и анализ материалов предприятий, лабораторий, НИИ, в которых выполняется работа, и отражение результатов собственных исследований по теме.

Квалификационная работа должна быть оригинальным, самостоятельно выполненным исследованием, содержащим практические предложе­ния и рекомендации, направленные на совершенствование аннотированной магистерской программы по экономике или менеджменту. В квалификаци­онную работу должны быть включены результаты собственных исследований, изложенные в курсовых работах.

Для правильного выполнения квалификационной работы следует соблюдать определенную последовательность этапов, иметь четкое и ясное представ­ление о выбранной теме работы, изучить литературные источники, подготовить план проведения исследований, проводить отбор, систематизацию и анализ по­лученных данных, подготовить выводы и предложения, правильно написать и оформить работу, представить материал к защите. Квалификационная работа должна быть завершена не позднее, чем за две недели до защиты на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Основные этапы выполнения работы состоят из сбора, анализа и обобщения научной литературы по теме; отработки методов исследований (лаборатор­ных анализов), проведения эксперимента, анализа и обобщения полученных ре­зультатов; подготовки выводов и предложений по результатам исследований.

Работа представляется в печатном виде. Объем работы колеблется от 100 до 120 печатных листов, выполненных через полтора интервала. Магистерская диссертация должна быть выполнена на стандартных листах формата А4 и переплетена.

Для магистерской диссертации, выполненной на компьютере, используется начертание шрифта «Times New Roman», кегль № 14. Текст диссертации следует печать, соблюдая следующие параметры (поля) страницы: левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее поля – по 20 мм.

^ Структура магистерской диссертации. Поскольку магистерская диссертация является квалификационной работой, ее оценивают не только по тео­ретической научной ценности и прикладному значению полученных результа­тов, но и по общеметодическому уровню подготовки – последовательности расположения основных частей работы.

Структурные элементы магистерской диссертации:

  • титульный лист

  • содержание

  • обозначения и сокращения

  • введение

  • основная часть: обзор литературы; собственные исследования (материа­лы и методы исследований, результаты собственных исследований);

  • анализ результатов (обсуждение)

  • заключение

  • выводы

  • практические предложения

  • список литературы

  • приложения.

Наименования структурных элементов, а также названия разделов и подразделов магистерской диссертации служат заголовками структурных элемен­тов. Заголовки структурных элементов следует печать с абзацного отступа с прописной без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Пример:

Введение


Разделы магистерской диссертации должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы имеют нумерацию в пределах каждого раздела и нумеруются номеров раздела и подраздела. Слова «раздел» и «подраздел» в заголовках не пи­шутся.

Пример:

1.

1.1.

1.2.


Введение, главы работы, заключение, выводы, предложения, список использо­ванных источников, приложения магистерской диссертации начинаются с но­вой страницы.

Абзацы выделяются новой строкой (красная строка).

Все страницы магистерской диссертации, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку, начиная с титульного листа. Номер страницы на титульном листе не ставится.

Страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту магистерской диссертации. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа по центру без точки. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, и распечатки с ЭВМ включают в общую нумерацию стра­ниц магистерской диссертации.


^ Требования к содержанию структурных элементов


Титульный лист работы (приложение 4) содержит полное наименование ведомства, название университета; название факультета; название кафедры; тему работы; фамилию, имя, отчество автора; должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы руково­дителя работы; название города, в котором расположено учебное заведение и год напи­сания работы.

На титульном листе обязательно должны быть подписи исполнителя и научного руководителя.

Название работы должно быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляют небольшой (4-6 слов) подзаголовок.

Для названия нельзя использовать усложненную терминологию, несущую наукообразный характер. Следует избегать названий, начинающихся со слов: “Изучение процесса…”, “Исследование некоторых путей…”, “Некоторые вопросы…”, “Материалы к изучению”, “К вопросу…” и т. п., в которых не отражается в должной мере суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов.

Содержание (оглавление) занимает вторую страницу работы и делится на введение, основную часть и заключение. Основная часть разбивается на разде­лы и подразделы. Обычно разделов бывает от двух до пяти. При этом их формулировки должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, чет­кими, и соответствовать названию в тексте. Сокращать или добавлять их в дру­гой формулировке, помещать в другой последовательности по сравнению с за­головками в тексте запрещается. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый раздел или подраздел.

Желательно, чтобы содержание (оглавление) помещалось на одной странице. Для этого его можно печатать не как весь текст через полтора интервала, а через один интервал. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходи­мо располагать друг под другом, а заголовки последующей ступени (подразде­лы) смещают на 3 знака вправо по отношению к заголовкам предыдущей сту­пени (приложение 5).

Обозначения и сокращения представляют собой перечень обозначений и сокращений, применяемых в работе. Запись обозначений и сокращений приводят в порядке упоминания их в тексте с необходимой расшифровкой и поясне­ниями.

Введение работы должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения работы.

В общей характеристике работы показывается:

Актуальность темы. Следует указать степень разработанности, кратко охарактеризовать необходимость проведения исследований для развития соответствующей отрасли науки или производства, в особенности для нужд государства.

Связь работы с научными исследованиями университета.

Цель и задачи исследования. Формулируется цель работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не рекомендуется формулировать цель как “Исследование…”, “Изучение…”, так как эти слова указывают на средство достижения цели, а не на саму цель.

Новизна полученных результатов. При изложении новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от известных, описать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, дано дальнейшее развитие и т.п.).

Практическая значимость полученных результатов. В работе, имеющей теоретический характер, должны приводиться сведения о научном применении результатов исследований или рекомендации по их использованию, а в работе, имеющей практический характер, – сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.

Отмечая практическую ценность полученных результатов, необходимо дать информацию о степени готовности к использованию и масштабах предполагаемого использования, а также об экономической значимости результатов, если они есть.

Основные положения работы, выносимые на защиту. Положения надо формулировать так, чтобы было видно, что именно защищается. Не просто результаты анализа или измерения каких-то параметров, а то, что из этого анализа или измерений следует, какая закономерность, наличие каких механизмов явления устанавливается и их роль отстаивается; не просто разработана методика, а то, что эта методика по каким-то характеристикам является лучшей, обеспечивает эффективный способ лечения, обучения, воспитания, позволяет получать ранее недоступные сведения; не просто, что получены новые материалы или разработаны новые технологии, а то, что эти материалы обладают новыми свойствами или повышенными эксплуатационными характеристиками, то, что технологии позволяют улучшить характеристики продукции или повысить производительность труда и т.п.

Апробация результатов диссертации. Указывается на каких конференциях, совещаниях, семинарах и т.п. докладывались результаты исследований, включенные в работу.

Опубликованность результатов, если публикации имеются. Указывается в скольких статьях в научных журналах, сборниках, тезисах конференций, патентах опубликованы результаты работы.

Структура и объем работы. Указывается структура работы, наличие введения, определенного количества глав, приложения. Приводится полный объем работы в страницах, а также объем, занимаемый иллюстрациями, таблицами, приложениями (с указанием их количества), списком использованных источников (с указанием числа наименований).

Основная часть работы содержится в главах, в которых дается:

  • обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

  • изложение общей методики и основных методов исследований;

  • экспериментальная часть и методика исследований, проведенные теоретические и (или) экспериментальные (практические) исследования;

  • анализ и обобщение результатов исследований.

В обзоре литературы магистрант дает очерк основных этапов исследования проблемы. Сжато, критически осветив известные ему в этой области работы, магистрант должен определить свое место в решении проблемы.

Во второй главе обычно дается обоснование выбора принятого направления исследования, методы решения задач и их сравнительные оценки, разработка общей методики проведения исследований. В теоретических работах излагаются методы расчетов, рассматриваемые гипотезы, в экспериментальных – принципы действия и характеристики разработанной аппаратуры, оценки погрешностей измерений.

В следующих главах излагается собственное исследование магистранта с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы. Автор работы должен давать оценку решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов (характеристик, параметров), их сравнение с результатами известных автору работ.

При написании работы магистрант обязан давать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы или отдельные результаты.

Желательно, чтобы в каждой главе приводились краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить общие выводы по работе от второстепенных подробностей.

Выводы. Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять не более чем из 4 крупных обобщающих пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотографии, чертежи) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте магистерской диссертации.

Фотографии размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации должны иметь название и пояснительные данные. Слово «Рисунок» и его наименование помещают под рисун­ком в центре страницы:




^ Рисунок 1. Соотношение потребления импортного и российского оборудования для переработки сырья в 2011 г., %


Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.


Таблицы

Таблицы применяют для сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным кратким. Порядковый номер таблицы сле­дует помещать над таблицей справа, а название – над таблицей по центру листа после надписи «Таблица» с отступом в одну строку.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте магистерской диссертации. При ссылке надо писать слово «табл.» с указанием номера.

Пример оформления таблицы:


Таблица 1
  1   2




Похожие:

Магистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012 iconМетодические рекомендации по прохождению научно-исследовательской практики и написанию магистерской диссертации для направления 080200. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
Учебно методические рекомендации по прохождению научно-исследовательской практики и написанию магистерской диссертации для направления...
Магистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012 iconМетодические указания к выполнению, оформлению и порядку защиты выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507. 65 Менеджмент организации
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 Менеджмент организации
Магистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012 iconМетодические указания по ее оформлению, прилагаются образцы оформления таблиц и рисунков
Методические указания к выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы для студентов всех форм обучения по специальности...
Магистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012 iconМетодические указания по выполнению и защите курсовых и дипломных работ Москва 2005 Печатается по разрешению кафедры психологии Московского социально-гуманитарного института
Курсовые и дипломные работы: Методические указания по выполнению и защите курсовых и дипломных работ. Специальность 020400 – «Психология»...
Магистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Этика деловых отношений» для студентов заочной формы обучения по специальности
Методические указания предназначены для самостоятельного изучения предмета, выполнения контрольных работ и подготовки к зачету по...
Магистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012 iconМетодические указания к выполнению курсовой работы
...
Магистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012 iconМетодические указания по выполнению дипломного проекта для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» всех форм обучения. Дипломный...
Магистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012 iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине
Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Магистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012 iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы (для студентов, обучающихся по специальности
Для студентов по специальности «Финансы и кредит», специализации «Финансовый менеджмент» /Колл авторов под ред проф. Тютюкиной Е....
Магистерская диссертация. Порядок выполнения и оформления методические указания к выполнению магистерской диссертации для магистров направления 080200 Менеджмент москва 2012 iconМетодические указания по прохождению преддипломной практики для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы