К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо icon

К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо



НазваниеК. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
К.С. Фарино «___»_____________2012 г.<> <> <> <><>Инструктивно-
Дата конвертации22.09.2012
Размер248.17 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
источник


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель 

Министра образования

Республики Беларусь

_____________

К.С. Фарино


«___»_____________2012 г.


Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

«О преподавании учебного предмета «Обществоведение»

в 2012/2013 учебном году»



Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 №241 на изучение учебного предмета «Обществоведение» установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам:


^ Вид учреждения

общего

среднего образования

Количество учебных часов

в учебную неделю по классам

IX

X

XI

Базовая школа, средняя школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторная школа-интернат, учебно-педагогический комплекс


1


1


1

Кадетское училище

1

1

1

Гимназия,

гимназия-интернат

1

1 (2 – для обществоведческого направления)

1 (2 – для обществоведческого направления)

Суворовское училище,

специализированный лицей

1

1

1

Лицей



1 (2 – для обществоведческого направления)

1 (2 – для обществоведческого направления)


Типовым учебным планом вечерней школы на изучение учебного предмета «Обществоведение» отводится следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам:


X

XI

XII



1

1


^ Дополнительные учебные часы, установленные Типовыми учебными планами гимназии, гимназии-интерната, лицея на изучение учебного предмета «Обществоведение» на повышенном уровне в X и XI классах обществоведческого направления, предназначены для отработки способов учебно-познавательной деятельности, предусмотренных учебной программой; изучения документов, в которых определяются правовые основы белорусского общества и государства, международных правовых актов; организации практических работ с различными источниками социально-гуманитарной информации.


^ В своей деятельности учителя обществоведения руководствуются:

учебной программой для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения «Обществоведение». IX–XI классы. – Минск: Национальный институт образования, 2012;

примерным календарно-тематическим планированием «Обществоведение. IX–XI классы. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования» / В.В. Гинчук, С.А. Кудрявцева, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Национальный институт образования: Аверсэв, 2012;

Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94, согласно которым домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения в IXXI классах за 3 часа (временные нормы указаны с учетом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня). В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий должна быть на 30 минут меньше;

нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Обществоведение» при реализации образовательной программы среднего образования, определенными образовательными стандартами общего среднего образования;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 17, 2011 г.).

Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

^ Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок.

Промежуточная аттестация выражается в выставлении отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации. Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.

Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.

^ Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.

^ Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании с использованием различных методов: опроса, самостоятельной работы по решению проблемных заданий и познавательных задач, тестирования, эссе, реферата, зачёта и др.

^ Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования включает в себя выставление отметок за год (годовая отметка) с учетом результатов промежуточной аттестации и динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

Итоговая аттестация по учебному предмету «Обществоведение» по завершении обучения и воспитания на ІII ступени общего среднего образования может осуществляться в форме выпускного экзамена по выбору. Выпускной экзамен по учебному предмету «Обществоведение» проводится в устной форме. Ответ учащегося на каждый вопрос экзаменационного билета при проведении выпускного экзамена по учебному предмету «Обществоведение» за период обучения и воспитания на ІII ступени общего среднего образования оценивается отдельно. Экзаменационная отметка определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных за ответ на каждый вопрос экзаменационного билета.

Итоговая отметка по завершении обучения и воспитания на ІII ступени общего среднего образования учащимся, которые сдавали выпускной экзамен по учебному предмету «Обществоведение», выставляется с учетом годовой и экзаменационной отметок.

При заполнении классного журнала в строках графы «Змест вучэбных заняткаў» записывается тема, или тема и вид работы, а в графе «Дамашняе заданне» – номер параграфа учебного пособия, номера вопросов и заданий с указанием страницы на которой они размещены в учебном пособии. Например: в учреждении образования, осуществляющем обучение и воспитание на русском (белорусском) языке или языке национального меньшинства, записи оформляются следующим образом:


Дата

Змест вучэбных заняткаў

Дамашняе заданне




Грани культуры

§9, вопросы 1–3, страница 79 (или стр. 79)




^ Урок обобщения. Самостоятельная работа «Культура человека и общества» (или Сам. раб. «Культура человека и общества»)




(в учреждении образования, осуществляющем обучение и воспитание на русском языке или языке национального меньшинства)


Дата

Змест вучэбных заняткаў

Дамашняе заданне




Грані культуры

§9, пытанні 1–3, старонка 79 (або ст. 79)




^ Урок абагульнення. Самастойная работа «Культура чалавека і грамадства» (або Сам. раб. «Культура чалавека і грамадства»)




(в учреждении образования, осуществляющем обучение и воспитание на белорусском языке или языке национального меньшинства)


Тема учебного занятия может записываться в две строки в отведенной для этого строке классного журнала. После названия темы точка не ставится. При необходимости при записе темы допускается сокращение слов в соответствии с правилами орфографии и пунктуации.


^ В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся рекомендуется:

проводить на учебных занятиях, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучаемыми учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, цитатный материал, составлять тезисы, конспекты, списки литературы и т.д.;

проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса учащихся, ознакомлению с предметной терминологией;

формировать умения составлять аналитические и обобщающие таблицы, диаграммы, схемы; описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал; вести диалог, дискуссию; приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний; тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования;

использовать 1 тетрадь для выполнения всех видов письменных работ по учебному предмету «Обществоведение». Разрешается использовать для учебных работ на учебных занятиях по учебному предмету «Обществоведение» тетради на печатной основе. Использование рабочих тетрадей на печатной основе является необязательным.

При оформлении надписи на обложке тетради указывается, для чего предназначается тетрадь (для работ по обществоведению), класс (римскими или арабскими цифрами), сокращённое название учреждения общего среднего образования (в соответствии с Уставом), фамилия и имя собственное (полностью) учащегося в родительном падеже. При оформлении надписи на обложке тетради допускается сделать запись о назначении тетради и краткое название учреждения общего среднего образования в две строчки. Каждое учреждение общего среднего образования выбирает единый образец надписи.


^ Образец надписи на обложке тетради



Тетрадь

Тетрадь

для работ по обществоведению

для работ

учащегося 9 «А» класса

по обществоведению

гимназии № 15 г. Минска

учащегося IX«А» класса

Петрова Александра

средней школы №2




г. Новополоцка




Богдана Алексея


Все записи в тетрадях учащиеся должны делать с соблюдением следующих требований:

сохранять красную строку;

писать аккуратно, разборчивым почерком;

пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета;

подчеркивания, условные обозначения, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки выполнять аккуратно карандашом или ручкой, при необходимости – с применением линейки;

поля в тетрадях отводятся по усмотрению учителя, когда они используются для рабочих заметок.

Одними из видов классных и домашних работ учащихся по обществоведению являются учебные работы, которые проводятся в письменной форме. К ним относятся:

задания, в том числе тестовые, работа с документами;

письменные ответы на вопросы, помещённые в учебных пособиях, дидактических материалах;

составление планов-конспектов, опорных схем, аналитических и обобщающих таблиц, диаграмм, схем.

Дата выполнения учебной работы записывается цифрами на полях тетрадей. При выполнении учебных работ слова «Классная работа», «Домашняя работа» не пишутся, а сразу записывается тема учебного занятия на той же строке, на которой на полях записана дата выполнения учебной работы. Запись в тетрадях оформляется следующим образом:


^ Грани культуры 15.12.2012


Тетради учащихся, в которых выполняются учебные работы, проверяются во всех классах выборочно, но тетрадь каждого учащегося должна проверяться не менее чем один раз в месяц.

При проверке тетрадей учитель подчеркивает (зачеркивает) ошибку, записывает правильный вариант ручкой с красными чернилами или пастой красного цвета, а также исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные и иные ошибки.

Обращаем внимание на требования, предъявляемые к оформлению рефератов, выполненных учащимися X–XI классов.

Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист; содержание; введение; основная часть, которая делится на главы, разделы, подразделы; заключение; список литературы в алфавитном порядке; приложение (при необходимости).


Объём учебного реферата

Реферат

Классы

Объём реферата при компьютерном наборе

^ Объём реферата при написании от руки

Учебный

Х

12–14 страниц

14–15 страниц

Учебный

ХІ

15–17 страниц

17–19 страниц


На титульном листе указываются название учреждения общего среднего образования, фамилия, имя собственное, отчество (если таковое имеется) автора, название работы, место нахождения учреждения общего среднего образования, год.

Содержание реферата включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами.

Во введении дается краткая характеристика темы реферата, обосновывается ее актуальность, раскрываются цели и задачи работы, дается характеристика использованных источников, на основе которых подготовлен реферат.

В основной части реферата кратко, но полно подаётся материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый содержательный блок (глава, раздел, подраздел) должен иметь заглавие.

При написании реферата необходимо указывать ссылки на источники, откуда взят материал, в скобках указывать номер по списку литературы и страницу. Ссылки в тексте могут быть также приведены в виде подстрочных замечаний, нумерация которых проводится на каждой странице (начиная с единицы) в соответствии с правилами библиографического описания.

Заключение должно быть кратким, конкретным, в нем должны содержаться выводы по итогам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых источников. Заключение не должно превышать по объему введение.

При компьютерном наборе необходимо использовать шрифт 15 пт, интервал – 1,5.

^ Оформление титульного листа


Название учреждения общего среднего образования


Название реферата


Выполнил

Фамилия, имя собственное, отчество (если таковое имеется)

учащийся ___ класса


Место нахождения учреждения общего среднего образования, год написания реферата


Структура реферата

Содержание*

Введение

1 Название главы

1.1 Название раздела

1.2 Название раздела

1.2.1 Название подраздела

1.2.2 Название подраздела

2 Название главы

Заключение

Список литературы

Приложение

___________________

* размещается после титульного листа.


Обращаем внимание, что в соответствии с новыми Правилами белорусской орфографии и пунктуации в учебных изданиях 2010, 2011, 2012 годов выпуска упорядочено написание большой и малой букв в названиях органов власти, организаций, предприятий, учреждений, документов, должностей и званий и т.д.: «Дзень Незалежнасці Рэспублікі Беларусь, Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь, Савет Міністраў Рэспублікі Беларусь, Канстытуцыйны Суд Рэспублікі Беларусь, Вярхоўны Суд Рэспублікі Беларусь, Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь, Прэм’ер-міністр Рэспублікі Беларусь, Мітрапаліт Мінскі і Слуцкі, Патрыяршы Экзарх усяе Беларусі; але Нацыянальны сход Рэспублікі Беларусь, Палата прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь і г.д.».

Перечень учебных изданий, которые рекомендованы к использованию в 2012/13 учебном году


^ Класс

и раздел программы

Учебно-методический комплекс

IX класс.

«Человек. Общество. Культура»

Обществоведение. Учебная программа для IX–XI классов учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения (IX класс) – Минск: Национальный институт образования, 2012

Обществоведение. Учебное пособие для IX класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / М.И. Вишневский [и др.]; под ред. М.И. Вишневского. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009

Обществоведение в 9 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования / В.Н. Гирина, Е.И. Снопкова, Е.И. Шалашкевич. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011

Обществоведение. 9 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / П.М. Гламбоцкий, В.Н. Гирина; под ред. М.И. Вишневского. – Минск: Аверсэв, 2011, 2012

X класс. «Современное общество»

Обществоведение. Учебная программа для IX–XI классов учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения (X класс). – Минск: Национальный институт образования, 2012

Обществоведение. Учебное пособие для X класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / М.И. Вишневский [и др.]; под ред. М.И. Вишневского. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009

Обществоведение. 10 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / П.М. Гламбоцкий, В.Н. Гирина; под ред. М.И. Вишневского. – Минск: Аверсэв, 2011, 2012

XI класс.

«Белорусское государство»

Обществоведение. Учебная программа для IX–XI классов учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения (XI класс) – Минск: Национальный институт образования, 2012

Обществоведение. Учебное пособие для XI класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / М.И. Вишневский [и др.]; под ред. М.И. Вишневского. – Минск: Народная асвета, 2010


При изучении учебного предмета «Обществоведение» в XI классе также рекомендуется использовать учебное пособие «Беларусь – страна твоего будущего. Книга для выпускника» авторов Н.Г. Ваниной, Н.Н. Ганущенко, В.И. Ивченкова и др. (Минск: Пачатковая школа, 2010) и пособие для учителей «Основы идеологии белорусского государства» (Минск: Народная асвета, 2005).

Обращаем внимание педагогов, что к началу учебного года изданы следующие учебные издания:

Обществоведение в 10 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования / В.Н. Гирина, Е.И. Снопкова, Е.И. Шалашкевич. – Минск: Народная асвета, 2012.

Обществоведение в 11 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования / В.В. Гинчук – Минск: Народная асвета, 2012.

Серия «Контрольно-измерительные материалы». Обществоведение. Тестовые и разноуровневые задания. 11 класс. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования / Е.Ю. Смирнова – Минск: Сэр-Вит, 2012.

Обществоведение в схемах, понятиях и таблицах. 9 класс. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / А.А. Лазарев – Минск: Аверсэв, 2012.

Обществоведение в схемах, понятиях и таблицах. 10 класс. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / А.А. Лазарев – Минск: Аверсэв, 2012.


^ Разработаны следующие учебные программы факультативных занятий:

1) «Мир человека». IX класс;

2) «Жизнь общества». X класс;

3) «Человек в современном мире». XI класс;

4) «Основы идеологии белорусского государства». XI класс;

5) «Основы предпринимательства». X-XI классы;

^ 6) «Основы экономических знаний». V-XI классы;

Также в 2012/2013 учебном году можно использовать следующие учебные программы факультативных занятий.


^ Учебная программа факультативных занятий

Рекомендации к использованию

1. Культура и религия (X–XI классы 11-летней школы)

X–XI классы

2. Демократия в повседневности (XI класс 11-летней школы)

XI класс

3. Основы религиоведения (XI класс 11-летней школы)

XI класс

4. Введение в мир социологии (IX класс 12-летней школы)

IX класс

5. Основы государства и права восточных славян (X класс 12-летней школы)

X класс

6. Основы права (XI класс 12-летней школы)

X класс

7. Основы права (XII класс 12-летней школы)

XI класс

8. Основы политологии (XI класс 12-летней школы)

XI класс

9. Основы культурологии (XII класс 12-летней школы)

XI класс

10. Глобальные проблемы современности (XII класс 12-летней школы)

XI класс


Все учебные программы факультативных занятий размещены на сайте Национального института образования (www.adu.by).

Для изучения учебного предмета «Обществоведение» на повышенном уровне на факультативных занятиях изданы следующие учебно-методические комплексы (учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей):

1) Мир человека. IX класс. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования / В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2011.

Мир человека. IX класс. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2011.

2) Человек в современном мире. XI класс. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования / В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2011.

Человек в современном мире. XI класс. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2011.

Готовятся к изданию следующие пособия:

Жизнь общества. X класс. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования / В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2012.

Жизнь общества. X класс. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2012.

Республиканская олимпиада по обществоведению будет проводиться в 2012/2013 учебном году для учащихся X и XI классов учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Осенью 2012 года будет проводиться конкурс исследовательских работ по обществоведению учащихся учреждений общего среднего образования. О порядке проведения и условиях конкурса будет сообщено дополнительно.

^ На августовских предметных секциях учителей истории и обществоведения рекомендуем обсудить следующие вопросы:

нормативные правовые акты, регулирующие деятельность учреждений общего среднего образования, как в целом, так и в предметной области; учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по обществоведению в 2012/2013 учебном году;

формы и методы повышения качества обучения по учебному предмету «Обществоведение»;

роль факультативных занятий по учебному предмету «Обществоведение» в повышении качества образования;

особенности организации образовательного процесса в гимназиях, гимназиях-интернатах,  лицеях, в классах обществоведческого направления;

актуальные проблемы, направления, содержание работы методических формирований учителей в 2012/2013 учебном году, касающиеся обучения учащихся обществоведению;

темы изучения и формы распространения передового педагогического опыта учителей по преподаванию учебного предмета «Обществоведение».

Учитывая, что в состав районных методических объединений учителей истории входят и учителя обществоведения, в рамках методического объединения целесообразно организовать методическое формирование (проблемную, творческую группу и др.) учителей обществоведения.

^ На заседаниях методических объединений возможно рассмотрение следующих вопросов и тем, касающихся преподавания обществоведения (на выбор):

психолого-педагогические требования к современному учебному занятию по обществоведению;

возможности применения личностно-ориентированных технологий и интерактивных методов обучения для повышения качества школьного обществоведческого образования;

межпредметные связи при обучении обществоведению и условия их эффективного использования;

особенности организации образовательного процесса в X–XI классах обществоведческого направления лицеев и гимназий, гимназий-интернатов;

роль факультативных занятий в повышении качества знаний учащихся по обществоведению;

пути реализации индивидуального подхода в обучении учащихся обществоведению;

оценивание результатов учебной деятельности учащихся на учебных занятиях по учебному предмету «Обществоведение»;

изучение наиболее сложных для усвоения учащимися тем учебной программы;

формирование у учащихся рефлексивных умений.

На заседаниях методических формирований учителей могут быть рассмотрены теоретические и методические вопросы обучения учебному предмету, отдельные вопросы, касающиеся изучения развития экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни современного мира и белорусского общества, методические рекомендации по обучению обществоведению, совершенствованию образовательного процесса, статьи и методические материалы, разработки в научно-методическом предметном журнале «Гісторыя і грамадазнаўства».

Информируем, что в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» планируется целевое повышение квалификации учителей истории и обществоведения лицеев, гимназий и учебно-педагогических комплексов «Содержательно-технологическое обеспечение качества образовательного процесса» с 18 февраля по 2 марта 2013 года.

В соответствии с республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников в межкурсовой период в Академии последипломного образования, Национальном институте образования состоятся следующие мероприятия:

в сентябре 2012 г. – практикум «Моделирование учебных занятий истории и обществоведения, проводимых в интерактивном режиме» – для членов республиканской творческой группы;

15 мая 2013 г. – семинар-совещание «Координация деятельности методических структур системы дополнительного образования взрослых по организации методической работы с учителями истории и обществоведения» – для методистов ИРО;

18-19 июня 2013 г. – практикум «Моделирование учебных занятий истории и обществоведения, проводимых в интерактивном режиме» – для членов республиканской творческой группы.


^ Перечень статей, опубликованных в научно-методических журналах «Чалавек. Грамадства. Свет», «Гісторыя і грамадазнаўства», материалы которых актуальны для совершенствования методического мастерства учителя, использования в образовательном процессе (на учебных, факультативных занятиях и во внеклассной работе):


^ IX класс «Человек. Общество. Культура»

Кунашко, Е.А. Роль общения в жизни людей / Е.А. Кунашко // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. – № 1.

Кунашко, Е.А. Общение в малых группах / Е.А. Кунашко // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. – № 1.

Дудко, В.Н. Сущность морали / В.Н. Дудко // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. – № 1.

Дудко, В.Н. Нравственные нормы / В.Н. Дудко // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. – № 1.

Дудко, В.Н. Нравственные отношения / В.Н. Дудко // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. – № 1.

Николаевич, А.И. Нравственные отношения / А.И. Николаевич // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. – № 1.

Вишневский, М.И. Материалы для уроков обобщения в IX классе / М.И.Вишневский, В.Н.Гирина // Чалавек. Грамадства. Свет.–2009.–№ 2.

Гирина, В.Н. «Человек и нравственность»: дополнительные материалы и методические рекомендации к урокам обществоведения в IX классе / В.Н. Гирина, Е.И. Шалашкевич, В.М. Воронович // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. – № 2.

Дудко, В.Н. Нравственные ценности / В.Н. Дудко // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. – № 2.

Николаевич, А.И. Нравственный мир человека / А.И. Николаевич // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. – № 2.

Гирина, В.Н. Методические рекомендации по изучению темы «Межличностное общение» в курсе «Обществоведение» (IX класс) / В.Н. Гирина, Е.И. Шалашкевич, В.М. Воронович // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. – № 5.

^ Гирина, В.Н. Социальная ориентация личности: методические рекомендации по изучению темы «Межличностное общение» в курсе «Обществоведение» (IX класс) / В.Н. Гирина, Е.И. Шалашкевич, В.М. Воронович // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 1.

Шпилевская, О.В. Изучение темы «Творческий характер культуры» в курсе «Обществоведение» (IX класс) / О.В. Шпилевская // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 3.

Кунашко, Е.А. Материалы к уроку по теме «Социальная ориентация личности» / Е.А. Кунашко // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 4.

Костюкова, И.Н. Разноуровневые задания по обществоведению в IX классе / И.Н. Костюкова // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 6.

Гончаренко, Н.А. В гостях у Этикета. Внеклассное мероприятие (темы «Межличностные отношения», «Культура общения») / Н.А. Гончаренко / Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 4.

Боголейша, С.В. Обществоведение. IХ класс. Тема «Грани культуры» / С.В. Боголейша / Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 6.


X класс «Современное общество»

Шевцов, В.А. Общая характеристика образования (материалы по теме «Образование») / В.А. Шевцов, Е.Ю. Смирнова // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 1.

Шевцов, В.А. Тема «Наука» в курсе «Обществоведение»: материалы для учителя (X класс) / В.А. Шевцов, Е.Ю. Смирнова // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 2.

Шевцов, В.А. Тема «Искусство» в курсе «Обществоведение». Х класс / В.А. Шевцов, Е.Ю. Смирнова // Чалавек. Грамадства. Свет.– 2011. – № 1.

Шевцов, В.А. Материалы для учителя по теме «Философия» (Х класс) / В.А. Шевцов, Е.Ю. Смирнова // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 1.

Гавриш, Л.П. Демократическое общество. Обществоведение. Х класс. // Л.П. Гавриш // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 2.

Апанасевич, С.М. Молодежь в современном мире / С.М. Апанасевич // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 2.

Боголейша, С.В. Национальная культура. Государство. Уроки обществоведения в Х, ХI классах / С.В. Боголейша // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2012. – № 1.

Дерябина, Н.И. Искусство. Урок обществоведения, Х класс / Н.И. Дерябина // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2012. – № 2.

Боголейша, С.В. Круглый стол «Молодежные субкультуры». Внеклассные мероприятия по обществоведению, Х-ХI классы / С.В. Боголейша // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2012. – № 2.

Боголейша, С.В. Я – гражданин Республики Беларусь. Внеклассный турнир для учеников Х-ХI классов / С.В. Боголейша // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2012. – № 2.


XI класс «Белорусское государство»

Ященко, Т.Г. Основной Закон государства: опорный конспект / Т.Г. Ященко // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 1.

Гирина, В.Н. Человек в современном мире: учебная программа для факультативных занятий (XI класс) / В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 4.

Григорович, А.В. Работа с текстом Конституции Республики Беларусь / А.В. Григорович // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2011. – № 1.

Макуцэвіч, А.Г. Урок па грамадазнаўстве ў ХI класе /А.Г. Макуцэвіч // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 3.

Коцевич, Р.К. Национально-государственное самосознание – компонент духовной жизни белорусского народа. Урок обществоведения в ХI классе./ Р.К. Коцевич // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 4.

Казак, А.В. Развитие практических умений и навыков по теме «Основные отрасли права». Уроки обществоведения, ХI класс / А.В. Казак, Г.Н. Ходор // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2012. – № 2.


Учителям обществоведения также рекомендуется ознакомиться со следующими научными и практико-ориентированными публикациями:

Гирина, В.Н. Мировоззренческие аспекты социально-гуманитарного образования школьников / В.Н. Гирина // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 2.

Андреева, В.В. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе обществоведческого образования / В.В. Андреева // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 2.

Нестерук, М.М. Жизнь как ценность / М.М. Нестерук // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 3.

Шчэрбачэня, Н.М. Педагагічная майстэрня па тэме «Хто такі патрыёт?» / Н.М. Шчэрбачэня // Чалавек. Грамадства. Свет.–2010.– № 3.

Максименко, А.И. Некоторые приемы работы с текстом учебников по курсу «Обществоведение» / А.И. Максименко // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 3.

Капузо, Н.В. Общество и культура в преддверии информационно-компьютерной цивилизации / Н.В. Капузо // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 5.

Вишневский, М.И. О построении содержания курса обществоведения / М.И. Вишневский// Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 6.

Обухова, Т.В. Изучаем правовую сферу общества / Т.В. Обухова, И.В. Деменковец // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 6.

Вишневский, М.И. О построении содержания курса обществоведения / М.И. Вишневский // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2011. – № 1.

Виноградова, Е.И. Что такое эссе? Как написать эссе по обществоведению? / Е.И. Виноградова // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2011. – № 1.

Обухова, Т.В. Изучаем правовую сферу общества / Т.В. Обухова, И.В. Деменковец // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2011. – № 1.

Волосевич, Д.М. Организация образовательного процесса на основе технологии развития критического мышления методами чтения и письма на уроках обществоведческого цикла и во внеклассной работе / Д.М. Волосевич // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 1.

Гусев, Ю.А. Нравственный мир семьи – духовное здоровье нации/ Ю.А. Гусев, Т.Л. Ойстрах-Демидова // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 1.

Демидова, Н.А. Методический комментарий к разработкам сценариев уроков по обществоведению / Н.А. Демидова // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 2.

Мартысевич, А.С. Христианские концепции культуры второй половины XX – начала XXI века / А.С. Мартысевич // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 3.

Домосканова, Н.Н. Игры и игровые ситуации на уроках истории и обществоведения / Н.Н. Домосканова // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 4.





Похожие:

К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
«Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования в 2012/2013 учебном году»
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования от 26. 08. 2011 №241, на изучение учебного предмета...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино " 29 " мая 2010 года Инструктивно-методическое письмо
При организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности необходимо руководствоваться следующими нормативными...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо
Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241, на изучение...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при
А. в ястребова, Т. П. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо по ведению классных журналов Классный журнал это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам
Белгорода направляет для руководства в работе инструктивно-методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо о преподавании технологии в 20011 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области

К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо о переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы