Объяснительная записка icon

Объяснительная записка



НазваниеОбъяснительная записка
Дата конвертации22.09.2012
Размер76.36 Kb.
ТипПрограмма
источник


ПРОГРАММА

курса по выбору «Радиационная безопасность» для 9 класса

средних общеобразовательных школ

(34 часа, 1 час в неделю)

Объяснительная записка



Мы живем в эпоху стремительного развития науки и техники. Во многих отраслях народного хозяйства стали широко применяться радиоактивные источники: в медицине, биологии, географии, промышленности, сельском хозяйстве. Около 30 стран мира используют радиоактивное топливо для производства электроэнергии на своих атомных электростанциях (далее АЭС). Это в свою очередь сопряжено с большим риском для людей при добыче урановой руды, ее переработке и транспортировке. Но долговременной опасностью для человека является большое количество радиоактивных отходов от АЭС, исчисляемых сотнями тысяч тонн, и особенно последствия аварий на энергоблоках атомных станций. Так, катастрофа на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года по масштабам последствий не имеет себе равных в истории человечества. В результате катастрофы была загрязнена радионуклидами 1/4 часть территории нашей республики, на которой проживало более 2 млн. 200 тысяч человек.

Последствия этой трагедии будут ощущаться еще не одно столетие, поэтому в нашей республике разработана концепция информирования по проблемам Чернобыльской катастрофы с целью повышения эффективности мероприятий Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС. В соответствии с концепцией одной из первоочередных задач является просвещение населения и организация обязательного обучения учащихся общеобразовательных школ основам радиационной безопасности.

Актуальность знаний по радиационной безопасности обусловлена еще и опасным соседством с нашей республикой наряду с Чернобыльской, еще трех действующих АЭС : Игналинской, Смоленской, Ровенской .


^ Радиационная безопасность – это комплекс научно обоснованных мероприятий по обеспечению защиты человека от вредного воздействия ионизирующих излучений.


^ Цель настоящего курса – сформировать потребность и знания по безопасному проживанию в условиях радиационного риска.

Задачи:

- дать представления о последствиях катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- расширить знания учащихся об источниках радиации и их применении в народном хозяйстве;

- сформировать знания о биологическом воздействии радиации на организм человека и его последствиях;

- сформировать и систематизировать знания школьников об основных способах защиты от вредного воздействиях ионизирующих излучений.


Курс включает следующие разделы:

  1. Катастрофа на Чернобыльской АЭС и ее последствия.

  2. Явление радиоактивности.

  3. Источники радиации и их использование в народном хозяйстве.

  4. Биологическое воздействие ионизирующих излучений на организм человека и их последствия.

  5. Основные способы защиты человека от радиоактивных излучений.

  6. Итоговое занятие.


Разбивка курса на разделы проведена с целью систематизации знаний и для их большей доступности в понимании учащимися. Наиболее важным в курсе является пятый раздел, раскрывающий способы и средства защиты людей от ионизирующих излучений.

Учитель, проводящий занятия, помимо принципов систематизации знаний и их доступности, должен также использовать принципы постепенности, прикладной направленности и постоянно заботиться о развитии у учащихся интереса к изучаемым вопросам. Этому будет способствовать использование на занятиях межпредметных связей с физикой, химией, биологией, историей, географией, показ документальных и учебных видеоматериалов, а также использование разнообразия методов обучения и картографических материалов. При этом важно показать учащимся, что человек, вооруженный знаниями по радиационной безопасности, способен снизить опасное воздействие радиоактивных излучений в десятки и более раз, тем самым противостоять негативным последствиям Чернобыльской катастрофы.

Занятия целесообразно проводить учителю, подготовленному по основам радиационной безопасности.

Завершающим этапом в изучении курса по выбору является итоговое занятие, проведенное в форме собеседования.


1. Катастрофа на Чернобыльской АЭС и ее последствия – 4 часа


Местонахождение Чернобыльской АЭС и ее основные характеристики. Принципы работы ядерного реактора. Причины катастрофы на ЧАЭС. Загрязнение европейской части территории радиоактивными выбросами. Формирование радиационной обстановки в Беларуси после катастрофы и в последующее время.

Просмотр документальных и учебных видеоматериалов, связанных с катастрофой на ЧАЭС и ее последствиях. Медико-демографическая ситуация в республике в постчернобыльский период. Экономические последствия для Беларуси после Чернобыльской катастрофы.

Радиационная обстановка в Вашей области, районе, населенном пункте.


2. Явление радиоактивности – 5 часов


История открытия явления радиоактивности. Природа радиоактивных излучений. Устройство атома и его ядра. Изотопы. Радионуклиды. Радиоактивный распад. Виды излучений. Период полураспада. Проведение расчетов по прогнозу радиационной обстановки, используя период полураспада радионуклидов.

Единицы радиоактивности. Естественный радиационный фон и его составляющие. Приборы и методы радиоактивного контроля. Подготовка к работе и работа с бытовыми дозиметрическими приборами.

Элементы дозиметрии. Экспозиционная доза. Поглощенная доза. Эквивалентная доза. Эффективная эквивалентная доза. Счетчик индивидуальный человеческий (СИЧ).


3. Источники радиации и их использование в народном хозяйстве –

4 часа


Естественные источники радиации. Естественный радиационный фон: земная и космическая радиация. Составляющие земной радиации. Радон. Территории с повышенным уровнем естественного радиационного фона.

Технологически повышенный радиационный фон: при сжигании угля и газа; добыче полезных ископаемых; при высотных полетах; потребительские товары, испускающие излучения; некоторые строительные материалы.

Искусственные источники радиации. Использование радиоактивных источников для производства тепла и электроэнергии. Загрязнение территорий радиоактивными отходами и в результате аварий на АЭС.

Применение искусственных источников радиации в медицине: в диагностике при различных заболеваниях и при травмах, для борьбы со злокачественными опухолями, в хирургии.

Использование радиоактивности в геологии, археологии, промышленности, сельском хозяйстве.


4. Биологическое действие ионизирующих излучений на организм человека и их последствия – 4 часа


Особенности биологического действия радиации на атомном и молекулярном уровнях. Хронические и острые заболевания, вызванные облучением.

Действие ионизирующих излучений на клетки крови; заболевания крови: лейкоз, лейкопения, анемия, тромбоцитопения.

Соматические изменения. Влияние радиации на зрение. Генетические последствия облучения.

Виды лучевых поражений организма. Клиника острой лучевой болезни.


5. Основные способы защиты человека от радиоактивных излучений –

15 часов


Профилактические и организационные мероприятия при угрозе радиационной опасности. Действия по защите жилища от попадания внутрь радиоактивных веществ, создание запаса воды и продовольствия, защита органов дыхания. Защитные свойства зданий. Противорадиационные укрытия, их месторасположение.

Проведение экстренной иодной профилактики. Подготовка к возможной эвакуации.

Внешнее и внутреннее облучение. Способы снижения внешнего и внутреннего облучения. Организация правильного питания в условиях радиоактивного заражения местности. Принципы снижения внутреннего облучения: уменьшение поступления радионуклидов в организм, усиление выведения радиоактивных веществ, использование радиопротекторных свойств пищи, обогащение рациона минеральными солями.

Продукты, накапливающие радионуклиды максимально и минимально.

Использование продуктов, обладающих антимутагенными свойствами.

Допустимые уровни содержания радионуклидов в продуктах питания. Где можно проверить продукты питания на предмет содержания в них радионуклидов.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Санитарные нормы для жилищ. Порядок приема пищи и проведение санитарно-гигиенических мероприятий самим населением.

Требования к топке печей и оборудованию шахтных колодцев.

Порядок ведения сельскохозяйственных работ на загрязненных радионуклидами территориях.


6. Итоговое занятие -2часа

^

Рекомендуемая литература



Фатин С.Б., Мишкевич М.К. Основы безопасности жизнедеятельности. – Мн., 2004.

Аверьянова А.В., Луговский В.П., Русак И.М. Что нужно знать о радиации. Мн., 1992.

Антонов В.П. Уроки Чернобыля: радиация, жизнь, здоровье. Киев, 1989.

Антонов В.П. Радиационная обстановка и ее социально-психологические аспекты. Киев, 1987.

Григорьев Ю.Г. Памятка населению по радиационной безопасности. – М., 1990. – 8 с.

Дарашкевіч М.П., Гапановіч Л.Б. Асновы радыяцыйнай бяспекі. – Мн., 1993.

Защита от ионизирующих излучений / Гусев А.Г., Ковалев Е.Е., Машкович В.П., Суворов А.П.: В 2 т. – М., 1990. – Т. 1-2.

Гофман Джон. Чернобыльская авария: Радиационные последствия для настоящего и будущих поколений / Пер. с англ. Э.И. и О.А. Волмянских. Мн., 1994.

Козлов В.Ф. Справочник по радиационной безопасности. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1987.

Кульменева Л.Т., Котов Н.Н. Радиобиология. – Мн., 1993.

Люцко А.М. Фон Чернобыля. Мн., 1990.

Люцко А.М. Радиоактивность и радиационная безопасность. Мн., 1992.

Люцко А.М., Ролевич И.В., Тернов В.И. Выжить после Чернобыля. Мн., 1990.

Максимов М.Т., Оджагов Г.О. Радиоактивные загрязнения и их измерение. М., 1989.

Машкович В.П., Панченко А.М. Основы радиационной безопасности. М., 1990.

Новикова Л.В., Соколина Л.Л. Медицинские и гигиенические аспекты радиационных аварий. – М., 1988. – 66 с.

Радиационная гигиена / Кириллов В.Ф., Книжников В.А., Коренков И.П. – М., 1988. – 335 с.

Радиация. Дозы. Эффекты. Риск. – М., 1990. – 78 с.

Холл Э. Дж. Радиация и жизнь. – М., 1989. – 256 с.

Чернобыль. Здоровье. Человек: Как жить в условиях радиации: Рекомендации ученых и специалистов. – Мн., 1990. – 8 с.

Чернобыльская катастрофа и трагедия Белоруссии. Мн., 1990.

Чеканов В.Л. Защита от радиации. – Мн., 1995.

Чернобыль: Помогает всемирная организация здравоохранения. – ВОЗ, 1993.


Начальник отдела допризывной

подготовки, ОБЖ и физической культуры

Могилевского ГОИПК и ПРР и СО Мишкевич М.К.


Скачено с Образовательного портала www.adu.by




Похожие:

Объяснительная записка iconКрипаку Сергею Владимировичу от ученика 10 е класса Глебова Алексея Объяснительная записка Я, Глебов Алексей, опоздал, сегодня на урок
Текста до слов "Объяснительная записка" разместите по правому краю, размер 14. Выделите фамилию, имя и отчество директора полужирным...
Объяснительная записка iconОбъяснительная записка
В связи с организацией 20. 04. 2008 лаборатории экспедиционной обработки документов прошу рассмотреть вопрос о возможности приобретения...
Объяснительная записка iconЭлективный курс «Химия и питание». Объяснительная записка
Задача данного курса – формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых ими наук (химии, биологии), их практических...
Объяснительная записка iconПрограмма туристского объединения «юные судьи туристских соревнований» Объяснительная записка
Программа предназначена для педагогов дополни­тельного образования, преподавателей физической культуры
Объяснительная записка iconОбъяснительная записка
Программа по географии Тульской области обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов в вариативной части Базисного...
Объяснительная записка iconУрок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории»
Объяснительная записка: данный медиа урок проводится в рамках изучения темы «ссср в годы Второй мировой войны»
Объяснительная записка iconАңлатма язуы (объяснительная записка)
Аңлатма язуы (мәгълүматнамә) – җитәкчегә нинди дә булса мәсьәләгә, хезмәткә карата яки эш турында язма рәвештә бирелә торган рәсми...
Объяснительная записка iconАңлатма язуы (объяснительная записка)
Аңлатма язуы (мәгълүматнамә) – җитәкчегә нинди дә булса мәсьәләгә, хезмәткә карата яки эш турында язма рәвештә бирелә торган рәсми...
Объяснительная записка iconПрограмма летнего экологического лагеря. Объяснительная записка
«Экологическая азбука», закрепляется на практических занятиях в природных сообществах. Экологические экскурсии в природу позволяют...
Объяснительная записка iconСвоя игра Объяснительная записка
Игра проводится по типу телевизионной игры «Своя игра». Всего три игрока соревнуются между собой и побеждает тот игрок, который наберёт...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы