Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» icon

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история»



НазваниеИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история»
страница1/4
Дата конвертации22.09.2012
Размер493.27 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
источник
  1   2   3   4


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель 

Министра образования

Республики Беларусь

_____________К.С. Фарино

«___»_____________2012 г.


Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

«О преподавании учебных предметов

«Всемирная история» и «История Беларуси»

в 2012/2013 учебном году»





  1. Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденными Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 №241 «О типовом учебном плане общего среднего образования» на изучение учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» установлено следующее количество часов в неделю по классам:

^ Вид
учреждения общего среднего образования


Количество учебных часов
в неделю по классам


V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

базовая школа

средняя школа

школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

санаторная школа-интернат

учебно-педагогический комплекс

2


2


2


2


2


2


2


кадетское училище







2

2

2

2

гимназия

гимназия-интернат

2


2


2


2


2


2 (4 — для обществоведческо-го направления)

2 (4 — для обществоведческо-го направления)

суворовское училище

специализированный лицей





2


2


2


2


2


лицей

2

2

2

2

2

2 (4 — для обществоведческо-го направления)

2 (4 — для обществоведческо-го направления)


^ Типовым учебным планом вечерней школы на изучение учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» установлено следующее количество учебных часов неделю по классам:

^ Количество учебных часов в учебную неделю по классам

X

XI

XII

2

1

1


^ Дополнительные учебные часы, установленные Типовыми учебными планами для гимназий, гимназий-интернатов, лицеев на изучение всемирной истории и истории Беларуси на повышенном уровне в Х—XI классах обществоведческого направления (4 часа в неделю), предназначены для более глубокого изучения тем, определенных вышеназванной учебной программой.


  1. ^ В своей деятельности учителя истории руководствуются:

учебными программами для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения «Всемирная история. История Беларуси V-XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2012);

примерным календарно-тематическим планированием «Всемирная история. История Беларуси. 5—11 классы» (Минск: НИО: Аверсэв, 2012);

нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Всемирная история» и «История Беларуси» при реализации образовательных программ общего среднего образования, определяемыми образовательным стандартом учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси»;

Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94, согласно которым домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения в V—VI классах за 2 часа, VII—VIII классах — 2,5 часа, IX—XI классах — 3 часа (временные нормы указаны с учетом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня). В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из указанных выше группе классов должна быть на 30 минут меньше;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 17, 2011 г.).

Информируем, что указанные выше учебно-программная документация, технические нормативные правовые и нормативные правовые акты размещены на сайтах Министерства образования (www.edu.gov.by) и Национального института образования (www.adu.by).


^ 3. В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся учителям истории рекомендуем:

проводить на учебных занятиях, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучаемыми учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

использовать в V—VI классах выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста;

учить работать с книгой, электронными и иными источниками информации, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать источники информации по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с источниками информации, составлять тезисы, конспекты, списки литературы и т.д.;

проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса учащихся, ознакомлению с исторической терминологией;

формировать умения составлять аналитические и обобщающие таблицы, диаграммы, схемы; описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал; вести диалог, дискуссию; приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний; тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.

Для выполнения всех видов учебных работ, включая самостоятельные работы, в V—XI классах по учебным предметам «Всемирная история» и «История Беларуси» учащимся необходимо иметь одну тетрадь для всех видов учебных работ и одну контурную карту. Разрешается использовать на учебных занятиях по учебным предметам «Всемирная история» и «История Беларуси» тетради на печатной основе. Использование рабочих тетрадей и опорных конспектов на печатной основе является необязательным.

При оформлении надписи на обложке тетради указывается, для чего предназначена тетрадь (для работ по истории Беларуси (всемирной истории), класс (римскими или арабскими цифрами), краткое наименование учреждения общего среднего образования в соответствии с его уставом, фамилия и имя собственное (полностью) учащегося в родительном падеже. При оформлении надписи на обложке тетради допускается написание предназначения тетради и краткое наименование учреждения общего среднего образования в две строки. Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи.


Например:


Тетрадь

Сшытак

для работ по всемирной истории

учащегося 5 “Г” класса

гимназии № 61 г. Минска

Лавренко Дмитрия


для работ

па гісторыі Беларусі

вучня VIII “А” класа

сярэдняй школы № 2

г. Наваполацка

Федарава Аляксандра


Напоминаем, что все записи в тетрадях учащиеся должны делать с соблюдением следующих требований:

сохранять красную строку;

писать аккуратно, разборчивым почерком;

пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета;

подчеркивания, условные обозначения, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки выполнять аккуратно карандашом или ручкой, при необходимости – с применением линейки;

поля в тетрадях отводятся по усмотрению учителя, когда они используются для рабочих заметок.

Основными видами классных и домашних работ учащихся по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» являются учебные работы, которые проводятся в письменной форме. К ним относятся:

задания, в том числе тестовые, работа с историческими документами;

письменные ответы на вопросы, помещенные в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах;

составление планов-конспектов, опорных схем, аналитических и обобщающих таблиц, диаграмм, схем;

задания с использованием контурных карт, атласов.

Дата выполнения учебной работы записывается цифрами на полях тетрадей. При выполнении классных обучающих работ слова «Классная работа» не пишутся, а сразу записывается тема учебного занятия на той же строке, на которой на полях записана дата выполнения работы.

Запись в тетрадях оформляется следующим образом:


^ Начало Великих географических открытий 12.10.2012


Тетради учащихся, в которых выполняются учебные работы, проверяются во всех классах выборочно, не реже одного раза в месяц.

При проверке тетрадей учитель подчеркивает (зачеркивает) ошибку, записывает правильный вариант ручкой с красными чернилами или пастой красного цвета, а также исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные и иные ошибки.

По результатам проверки тетрадей, по усмотрению учителя, может быть выставлена отметка в тетрадь, классный журнал и дневник учащегося.


Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании с использованием различных методов: опроса, самостоятельной работы по решению проблемных заданий и познавательных задач, тестирования, эссе, реферата, зачета и др.


При заполнении классного журнала в строках графы «Змест вучэбных заняткаў» записывается тема или тема и вид работы, а в графе «Дамашняе заданне» – номер параграфа учебного пособия, номера вопросов и заданий с указанием страницы, на которой они размещены в учебном пособии или в контурной карте.

Тема учебных занятий, вид работы могут записываться в две строки в отведенной для этого строке. После названия темы, вида работы точка не ставится. При необходимости при записе вида работы допускается сокращение слов в соответствии с правилами орфографии и пунктуации. Например:


Дата

Змест вучэбных заняткаў

Дамашняе заданне




Народная культура

§28, заданні 1–3, старонка 169-170 (або ст.169-170)




Наш край

Паўтарэнне. §22 – 28, заданні 1-10, старонка 167-168 (або ст.167-168)




^ Урок абагульнення. Самастойная работа”Беларусь у другой палове XVIII ст.” (або Сам. раб. ” Беларусь у другой палове XVIII ст.”)







^ Выніковае абагульненне




(в учреждении образования, осуществляющем обучение и воспитание на белорусском языке или языке национального меньшинства)


Дата

Змест вучэбных заняткаў

Дамашняе заданне




Латинская Америка.

§17. Повторение. §13 – 17




Урок обобщения, опрос (или тестирование, защита рефератов и др.)”Страны Северной и Южной Америки”

Россия в первой половине ХІХ в.

§18, вопросы 1–6, страница 65 (или с. 65)

(в учреждении образования, осуществляющем обучение и воспитание на русском языке или языке национального меньшинства)


Изучение учебного предмета «Всемирная история» в VI-XI классах завершается ежегодно в январе. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок первой и второй четвертей с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся по завершении изучения учебного предмета «Всемирная история» в соответствующем классе. Годовая отметка выставляется в отдельную колонку на странице учебного предмета после записи даты проведения последнего учебного занятия.

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится в устной форме. При проведении выпускного экзамена учащиеся могут пользоваться учебными настенными картами, рекомендованными Национальным институтом образования.

За выпускной экзамен по истории Беларуси выставляется отдельная отметка. Итоговая отметка за период обучения на ІІ ступени общего среднего образования по учебному предмету «История Беларуси» выставляется с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Учащиеся по завершении обучения и воспитания на ІІІ ступени общего среднего образования имеют право выбрать выпускной экзамен по учебному предмету «Всемирная история» или учебному предмету «История Беларуси». Выпускной экзамен по указанным учебным предметам будет проводиться в устной форме (по билетам, утвержденным Министерством образования, или в виде защиты реферата).

Итоговые отметки по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащимся, которые сдавали выпускные экзамены по учебному предмету «Всемирная история» и учебному предмету «История Беларуси», выставляются также с учетом годовой и экзаменационной отметок.


Обращаем внимание на требования, предъявляемые к оформлению рефератов учащимися X–XI классов.

Реферат – это краткая передача содержания статьи или исследования. Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, содержание, введение, основная часть, которая делится на главы, разделы, подразделы, заключение, список литературы в алфавитном порядке, приложение (при необходимости).


Объем учебного и экзаменационного рефератов


Реферат

Классы

Объем реферата при компьютерном наборе

^ Объем реферата при написании от руки

Учебный

Х

12–14 страниц

14–15 страниц

Учебный

ХІ

15–17 страниц

17–19 страниц

Экзаменационный

ХІ

15–17 страниц

17–19 страниц


На титульном листе указывается название учреждения общего среднего образования, фамилия, имя собственное, отчество (если таковое имеется) автора, название работы, место нахождения учреждения общего среднего образования, год.

Содержание реферата включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами. Например:


Содержание*

Введение

1 Название главы

1.1 Название раздела

1.2 Название раздела

1.2.1 Название подраздела

1.2.2 Название подраздела

2 Название главы

Заключение

Список литературы

Приложение

___________________

* размещается после титульного листа.


Во введении дается краткая характеристика темы реферата, обосновывается ее актуальность, раскрываются цели и задачи работы, дается список литературы и основных источников, на основе которых подготовлен реферат.

В основной части реферата коротко, но полно подается материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый содержательный блок (глава, раздел, подраздел) должен иметь заглавие.

При написании реферата необходимо указывать ссылки на источники, откуда взят материал, в квадратных скобках указывать номер по списку литературы и страницу. Ссылки в тексте могут быть также приведены в виде подстрочных замечаний, нумерация которых осуществляется на каждой странице (начиная с единицы) в соответствии с правилами библиографического описания.

Заключение должно быть кратким, конкретным, в нем должны содержаться выводы по итогам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых источников. Заключение не должно превышать по объему введение.

При компьютерном наборе необходимо использовать шрифт 15 пт, интервал – 1,5.


Предлагаем образец оформления титульного листа.

 

Название учреждения общего среднего образования

 

Название реферата

 

Выполнил (ла)

Фамилия, имя собственное, отчество

учащийся (ся) ___ класса

 

Место нахождения учреждения общего среднего образования, год написания реферата


^ 4. В соответствии с новыми правилами белорусской орфографии и пунктуации в учебных изданиях 2010, 2011, 2012 годов выпуска изменилось правописание на белорусском языке следующих слов: прафкам, гаркам, абкам, цяньшанскі, ва ўніверсітэце, Статут Вялікага Княства Літоўскага, Люблінсая ўнія, Рэфармацыя, Першая сусветная вайна, Другая сусветная вайна, Савет Міністраў Рэспублікі Беларусь, Канстытуцыйны Суд Рэспублікі Беларусь, Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь, Прэм’ер-міністр Рэспублікі Беларусь, Мітрапаліт Мінскі і Слуцкі, Патрыяршы Экзарх усяе Беларусі, Палата прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусі і г.д.

  1   2   3   4




Похожие:

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Русский язык»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Физика»
Министерства образования республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Математика»
Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «География»
Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Министерства образования республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Астрономия»
Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Человек и мир»
Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
«Основные нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие деятельность общеобразовательных учреждений Республики...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» iconК. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо
Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241, на изучение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы