От значения к написанию icon

От значения к написанию



НазваниеОт значения к написанию
Т. В. Игнатович
Дата конвертации21.09.2012
Размер62.28 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования


ОТ ЗНАЧЕНИЯ К НАПИСАНИЮ


Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения


VIII класс


Автор Т. В. Игнатович


Минск, 2010

Пояснительная записка


В курсе «Русский язык» в VIII классе завершается изучение правил орфографии. Правописные умения восьмиклассников нуждаются в корректировке, закреплении, совершенствовании и трансформации в навыки.

Актуальность организации данного факультатива определяется необходимостью поддерживать высокий уровень орфографической грамотности учеников (которой нельзя переучить) путём доведения написания слов до определённого уровня автоматизации.

^ Цель факультатива: коррекция правописных умений в тех орфограммах, верный выбор в которых зависит от значения слова или формы слова; обобщение и закрепление принципов и законов русской орфографии в соответствии с особенностями личности и языковой картиной мира ученика.

^ Задачи факультативных занятий:

  • закрепить знания о разных типах написания: морфемных, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических (условия написания, орфографическая норма, приёмы разграничения сложных случаев) – путём группировки написаний по морфемам и частям речи в соответствии с их значением;

  • совершенствовать формирование орфографических навыков на основе персонализированных моделей;

  • развивать орфографическую зоркость и умение применять алгоритмы, работать с различными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

В программе представлены все принципы русской орфографии (морфемный, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), и темы сгруппированы в соответствии с ними и с психологическими особенностями усвоения и воспроизведения орфографических навыков. Для учащегося применение правила мотивируется не структуризацией единиц языка и не их грамматическим соотнесением, а составленными им самим аналогиями, семантической и внешней схожестью слов. Для того чтобы писать грамотно, ученик должен найти для себя индивидуальный вариант орфографической закономерности в соответствии с особенностями памяти, характера восприятия.

В процессе занятий учитель помогает найти наиболее подходящий для каждого ученика способ формулирования правила (таблица, опорная схема, алгоритм, мнемоническая фраза и др.) и самый эффективный вариант его усвоения (проговаривание, графическое выделение, различные виды диктантов, составление мнемонических фраз, этимологический комментарий и др.).

Программа рассчитана на 35 часов факультативных занятий.


СОДЕРЖАНИЕ


Правописание гласных и согласных корня

(6 ч)

Труднопроверяемые гласные и согласные, выбор чередующихся гласных, зависящих от значения корня, проверка написания гласных и согласных в словарных словах, проверка написания слов с удвоенными согласными. ы, и после приставок. ы, и после ц.

О, е, ё после шипящих в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, наречий, глаголов в разных формах. О, е после ц в словах разных частей речи.


Правописание приставок

(1 ч)

Приставки пре-/при-, про-/пра-. Приставки, пишущиеся единообразно.


Правописание н и нн в различных частях речи

(4 ч)

Употребление н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в именах существительных и наречиях.


^ Слитные, раздельные и дефисные

написания сложных слов

(3 ч)

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

Слитные и раздельные написания имён числительных.


^ Правописание форм глагола

(6 ч)

Правописание личных окончаний глагола.

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Правописание гласных е и и в пререходных и непереходных глаголах.

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-
, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.


Слитные, раздельные и дефисные написания наречий

(4 ч)

Правописание суффиксов наречий, соотносимых с приставками в-, на-, за- и из-, до-, с-.

Слитные написания наречий.

Раздельные написания наречий.

Дефисные написания наречий.

Разграничение наречий и омонимичных им сочетаний.


^ Правописание не и ни с разными частями речи

(4 ч)

Разграничение частиц не и ни.

Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не, с неопределёнными и отрицательными наречиями.

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, наречиями не на , краткими причастиями, словами с дефисным написанием и др.

Написание не с именами существительными, прилагательными, наречиями на .

Написание не с причастиями.

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.


^ Правописание служебных частей речи

(2 ч)

Слитные, раздельные, дефисные написания предлогов.

Слитные, раздельные, дефисные написания частиц.


Творческие работы и итоговый контроль

(5 ч)


^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения материалов факультативных занятий учащиеся должны научиться:

  • переводить, трансформировать правила написания морфем и слов разных частей речи в понятную, удобную, легко воспроизводимую форму;

  • применять алгоритм нахождения условия, от которого зависит написание, нормы, действующей при данных условиях (реализовывать тактику действий пишущего);

  • использовать приёмы разграничения схожих написаний.


Рекомендуемая литература


  1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.

  2. Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4 8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.

  3. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966.

  4. Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С., 2004.

  5. Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 5 7 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.

  6. Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008.

  7. Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.

  8. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии : пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб.   М., 1982.

  9. Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.

  10. Мурашов, А. А.  Абсолютная грамотность : пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

  11. Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 7 8 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.

  12. Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.

  13. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.

  14. Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. : Просвещение, 1964.

  15. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996.

  16. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.

  17. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.

  18. Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006.

  19. Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах : для школьников / Э. В. Солодовникова.   2-е изд. – Минск : Аверсэв, 2007.




Похожие:

От значения к написанию iconТребования к написанию рецензии
Одним из условий плодотворной подготовки Конференции является рецензирование. При написании рецензии (внутренней) в районе /городе/...
От значения к написанию iconУрок русского языка в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа»
Ребята, сегодня мы продолжаем подготовку к гиа. На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Наша задача – научиться правильно...
От значения к написанию iconК самостоятельной работе №13 10 алгебра Показательные уравнения (п. 1, 3)
Найдите все значения, при каждом из которых выражения и принимают равные значения
От значения к написанию iconV=20: 2=10м/c s=10
При движении вдоль оси ох координата точки изменилась за 8 с от значения x1=9 м до значения x2=17 м. Запишите формулу зависимости...
От значения к написанию iconУрок развития речи. Подготовка к написанию сочинения «Описание внешности знакомого». Цель : подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения. Задачи
Обучающие: научить составлению плана сочинения, подбору материала, конструированию предложений описательного характера, обогатить...
От значения к написанию iconВариант Одномерный массив
Дан массив целых чисел. Найти индексы тех элементов, значения которых больше значения предыдущего элемента (начиная со второго)
От значения к написанию iconДомашнее задание 42 Вычислительный линейный алгоритм
Чему будут равны значения переменных a,b, c, X после выполнения алгоритма, если при вводе их значения равны a=5 b=10 c=20? Постройте...
От значения к написанию iconТема : Оператор присваивания в языке программирования
«вычислить значения выражения справа от знака присваивания := и записать результат в переменную a»; при этом значения других переменных...
От значения к написанию iconПриложение №2 к приказу Федерального дорожного агентства от 09 февраля 2010 г. №9
Предельно допустимые значения нагрузки на ось транспортного средства в разрезе автомобильных дорог общего пользования федерального...
От значения к написанию iconИмясуществительно е
Существительные мужского рода 2-го склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание “У”,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы