Обучение грамоте в детском саду icon

Обучение грамоте в детском саду



НазваниеОбучение грамоте в детском саду
Дата конвертации06.11.2013
Размер56.39 Kb.
ТипЗадача
источник

Обучение грамоте в детском саду.


Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определенной последовательности звуков в нем.

Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его 3 раза:

жжук, жуук, жуК.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина-схема его звукового состава.


Рейка Картина-схема представляет собой

лист ватмана с изображением

предмета, и рядом клеточки под

рисунком. Количество клеточек

соответствует количеству звуков

клеточки в слове.


карман


рейка


Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения и научить ими пользоваться: схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово звучит как ммак, то «м», а если Кит, то «кь»), одновременно ставит в первую клеточку фишку. После этого, ведя указкой под схемой, воспитатель интонационно выделяет второй звук, задерживая теперь указку во второй клеточке (слово произносит каждый раз полностью), называет второй звук изолированно (маак – «а», киит – «и») и фиксирует его фишкой. Так же выделяется третий звук. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета – серыми.

Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ и т.п.). Это мешает им при различении твердых и мягких согласных.

Звуки, которые мы произносим громко, полным голосом, называются гласными звуками и, разбирая слова, обозначать их нужно не серой, а красной фишкой.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык.

Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно протянуть, спеть (ммм), громко крикнуть (ррр), и этим они как бы напоминают гласные, но обязательно при произнесении их встречаются во рту преграды. Это является основной характеристикой согласных звуков.

Дети узнают, что у звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев», поэтому воспитатель сразу вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большим братцем мы будем называть твердый согласный звук, а маленьким – мягкий согласный звук; твердый согласный мы будем обозначать синей фишкой, а мягкий – зеленой.

Далее, проводя звуковой анализ слов, воспитатель должен следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный» звуки.

После того, как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначить их фишкой на модели. Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза).

Можно предложить дошкольникам произносит слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществляется на материале пяти слов типа мишка, слива, замок.

В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах. На доске картина-схема заменяется полоской-схемой.







10


Демонстрационный и раздаточный

материал и пособия для занятий.


Демонстрационный.


  1. Картины-схемы звукового состава слова. (см. выше)

Изготавливается из листа ватмана с изображением предмета и клеточками под рисунком. Под схемой расположен карман, в который в процессе звукового анализа слова ставятся фишки-карточки. Карман образуется путем загибания нижнего края листа на 10-12 см. Края загнутой полоски приклеиваются к листу.

Картины-схемы изготавливаются по одному экземпляру для следующих слов-названий: мак, дом, дым, лук, лес, кит, роза, луна, сани, утки, аист, жук, лист, паук, слон, шуба, юла, мишка, мышка.


  1. ^ Полоски – схемы звукового состава слов. (см. выше).

Изготавливаются из плотной бумаги или картона, нижний край которого загнут на 10-12 см и приклеен к листу по краям. Над карманом - схема звукового состава слова. Для занятий нужно:

- по две полоски-схемы для анализа 3-х, 4-х, 5-ти звуковых слов.


  1. Для занятий необходимо иметь по 6 фишек серого, красного,

синего, зеленого и черного цветов. Черные фишки должны быть

на 2 см длиннее остальных, так как они ставятся позади красной

фишки для обозначения ударного гласного звука.








17

12





3




Для награждения детей в играх необходимо иметь специальные фишки, мелкие игрушки.


Раздаточный.


  1. Картинки-схемы.

Изготавливаются из 1/8 части ватманского листа.








  1. Полоски-схемы.

Изготавливаются из плотной бумаги размером 12 х 4 см.

Каждый ребенок должен быть обеспечен двумя полосками-схемами

3-х, 4-х и 5-ти-звуковых слов.








  1. Фишки.

Изготавливаются квадратной (2х2 см) или круглой (диаметром 2 см)

формы из картона, пластмассы. Комплект на одного ребенка состоит

из 20 фишек серого, красного, синего, зеленого и черного цветов (по

четыре фишки каждого цвета).





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №52 « Ласточка»


Методические рекомендации по обучению грамоте старших дошкольников .


Старший воспитатель:

Рогальских О.В.


Старый Оскол

2012




Похожие:

Обучение грамоте в детском саду iconИнструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду»
Инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой...
Обучение грамоте в детском саду iconПервые дни в детском саду
Первые дни ребенка в детском саду самый волнительный период для родителей и ответственный для воспитателей. От того, насколько квалифицированно...
Обучение грамоте в детском саду iconПримерный распорядок дня: Учащиеся первых классов (шестилетки), обучающиеся в детском саду (на период учебного года)
При 10,5-часовом режиме в детском саду организуется разовое питание, и дети уходят домой в 17. 30
Обучение грамоте в детском саду iconМетодическое обеспечение мдоу «заводской детский сад «солнышко» к программе воспитания и обучения в детском саду п/р М. А. Васильевой
Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду, 2 младшая группа», Москва Мозаика-Синтез 2010г
Обучение грамоте в детском саду iconПраздник 8 марта в детском саду
В детском саду завершились праздники, посвященные Международному женскому дню 8 марта
Обучение грамоте в детском саду iconКак подготовить ребенка к школе?
Ребенку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот,...
Обучение грамоте в детском саду iconОрганизация питания
В детском саду организовано 4-х разовое питание в соответствии с примерным двухнедельным меню с учетом возраста и состояния здоровья...
Обучение грамоте в детском саду iconС. Л. Щербакова Комплектование
Разработка тематического планирования с учётом основной оп «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой
Обучение грамоте в детском саду icon5. Система мониторинга Мониторинг результативности выполнения «Программы воспитания и обучения в детском саду»
Цель: Проанализировать и оценить результативность решения воспитательно-образовательных задач по «Программе воспитания и обучения...
Обучение грамоте в детском саду iconКлена Алексеевна Алябьева тематические дни и недели в детском саду: планирование и конспект
А60 Тематические дни и недели в детском саду: Планирова­ние и конспекты. — М.: Тц сфера, 2005. — 160 с. (Програм­ма развития)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы