Viii класс Предисловие Восьмой класс
Viii класс Предисловие Восьмой класс icon

Viii класс Предисловие Восьмой класс



НазваниеViii класс Предисловие Восьмой класс
Дата конвертации21.09.2012
Размер111.42 Kb.
ТипЛитература
источник

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования


Русская литература
как художественная летопись Человека


Учебная программа факультативных занятий по русской литературе

для общеобразовательных учреждений

с белорусским и русским языками обучения


viii класс


Предисловие


Восьмой класс – период развития читательской культуры учащихся. В это время расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт. Наиболее актуальной в этот момент является проблема самоопределения, личностного самоутверждения. В центре программы факультатива – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы.

^ Цель факультатива: приобщение школьников к миру словесной художественной культуры; формирование у учащихся навыков заинтересованного, вдумчивого чтения, развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения, выявление специфики произведения литературы как словесного вида искусства, осмысление литературного произведения в контексте отечественного и мирового культурного опыта, развитие у учеников способностей к самостоятельному словесному творчеству.

Цель факультативного курса определяет его задачи: поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать; обеспечивать общее и литературное развитие школьника; обогащать опыт читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника; обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания по литературе; обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста; развивать чувство языка, совершенствовать умения и навыки связной речи, прививать речевую культуру.

Как и на уроках, на факультативах основное внимание уделяется анализу текста, изучению творческой истории произведения, его жизни на сцене и на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссёра и актёра. На факультативах используются некоторые игровые формы организации учебной деятельности учащихся – викторины, выставки, инсценировки отрывков из произведений.

Содержание предлагаемого курса ориентировано на действующую программу по русской литературе, список изучаемой на факультативе литературы не перегружен объёмными произведениями, усвоение материала не требует длительной домашней подготовки к занятиям.

В программе факультатива тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что даёт возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса.


^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа факультативного курса ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

  • видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

  • определять этическую, философскую, социально-историческую проблематику произведения;

  • воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учётом его специфики;

  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

  • выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

  • грамотно строить развёрнутые аргументированные высказывания;

  • работать со справочным аппаратом книги.


ПРОГРАММА ФАКуЛЬТАТИВА

(35 часов)

^ Введение (1 ч).

Художественная литература как искусство слова. Литература и наука. Образность как общее свойство всех видов искусств.


Раздел I. литература x--XVII веков


Литература Киевской Руси (1 ч).

Письменность и образование. Раскрытие в произведениях древнерусской литературы миросозерцания русского человека, его религиозных представлений. Образцы морального поведения в произведениях.

Теория литературы. Жанры древнерусской литературы.

Литература и искусство. Произведения русской иконописи (Феофан Грек, Андрей Рублёв). Репродукции картин известных мастеров живописи – В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, репродукции книжных миниатюр XII,
XIII вв. Архитектура Древней Руси.


Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (2 ч).

Образы главных героев в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности. Прославление силы и красоты женской любви. Содержательное наполнение образов-символов. Христианский смысл произведения. Отражение в нём нравственных заветов Древней Руси.

Теория литературы. Жанровая специфика произведения.

Литература и искусство. И. Г. Блинов. «Повесть о Петре и Февронии». Миниатюра; «Троица» Андрея Рублёва, кинофильм «Андрей Рублёв» (режиссёра А. Тарковского); шкатулка палехского художника В. Ходова.


^ Общая характеристика эпохи Возрождения и её место в истории мировой культуры (1 ч).

Концепция человека и мира в искусстве эпохи Возрождения. Гуманистические идеалы.

Литература и искусство. Искусство эпохи Возрождения. Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело.


^ М. Сервантес. «Дон Кихот» (2 ч).

Образ Дон Кихота, его социальное и философское содержание. Понятие «донкихотство». Образ Санчо Пансы. Мастерство Сервантеса в отображении испанской действительности.

Литература и искусство. Г. Доре. Иллюстрации к роману «Дон Кихот» (графика); Хуан де Хуарега. Портрет Сервантеса. Балет «Дон Кихот» А. Минкуса. «Дон Кихот» на сцене и в кино.


Раздел II. XIX век в истории русской литературы


А. С. Пушкин. Лирика. «Погасло дневное светило…», «Птичка» и др. Поэма «Кавказский пленник» (4 ч).

Период южной ссылки в творчестве А. С. Пушкина. Пафос раннего творчества поэта. Вольнолюбивые настроения. Гуманистическое содержание и одухотворённость лирики. Художественное мастерство Пушкина.

^ Поэма «Кавказский пленник». Воссоздание Пушкиным характера молодого человека своего времени. Образы пленника и черкешенки. Прославление свободы в поэме. Романтический герой, образы-символы, романтический пафос, функции пейзажа. Известные деятели культуры о значении А. С. Пушкина в развитии литературы.

Теория литературы. Жанр лиро-эпической поэмы.

Литература и искусство. Рисунки А. С. Пушкина «Три горы», «Портрет А. П. Керн», «Автопортрет» и др. Портреты А. С. Пушкина работы О. Кипренского, В. Тропинина, А. Пруцкого и др. Картины: «Гурзуф» В. А. Пташинского; «Пушкин на берегу Чёрного моря». И. К. Айвазовского. Романсы: «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желаний»
М. И. Глинки; «Я вас любил» А. С. Даргомыжского; «Анчар», «Пророк»
Н. А. Римского-Корсакова; «Не пой, красавица, при мне…»
С. В. Рахманинова и др.


^ М. Ю. Лермонтов. Лирика. «10 июля 1830», «Пророк», «Желание». «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Валерик» и др. (3 ч).

Пафос вольности и протеста в лирике Лермонтова. Мотивы тоски и одиночества. Поиск счастья и гармонии. Исповедальность лирики поэта. В. Г. Белинский о лирике Лермонтова.

Теория литературы. Мотив. Лирический герой.

Литература и искусство. М. Ю. Лермонтов. Фронтиспис к поэме «Кавказский пленник», автографы стихотворений «На севере диком…», «Кавказский вид с саклей», «Караван верблюдов в горах Кавказа», «Воспоминание о Кавказе» и др. Портреты работы Ф. О. Будкина, П. Заболотского, А. И. Клюндера, А. Пруцкого. Романсы: «Нет, не тебя так пылко я люблю» А. И. Шишкина, «Парус» А. Е. Варламова, «Желание» А. Г. Рубинштейна.


^ Н. В. Гоголь. «Портрет» (3 ч).

История создания повести. Композиция произведения. Проблемы ответственности художника, взаимоотношение искусства и общества в повести. Выражение в произведении религиозно-философских и эстетических взглядов писателя на творчество. Две редакции «Портрета».

Литература и искусство. К. Брюллов. «Гибель Помпеи»; В. Васнецов. «В мастерской художника»; А. Иванов. «Явление Христа народу».


^ Н. А. Некрасов. «Умру я скоро. Жалкое наследство...», «Пророк», «Сеятелям», «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной...» и др. (2 ч).

Реалистичность в изображении «зрелища бедствий народных», в воспевании положительных черт русского национального характера. Муза Н. Некрасова. Образ русской женщины в его поэзии.

Теория литературы. Фольклорная традиция.

Литература и искусство. В. Г. Перов. «Тройка», «Похороны крестьянина»; И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге»; иллюстрации А. Лебедева к поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведения поэта в иллюстрациях
Д. Шмаринова. Народные песни на стихи Некрасова: «Тройка», «Коробейники», «Назови мне такую обитель…», «Меж высоких хлебов затерялося…» и др. Романсы М. Мусоргского на стихи Н. Некрасова: «Калистрат», «Песня Ерёмушке» и др.


^ И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе» (1 ч).

Поэтические лирико-философские миниатюры как художественное отражение нравственных идеалов автора. Выразительность, лаконизм стихотворений.

Теория литературы. Авторская позиция.

Литература и искусство. Виртуальная выставка картин Ю. В. Жигалова «Пейзажи тургеневской России» (из фондов Государственного музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»), романс на стихи И. С. Тургенева «Утро туманное», иллюстрации к тургеневским произведениям, фотографии из архива писателя.


^ А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Душечка» (2 ч).

«Злоумышленник». Смысл названия. Комическое в рассказе.

«Душечка». Образ главной героини. Л. Н. Толстой и М. Горький о «Душечке».

Теория литературы. Художественная деталь.

Литература и искусство. Произведения А. П. Чехова в театре и кино.


^ В. Г. Короленко. «Парадокс», «Огоньки» (1 ч).

«Парадокс». Утверждение оптимистических настроений, активной жизненной позиции человека в рассказе.

«Огоньки». Тема будущего и путей к нему. Вера писателя в светлое будущее.

Литература и искусство. Иллюстрации к произведениям писателя.


Раздел III. XX век в истории русской литературы

^ М. Горький. Сказки об Италии (2 ч).

Жанровое своеобразие «Сказок об Италии». Утверждение нравственных ценностей, вера в человека. Созидательный пафос сказок. Гимн мужеству, смелости, героизму, самоотверженности в сказке «Заветы отца».

Литература и искусство. Портреты А. М. Горького работы В. Серова, М. Ракицкого, И. Бродского и др. Фотопортреты и фотографии писателя. Репродукции картин художников-маринистов И. Айвазовского, А. Боголюбова, А. Гензена, Л. Лагорио.


^ В. В. Маяковский. «Послушайте!» (2 ч).

Особенности композиции, формы обращения к читателю. Гуманистический, жизнеутверждающий пафос стихотворения.

Взгляд поэта на роль поэзии в жизни общества. Образность стихотворения. Гиперболы. Неологизмы. Гибкая система стиха со свободной разбивкой стихотворной строки («лесенка»).

Теория литературы. Гипербола. Неологизм.

Литература и искусство. Авангардизм в живописи. Репродукции картин П. Пикассо, К. Малевича, М. Ларионова, А. Лентулова и других представителей кубизма, супрематизма и смежных с ними течений.

^ А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста», «В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины…» (2 ч).

Художественная летопись Великой Отечественной войны в поэзии
А. Т. Твардовского. Человек на войне. Чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей, тема памяти.

Теория литературы. Выражение патриотического пафоса в лирическом стихотворении.

Литература и искусство. Песни периода Великой Отечественной войны (А. Лебедев-Кумач, А. И. Фатьянов, М. В. Исаковский, А. А. Сурков, М. Лисянский и др.). Д. Д. Шостакович. «7-я (Ленинградская) симфония». Е. А. Глебов. Музыка к балету «Альпийская баллада». Репродукции картин А. А. Пластова «Фашист пролетел», Б. М. Неменского «Мать», графическая серия Б. И. Пророкова «Это не должно повториться!», работы М. А. Савицкого «Партизанская мадонна», «Легенда о батьке Минае», «Дети войны» и др.


^ В. М. Шукшин. «Чудик», «Микроскоп», «Экзамен» (3 ч).

Нравственно-психологическое богатство характеров в рассказах Шукшина. Роль диалога, своеобразие юмора и языка.

Теория литературы. Речевая характеристика персонажа.

Литература и искусство. Работа В. Шукшина в кино. Фрагменты из кинофильмов «Калина красная», «Они сражались за Родину».


^ В МИРЕ ФАНТАСТИКИ

Р. Брэдбери. «Вельд», «Улыбка», «И грянул гром» (2 ч).

Фантастические рассказы-предупреждения. Человек и его будущее. Гуманистическая направленность творчества писателя.

Литература и искусство. Кинофильм «И грянул гром» режиссёра Питера Хайэмса (США).


Рекомендуемая литература

  1. Айзерман, Л. С. Зачем я сегодня иду на урок литературы : записки учителя-словесника, полвека работающего в школе / Л. С. Айзерман. – М, 2005.

  2. Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавании литературы в школе / Г. И. Беленький. – М. : Просвещение, 1990.

  3. Великанова, Н. П. Литература и её читатели / Н. П. Великанова // Литература в школе. – 2007. – № 11. – С. 35–36.

  4. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1998.

  5. Капшай, Н. П. Работа над поэтическим текстом в школе: пособие для учителей общеобразовательных школ / Н. П. Капшай. – Минск, 2001.

  6. Карсалова, Е. В. «Стихи живые сами говорят...»: из опыта работы : кн. для учителя / Е. В. Карсалова. – М. : Просвещение, 1990.

  7. Каплан, И. Е. Анализ произведений русской классики: школьный курс : кн. для учителей, старшеклассников, абитуриентов / И. Е. Каплан. – М., 1997.

  8. Кулешова, С. Ф. Когда кончаются уроки…: из опыта внекл. работы по рус. лит. / С. Ф. Кулешова. – Минск, 1988.

  9. Лихачёв, Д. С. Человек в литературе Древней Руси / Д. С. Лихачёв. – М., 1989.

  10. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь : кн. для учителя / Ю. М. Лотман. – М. : Просвещение, 1988.

  11. Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю. М. Лотман. – СПб. : Искусство – СПБ, 2001.

  12. Львова, Ю. Л. Творческая лаборатория учителя / Ю. Л. Львова. – М., 1985.

  13. Маранцман, В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников / В. Г. Маранцман. – Л. : Изд-во ЛГПУ, 1974.

  14. Мушинская, Т. Ф. Художественная литература и самореализация личности / Т. Ф. Мушинская. – Минск : ИВЦ Минфина, 2008.

  15. Перевозная, Е. В. Методы и приёмы изучения литературы в школе / Е. В. Перевозная. – М-во образования и науки Респ. Беларусь, Нац. ин-т образования, 1995.

  16. Перевозная, Е. В. Уроки русской литературы. 7-й кл. : пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / Е. В. Перевозная, Т. Ф. Мушинская, С. Н. Каратай. – Минск : Юнипресс, 2004.

  17. Технология педагогических мастерских на уроках русской литературы : пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования / авт.-сост. З. Н. Булахова. – Минск, 2007.





Похожие:

Viii класс Предисловие Восьмой класс iconИтоги недели в защиту животных с 11 по 17 октября
Алмаев Артур (9б класс), Айткалиева Карина (2 класс с. Васильевка), Рахимкулова Алина (2 класс с. Васильевка), Алмаева Алсу (4 класс),...
Viii класс Предисловие Восьмой класс iconOverview 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Sheet 1: 7 класс
Ранжированный список участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Viii класс Предисловие Восьмой класс iconOverview 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Sheet 1: 7 класс
Ранжированный список участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Viii класс Предисловие Восьмой класс iconКонкурс стихотворений, сочинений, эссе «В ней есть душа…» Сочинение: I место : Булыкин Дмитрий (10 класс)
...
Viii класс Предисловие Восьмой класс iconРабочая программа по биологии ( адаптированная по программе специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида)
«Неживая природа»( 6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс),«Животные»(8класс)
Viii класс Предисловие Восьмой класс icon16. 12. 2012 5 класс п. 19 №780, 784 6б класс №685, 687 7 класс №485, 487 10 класс №163 8 класс п. 65, вопросы 5,6 №17, 20 11 класс, геометрия п. 58-60 №28, 29 19. 12. 2012

Viii класс Предисловие Восьмой класс iconOverview 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Sheet 1: 8 класс
Ранжированный список участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Viii класс Предисловие Восьмой класс iconOverview 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Sheet 1: 8 класс
Ранжированный список участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Viii класс Предисловие Восьмой класс iconOverview 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Sheet 1: 8 класс
Ранжированный список участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Viii класс Предисловие Восьмой класс iconУрок по теме «Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования» (7класс). Семинар доог 2011
«Освоение Земли человеком» (7 класс), «Природные комплексы суши и океана» (7 класс), «Земледелие» (8 класс), «Международные экономические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы