Образовательный стандарт учебного предмета icon

Образовательный стандарт учебного предмета



НазваниеОбразовательный стандарт учебного предмета
Дата конвертации21.09.2012
Размер150.34 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
источник
1. /20090612ruslit/Концепция Русская литература.doc
2. /20090612ruslit/НормыОценки Общие положения.doc
3. /20090612ruslit/НормыОценки Русская литература.doc
4. /20090612ruslit/Образовательный стандарт Русская литература.doc
Концепция
Приказ Министерства образования Республики Беларусь 29. 05. 2009 №674 нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам Общие положения
Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету ”Русская литература“ Планируемые результаты
Образовательный стандарт учебного предмета

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 32


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА» (I—XI классы)


1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Целью изучения учебного предмета «Русская литература» является приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование должных нравственно-эстетических ориентаций; воспитание человека с глубоким гуманистическим и демократическим мировоззрением, самостоятельным мышлением, с развитым чувством национального и личного самоуважения, человека, чуткого к социальному полифонизму жизни, гражданина и патриота.


2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с русским языком обучения):

— формирование образных представлений об окружающем мире, отношений к жизненным явлениям, ценностных ориентаций учащихся;

— воспитание средствами литературы гражданских, духовно-нравственных и эстетических чувств; приобщение к национально-культурному наследию;

— развитие эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности учащегося;

— развитие интереса к книгам и чтению, расширение круга чтения учащегося, его начитанности;

— обучение правильному, осознанному, выразительному чтению вслух и молча в соответствии с нормами литературного произношения и в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;

— формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, необходимых для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений и книг, ориентировку в мире книг.


На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с белорусским языком обучения):


— формирование коммуникативно-речевой и читательской деятельности на русском языке, обогащение и расширение словаря учащихся, овладение орфоэпическими и акцентологическими нормами русского языка;

— развитие интереса к книгам и чтению на русском языке, расширение круга чтения учащегося, его начитанности;

— обучение правильному, осознанному, выразительному чтению вслух и молча в соответствии с фонетико-орфоэпическими нормами русского языка и в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;

— формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, необходимых для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений и книг, ориентировку в мире книг.


На ІІ ступени общего среднего образования:

— выработка навыков целостного — концептуального и эмоционального — восприятия художественного произведения, развитие читательской культуры и культуры понимания авторской позиции;

— формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение художественно выраженных гуманистических ценностей и готовящих к самостоятельным встречам с искусством слова;

— формирование культурологической компетенции, развитие представления о литературе как социокультурном феномене;

— развитие специальных художественно-творческих способностей;

— развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью, выразительного чтения произведений различных жанров.


На ІІІ ступени общего среднего образования:

— изучение выдающихся произведений русской и мировой литературы;

  • развитие социально значимого, гражданского, активного отношения личности к своей стране и миру;

  • развитие психо-эмоциональной сферы личности, эстетических вкусов и потребностей;

  • формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей;

  • развитие интеллектуальных способностей;

  • формирование культурологической компетенции;

  • развитие коммуникативной компетенции;

  • формирование литературно-творческих умений и навыков.


3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»


На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с русским языком обучения):

— произведения устного народного творчества: загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, песенки, потешки, считалки, небылицы, перевёртыши, былины, русские народные сказки и сказки народов мира (о животных, волшебные и бытовые); литературные сказки русских и зарубежных авторов; произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения; произведения современной детской русской и зарубежной литературы; научно-познавательная и справочная книга; детские газеты и журналы;


литературные знания:

— тематика книг для детского чтения (о Родине, её истории, героях, о детях, о природе, животных, растениях, о приключениях, путешествиях, фантастике и др.);

— средства выразительности при чтении вслух (пауза, логическое ударение, тон, темп);

— элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация);

— правила бережного отношения к книгам;


литературные представления:

— об особенностях различных жанров литературных произведений (загадки, скороговорки, пословицы, сказки, легенды, былины, рассказы, басни, стихотворные произведения);

— об изобразительно-выразительных средствах языка (образные слова и выражения, сравнения, одушевление природных явлений, эмоционально-оценочные слова, крылатые слова и выражения);


читательские умения:

— читать правильно, осознанно, целыми словами вслух и молча в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;

— читать выразительно вслух стихи и прозу, пользуясь основными средствами выразительности (пауза, логическое ударение, тон, темп);

— оценивать своё и чужое чтение в соответствии с правильностью и выразительностью;

— устанавливать смысловые связи между событиями (последовательные, временные, пространственные и причинные);

— различать действующих лиц, их поступки;

— определять чувства, состояние действующих лиц, отношение к ним писателя (по метким словам, прямому высказыванию);

— давать свою оценку поступку героя;

— находить с помощью выборочного чтения описание главного героя;

— представлять себе героя (картину природы) и рассказывать об этом ("рисовать" словесную картину);

— определять общее эмоциональное настроение поэтического произведения;

— выявлять настроение, чувства поэта, вызванные живописными картинами;

— определять основную мысль произведения;

— наблюдать за построением художественного произведения, определять его смысловые части, озаглавливать их;

— составлять план небольшого эпического произведения;

— подробно, выборочно и кратко (с помощью учителя) пересказывать прочитанное по плану;

— составлять устный рассказ про героя эпического произведения (выборочный пересказ), рассказ по картине и иллюстрации;

— коллективно составлять творческий пересказ (от имени одного из героев, с творческим дополнением сюжета), рассказ по имеющемуся началу текста;

— разыгрывать эпизоды или небольшие литературные произведения;

— сочинять скороговорки, загадки, небольшие сказки и занимательные истории;

— определять содержание незнакомой книги по её элементам (титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям);

— самостоятельно выбирать и читать книги и журналы для детей;

— ориентироваться в книге: находить в оглавлении фамилию автора, название нужного произведения и соответствующую страницу.


На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с белорусским языком обучения):


— произведения русского фольклора: загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, песенки, потешки, считалки, небылицы, перевёртыши, былины, русские народные сказки и сказки народов мира (о животных, волшебные и бытовые); литературные сказки русских и зарубежных авторов; произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения; произведения современной детской русской и зарубежной литературы; научно-познавательная и справочная книга; детские газеты и журналы;


литературные знания:

— тематика книг для детского чтения (о Родине, её истории, героях, о детях, о природе, животных, растениях, о приключениях, путешествиях, фантастике и др.);

— средства выразительности при чтении вслух (пауза, логическое ударение, тон, темп);

— элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация);

— правила бережного отношения к книгам;


литературные представления:

— об особенностях различных жанров литературных произведений (загадки, скороговорки, пословицы, сказки, легенды, былины, рассказы, басни, стихотворные произведения);

— об изобразительно-выразительных средствах языка (образные слова и выражения, сравнения, одушевление природных явлений, эмоционально-оценочные слова);


читательские умения:

— читать правильно, осознанно, выразительно вслух целыми словами с соблюдением фонетико-орфоэпических норм русского языка:

— правильно произносить при чтении специфические русские звуки [г], [г'], [р'] [ч'], [щ'], [д'], [т'];

— правильно читать слова с буквами о, е, я в первом предударном слоге;

— правильно произносить при чтении парные звонкие согласные на конце слова и в середине слова перед глухими согласными (снег, тетрадь, книжка),

— произносить при чтении звук [л] на конце глаголов прошедшего времени м. р. ед. ч. (пел) и в словах типа волк;

— звук [в] перед согласными в начале, середине и конце слов (вниз, автор, лев);

— произносить при чтении [й] в словах, оканчивающихся на -ый, -ий, -ой; -[ово], -[ево] в прилагательных и местоимениях род. п. ед. ч. м. р. и ср. р. (красного, нашего); -[цца]в глагольных формах (купаться);

— правильно произносить при чтении буквосочетания жи, ши, же, ше;

— соблюдать нормы словесного ударения в изученных словах, у которых в русском и белорусском языках не совпадает место постановки ударения (крапива, ремень, верба и др.);

— оценивать своё и чужое чтение в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка;

— правильно и осмысленно читать молча в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;

— читать выразительно вслух стихи и прозу, пользуясь основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, эмоциональный тон, темп, ритм, пауза, логическое ударение);

— оценивать своё и чужое чтение в соответствии с задачей выразительного чтения;

— правильно называть прочитанное произведение (фамилия автора, заглавие);

— прогнозировать содержание произведения по иллюстрациям, заголовку, опорным словам;

— выявлять слова и выражения, которые препятствуют пониманию прочитанного;

— объяснять лексическое значение непонятных слов через контекст и с помощью словаря, удерживать их в памяти;

— устанавливать смысловые связи между событиями (последовательные, временные, пространственные и причинные);

— различать действующих лиц, их поступки;

— определять чувства, состояние действующих лиц, отношение к ним писателя (по метким словам, прямому высказыванию);

— характеризовать героя на основании его поступка, давать свою оценку поступку героя;

— находить в тексте описания действующих лиц и описания природы;

— представлять себе героя (картину природы) и рассказывать об этом ("рисовать" словесную картину);

— определять общее эмоциональное настроение поэтического произведения;

— выявлять настроение, чувства поэта, вызванные живописными картинами;

— определять основную мысль произведения;

— наблюдать за построением художественного произведения, определять его смысловые части, озаглавливать их;

— составлять план небольшого эпического произведения;

— подробно пересказывать прочитанное по плану;

— коллективно составлять творческий пересказ (от имени одного из героев, с творческим дополнением сюжета), рассказ по имеющемуся началу текста;

— разыгрывать эпизоды или небольшие литературные произведения;

— различать практически жанры устного народного творчества (загадка, скороговорка, пословица, сказка, былина); жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворное произведение, басня);

— ориентироваться в книге: находить в оглавлении фамилию автора, название нужного произведения и соответствующую страницу.

— находить в библиотеке книги по заданной теме, пользуясь рекомендательными указателями, тематическими книжными выставками или открытым доступом к книжным полкам;

— определять содержание незнакомой книги по её элементам (титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям);

— работать со справочной литературой: словарями, справочниками, детскими энциклопедиями;

— самостоятельно выбирать и читать книги и журналы для детей.


На ІІ ступени общего среднего образования:

  • произведения фольклора;

  • художественные произведения классической и современной русской литературы;

  • произведения зарубежных авторов;

  • теоретико-литературные знания: устное народное творчество и его жанры; фольклор и литература; роды литературы (эпос, лирика, драма); героическое и трагическое в искусстве; тема и идея художественного произведения; характер литературного героя и средства его раскрытия; приключенческая и фантастическая литература; ирония, юмор, сатира; ритм, рифма, интонация; стопа, строфа; изобразительно-выразительные средства художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, метафора, неологизм), аллегория; иносказание; антитеза; гротеск; типы речи в тексте (описание, повествование, рассуждение); двухсложные, трёхсложные размеры стиха; авторская идея как основа целостности произведения; жизненная правда и художественный вымысел в литературе; стиль произведения и индивидуальный стиль писателя; подтекст в литературном произведении;

  • историко-литературные знания: время написания произведения и время, отражённое в тексте; основные факты жизни и творческого пути писателей, чьё творчество изучается монографически.


На ІІІ ступени общего среднего образования:

— произведения русской классики и современной литературы, имеющие художественно-эстетическую ценность, получившие общественное признание, отвечающие потребностям образовательного процесса;

— отдельные произведения классической мировой литературы;

— произведения русскоязычных писателей Беларуси.


4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


4.1. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.


Учащийся должен

знать:

— взаимовлияние устного народного творчества и литературы;

— литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (миф, сказка, летописание, поучение, сказание, былина, басня, рассказ, повесть, баллада, поэма, драма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение);

— литературное произведение как идейно-художественное единство;

— некоторые факты биографии писателя, имеющие отношение к изучаемому произведению;

— историю и реальные истоки создания изучаемых произведений;

— время создания произведения и время, изображённое в нём;

— тему и идею художественного произведения;

— характер литературного героя и средства его изображения (портрет, речь, художественная деталь, авторская характеристика, пейзаж);

— сведения о сюжете и элементах композиции произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог);

— сведения о юморе, сатире, сатирических приёмах;

— изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола), стилистические фигуры (антитеза);

— сведения о прозаической и стихотворной речи (ритм, рифма, стопа, строфа);

— сведения о научно-фантастической и приключенческой литературе;


уметь:

— различать эпические, лирические и драматические произведения, их жанровые разновидности (басня, рассказ, повесть, песня, лирическое стихотворение, поэма, баллада, комедия, трагедия, драма);

— воспринимать произведение на эмоционально-образном уровне, представлять изображённые картины, героев;

— определять тему, идею художественного произведения;

— выявлять связь различных компонентов произведения, видеть его как художественную целостность;

— выделять элементы сюжета, понимать их роль в произведении;

— характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;

— сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним;

— определять художественную роль изобразительно-выразительных средств;

— давать собственную аргументированную оценку изученному произведению;

— сопоставлять произведение с близкими по тематике произведениями белорусской литературы;

— пересказывать устно и письменно (подробно, кратко, выборочно, с сохранением особенностей стиля, с домысливанием, фантазированием) эпические произведения или их фрагменты;

— создавать инсценировки по отдельным эпизодам литературного произведения;

— готовить устные и письменные сочинения разного жанра на основе жизненных впечатлений и художественных произведений;

— создавать литературные произведения определённого жанра;


владеть:

— навыками обобщения и систематизации изученного, выделения главного в процессе сопоставления изученных произведений;

— навыками сопоставления литературного произведения с иллюстрациями к нему, а также с его кино- и телеэкранизациями;

— разными видами литературно-творческой деятельности;

— умениями и навыками устной и письменной речи, логичного и выразительного высказывания мыслей.


4.2. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего среднего образования.

Учащийся должен

знать:

— этапы и закономерности русского и мирового литературного процесса;

— особенности основных родов и жанров;

— основные жанровые и стилевые особенности художественных произведений, изучаемых текстуально;

— основные факты жизненного и творческого пути писателей, чьё творчество изучается монографически;

— содержание художественных произведений для текстуального изучения, а также произведений из списка для дополнительного чтения;

— основные теоретико-литературные понятия, необходимые для самостоятельного анализа и оценки художественных произведений (модернизм как основа более поздних эстетических систем; творческая эволюция писателя; реальное и фантастическое в искусстве; художественный образ; образ-символ; образность поэтического слова; поэтический синтаксис; индивидуальность стиля и др.);

— стихотворения и отрывки из прозы, рекомендованные для заучивания наизусть;


уметь:

— определять род и жанр произведения;

— выявлять художественную целостность произведения, функциональное, идейно-эстетическое значение всех его структурных компонентов;

— анализировать художественное произведение (его эпизод, сцену), используя сведения по истории и теории литературы;

— сопоставлять произведения русской и белорусской литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие;

— выразительно читать изученные литературные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

— аргументированно выражать своё отношение к прочитанному произведению;

— определять художественную роль изобразительно-выразительных средств;

— писать отзывы о прочитанных произведениях и сочинения различных жанров на литературные темы;

— составлять планы, тезисы, конспекты статей учебника, устных выступлений и письменных работ на литературные темы;


владеть:

— навыками обобщения и систематизации изученного и самостоятельно прочитанного художественного, критического, публицистического материала при сопоставлении и анализе произведений;

— умением сравнивать содержательно-стилевую специфику литературных произведений и живописных, музыкальных, архитектурных и др.;

— разными видами литературно-творческой деятельности (написание сочинения, реферата, доклада, рецензии);

— навыками работы с научно-критической и исследовательской литературой по изучаемой теме.







Похожие:

Образовательный стандарт учебного предмета iconОбразовательный стандарт учебного предмета «трудовое обучение» (1-9 классы)
Формирование технологической грамотности младших школьников как основы технологической культуры
Образовательный стандарт учебного предмета iconОбразовательный стандарт начального общего образования. В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?
С 2011/2012 учебного года в 1-х классах школы реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего...
Образовательный стандарт учебного предмета iconОбразовательный стандарт учебного предмета «черчение» (9 класс)
Формирование приемов чтения и выполнения различных изображений, позволяющих ориентироваться в современном мире графических информационных...
Образовательный стандарт учебного предмета iconИнформация о ходе подготовки к переходу на фгос
С 1 сентября 2011 года учащиеся 1-го класса перешли на новый образовательный стандарт (Федеральный государственный образовательный...
Образовательный стандарт учебного предмета iconОбразовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо)
Что такое образовательный стандарт? Почему потребовалось обновлять уже имеющиеся Стандарты? Что нового в Стандарте второго поколения?...
Образовательный стандарт учебного предмета iconОбразовательный стандарт начального общего образования с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо)
Государственный образовательный стандарт общего образования является важнейшим механизмом реализации основной Миссии образования...
Образовательный стандарт учебного предмета iconОбразовательный стандарт основного общего образования
Льный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее Стандарт) представляет собой совокупность требований,...
Образовательный стандарт учебного предмета iconОбразовательный стандарт образования
Цель: переход на Федеральный государственный образовательный стандарт образования
Образовательный стандарт учебного предмета iconI. Государственный стандарт общего образования и его назначение Государственный стандарт общего образования
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта...
Образовательный стандарт учебного предмета iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования
Ный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных...
Образовательный стандарт учебного предмета iconВ ноябре в первый класс поступили комплекты средств информационных и телекоммуникационных технологий в целях перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный Государственный образовательный стандарт (фгос ноо) реализуется в моу «Боровская сош» с 1 сентября 2011 года
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы