Поэтические гимны морфологии icon

Поэтические гимны морфологии



НазваниеПоэтические гимны морфологии
Р. С. Сидоренко
Дата конвертации21.09.2012
Размер43.98 Kb.
ТипПояснительная записка
источник


Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования


ПОЭТИЧЕСКИЕ ГИМНЫ МОРФОЛОГИИ




Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения


VII класс


Автор Р. С. Сидоренко




Минск, 2010

Пояснительная записка


В начале XXI в. подавляющее большинство людей по-прежнему, как и в
ХХ в., видит в морфологии сухую науку о формах слов, правилах склонения и спряжения, разных категориях и т. д. Она такая и есть, морфология: сложная, точная – и совершенно необходимая наука для тех, кто хочет и должен уметь связно выражать свои мысли. Образованный человек немыслим без знания морфологии и владения её законами и правилами. Однако владение морфологическими правилами построения речи – это обязательная для всех, но лишь самая первая, поверхностная степень погружения в морфологию. Вторая степень погружения в морфологию – это овладение морфологией как источником выразительности и образности. Например, имя существительное позволяет видеть мир предметов во всем многообразии красок и оттенков. Прилагательные помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение писателя (море – бирюзовое, спокойное, изумрудное и т. д.). Числительные в художественной речи выполняют две функции: информативную и экспрессивную. Они используются при описании поведения героев, их внешности, обстановки для придания повествованию оттенка особой достоверности. Местоимения в тексте обладают особой изобразительной силой, придают речи оттенок искренности. Глагол используется прежде всего для передачи непрерывного движения окружающего мира, а также духовной жизни человека. С помощью наречий писатели создают яркие картины природы.

В создании художественной образности велика роль и служебных частей речи. Следовательно, все части речи могут быть источником выразительности, надо лишь умело пользоваться ими. И в этом должен помочь целенаправленный факультативный курс, цель которого – научить учащихся выражать свои мысли грамотно, точно, выразительно, образно, как писал Л. Толстой, «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов» в устном и письменном высказывании.

^ Задачи факультативных занятий: совершенствовать у учащихся учебно-языковые и коммуникативные умения:

  • узнавать, различать, группировать слова разных частей речи по выразительно-изобразительным функциям;

  • анализировать, обосновывать употребление выразительных средств частей речи поэтами и писателями в поэтических и прозаических произведениях;

  • употреблять слова различных частей речи в составе тропов и фигур речи;

  • формировать у учащихся умения использовать выразительные средства частей речи в самостоятельно создаваемых текстах.

^ Содержание обучения основывается на знаниях функционально-стилистических возможностей частей речи.

Основные формы организации занятий – лекции, беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся над составлением текстов различных стилей с использованием образно-выразительных средств и др.

Программа факультативных занятий рассчитана на 35 часов. Последовательность изучения тем программы факультативных занятий может быть творчески изменена учителем с учётом особенностей классного коллектива.


ПРОГРАММА

Тема 1. Понятие «выразительная речь». Условия, определяющие выразительность речи (1 ч).

Тема 2. Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры (2 ч).

Тема 3. Метафора. Олицетворение. Части речи в составе метафоры и олицетворения (4 ч).

Тема 4. Метонимия. Синекдоха. Части речи в составе метонимии и синекдохи (4 ч).

Тема 5. Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты (4 ч).

Тема 6. Обобщение изученного (2 ч).

Тема 7. Сравнения. Части речи, организующие сравнения (4 ч).

Тема 8. Гипербола. Литота. Части речи в составе гиперболы и литоты (4 ч).

Тема 9. Анафора. Части речи в анафоре (2 ч).

Тема 10. Антитеза. Части речи в антитезе (2 ч).

Тема 11. Градация. Инверсия. Части речи в градации и инверсии (4 ч).

Тема 12. Обобщение изученного (2 ч).


^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение выразительными морфологическими средствами; способами, позволяющими выделять выразительность произносительную, лексическую, стилистическую; условиями, определяющими выразительность речи; системой средств выразительности речи: тропами и фигурами; умениями использования выразительных морфологических средств в устных и письменных высказываниях.


^ Рекомендуемая литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2001.

Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. – М., 2002.

Культура русской речи / под ред. проф. Л. К. Граудиной, проф. Е. Н. Ширяева. – М., 2001.

Русский язык и культура речи / под ред. В. Н. Максимова. – М., 2002.

Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева. – Минск, 2000.

Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. – М., 1988.

Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М, 1997

Лакофф, Д. Метафоры, которыми мы живём / Д. Лакофф, М. Джонсон. – М., 2004.

Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – М., 2000.

Мурашов, А. А. Культура речи учителя / А. А. Мурашов. – М. – Воронеж, 2002.

Ножин, Е. А. Мастерство устного выступления / Е. А. Ножин. – М., 1989.

Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика / Д. Э. Розенталь. – М., 1987.

Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики: правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М., 1991.

Служевская, Т. П. Уроки русской словесности: практикум по культуре речи / Т. П. Служевская. – СПб., 1997.

Филиппов, А. В. Сто пятнадцать приемов ораторской речи / А. В. Филиппов. – М, 1998.

Хазагеров, Г. Г. Риторика для делового человека / Г. Г. Хазагеров, Е. Е. Корнилова. – М., 2001.





Похожие:

Поэтические гимны морфологии iconПриложение гомеровские гимны
Гомеру приписывается 34 гимна, обращенных к богам. По эпическому стилю так называемые гомеровские гимны близки «Илиаде» и «Одиссее»....
Поэтические гимны морфологии iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: Что мы знаем о частях речи
Восстановить в памяти необходимые сведения из изученного материала по морфологии
Поэтические гимны морфологии iconДифференциация основана на морфологии возбудителей с учетом величины, формы, структуры спорулированной ооцисты и срока споруляции. При определении пользуются таблицей

Поэтические гимны морфологии iconБ Пьесы; в Стихотворения
А ещё в творческом арсенале Сергея Михалкова сказки, загадки, переводы, комедии, гимны. Какому государственному деятелю лично рискнул...
Поэтические гимны морфологии icon«Развитие познавательного интереса школьника в процессе изучения морфологии в 5 классе»
Обобщение опыта Задворной Лилии Владимировны, учителя русского языка и литературы 1 квалификационной категории мобу «Кулагинская...
Поэтические гимны морфологии iconУрок-встреча в 7-м классе по теме: "Предлог" Цели: Закрепление, систематизация и углубление знаний по теме
Повторение знаний по орфографии, синтаксису, морфологии и совершенствовании на их основе соответствующих умений
Поэтические гимны морфологии iconВикторина по произведениям С. В. Михалкова 1 в каком литературном жанре не работал Сергей Владимирович Михалков? а Басни; б Пьесы; в Стихотворения; г Романы.+
А ещё в творческом арсенале Сергея Михалкова сказки, загадки, переводы, комедии, гимны
Поэтические гимны морфологии iconИзобразительно-выразительные средства языка
Тропы – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением...
Поэтические гимны морфологии iconПоложение о районном конкурсе чтецов «Ты в сердце моём, Алтай!», посвящённом 75-летию Алтайского края Цель
Участники читают поэтические или прозаические произведения об Алтайском крае, о красоте и природе Алтайской земли, о людях, живущих...
Поэтические гимны морфологии iconО всезнающем боге, и неправильном умкане
Пирамиду, и решительно пошел на звук тонких переливов лютни и голоса. «Все лучше, чем слушать бесконечные гимны во славу мою, усмехнувшись,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы