«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства
«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства icon

«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства



Название«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства
Дата конвертации21.09.2012
Размер228.39 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования


«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО

ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ видов ИСКУССТВА


Учебная программа факультативных занятий по русской литературе для общеобразовательных учреждений

VI класс


Авторы:

О. И. Царева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Белорусского государственного университета;

Г. М. Юстинская, методист высшей категории управления научно-методического сопровождения образовательного процесса


^ Пояснительная записка


Глубина и качество восприятия литературно-художественного произведения находятся в прямой зависимости от читательского опыта индивидуума и общего уровня его эстетической культуры. По словам известного философа В. Ф. Асмуса, «творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит… от всей духовной биографии читателя». В первую очередь, биография читателя зависит от того, сколько и каких книг им прочитано. Не менее значим культурный фон, на котором мы будем воспринимать литературное произведение.

Потому так естественно на уроках литературы обращение к музыке, живописи, искусству театра и кино.

Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая разнообразие и богатство человеческого бытия. С другими видами искусства её роднит образность, обращённость к идеалу, индивидуально-психическое начало.

Установление органических взаимосвязей литературы с другими предметами развивает художественный вкус, обогащает и углубляет литературные знания учащихся.

^ Цель факультатива «"Обыкновенное чудо": содружество литературы и других видов искусства»: развитие у учащихся представлений о художественной специфике литературы как искусства слова, стимулирование познавательных интересов школьников, их эстетическое развитие на основе широких межпредметных связей.

^ Задачи факультативного курса:

  • формировать устойчивую потребность в чтении литературных произведений, развивать читательскую культуру;

  • совершенствовать эстетическое восприятие литературных произведений, отрабатывать приёмы творческого и аналитического чтения художественных текстов;

  • выявлять типологическую общность и своеобразие видов искусства;

  • совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений музыки, живописи, театра, кино;

  • развивать литературно-творческие способности, образное мышление и воображение, эмоционально-оценочную деятельность учащихся.

Использование межпредметных связей литературы и других видов искусства выполняет развивающую функцию, содействует выработке у школьников таких качеств, как активность и точность эмоциональной реакции, образная конкретизация слова в зрительных ассоциациях, концепционное восприятие композиции произведения искусства, а также способность динамического переключения восприятия при общении с разными видами искусства.

Наряду с тем, что факультативный курс для VI класса имеет свои цели и задачи обучения, он выполняет пропедевтическую функцию по отношению к изучению литературы в последующих классах. Программой факультатива определяются основные содержательные линии привлечения смежных учебных предметов (ИЗО, музыка, история) в процессе изучения русской литературы, а также намечены пути практического решения межпредметного взаимодействия. Следование принципам систематичности, последовательности в реализации взаимосвязанного изучения предметов гуманитарного цикла позволит сформировать у младших подростков уровень читательской культуры, необходимый для дальнейшего литературного образования.

Реализация намеченных образовательных и развивающих целей предполагает включение в процесс обучения на факультативных занятиях историко-культурного и теоретико-литературного материала. Педагогически обработанные сведения по истории, теории литературы, искусствоведению выступают в качестве инструмента постижения произведений, а также как средство эстетического развития учащихся.

Содержание факультативного курса «"Обыкновенное чудо": содружество литературы и других видов искусства» учитывает возрастные и психологические особенности младших подростков, их жизненный и читательский опыт.

Объектом изучения на факультативе являются программные литературные произведения. Наряду с рассмотрением текстов из основного списка (для чтения и изучения, для чтения и обсуждения), на занятиях значительное внимание предполагается уделить произведениям из списка для дополнительного чтения, в том числе творчеству русскоязычных поэтов Беларуси – В. П. Поликаниной, В. Ф. Гришковца, Ю. М. Сапожкова, Б. П. Спринчана.

Содержание факультатива структурировано по тематическому принципу в шесть разделов: «Живая Древняя Русь», «На Парнасе русской литературы», «природа в зеркале искусства», «Современность и историческое прошлое в творчестве А. С. Пушкина», «Украинская муза русской культуры», «Мир детства в искусстве».

В свою очередь, в основу каждой темы, входящей в раздел, положен принцип межпредметных связей литературы и истории, литературы и других видов искусства.

Обращение к знаниям учащихся, полученным на уроках истории, изобразительного искусства, музыки, к их практическим умениям -- одно из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова.

В программе указывается количество часов для изучения тематических разделов. В рамках раздела количество часов на рассмотрение подтем вариативно.

Изучение шести тематических разделов целесообразно завершить проведением занятия литературно-творческого типа. Темы и формы итоговых занятий, виды творческой деятельности учащихся указаны в рубрике «Уроки творчества».

Раздел «Основные виды учебной деятельности» содержит перечень видов читательской, литературно-творческой и общеучебной деятельности в рамках факультатива.

Деятельность учащихся в рамках отдельного занятия разнообразна и отличается направленностью на дифференциацию работы (индивидуальные, групповые и фронтальные формы).

Аналитические приёмы чередуются с эмоционально-образными, репродуктивная деятельность сочетается с эвристической и исследовательской. Значительное место в рамках факультатива отводится игровым формам работы и выполнению заданий творческого характера.

Раздел «Планируемые результаты обучения» ориентирует учителя на достижение в процессе обучения качественных изменений в литературном развитии учащихся.

Раздел «Рекомендуемая литература» включает научно-методическую литературу для учителя, посвященную проблемному полю факультатива.


^ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Чтение, восприятие и анализ художественных произведений

Творческое и аналитическое чтение литературных произведений.

Пересказы разного вида (эпизода, небольшого эпического произведения).

Составление плана небольшого эпического произведения (отрывка).

Анализ эпизода.

Характеристика героя произведения.

Сопоставление героев одного (нескольких) произведений.

Устный или письменный ответ на проблемный вопрос.

Эвристическая беседа.

Анализ описаний (портрет, пейзаж, интерьер) и объяснение их художественной функции.

Анализ произведений с учётом жанрово-родовой специфики.

Лексическая работа.

Нахождение изобразительно-выразительных средств и определение их роли в тексте.

Выявление сюжетных линий в произведении. Анализ элемен­тов композиции сюжета, объяснение их роли.

Сопоставление реальной основы (историческое или биографическое событие) и его художественного воплощения в литературном произведении.

Сравнение литературного текста с его интерпретацией в других видах искусства.

^ Литературно-творческая деятельность

Составление и мотивировка исполнительской партитуры стихотворных текстов (фрагментов эпических произведений).

Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихотворений, фрагментов эпических произведений.

Чтение по ролям фрагментов произведений, содержащих диалоги.

Составление слова о писателе.

Творческий пересказ, художественное рассказывание.

Словесное рисование, домысливание.

Претворение литературных произведений в другие виды искусства (иллюстрирование, инсценирование и др.).

Подбор иллюстративного (визуального, музыкального) материала.

Описание картины художника и её оценка на эмоциональном уровне.

Нахождение в тексте эпизодов, соответствующих иллюстраций.

Сравнение иллюстраций разных художников.

Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений по мотивам изучаемых литературных произведений.

Стилистический эксперимент.

Сочинения разных жанров (отзыв о стихотворении, эссе, стилизация и др.)

Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов.

Отзыв о кинематографической (музыкальной) версии произведения.

Проектная деятельность (издание книги, макет памятника, написание сценария, воображаемая встреча и др.).

Выполнение работ ассоциативного типа.


^ Общеучебная деятельность

Работа с учебным текстом и справочной литературой (ответы на вопросы, выписки, пересказ, составление плана, таблиц, конспектирование).

Работа с дополнительными источниками по проблематике факультатива (чтение, подготовка комментария, сообщения).

Оформление разноплановых записей на основе изучаемых произведений (подбор цитат, составление словаря произведения и др.).


^ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

(35 часов)


Введение. «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО» ИСКУССТВА (1 час)

Роль искусства в жизни человека. Содержание произведений искусства. Искусство – путь познания окружающего мира и человека. Проявление личности в искус­стве.

Классификация видов искусства. Выразительные средства различных видов искусств. Восприятие разных видов искусства.

Художественная литература в ряду видов искусства.


Раздел I. ЖИВАЯ ДРЕВНЯЯ РУСЬ (6 часов)

Былины новгородского и киевского цикла; «Повесть временных лет» (фрагменты); А. С. Пушкин. «Борис Годунов» (монолог Пимена); «Хождение за три моря»; мифы о Геракле.


«Слава нашей старины»: героический эпос Киевской Руси.

Героический эпос народов мира. Приёмы создания героического характера в народном эпосе. Герой-богатырь. Древнегреческие мифы о Геракле.

Изображение быта, обычаев, облика людей Древней Руси в памятниках героического эпоса. Особенности былины как жанра. Былины киевского и новгородского циклов.

Особенности изображения событий и героев в былинах и мифах.

Сказители былин – хранители древней устной поэзии. Картина В. Д. Поленова «Сказитель былин Никита Богданов».


«Преданья старины глубокой…»: история и культура Древней Руси.

Высокий уровень художественной культуры и письменности Древней Руси. Древнерусское искусство книги.

Летописание на Руси. Жанровые черты летописи. «Повесть временных лет»первый письменный памятник по истории Руси. Труд писца. Нестор-летописец в изображении В. М. Васнецова, М. М. Антокольского.

Русь эпическая на полотнах В. М. Васнецова, И. Я. Билибина, М. А. Врубеля, И. Е. Репина, Н. К. Рериха, П. Д.  Корина и др.

Русская старина в музыке: Н. А. Римский-Корсаков. Оперы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; А. Т. Гречанинов. Опера «Добрыня Никитич»; А. П. Бородин. Симфония «Богатырская»; М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки» («Богатырские ворота»).

Художественный фильм «Илья Муромец» (режиссер А. Л. Птушко). Мультипликационные фильмы, снятые по былинам.


«Уроки творчества». «Рукотворное чудо»: книга в Древней Руси (форма – по выбору).


Раздел II. «На Парнасе РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (5 часов)

А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро», «К няне», «Роняет лес багряный свой убор…»; М. Ю. Лермонтов. «Парус», «На севере диком…», «Из Гёте» («Горные вершины…»); Н. А. Некрасов. «Орина, мать солдатская», «С работы», «Калистрат», «В полном разгаре страда деревенская...»; А. А. Фет. «Летний вечер тих и ясен...», «Это утро, радость эта...», «Бабочка», «Скрип шагов вдоль улиц белых…», «Ель рукавом мне тропинку завесила...».


^ Пушкинская Вселенная.

Понятие «Пушкиниана» (изобразительная, музыкальная, литературная).

Иконография поэта (общая характеристика). Прижизненные портреты (Е. Гейтман, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, П. Ф. Соколов и др.).

Пушкин-художник. Цикл графических автопортретов. Стихотворение «^ Mon portrait» («Мой портрет»). Видеофильм «Рисунки Пушкина». Мультипликационный фильм по рисункам и текстам А. С. Пушкина (режиссёр А. Ю. Хржановский).

Значение музыкального искусства в жизни и творчестве поэта. Любовь к народной музыке и песне. Роль творчества Пушкина в развитии русской музыкальной культуры.

Музыкальные интерпретации лирики Пушкина: «Зимний вечер» (М. Л. Яковлев); «Зимнее утро» (Н. П. Елисеева); цикл романсов Г. В. Свиридова («К няне», «Роняет лес багряный свой убор…», «Зимняя дорога», «Зимний вечер»).


^ Творческое наследие М. Ю. Лермонтова.

Музыкальная и художническая одарённость М. Ю. Лермонтова. В. Г. Белинский о живописности и музыкальности лермонтовской лирики.

Изобразительное наследие поэта. Пейзажи и портреты кисти М. Ю. Лермонтова. Поэтичность лермонтовской живописи.

Живописность поэтических образов М. Ю. Лермонтова. Образ одинокого паруса в творчестве Лермонтова-поэта и художника.

Три шедевра: «Сосна» Г. Гейне, «На севере диком…» М. Ю. Лермонтова и И. И. Шишкина.

Жизнь поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке (общая характеристика). Музыкальные интерпретации стихотворений (А. Е. Варламов. «Белеет парус одинокий»; А. Г. Рубинштейн. «Горные вершины»).


^ Народный поэт Н. А. Некрасов.

«Тернистый путь» народного поэта.

Крестьянская Русь в изображении Н. А. Некрасова. Поэт – «заступник за безгласных и приниженных». «Некрасов в деревне». Художник Г. Б. Праксейн.

Многообразие народных характеров и судеб («С работы», «Калистрат», «Орина, мать солдатская» и др.).

Сюжетность стихотворений, форма диалога, повествование от лица героев-крестьян.

Образы крестьянок в поэзии Некрасова («В полном разгаре страда деревенская…» и др.)

Иллюстраторы произведений Н. А. Некрасова – Б. М. Кустодиев, А. А. Пластов, И. С. Глазунов, А. И. Лебедев и др.

Созвучие духу некрасовской поэзии работ художников-передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин и др.).

Связь лирики Некрасова с фольклором. Напевно-песенный характер стиха, народная ритмика, интонация.

Некрасов и музыка. Народные песни на стихи Некрасова: «Тройка», «Коробейники», «Назови мне такую обитель…», «Меж высоких хлебов затерялося…» и др. Романсы М. П. Мусоргского на стихи Некрасова: «Калистрат», «Песня Еремушке» и др.


^ А. А. Фет – поэт-музыкант, поэт-художник.

Страницы биографии поэта.

Природа и человек – основные темы творчества А. А. Фета.

Поэтический «календарь» Фета («Это утро, радость эта...», «Летний вечер тих и ясен...», «Бабочка», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Скрип шагов вдоль улиц белых…»). Пейзаж настроения.

Творческая индивидуальность А. А. Фета. Изображение действительности в «снимках». Звукопись, мелодичность, эмоциональная насыщенность пейзажных зарисовок поэта. Богатство изобразительных средств. Ритм стиха.


«Уроки творчества». Словесное описание памятника писателю.


^ Раздел III. ПРИРОДА В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА (5 часов)

И. С. Тургенев. «Бежин луг»; пейзажная лирика Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. А. Волошина, И. А. Бунина, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова и др.; стихотворения о природе русскоязычных поэтов Беларуси – В. П. Поликаниной, В. Ф. Гришковца, Б. П. Спринчана, Ю. М. Сапожкова.


^ Образы природы в искусстве.

Параллелизм в изображении мира природы и мира человека в фольклоре.

Выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний.

Понятие о пейзаже. Жанр пейзажа в живописи. Виды пейзажа, основные пейзажные мотивы, композиция живописных пейзажей.

Передача звуков и явлений природы языком музыки. «Музыкальные» пейзажи К. Дебюсси («Сады под дождём», «Разговор ветра с морем» и др.).

Пейзаж в литературном произведении: функции, средства создания, символика.

И. С. Тургенев – мастер пейзажных описаний. Синтетический характер картин природы в рассказе «Бежин луг». Психологичность тургеневского пейзажа, его связь с обликом персонажей рассказа, их переживаниями.

Пейзажное стихотворение. «Поэтические акварели» Б. Л. Пастернака («Март», «Золотая осень»).

Живописные и поэтические пейзажи М. А. Волошина («Старинным золотом и желчью напитал…» и др.).

Природа и человек в лирике русскоязычных поэтов Беларуси.


^ Национальное своеобразие русского пейзажа.

Общие черты русского пейзажа в живописи, музыке и литературе.

Создание национального русского пейзажа в творчестве художников-передвижников (А. А. Пластов, И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и др.). А. К. Саврасов – основоположник национального пейзажа.

Музыкальные «картины» природы (фортепианный цикл «Времена года» П. И. Чайковского, «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского).

Мастера русской пейзажной лирики – А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин, С. А. Есенин, Н. М. Рубцов и др.


^ Берёза – художественный символ России.

Образ берёзы в фольклоре, древнерусской литературе. Новгородские берестяные грамоты. Русская народная хороводная песня «Во поле берёзонька стояла…».

Стихотворения о берёзе Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, А. А. Прокофьева, Вс. А. Рождественского и др.

Русская берёза на полотнах И. Э. Грабаря, И. Е. Левитана, А. И. Куинджи, В. М. Сидорова, А. А. Рылова и др.

Народная песенная основа стихотворения С. А. Есенина «Берёза». Песни и романсы на стихи Есенина: «Белая берёза» (муз. В. Г. Трепетцова), «Отговорила роща золотая…» (муз. Г. Ф. Пономаренко).


«Уроки творчества». Поэтические чтения «Пойми живой язык природы…».


Раздел IV. СОВРЕМЕННОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ

^ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА (6 часов)


А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», лирика Михайловского периода, роман «Дубровский», «Повести Белкина»: «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Станционный смотритель».


«Моя родословная»: история страны и история семьи.

Интерес Пушкина к корням, своей родословной.

«Михайловские рощи» в судьбе и творчестве поэта. Биографический характер стихотворений «Няне», «Зимнее утро», «Мой первый друг, мой друг бесценный…».

Михайловские «страницы» изобразительной Пушкинианы: работы Н. Н. Ге, В. А. Серова, П. П. Кончаловского, Д. А. Белюкина, В. Е. Попкова и др.

«Земли родной минувшая судьба» в произведениях Пушкина (общая характеристика).

Нравственные уроки прошлого («Песнь о вещем Олеге»).


^ Русское дворянство в прозе Пушкина.

Быт поместной усадьбы. «Дворянские гнёзда» на полотнах русских художников (В. Д. Поленов, С. Ю. Жуковский, В. К. Бялыницкий-Бируля, Ф. А. Васильева и др.).

Нравы, уклад жизни дворянства в изображении А. С. Пушкина («Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Метель»).

Ритуал дуэли. Идея мести и благородство натуры Сильвио («Выстрел»).

Двойственность отношения Пушкина к дворянству – утончённость культуры образованного сословия и жестокость крепостничества.

Образы русских помещиков. Социальное неравенство как источник драматических ситуаций, преграда для счастья героев. Картина В. В. Пукирева «Неравный брак».

«Что за прелесть эти уездные барышни!»: Маша Троекурова («Дубровский»), Лиза Муромцева («Барышня-крестьянка»), Марья Гавриловна («Метель»).

Русские Ромео и Джульетта: Маша Троекурова и Владимир Дубровский, Алексей Берестов и Лиза Муромцева. Преодоление героями сословных предрассудков.


^ Переосмысление библейской истории в повести «Станционный смотритель» и живописи.

Нравственный смысл «Притчи о блудном сыне». Сцена возвращения блудного в интерпретации художников (Г. Доре, Б. Э. Мурильо, Х. Р. Рембрандт, С. Роза, И. С. Глазунов и др.)

Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести Пушкина. Литературное открытие мира «бедных людей». Библейский богатырь Самсон и Самсон Вырин. Позиция отца в притче и позиция Самсона Вырина. Чудесное перерождение Дуни.


^ Пушкинская проза в зеркале искусства.

Особенности пушкинской прозы. «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Динамизм содержания, глубина мыслей.

Художники-иллюстраторы произведений А. С. Пушкина: Д. А. Шмари- нов, Б. М. Косульников, В. А. Милашевский, Б. М. Кустодиев и др.

Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель».

Иллюстрации к повести «Станционный смотритель» М. В. Добужинского, А. Венециана, Д. А. Шмаринова, Б. М. Косульникова и др.


«Уроки творчества». Написание рецензии на киноэкранизацию пушкинских произведений (по выбору).

Экранизации «Повестей Белкина»: «Станционный смотритель» (режиссёр С. А. Соловьёв), «Барышня-крестьянка» (режиссёр А. Н. Сахаров), «Метель» (режиссёр В. П. Басов), «Выстрел» (режиссёр Н. М. Трахтенберг).

Интерпретация пушкинских идей в киноэкранизациях романа «Дубровский»: фильм «Дубровский» (режиссёр А. В. Ивановский), сериал «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (режиссёр В. А. Никифоров).


Раздел V. УКРАИНСКАЯ МУЗА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (4 часа)

Народный театр (Батлейка, Вертеп); украинская народная песня; А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок); Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».


^ Украинские страницы творческой биографии Н. В. Гоголя.

Понятие о Малороссии. Украинские впечатления детства и юности: Великие Сорочинцы, Диканька, Полтава, Нежин.

Творческая атмосфера семьи (литературная деятельность В. А. Яновского, отца писателя; домашние спектакли).

Привязанность Гоголя к своей малой родине. Интерес к украинской истории, языку, фольклору, народной жизни. Отношение Гоголя к песенной культуре Великороссии.

Н. Гоголь и традиции украинского народного театра. Украинский вертеп и другие формы народного кукольного театра (русский театр Петрушки, белорусская Батлейка, польская Шопка).

Интерес русских писателей к украинской теме, истории. Украинские мотивы в творчестве А. С. Пушкина. Картины малороссийской природы в поэме «Полтава» и повести Гоголя.


^ Национальный колорит украинских повестей Н. В. Гоголя.

Творческая самобытность Гоголя. Рисунки Н. В. Гоголя «Украинская хата», «Дом в Васильевке» и др.

Цикл украинских повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вечера…» – «поэтические очерки Малороссии» (В.  Г. Белинский). Обращение к преданиям, сказкам, народным легендам. Фольклорная демонология и фантастика. Проникновение в жизнь народа через народную песню.

«Вечера…» – образец украинского юмора в русской литературе.


^ Гоголевские герои в музыке, живописи, кино.

Традиции, обычаи, национальные костюмы на картинах художников И. П. Аргунова, И. М. Прянишникова. А. В. Кившенко, К. А. Трутовского и др.

Казачья удаль на картинах И. Е. Репина «Запорожцы» и музыке М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» («Гопак»).

Гоголевские мотивы на полотнах А. И. Куинджи.

Проявление авторской иронии в изображении героев повести (описание внешности героев, речевая характеристика). Создание комических ситуаций, в которых проявляются черты национального характера.

Иллюстрации к повести (художники В. Е. Маковский, В. Д. Замирайло, А. Д.  Кившенко, А. Кондырев, А. П. Бубнов).

«Гоголевские» оперы П. И. Чайковского («Черевички») и Н. А. Римского-КорсаковаНочь перед Рождеством»).

Киноинтерпретации повести «Ночь перед Рождеством»: немой фильм (режиссёр В. А. Старевич), мультипликационный фильм (режиссёры З. С. Брумберг и В. С.  Брумберг, использована музыка Н. А. Римского-Корсакова); кинофильм (режиссёр А. А. Роу).

Режиссеры:  Год выпуска: 1951

«Уроки творчества». Чудо вертепа.

Фестиваль вертепных представлений или инсценировка фрагментов повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в духе народного кукольного театра.


^ Раздел VI. МИР ДЕТСТВА в искусствЕ (7 часов)

Л. Н. Толстой. «Детство»; М. Горький. «Детство»; А. И. Куприн. «Тапер»; В. О. Богомолов. «Иван»; приключенческие романы Ж. Верна, Ф. Купера, М. Рида и др.; фантастика А. Айзимова, Р. Брэдбери и др.; детективы А. Конн-Дойль, Э. По.


^ Раскрытие психологии ребёнка в литературе, живописи, музыке.

Искусство живописного портрета. История детского портрета.

Постижение духовного мира ребёнка на картинах мастеров русской художественной школы (Д. Г. Левицкий, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, К. С.  Маковский, З. Е. Серебрякова и др.).

Мастерство А. И. Куприна в создании литературного портрета («Тапер»).

Музыкальные «страницы» повести.

Классическая музыка для детей.

Трагическая судьба ребёнка на войне (повесть В. О. Богомолова «Иван»). Сила характера, чувство долга главного героя повести. Образы взрослых.

Кинофильм А. А. Тарковского «Иваново детство» (1962).


^ Ребёнок и его мир в автобиографических произведениях.

Автобиография как жанр. Автобиографическая проза о детстве как источник изучения психологии ребёнка. Герой и повествователь: соотношение точки зрения ребёнка и взрослого. Парадоксы детской души. Роль взрослых в формировании героев.

Радости и тревоги героев автобиографических повестей Л. Н. Толстого и М. Горького.

Счастливое детство Николеньки Иртеньева. Воспитание и образование дворянских детей.

«Трудное детство» Алёши Пешкова. Музей детства М. Горького в Нижнем Новгороде. Иллюстрации к повести М. Горького художника Б. А. Дехтерева. Фильм М. Донского «Детство Горького» (1938).


^ Золотой фонд зарубежной детской литературы.

Понятие о приключенческой литературе. Приключенческая тематика (освоение или завоевание новых земель, похождения героев в неизведанных или экзотических странах). Острота сюжета, динамика и напряжённость действия. Сложность характеров и конфликтов.

Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна («Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан»). Романы об освоении американского Запада Ф. Купера («Следопыт», «Последний из могикан», «Зверобой») и М. Рида («Всадник без головы»).

Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в произведениях А. Айзимова («Из рассказов о роботах») и Р. Брэдбери («И грянул гром» и др.).

Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы. Классика детективного жанра (А. Конн-Дойль, Э. По).

Нравственные уроки историко-приключенческой, научно-фантастической и детективной литературы.

Киноэкранизации произведений для детей.


«Уроки творчества». Читательская конференция «Литература для детей и о детях» (по произведениям из списка для дополнительного чтения).


^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения факультативного курса «"Обыкновенное чудо": содружество литературы и других видов искусства» учащиеся должны

знать:

  • биографические сведения поэтов и писателей и краткую историю создания изучаемых произведений;

  • теоретико-литературные понятия;

  • родовую специфику лирических и эпических произведений;

  • содержание и последовательность анализа литературных произведений;

  • особенности выразительного чтения произведений разных родов;

  • специфику литературы в ряду других искусств;

уметь:

  • выразительно читать литературные произведения с учётом их тематики и жанра;

  • анализировать произведения в единстве формы и содержания;

  • применять определённый объём теоретико-литературных знаний в процессе анализа текста;

  • определять роль выразительных средств языка в произведениях разных жанров;

  • определять авторское отношение к изображаемому;

  • выявлять идейно-художественное своеобразие произведений разных жанров и разных видов искусства;

  • сопоставлять словесные изображения и музыки с прослушиванием музыкальных записей;

  • определять тематическую и сюжетную близость картины к изучаемому произведению;

  • анализировать сюжетно-событийной картины, выявлять её отличительные признаки;

  • работать со справочной литературой;

овладеть:

  • аналитическими и творческими приёмами изучения текста (устное рисование, иллюстрирование, стилистический эксперимент, сопоставление произведений (фрагментов));

  • навыками выявления лексики, образных средств, особенностей синтаксического строя, интонационных средств, характеризующих определённый стиль текста;

  • навыками выполнения творческих заданий разных видов.

Рекомендуемая литература

Анализ художественного текста (лирическое произведение) : хрестоматия. – М., 2004.

Барановская, Э. Многогранный мир искусства / Э. Барановская. – М., 1990.

Беленький, Г. И. Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла / Г. И. Беленький // Народное образование. – 1987. – № 9. – С. 46.

Беленький, Г. И. Изучение теории литературы в средней школе / Г. И. Беленький. – М., 1983.

Библер, В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) / В. С. Библер // Вопросы философии. – 1989. – № 6. – С. 31–43.

Браже, Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Литература в школе. – 1996. – № 5.

Волков, И. Ф. Литература как вид художественного творчества : кн. для учителя / И. Ф. Волков. – М., 1985.

Искусство и школа : кн. для учителя / сост. А. К. Василевский. – М., 1981.

Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения / П. Г. Кулагин. – М, 1981.

Маранцман, В. Г. Содружество искусств на уроках литературы / В. Г. Маранцман // Искусство анализа художественного произведения. – М., 1971.

Межпредметные связи при изучении литературы в школе / под ред. Е. Н. Колокольцева. – М., 1990.

Мушинская, Т. Ф. Художественная литература и самореализация личности / Т. Ф. Мушинская. – Минск, 2008.

Перевозная, Е. В. Методы и приёмы изучения литературы в школе / Е. В. Перевозная. – Минск, 1995.

Попова, Е. В. Художественное произведение как эстетическая ценность. – Литература в школе. – 1998. – № 4.

Старкова, З. С. Содружество искусств на уроках литературы / З. С. Старкова. – М., 1988.

Чернец, Л. В. Анализ произведения и сотворчество читателя / Л. В. Чернец // История литературы и художественное восприятие. – Тверь, 1991. – С. 116–120.

Шевченко, Л. А. Об интеграции на уроках литературы / Л. А. Шевченко // Литература в школе. – 1996. – № 5.




Похожие:

«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства iconЕвгений Шварц. Обыкновенное чудо
Перед занавесом появляется человек, который говорит зрителям негромко и задумчиво
«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства iconПрезентация по теме урока. Ход урока Звучит сказочная музыка, дети входят в класс
Цели урока: Обобщение полученных знаний о связи двух видов искусства музыки и литературы
«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства iconУтверждаю н. П. Путинцева (директор школы) Приказ №58. от 18. 10. 2012г Положение о проведении школьного этапа районного конкурса декоративно- прикладного искусства «Чудо-сумка»
С 1 декабря 2012 года по 20 января 2013 года мбоудод центр детского творчества проводит районный конкурс декоративно-прикладного...
«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который...
«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства iconПояснительная записка Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который...
«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства iconЙошкар-Олинская городская организация Общероссийского Профсоюза образования Информационный листок №4/05/12
«Обыкновенное чудо»; 2 место – мбдоу №87 и сош №7; 3 место – мбдоу №15 и сош №19. Поздравляем победителей и призёров! Благодарим...
«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства iconТема урока: Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства Цели и задачи урока
«Архетипические образы – вечные модели образного мышления» дистанционного курса повышения квалификации «Педагогический университет...
«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства iconЧеркасова Виктория 14
Итоговый протокол школьного этапа районного конкурса декоративно – прикладного искусства «Чудо – сумка»
«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства iconПоложение о городском конкурсе учащихся муниципальных образовательных учреждений Серовского городского округа «Обыкновенное чудо»
Конкурс проводится в рамках реализации модели городского фестиваля учащихся и воспитанников образовательных учреждений «Юные интеллектуалы...
«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства iconВязание крючком. Коптяева Кристина
Вязание крючком – один из древнейших видов декоративного искусства. Русские женщины издавна были искусными рукодельницами. Они умело...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы