Секреты синтаксиса и пунктуации icon

Секреты синтаксиса и пунктуации



НазваниеСекреты синтаксиса и пунктуации
Е. Е. Долбик
Дата конвертации21.09.2012
Размер111.28 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования


Секреты синтаксиса и пунктуации


Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения


IX класс


Автор Е. Е. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук


Пояснительная записка


Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: “Почему я выбираю данную грамматическую структуру (морфологическую или синтаксическую) для выражения данного внеязыкового значения?” Познавая свой Язык, человек познает самого себя, особенности национального мышления и национальной картины мира» (Г. А. Золотова). Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность факультативных занятий по синтаксису.

Предлагаемая программа факультативных занятий строится с учётом концепции, требований стандарта учебного предмета «Русский язык», учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения (Минск: НИО, 2009).

^ Основная цель факультативных занятий: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.

Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:

  • повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;

  • закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;

  • совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;

  • обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;

  • формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;

  • знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных русских языковедов.

Факультативные занятия выполняют следующие функции:

  • обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);

  • диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;

  • познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);

  • развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);

  • стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).

На факультативных занятиях по синтаксису и пунктуации целесообразно использовать такие формы работы, как семинары, практикумы, диктанты разных видов, тесты (в том числе компьютерные), активные методы обучения: решение познавательных задач, подготовка учебных сообщений, рефератов и докладов, конспектирование научной и научно-популярной лингвистической литературы, лингвистические дискуссии.

Программа рассчитана на 35 часов факультативных занятий.

СОДЕРЖАНИЕ


Что изучает синтаксис?

(Синтаксис как раздел науки о языке)

2 ч

Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке (фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией). Основные синтаксические единицы.

Выдающиеся русские и белорусские лингвисты, внёсшие вклад в развитие синтаксической науки (Ф. И. Буслаев, А. А. Шахматов,
В. В. Виноградов, П. П. Шуба и др.)


«А всё-таки она хорошая!»

(Русская пунктуация как система)

4 ч

Краткие сведения из истории русской пунктуации.

Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.

Сочетание знаков препинания.

Факультативные и вариативные знаки препинания.

Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации.

Основные справочники и пособия по пунктуации.


«Это непростое простое предложение»

(Простое предложение как синтаксическая единица)

1 ч

Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.


^ Кто из главных членов предложения главнее?

(Главные члены предложения)

2 ч

Всегда ли легко разграничить в предложении подлежащее и сказуемое?

Может ли подлежащее выражаться именем существительным не в именительном падеже?

Почему сказуемое отвечает на разные вопросы? Типовое значение предложений.

Что положено в основу деления сказуемых на простые и составные? Всегда ли простое глагольное сказуемое состоит из одного слова? Из чего состоит составное глагольное сказуемое? Из чего состоит составное именное сказуемое?

В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?


^ Бывают ли обстоятельственные определения?

(Второстепенные члены предложения)

3 ч

Как правильно поставить вопрос к второстепенным членам предложения? Могут ли второстепенные члены отвечать сразу на несколько вопросов?

Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая или где?).

Как разграничить приложение и определяемое слово?

Сколько разрядов обстоятельств в русском языке?

«Этот вездесущий инфинитив» (синтаксические функции инфинитива).

Каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже?


^ Есть ли в русском языке обобщённо-личные предложения?

(Односоставные предложения. Неполные предложения)

3 ч

В чём особенности грамматической основы в односоставных предложениях? Можно ли говорить о подлежащем и сказуемом в односоставном предложении?

Какие типы односоставных предложений выделяются в русском языке? Какие критерии положены в основу деления односоставных предложений?

Как разграничить односоставные и двусоставные неполные предложения? В каких случаях ставится тире в неполных предложениях?

Какую роль играют разные типы односоставные предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) в тексте?


^ Чем может осложняться простое предложение?

(Осложнённое простое предложение)

1 ч

Является ли осложнённое предложение особой синтаксической единицей? Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.


^ Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?

(Однородные члены предложения)

2 ч

Какие признаки являются обязательными для однородных членов предложения?

Какие грамматические нормы нужно соблюдать при употреблении однородных членов?

Какими изобразительно-выразительными возможностями обладают однородные члены предложения?

Однородными могут быть только члены простого предложения?

Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?


^ Что такое обособление?

(Обособленные члены предложения)

3 ч

Что значит «обособить»?

Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?

В чем разница между уточнением и пояснением?

Всегда ли союз или имеет разделительное значение?


^ Чем отличаются вставные конструкции от вводных?

(Вводные слова, словосочетания, предложения)

2 ч

Какие функции выполняют вводные слова и предложения? Какова роль вставных конструкций?

Как разграничить вводные слова и омонимичные им конструкции?

Какие знаки препинания используются в предложениях с вводными и вставными единицами?

Вводные единицы как выразительное средство.


«Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура»

(Обращение)

1 ч

Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная.

Обращение как фигура поэтического синтаксиса.

Знаки препинания при обращении.

Есть ли в русском языке звательный падеж?


«Камень преткновения»

(Конструкции с как)

2 ч

Какие синтаксические позиции могут вводиться словами как, будто, словно, точно и др.?

Всегда ли как имеет сравнительное значение?

Как отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?

Оборот с как: обособленный член или часть сказуемого?

Всегда ли перед как ставится запятая? Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др.

«Всё познаётся в сравнении». Для чего используются сравнительные конструкции в художественных текстах?


^ От простого к сложному

(Сложное предложение)

4 ч

Как правильно определить количество частей в сложном предложении?

Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?

Как правильно построить структурную схему сложного предложения?

Какие приёмы можно использовать для разграничения омонимичных союзов и союзных слов?

От чего зависит тип придаточной части в сложноподчинённом предложении?

Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении?

Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?

«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.


^ Кто говорит?

(Чужая речь)

3 ч

Какие способы передачи чужой речи мы знаем?

Из чего состоит диалог? Что такое диалогическое единство?

Владеете ли вы правилами речевого этикета?

Всегда ли противопоставляются диалог и монолог?

Пунктуационное оформление диалога.


^ Что нам стоит текст построить!

(Текст как синтаксическая единица)

2 ч

Что такое текст? Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются функциональные возможности простого и сложного предложений.

Какие бывают тексты? Классификация текстов.

Почему не всякий набор предложений является текстом? Основные признаки текста.

Как связаны предложения в тексте? Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.


^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должны знать:

  • строение, значение и функции основных синтаксических единиц;

  • типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;

  • виды чужой речи;

  • признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;

  • основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;

  • выдающихся учёных-лингвистов;

уметь:

  • производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;

  • правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;

  • пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.


Рекомендуемая литература

Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8–11 классы /
Н. С. Валгина. – М., 2000.

Граник, Г. Г. Секреты пунктуации / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. – М., 1987.

Долбик, Е. Е. Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений (уровень общего базового образования) : тексты диктантов / авт.-сост. Е. Е. Долбик, Р. С. Сидоренко, Т. А. Дикун. – Минск : НИО; Аверсэв, 2009.

Золотова, Г. А. Русский язык: От системы к тексту. 10 класс : учеб. пособие для факульт. занятий в общеобразоват. учрежд. гуманитарного профиля / Г. А. Золотова,
Г. П. Дручинина, Н. К. Онипенко. – М. : Дрофа, 2002.

Концепция учебного предмета «Русский язык» // Русский язык и литература. – 2009. – № 7. – С. 3–8.

Конюшкевич, М. И. Синтаксис русского и белорусского языков: сходство и различия:: пособие для учителя / М. И. Конюшкевич, М. А. Корчиц, В. А. Лещенко. – Минск : Народная асвета, 1994.

Литвинко, Ф. М. Русский язык. Изучение осложненного предложения в V—IX классах / Ф. М. Литвинко. – Минск : Аверсэв, 2005.

Михальчук, Т. Г. Русский речевой этикет. Практикум : учеб. пособие / Т. Г. Михальчук. – Минск : Асар, 2009.

Мурина, Л. А. Русский язык: тематический контроль: 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений с 11-летним сроком обучения / Л. А. Мурина, Е. Е. Долбик, Т. В. Игнатович. – Минск : Тетрасистемс, 2008.

Норман, Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах / Б. Ю. Норман. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2009.

Образовательный стандарт учебного предмета «Русский язык» (1–11 классы) // Русский язык и литература. – 2009. – № 7. – С. 9–20.

Олимпиады по русскому языку: пособие для учителя / Ф. М. Литвинко [и др.]. – Минск : Экоперспектива, 2000.

Олимпиады по русскому языку и литературе / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.

Печенёва, Т. А. Русский язык. 8 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск : Аверсэв, 2008.

Печенёва, Т. А. Русский язык. 9 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск: Аверсэв, 2008.

Постникова, И. И. Это непростое простое предложение /
И. И. Постникова [и др.]. – М. : Просвещение, 1985.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.

Рабчинская, И. А. Функциональные резервы простого предложения /
И. А. Рабчинская. – Минск : Народная асвета, 1994.

Ровдо, И. С. Контрольные тесты по русскому языку. 5—9 классы / И. С. Ровдо
[и др.]. – Минск : Сэр-Вит, 2001.

Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация /
Д. Э. Розенталь. – 2-е изд., перераб. – М. : ОНИКС; Мир и Образование, 2009.

Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2005.

Русский язык. 5–11 классы. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2009.

Русский язык. 8 класс. Карточки-задания / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2006.

Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2009.

Русский язык. 8 класс. Тесты для тематического и итогового контроля / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2009.

Русский язык в тестах и комментариях : в 4 кн. : пособие для учащихся / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Современное слово, 2001. --: Книга 4: Синтаксис. Пунктуация.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. –
М. : Педагогика, 1984 (и последующие издания).




Похожие:

Секреты синтаксиса и пунктуации iconПринципы пунктуации Назначение пунктуации а служить средством расчленения письменной речи
...
Секреты синтаксиса и пунктуации iconДокументи
1. /Секреты Управления Капиталом (книга от Money Software Company)/Тысячи и немедленно -...
Секреты синтаксиса и пунктуации iconО городской выставке «Секреты учителей» I. Общие положения
Городская выставка «Секреты учителей», проводится в рамках плана мероприятий комитета по образованию, посвященных Году Учителя и...
Секреты синтаксиса и пунктуации iconТесты по пунктуации 1С

Секреты синтаксиса и пунктуации iconТематическое планирование № урока
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи
Секреты синтаксиса и пунктуации iconКонтрольная работа №1 информация. Информационные процессы. 10 класс. Тест. Вариант 1 Во внутренней памяти компьютера представление информации непрерывно
Основное отличие формальных языков от естественных: в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса
Секреты синтаксиса и пунктуации iconДокументи
1. /Раскрываем секреты линейной функции и её графика/Приложение 1.DOC
2. /Раскрываем...

Секреты синтаксиса и пунктуации icon1. Работа с эпиграфом
Мир действительно многообразен. Запишите эпиграф, проанализируйте его с точки зрения строения и пунктуации
Секреты синтаксиса и пунктуации iconВыразительные средства синтаксиса Цели урока
...
Секреты синтаксиса и пунктуации iconПояснительная записка. Программа курса «Трудные случаи русской орфографии и пунктуации» рассчитана для уча­щихся 9-х классов на 17 часов и ориентирована на гуманитарный профиль. Цель курса
Программа курса «Трудные случаи русской орфографии и пунктуации» рассчитана для уча­щихся 9-х классов на 17 часов и ориентирована...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы