К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо icon

К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо



НазваниеК. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
К.С.Фарино<> <> _____________2012 г.<><><><>Инструктивно-методи
Дата конвертации22.09.2012
Размер327.31 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
источник


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь

К.С.Фарино

_____________2012 г.


Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь


«Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования в 2012/2013 учебном году»


Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. № 241, на изучение учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на I, II, III ступенях общего среднего образования предусматривается 2 учебных часа в учебную неделю.

Министерство образования при реализации учебных программ по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» рекомендует руководствоваться:

  • образовательными стандартами учебного предмета «Физическая культура и здоровье», в которых установлены требования к организации образовательного процесса, объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовленности учащихся, содержанию учебно-программной документации общего среднего образования, а также нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся;

  • учебными программами для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения «Физическая культура и здоровье. I–IV классы». – Минск: НИО, 2012;

  • учебной программой для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения «Физическая культура и здоровье. V – XI классы». – Минск: НИО, 2012;

    • учебной программой для специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения «Физическая культура и здоровье. I–XII классы». – Минск: НИО, 2007;

    • примерным календарно-тематическим планированием «Физическая культура и здоровье. I–IV классы»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009;

    • примерным календарно-тематическим планированием «Физическая культура и здоровье. V–IX классы»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009;

    • примерным календарно-тематическим планированием «Физическая культура и здоровье. X–XI классы»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009;

    • Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283;

  • санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 94 (с изменениями и дополнениями 2010 – 2011 г.г.);

  • санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации плавательных бассейнов», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 сентября 2009 г. № 105 (с изменениями и дополнениями 2010 – 2011 г.г.);

  • санитарными правилами и нормами 2.1.2.12-19-2006 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации спортивных сооружений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 134 с изменениями и дополнениями 2011 г.;

  • Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38;

    • Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденными Министерством спорта и туризма Республики Беларусь от 21 декабря 2004 г. № 10;

    • другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы получения общего среднего образования.

Перечисленные нормативные правовые акты и примерное календарно-тематическое планирование размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by), научно-методического учреждения «Национальный институт образования» (www.adu.by), учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (www.sporteducation.by).


^ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (I–IV КЛАССЫ)


С 1 сентября 2012/2013 учебного года аттестация учащихся I-IV классов по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предусматривает словесную оценку результатов учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах.

Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья учащиеся распределяются на группы для занятий на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»: основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры.

^ Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» не допускаются.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, осваивают содержание учебной программы «Физическая культура и здоровье» в полном объеме за исключением противопоказанных им упражнений и видов деятельности.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, в первой и последней четвертях выполняют тестовые упражнения для определения уровня развития отдельных физических качеств. Следует помнить, что учащиеся I класса в I четверти не тестируются.

На I ступени общего среднего образования итоговый уровень физической подготовленности учащихся не определяется. Результаты каждого из шести тестовых упражнений и соответствующий им уровень развития отдельных физических качеств (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) заносятся в классный журнал в соответствующие графы. Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выполнения одного или нескольких тестовых упражнений, в графе «результат» делается запись «осв.», то есть «освобожден(а)», а графа «уровень развития физических качеств» остается незаполненной.

У каждого учителя, который проводит учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», должны быть следующие документы по планированию учебного материала:

календарно-тематическое планирование;

планы-конспекты учебных занятий.

Календарно-тематическое планирование согласовывается директором (заместителем директора по основной деятельности) учреждения общего среднего образования на каждый учебный год.

Форму написания планов-конспектов учебных занятий определяет учитель.

Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», как правило, проводятся раздельно для мальчиков и девочек. Решение о возможности организации проведения учебных занятий по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ раздельно для мальчиков и девочек в I–IV классах и их делении на соответствующие группы принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа по согласованию с финансовым управлением (отделом) данного местного исполнительного и распорядительного органа.

В целях повышения у учащихся интереса к учебному предмету «Физическая культура и здоровье», формирования основ здорового образа жизни, разностороннего полноценного физического развития в I–IV классах могут организовываться факультативные занятия спортивной направленности.


^ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» НА II И III СТУПЕНЯХ

ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (V–XI КЛАССЫ)


Образовательной целью учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование физической культуры личности в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач, изложенных в пояснительной записке учебных программ.

Преподавание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в V–XI классах в новом учебном году включает в себя:

формирование у учащихся здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта;

создание условий и содействие учащимся в сохранении и улучшении здоровья средствами физической культуры и спорта;

подготовку учащихся выпускных классов к сдаче выпускного экзамена по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учетом их ориентации на выбор профессии в сфере физической культуры и спорта.

Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья учащиеся распределяются на группы для занятий на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»: основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры.

^ Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» не допускаются.

У каждого учителя, который проводит учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» (далее – учитель физической культуры), должны быть следующие документы по планированию учебного материала:

годовой план-график распределения учебного материала;

календарно-тематическое планирование;

планы-конспекты учебных занятий.

Перечисленные документы ежегодно обновляются с внесением в них необходимых изменений или дополнений согласно изменениям содержания и требований учебных программ, с учетом введения в действие новых нормативных правовых документов. Годовой план-график и календарно-тематическое планирование согласовываются директором (заместителем директора по основной деятельности) учреждения общего среднего образования на каждый учебный год.

Форму написания планов-конспектов учебных занятий определяет учитель физической культуры. При этом их содержание должно включать в себя дату и место проведения учебного занятия, систему соподчиненных учебных задач, соответствующих этапам формирования двигательных умений и навыков, перечень используемых на учебном занятии упражнений, оборудования и инвентаря, методы проведения учебного занятия, дозировку физических нагрузок, формы, методы и критерии контроля учебных достижений учащихся и др.

Все перечисленные документы планирования должны храниться у учителя физической культуры в учреждении общего среднего образования в течение всего учебного года.

При проведении учебных занятий в Х и ХІ классах по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» классы делятся на группу юношей и девушек в порядке, определяемом Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283.

Решение о возможности организации проведения учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» раздельно для мальчиков и девочек в V–IХ классах и их делении на соответствующие группы принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа по согласованию с финансовым управлением (отделом) данного местного исполнительного и распорядительного органа.

При изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» во внеурочное время могут проводиться факультативные занятия спортивной направленности. Количество часов на проведение факультативных занятий определяется и распределяется педагогическим советом учреждения общего среднего образования на основании заявлений законных представителей учащихся. При проведении факультативных занятий необходимо учитывать максимальную допустимую нагрузку на одного ученика.

Учреждения общего среднего образования могут планировать и проводить факультативные занятия спортивной направленности с учащимися IX–XI классов в шестой школьный день.

Для проведения факультативных занятий спортивной направленности используются учебные программы, методические и дидактические материалы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь: «Атлетическая гимнастика», «Аэробика», «Основы дзюдо – «Гибкий путь», «Играем в футбол», «Туризм», «Теннис», «Баскетбол», «Черлидинг», «Основы олимпийских знаний», «Корфбол». Указанные программы размещены на сайтах научно-методического учреждения «Национальный институт образования» (www.adu.by) и учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (www.sporteducation.by).

В целях создания условий для спортивной подготовки одаренных, способных учащихся в учреждениях общего среднего образования могут создаваться специализированные по спорту классы.

Порядок создания и организации работы указанных классов регламентируется Положением о специализированных по спорту классах и порядке приема лиц для получения начального образования, базового образования, среднего образования в специализированных по спорту классах учреждений общего среднего образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Министерством обороны Республики Беларусь от 18.07.2011 № 79/18/40.


^ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»


Аттестация учащихся учреждений общего среднего образования осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

Учащиеся при освоении содержания учебных программ по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям учебных программ учитель проводит текущую аттестацию учащихся по разделам «Знания», «Основы видов спорта», «Уровень физической подготовленности», «Домашние задания».

При изучении раздела «Знания» оцениваются знания общих теоретических сведений о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физической культуры, спорта и Олимпийских играх; знания теоретических сведений об основных видах движений, правил подвижных, народных и спортивных игр, правил соревнований по видам спорта; соблюдение правил безопасного поведения на учебных занятиях физической культуры, самостоятельных физкультурных занятиях. Учитель физической культуры разрабатывает дидактические материалы для изучения теоретических разделов учебной программы и обеспечивает ими всех учащихся. Контроль усвоения знаний осуществляется только в устной форме.

При изучении раздела «Основы видов спорта» оцениваются не только результаты, но и процесс формирования двигательных умений и навыков (освоение учащимися техники физических упражнений). Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы. Отметки за результаты выполнения учебных нормативов (например, бег 60, 100 м, прыжки в высоту и длину с разбега и т.д.) выставляются в данный раздел.

Учащимся, успешно выполнившим требования Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь и получившим значок и удостоверение соответствующей ступени, может быть выставлена текущая отметка «10» баллов.

Раздел «Уровень физической подготовленности» предполагает использование в образовательном процессе тестовых упражнений, включенных в содержание учебных программ, критериев оценки их результатов и методик тестирования. Наряду с итоговой отметкой за уровень физической подготовленности учащихся учитель физической культуры может выставлять в классный журнал в качестве текущих отметки за результаты, показанные в отдельных тестовых упражнениях.

Изучение раздела «Домашние задания» предусматривает выставление учащимся отметок за самостоятельное закрепление и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера. Конкретные домашние задания определяет учитель физической культуры в соответствии с требованиями учебных программ.

Промежуточная аттестация учащихся выражается в выставлении им отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации.

Результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся V-XI классов оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, выставленных по результатам промежуточной аттестации с учетом личных достижений учащегося. Аттестация за учебный год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти. Например, в I четверти ученик получил отметку 9 баллов, во II, III и IV четвертях – «зачтено». Годовая отметка – 9 баллов.

Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования предусматривает выставление итоговой отметки с учетом годовой и экзаменационной (если учащийся сдавал выпускной экзамен по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»).

В 2012/2013 учебном году сохраняется прежний порядок подготовки к выпускному экзамену по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Методические материалы для организации и проведения указанного выпускного экзамена размещены на сайте учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (www.sporteducation.by).

При проведении промежуточной и итоговой аттестации за год по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или группе лечебной физической культуры, аттестуются в форме «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)».

Учащимся, которые по состоянию здоровья временно или постоянно освобождены от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», за четверть, год вносится запись «освобожден(а)».

Виды учебной деятельности учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, определяются учителем физической культуры в соответствии с медицинскими показаниями. При этом из программы исключаются требования и контрольные нормативы, которые учащимся противопоказаны. Указанные исключения не должны влиять на отметку за четверть и год.


^ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА


Порядок ведения и оформления классных журналов определяется в соответствии с указаниями по их ведению.

Запись учебного материала в графе «Содержание учебных занятий» должна соответствовать одной или нескольким образовательным задачам плана-конспекта учебного занятия, быть краткой и лаконичной. Допускается делать сокращение в отдельных словах.

На первом учебном занятии каждой четверти или раздела учебной программы учитель физической культуры планирует часть времени для изучения (повторения) с учащимися правил безопасного поведения на учебных занятиях с учетом изучаемого материала учебной программы с обязательной краткой записью в классном журнале. Например, «П. б. на уроках л/атл.».

На первом учебном занятии при изучении каждого раздела программы следует указывать соответствующий ему вид спорта, например, «Гимнастика. Два кувырка вперед слитно», «Л/а. Низкий старт. Бег 60 м». Последующие записи содержания учебного занятия производятся без указания вида спорта.

При разработке календарно-тематического планирования на четверть следует предусматривать домашние задания, которые по своей направленности могут быть трех видов:

1)задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплексов упражнений;

2)задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;

3)задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.

В зависимости от вида задания сроки, на которые они задаются, могут составлять от одной – двух недель (первый и третий виды) до одного – двух месяцев (второй вид). Содержание домашних заданий должно соответствовать требованиям учебных программ.

В графе «Домашние задания» учитель физической культуры кратко записывает словами задание или номер карточки (при наличии картотеки) с обязательным указанием сроков контроля этого задания. Например, «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола – до 16.12.2012» или «Упр. № 12 (мальчики), № 9 (девочки) – до 16.02.2013». Оценка домашнего задания осуществляется в соответствии с действующими нормами оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, в первой и последней четвертях выполняют тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности. В конце классного журнала отведены две страницы для определения и записи указанного уровня. Их заполняет учитель, который преподает учебный предмет «Физическая культура и здоровье». Первая страница должна быть заполнена до конца сентября, вторая страница – не позднее последней учебной недели учебного года.

Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выполнения одного или нескольких тестовых упражнений, в графе «результат» делается запись «осв.», то есть «освобожден(а)», а графа «отметка» остается незаполненной.

Учащимся, которые выполнили все тестовые упражнения, в классный журнал записывается словесная отметка уровня физической подготовленности. Цифровая отметка уровня физической подготовленности определяется по среднему баллу, указанному в таблице.


Таблица

^ Оценка уровня физической подготовленности

учащихся учреждений общего среднего образования


^ Уровень физической подготовленности

Средний балл

Соответствие

10-балльной шкале

Низкий

0,4 и менее

0

0,5–1,4

1

1,5–2,4

2

Ниже среднего

2,5–3,4

3

3,5–4,4

4

Средний

4,5–5,4

5

5,5–6,4

6

Выше среднего

6,5–7,4

7

7,5–8,4

8

Высокий

8,5–9,4

9

9,5–10

10

Учащимся, не выполнившим по уважительной причине (например, по болезни) одно или несколько тестовых упражнений, отметка за уровень физической подготовленности не выставляется.

В V–VIII классах итоговый уровень физической подготовленности учащихся определяется и заносится в классный журнал, но не учитывается при проведении промежуточной и итоговой аттестации.

В классных журналах V–VIII классов в каждой четверти, а также в классных журналах IX – XI классов во II и III четвертях перед отметкой за четверть без указания даты проведения учебного занятия учащимся выставляются отметки за освоение содержания разделов учебной программы «Знания» (в графу «Знания»), «Основы видов спорта» (в графу «ОВС»), «Домашние задания» (в графу «Д/з»). В IX – XI классах в I и IV четвертях к вышеуказанным разделам добавляется раздел учебной программы «Уровень физической подготовленности» (в графу «УФП»).


^ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ


В соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования на год администрация учреждения общего среднего образования совместно с медицинским работником осуществляют контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания учащихся.

Учебные занятия по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, проводятся вместе с учащимися основной медицинской группы согласно рекомендациям врача.

Учебные занятия по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее – СМГ), проводятся педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку на курсах повышения квалификации.

Учебные занятия с учащимися СМГ могут планироваться в расписании учебного дня до или после учебных занятий. При наличии необходимых условий (материально-техническая база, педагогические кадры) учебные занятия с учащимися СМГ могут быть организованы одновременно с учебными занятиями по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Например, один учитель проводит учебное занятие по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», а другой – учебное занятие с учащимися СМГ этого же класса.

Учебные занятия с учащимися СМГ должны быть организованы с начала учебного года и продолжаться в течение всего учебного года. Недопустимо объединять учебные занятия СМГ или проводить их в два дня подряд.

Занятия специальных медицинских групп организуются в соответствии с учебной программой для специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Физическая культура и здоровье. I–XII классы» (Минск: НИО, 2007).

Комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов предыдущего медицинского обследования учащихся (в прошедшем учебном году) с учетом изменений, произошедших за период летних каникул. Наполняемость СМГ предусматривает не более 12 учащихся.

Количество и списочный состав СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом директора учреждения общего среднего образования на основании сведений, представляемых медицинским работником. Часы, отведенные на проведение учебных занятий с учащимися СМГ, входят в объем учебной нагрузки учителя физической культуры.

Учет занятий с учащимися СМГ ведется в классном журнале любого класса на страницах, отведенных для факультативных занятий. Все записи делаются в соответствии с указаниями по ведению классных журналов. При отсутствии учащихся на занятиях СМГ им в журнале вносится запись «н».

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе ЛФК, проводятся медицинскими работниками в лечебно-профилактическом учреждении.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, а также временно освобожденные от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», присутствуют на них и могут быть привлечены учителем к не противопоказанным им видам учебной деятельности.

В классном журнале в начале каждой четверти напротив фамилии учащихся, которые отнесены по состоянию здоровья к СМГ или группе ЛФК, в клеточках для отметок делается запись «СМГ» или «ЛФК».

Учащимся, полностью освобожденным по состоянию здоровья от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» и не отнесенным ни к одной из указанных медицинских групп, в классном журнале в графах для четвертных, годовых отметок вносится запись «освобожден(а)».

У каждого учителя, который проводит занятия в СМГ, должны быть следующие документы по планированию учебного материала:

календарно-тематическое планирование;

планы-конспекты учебных занятий.

Календарно-тематическое планирование согласовывается директором (заместителем директора по основной деятельности) учреждения общего среднего образования на каждый учебный год. Форму написания планов-конспектов учебных занятий определяет учитель физической культуры.

Указанные документы хранятся в учреждении образования в течение всего учебного года.


^ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ


Двигательный режим учащихся учреждений общего среднего образования обеспечивается системой взаимосвязанных, организованных форм физического воспитания. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня включают, кроме учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», гимнастику до занятий, физкультурные минутки на учебных занятиях и во время выполнения домашних заданий, подвижные и народные игры в перерывах между учебными занятиями.

Основной задачей физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня учреждения общего среднего образования является создание условий для восстановления физической и умственной работоспособности учащихся. Решение указанной задачи возможно при полном соблюдении санитарно-гигиенических норм и требований, обеспечивающих оздоровительный эффект каждого мероприятия. Организация каждого физкультурно-оздоровительного мероприятия должна сопровождаться строгим выполнением правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Наиболее оптимальным местом проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися являются пришкольные участки и спортивные игровые площадки.

Недопустимо во время перерывов между учебными занятиями привлекать учащихся к спортивным играм, высокоэмоциональным эстафетам с элементами видов спорта, к упражнениям с использованием сложного гимнастического оборудования и отягощений. Запрещается использовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях между учебными занятиями игры и упражнения в исходном положении сидя и лежа на полу.

В случае проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьных коридорах, холлах, рекреациях, других приспособленных для физкультурных занятий помещениях необходимо максимально обеспечить выполнение санитарно-гигиенических норм и требований и создать безопасные условия для двигательной активности учащихся.

Учителя физической культуры оказывают организационную и методическую помощь учителям-предметникам и классным руководителям в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.


^ ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ


В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Кодекса Республики Беларусь об образовании учащиеся учреждений общего среднего образования обязаны заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. В этих целях в учреждениях образования организуются и проводятся спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, аналогичные по содержанию проводимой ранее внеклассной физкультурно-оздоровительной работе, которые являются частью образовательного процесса (пункт 4, статьи 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Указанные мероприятия призваны решать следующие задачи:

создание условий для оздоровления учащихся средствами физической культуры и спорта;

вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом;

отбор перспективных и талантливых в видах спорта учащихся, которым рекомендуются занятия в специализированных учебно-спортивных учреждениях;

тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, специализированными учебно-спортивными учреждениями по формированию здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта.

Учреждения общего среднего образования обеспечивают охрану здоровья обучающихся, которая, кроме оказания медицинской помощи, включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию оздоровления, создание условий для занятий физической культурой и спортом.

Программами и планами воспитательной работы учреждения образования предусматриваются мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, в том числе и воспитание культуры здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое самосовершенствование.

В 2012/2013 учебном году в учреждениях общего среднего образования рекомендуется проведение следующих физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися:

физкультурные минутки, физические упражнения и игры в перерывах между учебными занятиями и физкультурные занятия во время спортивного часа в группах продленного дня;

физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Белорусская снежинка», «Хрустальный конек», ежемесячные Дни здоровья (каждую вторую субботу месяца);

участие на первом этапе в республиканских спортивных соревнованиях «Стремительный мяч», «Снежный снайпер», «Золотая шайба», «Кожаный мяч», летнем и зимнем многоборьях «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста, летнем и зимнем многоборьях «Здоровье» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

соревнования по выполнению требований Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси», «Защитник Отечества»;

организация и проведение занятий (в том числе и для учащихся I–IV классов) в секциях, группах и кружках по видам спорта;

участие в республиканских акциях «Олимпизм и молодежь», «Неделя спорта и здоровья», «Футбольные каникулы», республиканских конкурсах «Лето - пора спортивная!», «Алiмпiёнiк» и др.;

участие в школьных лигах по игровым видам спорта;

подготовка и участие сборных команд учреждения образования в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях;

соревнования по видам спорта круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования.

При организации и проведении круглогодичной спартакиады обязательными являются следующие виды спорта и физкультурно-оздоровительные мероприятия:

футбол, баскетбол, волейбол;

гандбол* («Стремительный мяч»);

легкая атлетика;

лыжные гонки;

соревнования по летнему и зимнему многоборьям «Здоровье» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

соревнования по летнему и зимнему многоборьям «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

соревнования по видам испытаний на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

соревнования по биатлону, лыжным гонкам и стрельбе из пневматического оружия «Снежный снайпер»;

детские подвижные игры «Вас вызывает Спортландия!», «Мама, папа, я – спортивная семья!».

Кроме указанных, в программу спартакиады с учетом наличия материально-технической базы могут быть включены такие виды спорта, как весенний или осенний кросс, теннис настольный, теннис, аэробика, плавание, конькобежный спорт, туризм.

Участие команд учреждений общего среднего образования в районных (городских) спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, не вошедших в указанный перечень, согласовывается с отделами (управлениями) образования местных исполнительных и распорядительных органов и регламентируется Положением о районной (городской) спартакиаде учащихся.

К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача-педиатра (врача общей практики), к туристским походам – с разрешения медицинского работника учреждения общего среднего образования.

В каждом учреждении общего среднего образования к началу учебного года разрабатывается и утверждается в установленном порядке Положение о круглогодичной спартакиаде учреждения общего среднего образования, которое должно соответствовать примерному Положению о проведении спортивного соревнования, утвержденному Министерством спорта и туризма Республики Беларусь (постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 29.12.2004 № 12).

При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований следует использовать национальную символику и атрибутику в порядке, установленном законодательством.

Внутришкольные, городские и районные соревнования и мероприятия планируются равномерно в течение учебного года и проводятся во внеучебное время, в том числе во время осенних, зимних и весенних каникул в форме физкультурных праздников, Дней здоровья и спорта, туристских слетов, фестивалей и т.п. В целях повышения эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися рекомендуется большую часть соревнований и мероприятий проводить в шестой школьный день.

В целях формирования здорового образа жизни учащихся в сентябре следует проводить День здоровья и спорта, посвященный началу учебного года, а в мае – физкультурный праздник, посвященный окончанию учебного года, с подведением итогов круглогодичной спартакиады и награждением ее победителей.

Организационной основой проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в учреждениях общего среднего образования является наличие следующей документации:

план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий учреждения общего среднего образования;

ежемесячный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий каждого учителя физической культуры;

журнал учета внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы;

положение о круглогодичной спартакиаде учреждения общего среднего образования;

календарь физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования на учебный год;

приказы об организации и проведении соревнований круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования, о поощрении лучших спортсменов и учителей;

протоколы спортивных соревнований, сценарии физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

журнал учета материальных ценностей;

акты обследования спортивного оборудования, акт готовности учебно-материальной базы по физической культуре и спорту учреждения образования к новому учебному году.

Министерство образования рекомендует рассматривать многократное привлечение школьников в течение учебного года к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях как один из основных критериев оценки работы учреждения общего среднего образования в вопросах физического воспитания учащихся. Результаты выступления команд учреждений общего среднего образования в районных и городских соревнованиях по видам спорта, количество завоеванных медалей, кубков, занятых призовых мест могут выступать в качестве одного из показателей при подведении итогов региональных смотров-конкурсов на лучшую организацию и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися.

Для повышения уровня информированности педагогических работников, учащихся и их родителей по вопросам организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях общего среднего образования рекомендуется оформлять следующие стенды наглядной агитации:

календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год;

экран хода круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования;

10-балльные шкалы оценки уровня развития двигательных качеств учащихся;

10-балльные шкалы оценки учебных нормативов по освоению умений, навыков, развитию двигательных качеств учащихся;

нормативы оценки уровня физической подготовленности учащихся Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

экран хода спартакиады по программе летнего и зимнего многоборий «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

нормативы и требования на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

домашние задания и критерии их оценки;

спортивные рекорды учреждения общего среднего образования;

лучшие спортсмены учреждения общего среднего образования;

спортивная жизнь учреждения общего среднего образования и др.

Оплату за проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий до внесения изменений в постановление Министерства труда от 21.01.2000 № 6 следует производить на условиях, предусмотренных для оплаты педагогических работников за проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 21.10.2011 № 11-02-15/п169 «О некоторых вопросах оплаты труда»).


^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ


В целях повышения эффективности системы физического воспитания учащихся в 2012/2013 учебном году необходимо активизировать методическую работу с учителями, которую рекомендуется проводить в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, установленными Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Методическая работа должна быть направлена на:

  • обеспечение качества образования;

  • охрану здоровья школьников;

  • соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

  • создание условий для развития творческих способностей учащихся.

Накопление, обобщение и распространение педагогического опыта следует рассматривать как одну из основных задач и как результат работы школьных и региональных методических объединений учителей физической культуры. Напоминаем, что Министерство образования Республики Беларусь ежегодно проводит республиканские выставки педагогического опыта, республиканские семинары по вопросам пропаганды здорового образа жизни среди учащихся, республиканские научно-практические конференции по вопросам методики преподавания учебных предметов, в которых могут принимать участие учителя, чей опыт рекомендован к распространению.

В целях сохранения здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта, повышения эффективности образовательного процесса, создания и обеспечения безопасных условий для занятий физической культурой и спортом рекомендуем включить в планы работы методических объединений учителей физической культуры и учителей начальных классов на 2012/2013 учебный год следующие вопросы:

нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования;

контрольно-оценочная деятельность в I–IV классах на учебных занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;

требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;

организация факультативных занятий спортивной направленности и их учебно-методическое обеспечение;

методы контроля и самоконтроля за состоянием здоровья учащихся во время учебных занятий, физкультурных и спортивных занятий;

формы и методы ориентации учащихся на выбор педагогической профессии, связанной с физической культурой и спортом;

использование компьютерных технологий и электронных средств обучения в работе учителя физической культуры;

организационные основы проведения проверки готовности спортивного оборудования и инвентаря к использованию в образовательном процессе;

подготовка учащихся XI классов к выпускному экзамену по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;

планирование и организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в шестой школьный день;

организация и проведение соревнований по программам Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

агитационно-пропагандистская работа в учреждении общего среднего образования по формированию здорового образа жизни учащихся и их родителей;

занятия туризмом как активный метод формирования здорового образа жизни учащихся;

совместная работа учреждения общего среднего образования с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, специализированными учебно-спортивными учреждениями, территориальными отраслевыми физкультурно-спортивными клубами «Буревестник» по вопросам физического воспитания учащихся;

методика планирования и организация занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ;

домашние задания: методика, содержание, критерии оценки.


^ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


1. Балябо В.В., Канищев А.Д., Овчаров В.С. Организация и проведение урока футбола (часа футбола) в общеобразовательном учреждении. Методические рекомендации. – Минск, 2008.

2. Белявский Г.А., Громыко Д.С., Давидович В.А. Гибкий путь (основы дзюдо). 5–11 классы. Учебная программа факультативных занятий: пособие для учителя. – Минск: Асар, 2010.

3. Белявский Г.А., Громыко Д.С., Давидович В.А. Гибкий путь (основы дзюдо). 5–11 классы Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Минск: Асар, 2010.

4. Митрахович С.С. Туризм. 8–11 классы Учебная программа факультативных занятий для 8-11 классов общеобразовательных учреждений: пособие для учителя. – Минск: Асар, 2010.

5. Митрахович С.С. Туризм. 8–11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Минск: Асар, 2010.

6. Овчаров В.С. Настольная книга учителя физической культуры. Методическое пособие. – Минск: Сэр-Вит, 2008.

7. Овчаров В.С. Играем в футбол Учебная программа факультативных занятий для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Минск: Асар, 2010.

8. Овчаров В.С. Играем в футбол. 5–11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Асар, 2010.

9. Овчаров В.С. Играем в футбол. 5–11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Минск: Асар, 2010.

10. Садовникова В.В. Аэробика. Учебная программа факультативных занятий для 5–11 классов общеобразовательных учреждений: пособие для учителя. – Минск: Асар, 2010.

11. Садовникова В.В. Аэробика. 5–11 классы Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Минск: Асар, 2010.

12. Травин А.В. Атлетическая гимнастика. 7–11 классы. Учебная программа факультативных занятий: пособие для учителя. – Минск: Асар, 2010.

13. Травин А.В. Атлетическая гимнастика. 7–11 классы Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Минск: Асар, 2010.


^ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Храмов В.В. и др. Электронные средства обучения: учебно-методические пособия для учителей физической культуры:

Баскетбол в школе;

Уроки физической культуры и здоровья. Аэробика. 5–11 классы;

Уроки физической культуры и здоровья. Легкая атлетика. 1–11 классы;

Уроки физической культуры и здоровья. Атлетическая гимнастика. 9–11 классы.


Дополнительную информацию об организации физического воспитания учащихся, оперативные сведения об итогах проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий можно найти на сайте учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (www.sporteducation.by).


* При наличии в учреждении образования игрового зала, необходимого оборудования и учителя, имеющего специализацию «гандбол».





Похожие:

К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования от 26. 08. 2011 №241, на изучение учебного предмета...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино " 29 " мая 2010 года Инструктивно-методическое письмо
При организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности необходимо руководствоваться следующими нормативными...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо
Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241, на изучение...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при
А. в ястребова, Т. П. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо по ведению классных журналов Классный журнал это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам
Белгорода направляет для руководства в работе инструктивно-методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики...
К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо о преподавании технологии в 20011 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области

К. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо о переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы