Программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений icon

Программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений



НазваниеПрограмма для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений
Дата конвертации21.09.2012
Размер69.19 Kb.
ТипПрограмма
источник

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА

РУССКОГО ЯЗЫКА



Учебная программа для факультативных занятий

по русскому языку для общеобразовательных учреждений

с белорусским и русским языками обучения


Х класс


Автор И. М. Саникович, доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ, кандидат педагогических наук,


Минск, 2010


Пояснительная записка

Развитие языка и речи учащихся является одной из приоритетных задач, которая должна быть реализована в процессе преподавания курса русского языка в школе. Понятие «развитие речи» подразумевает такую организацию аналитико-синтетической языковой и практической речевой деятельности школьников, которая с помощью дидактических средств содействует целенаправленному развитию интеллектуально-речевых механизмов детей и подростков, выработке норм литературного произношения и правописания, стимулирует обогащение словаря и грамматического строя речи учеников, формирует умение воспринимать и создавать связные тексты, разнообразные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно-языковой организации, целенаправленности, полноте и точности выражения мысли. Одним из путей развития речи школьников является их знакомство с основами функциональной стилистики, которая рассматривает речевые разновидности литературного языка, обслуживающие определённые сферы человеческой деятельности.

^ Цель факультатива: систематизирование знаний учащихся о функциональных разновидностях русского языка и продолжение развития коммуникативных умений создавать связные высказывания различных стилей и жанров.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;

  • обобщить знания школьников о задачах, сфере применения и стилевых чертах речи пяти функциональных стилей русского литературного языка;

  • обогатить знания учащихся о характерных стилеобразующих языковых средствах каждой функциональной разновидности (лексические, морфологические, синтаксические языковые единицы, которые наиболее часто встречаются в текстах конкретного стиля речи);

  • выработать умения создавать тексты разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

Факультативныя занятия по стилистике должны активизировать умственную деятельность школьников, формировать интерес к самостоятельной исследовательской работе, развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Для этого предусматривается применение на занятиях таких видов работы, как самостоятельный или групповой лингвистический анализ учебных текстов с последующим обобщением полученных результатов и формулировкой выводов, выдвижение и обоснование собственных утверждений, создание текстов определённой жанровой разновидности и их последующее рецензирование.

Учебная программа факультатива разработана на основе программы «Русский язык. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. V--XI классы» (Минск, 2009 г.) и рассчитана на 35 часов.

^ Стилистика как раздел науки о языке (1 ч)

Предмет изучения, задачи, основные понятия функциональной стилистики: функциональный стиль, стилеобразующие языковые средства, жанр.

Смысловое наполнение понятий стилистика языковых единиц (практическая стилистика), стилистика текста, стилистика художественной речи.


Научный стиль (10 ч)

Общая характеристика стиля. Сфера применения: наука (научные труды, выступления на научных конференциях). Функциональное назначение: передача научной информации, сообщение определённой совокупности знаний. Стилевые черты: информативная насыщенность, объективность, точность, доказательность, последовательность. Особенности научно-популярного изложения, способы популяризации научной информации.

Лексика. Термины. Глаголы мыслительной деятельности.

^ Особенности функционирования частей речи. Единственное число имён существительных, обозначающих считаемые предметы, и множественное число имён существительных, обозначающих отвлечённые понятия, вещества, продукты питания. Существительные с суффиксами -ений, -ний, -ств, -тий,
-ость.
Переход имён прилагательных в разряд существительных в научной терминологии. Употребление местоимения мы (совместное, авторское). Глагол (возвратные глаголы, употребление форм 3-го лица настоящего времени, несовершенный вид; причастия).

Синтаксис. Распространённые простые предложения, осложнённые однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, словосочетаниями и вставными конструкциями. Сложные предложения (преобладание сложноподчинённых предложений). Способы определения научных понятий (терминов).

^ Жанры. Научная статья и рецензия.


Официально-деловой стиль (7 ч)

Общая характеристика стиля. Сфера применения: законодательная деятельность, международные отношения, делопроизводство, юриспруденция. Функциональное назначение: сообщение объективной, точной, беспристрастной информации о лице, факте, событии; представление лаконичного и вместе с тем обстоятельного изложения существа дела, сути договоров, законов, правил, инструкций, предписаний. Стилевые черты: точность, объективность, логичность, стандартизированность.

^ Лексика и фразеология. Специальная терминология (слова-обозначения должностей, учреждений, юридических действий, служебных процедур). Канцеляризмы. Формулы делового речевого этикета.

^ Особенности функционирования частей речи. Существительные с отвлечённым значением, отглагольные существительные с суффиксами -ний,
-тий,
(со значением действия) и -тель (со значением действующего лица). Глаголы (употребление форм 3-го лица настоящего времени несовершенного вида, глаголы и глагольные формы со значением долженствования). Отыменные предлоги.

Синтаксис. Рубрикация. Предложения с однородными членами для перечисления. «Цепочки» родительных падежей, нагромождение падежей.

^ Жанры. Закон, деловое письмо.


Художественный стиль (7 ч)

Общая характеристика стиля. Сфера применения: художественная литература. Функциональное назначение: воздействовать на разум и чувства читателя, доставить эстетическое наслаждение. Стилевые черты: образность, эмоциональность, выразительность.

Лексика. Синкретизм языковых средств. Средства создания исторического и местного колорита. Средства индивидуализации языка персонажей. Авторские неологизмы как средство образности. Тропы.

Синтаксис. Разнообразие синтаксических конструкций. Период. Стилистические фигуры.

^ Нормы русского литературного языка. Ориентация на литературные нормы. Введение в текст ненормативных речевых явлений.


Публицистический стиль (8 ч)

Общая характеристика стиля. Сфера применения: политика, общественные отношения, средства массовой информации. Функциональное назначение: формировать общественное мнение и влиять на него. Стилевые черты: информативность, экспрессивность, оценочность, призывность.

Лексика. Общественно-политическая, научно-техническая, экономическая, спортивная терминология, слова и понятия из сферы культуры и шоу-бизнеса. Лексические единицы с эмоционально-экспрессивной окраской. Авторские неологизмы. Метафорическое употребление нейтральных слов и терминов. Жаргонная лексика. Лексические единицы, характерные для официально-делового стиля.

Синтаксис. Передача эмоционального отношения автора к предмету сообщения средствами синтаксиса (вопросительные и восклицательные предложения, непрямой порядок слов, парцелляция). Передача эмоционального отношения с помощью знаков препинания.

Жанры. Заметка, репортаж, интервью, статья: содержательные и композиционные особенности.


^ Разговорный стиль (1 ч)

Сфера применения, функциональное назначение, стилевые черты. Орфоэпические, лексические, синтаксические особенности.

Обобщение (1 ч)


^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В ходе изучения материалов факультатива учащиеся должны:

  • получить целостное представление о стилистике как разделе науки о языке и о пяти функциональных разновидностях русского языка;

  • усовершенствовать общеучебные умения, связанные с исследованием лингвистического материала (анализ, классификация, дифференциация, систематизация, синтез, обобщение);

  • приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

  • развить индивидуальные творческие способности в процессе создания текстов разных стилей и жанров в устной и письменной форме.


Рекомендуемая литература


  1. Виноградов, В. В. Проблемы русской стилистики / В. В. Виноградов. – М., 1981.

  2. Дунаевская, О. В. Современная деловая речь / О. В. Дунаевская. – М., 1987.

  3. Кожина, М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими / М. Н. Кожина. – Пермь, 1972.

  4. Кожина, М. Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики / М. Н. Кожина. – Пермь, 1966.

  5. Лариохина, Н. М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи / Н. М. Лариохина. – М., 1979.

  6. Паневчик, В. В. Деловая переписка / В. В. Паневчик, С. В. Некраха, Н. В. Самоедова. – Минск, 2005.

  7. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили. – М., 1982.

  8. Рогожин, М. Ю. Справочник секретаря / М. Ю. Рогожин. – М., 2006.

  9. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розен-таль. – М., 1982.

  10. Солганик, Г. Я. Лексика газеты / Г. Я. Солганик. – М., 1981.

  11. Солганик Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи / Г. Я. Солганик. – М., 2005.

  12. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2005.

  13. Чуковский, К. И. Живой как жизнь / К. И. Чуковский. – М., 1976.

  14. Шмелев, Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелев. – М., 1977.




Похожие:

Программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений iconПрограмма для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
Учебная программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками...
Программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений iconПогружаемся в интересный мир образования и правописания слов
Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений
Программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений iconОт значения к написанию
...
Программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений iconСекреты синтаксиса и пунктуации
...
Программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений iconПоэтические гимны морфологии
...
Программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Госстандарта основного общего образования по русскому языку (см. Госстандарт, Вестник образования, М. 2004 г.)
Рабочая программа по русскому языку (6 класс) составлена на основе авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку...
Программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса 2013-2014 уч год Автор: Пащенко Л. И. Стаж: 20 Образование: высшее
Авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» М: «Мнемозина»,...
Программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений
Учебная программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений
Программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений iconПрограмма по русскому языку 5-9 класс Авт. В. В. Бабайцева, А. Ю. Купалова, Е. И. Никитина -м.: Дрофа, 2010г. Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5- 9 кл., составитель: Е. И. Харитонова М.: Дрофа, 2010
Программа по русскому языку для 10-11 кл под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой
Программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку для 6 г, 7а, в, 8 а классов (уровень освоения программы: базовый)
Примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5 – 9 классы», рекомендованной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы