К. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо icon

К. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо



НазваниеК. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо
К.С.Фарино<><><><>«23 » мая <>201<><>2<><> <>г.<><><><>Инструкт
Дата конвертации22.09.2012
Размер322.93 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
источник


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь


____________ К.С.Фарино


«23» мая 2012 г.


Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь


«О преподавании учебного предмета

Трудовое обучение. Черчение” в 2012/2013 учебном году»


  1. Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 №241, на изучение учебных предметов “Трудовое обучение” и “Черчение” установлено следующее количество часов в учебную неделю по классам:



^

Учебный предмет

Количество часов по классам

V


VI

VII

VIII

IX


в базовых, средних школах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных школах-интернатах

Трудовое обучение

Черчение

1



1



2



2



1

1

в гимназиях, гимназиях-интернатах

Трудовое обучение

Черчение

1



1



1



1





1


2. При реализации образовательных программ общего среднего образования класс делится на две группы (юноши, девушки) при изучении учебного предмета «Трудовое обучение» при наличии 25 учащихся – в средней школе, средней школе-колледже искусств, кадетском училище, 20 учащихся – в гимназии, гимназии-интернате, средней школе-колледже искусств, гимназии-колледже искусств, средней школе-училище олимпийского резерва, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторной школе-интернате, специализированном лицее, суворовском училище, лицее, вечерней школе, учебно-консультационном пункте, вечерних классах, специализированных по спорту классах. При меньшей наполняемости классов деление на группы (юноши, девушки) осуществляется за счёт часов, выделяемых на проведение факультативных занятий (пункт 54 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283).


3.  В своей деятельности учителя трудового обучения и черчения руководствуются:

3.1. Учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения:



Учебная программа

1

Трудовое обучение. Обслуживающий труд.V– IX классы – Минск: НИО, 2012. – 72с.

2

Трудовое обучение. Технический труд V– IX классы – Минск: НИО, 2012. – 80с.

3

Працоўнае навучанне. Абслуговая праца. V– IX класы – Мінск: НІА, 2012. – 72 с.

4

Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца. V– IX класы – Мінск: НІА, 2012. – 80 с.

5

Черчение (техническая графика). IX класс – Минск: НИО, 2012. – 15 с.

6

Чарчэнне (тэхнічная графіка). IX класс Мінск: НІА, 2012. – 15 с.


3.2. Примерным календарно-тематическим планированием:

3.3. Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94, согласно которым:

при проведении учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» в VII–VIII классах два учебных занятий могут проводиться как сдвоенные;

при организации учебных занятий по трудовому обучению обязательные домашние задания не предусмотрены. В дневниках учащихся в графе «Задания» записывается тема учебного занятия;

при организации учебных занятий по учебному предмету «Черчение» предусмотрены домашние задания, тематика которых фиксируется в классном журнале и дневниках учащихся;

3.4. Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Трудовое обучение», «Черчение»;

3.5. Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 17, 2011 г.), согласно которым учащимся гимназий, гимназий-интернатов, гимназий-колледжей искусств итоговая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» в свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) выставляется на основании годовой отметки за VIII класс.

Учащиеся XI классов учреждений общего среднего образования, а также выпускники специальных общеобразовательных школ-интернатов, вечерних школ, специальных классов и классов интегрированного обучения, освоившие содержание образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), могут по своему желанию сдать квалификационный экзамен в учреждении образования (межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации (далее – УПК), учреждении профессионально-технического образования или др.). Экзамен проводится в период, который определяется администрацией учреждения образования, но не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов по учебным предметам (пункт 60 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования).

При определении порядка и правил проведения квалификационного экзамена следует руководствоваться Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954, а также Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

При условии сдачи квалификационного экзамена и присвоения учащемуся соответствующей квалификации рабочего (служащего) квалификационный экзамен засчитывается как выпускной экзамен по выбору.

Отметка, полученная учащимися на экзамене по курсу профессиональной подготовки, в аттестат об общем среднем образовании не выставляется, а производится запись об успешном усвоении курса профессиональной подготовки с указанием полученной специальности и присвоенного учащемуся квалификационного разряда. Например: «Кроме того, успешно усвоил курс профессиональной подготовки (столяр, ІІ разряд)».

Указанные выше технические нормативные правовые акты, учебная программа, примерное календарно-тематическое планирование по техническому труду размещены на сайтах Министерства образования и Национального института образования.

В 2011/2012 учебном году при проведении республиканской олимпиады по трудовому обучению учащихся учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования творческие проекты учащиеся выполняли в соответствии с темой ”Беларусь – мая Радзіма“.

В 2012/2013 учебном году указанная тематика творческих проектов сохраняется.


4. В помощь учителям трудового обучения изданы контрольно-измерительные материалы:

^ Астрейко, С.Я. Задания для тематического контроля по техническому труду. V– IX классы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С.Я. Астрейко, В.А. Коноплич, В.В.Гузов. – Минск, Сэр-Вит, 2012. – 104с.


5. В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся рекомендуем:

проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучаемыми учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, конспекты, списки литературы и т.д.;

проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с терминологией трудового обучения и черчения;

формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщённые таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, проводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

использовать 1 тетрадь для всех видов обучающих работ по трудовому обучению; 1 тетрадь по черчению;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

повышать культуру устной и письменной речи, логичность их высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.


^ 6. Обращаем внимание на следующие особенности организации образовательного процесса в 2012/2013 учебном году.

Используются учебные пособия:

Класс

Название, авторы

Издательство

Год издания

V

Трудовое обучение. Технический труд / С.Я. Астрейко и др.; под ред. С.Я. Астрейко

НИО

2010

V

Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца / С.Я.Астрэйка і інш.; пад рэд. С.Я.Астрэйка

НІА

2010

V

Трудовое обучение. Обслуживающий труд / И.А.Сысоева, В.Е.Шарапова

НИО

2010

V

Працоўнае навучанне. Абслуговая праца / І.А.Сысоева, В.Я.Шарапава

НІА

2010

VI

Трудовое обучение (технический труд) / С.Я. Астрейко и др.; под ред. С.Я. Астрейко

НИО

2011

VI

Працоўнае навучанне (тэхнічная праца) / С.Я. Астрэйка і інш.; пад рэд. С.Я.Астрэйка

НІА

2011

VI

Трудовое обучение (обслуживающий труд) / Л.М.Яворская, Н.И.Шульга

НИО

2008

VI

Працоўнае навучанне (абслуговая праца) / Л.М.Яворская, Н.І.Шульга

НІА

2008

VII

Трудовое обучение. Технический труд (для мальчиков) / И.А.Карабанов и др.; под ред. И.А. Карабанова

Адукацыя і выхаванне

2012


VII

Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца (для хлопчыкаў) / І.А.Карабанаў і інш.; пад рэд. І.А.Карабанава

Адукацыя і выхаванне

2012

VIІ

Трудовое обучение. Обслуживающий труд / С.И.Столярова и др.; под общ. ред. С.И. Столяровой

Местный Литературный Фонд

2008

VIІ

Працоўнае навучанне Абслуговая праца / С.І. Сталярова і інш.; пад агул. рэд. С.І.Сталяровай

Мясцовы Літаратурны Фонд

2008

VIII

Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца / І.А. Карабанаў і інш.; пад рэд. І.А.Карабанава

Адукацыя і выхаванне

2005

VIIІ

Трудовое обучение. Технический труд / И.А. Карабанов и др.; под ред. И.А.Карабанова

Адукацыя і выхаванне

2005

VIIІ

Трудовое обучение (обслуживающий труд) / С.И.Столярова, Н.А.Юрченко

Адукацыя і выхаванне

2009

VIIІ

Працоўнае навучанне (абслуговая праца) / С.І. Сталярова, Н.А.Юрчанка

Адукацыя і выхаванне

2009



Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца / С.Я.Астрэйка і інш.

Адукацыя і выхаванне

2006



Трудовое обучение. Технический труд / С.Я. Астрейко и др.

Адукацыя і выхаванне

2006



Трудовое обучение (обслуживающий труд) / С.И.Столярова, Н.А.Юрченко

Адукацыя і выхаванне

2009



Працоўнае навучанне (абслуговая праца) / С.І.Сталярова, Н.А.Юрчанка

Адукацыя і выхаванне

2009



Черчение / В.Н.Виноградов

НИО

2009



Чарчэнне / В.Н.Вінаградаў

НІА

2009


Учителя технического и обслуживающего труда имеют право на изменение последовательности изучения разделов и тем при условии сохранения целостности системы подготовки учащихся к трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности. До 15% учебного времени учитель может использовать по своему усмотрению с учётом местных условий и наличия материально-технической базы.

Особое внимание при организации учебных занятий следует обратить на формирование понятия об энергосбережении, знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасной работы, электробезопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Перед изучением каждой новой темы необходимо ознакомить учеников с общими правилами безопасной работы, методами предупреждения травматизма.

Обращаем внимание, что в соответствии с программой по учебному предмету «Трудовое обучение (технический труд)» учащиеся должны выполнять практические работы с использованием учебного станочного оборудования. Поэтому администрации учреждений общего среднего образования необходимо принять меры по материально-техническому обеспечению выполнения учащимися в полном объёме практической части учебной программы по техническому труду, в том числе с использованием учебных станков.

В соответствии с требованиями охраны труда в учреждениях общего среднего образования учителю технического труда необходимо иметь рабочий разряд по механической обработке древесины или металлов, дающий право обслуживать и работать на учебном станочном оборудовании, а также обучать учащихся приёмам работы на учебных станках.

Персональная ответственность за исправную работу учебного станочного оборудования возлагается на учителя и руководителя учреждения общего среднего образования.

В связи с тем, что УПК получили статус учреждений общего среднего образования, возможно проведение учебного предмета «Трудовое обучение», а также факультативных занятий по трудовому обучению на базе УПК с привлечением соответствующих специалистов.


^ Общественно полезный труд организуется за счёт часов, выделяемых на проведение факультативных занятий там, где созданы необходимые условия, из расчёта 1 учебный час в неделю в ІІІ–VІІІ классах и 2 учебных часа в неделю – в ІХ–ХІ классах. При проведении общественно полезного труда деление класса на группы не осуществляется.

Общественно полезный труд учащихся во внеурочное время должен проводиться не ранее чем через 30 минут после окончания учебных занятий.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

уборке территории – с V класса; дежурству в обеденном зале – с VII класса; влажной уборке учебного помещения – с VIII класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися V–XI классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, переплетение или ремонт переплётов) учащимися V–XI классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися V–XI классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися V–XI классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового оборудования и инвентаря, учебных помещений учащимися VIII–XI классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам:

запрещённым законодательством Республики Беларусь;

опасным в эпидемическом отношении – уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;

опасным для жизни – санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытьё оконных и других стёкол, электросветильников.

Все виды общественно полезного труда должны быть организованы в соответствии с гигиеническими требованиями, с соблюдением техники безопасности, в специальной одежде (халат, фартук, косынка).

Используемый при работе инвентарь (лопаты, лейки, грабли и другое) должен соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Для учащихся V–ХI классов учреждений общего среднего образования может быть организован общественно полезный труд по направлению «Растениеводство» в соответствии с методическими рекомендациями, размещёнными на сайте Министерства образования.

^ При проведении допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся следует руководствоваться Методическими рекомендациями по организации профессионального обучения учащихся на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации, размещёнными на сайте Министерства образования.

С учащимися ІХ классов могут проводиться факультативные занятия «Моё профессиональное будущее» (в объёме 1 учебный час в неделю) за счёт часов, выделяемых на проведение факультативных занятий. При проведении занятий используются:

  • учебная программа «Моё профессиональное будущее». – Минск, НИО, 2007;

  • учебное пособие «Моё профессиональное будущее» для учащихся Х класса / Прощицкая Е.Н. – Минск, НИО, 2007;

  • тетрадь для практических работ и самонаблюдения / Прощицкая Е.Н. – Минск: Зорны верасень, 2007.

Факультативные занятия «Моё профессиональное будущее» могут проводиться на базе УПК и с привлечением специалистов, работающих в УПК.

В шестой школьный день может осуществляться допрофессиональная и профессиональная подготовка на базе УПК, школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских, в учреждениях профессионально-технического образования, мастерских предприятий (сельскохозяйственных организаций). На проведение допрофессиональной и профессиональной подготовки используются часы, выделяемые на проведение факультативных занятий, в следующем объёме:

VIII класс – 2 часа в неделю;

IX класс – 4 часа в неделю;

X–XI классы – 6 часов в неделю.

Если все учащиеся класса изъявили желание получать допрофессиональную и профессиональную подготовку, то обучение на базе УПК и других базах возможно в любой день недели.

Уроки по профессиональному обучению в X–XI классах при подготовке трактористов-машинистов на право управления тракторами категории «А» необходимо организовывать по учебному плану и программе подготовки водителей колёсных тракторов категории «А» в учреждениях общего среднего образования и межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, утверждёнными в 2010 году Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (размещены на сайте Министерства образования).

Подготовку водителей механических транспортных средств категории «А», категории «В», категорий «В» и «С» следует осуществлять по программам подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств и лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2006 № 33.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2006 № 120 «О некоторых вопросах осуществления деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств» учреждения общего среднего образования, межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся должны иметь сертификат на предоставление услуг по подготовке, переподготовке водителей механических транспортных средств.

Подготовка водителей механических транспортных средств должна быть организована в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».

При проведении допрофессиональной и профессиональной подготовки допускается выставление учащимся текущих, четвертных и годовых отметок.


В соответствии с образовательными программами профессиональной подготовки рабочих (служащих) с учащимися Х класса, осваивающими содержание данных образовательных программ, после окончания учебного года проводится производственная практика на протяжении 20 дней по 6 учебных часов в день (всего 120 учебных часов).

В V–VIII классах учреждений общего среднего образования, имеющих земельные учебно-опытные участки, в период летних каникул проводится трудовая практика продолжительностью не более 5 дней (15 учебных часов). Сроки, порядок организации практики, исходя из местных условий, определяет руководитель учреждения общего среднего образования.

Трудовая практика может проводиться также в лагерях труда и отдыха, ученических производственных бригадах (звеньях), а также в порядке индивидуального трудоустройства учащихся.


^ 7. На поддержку и углубление содержания основной учебной программы по учебному предмету ”Трудовое обучение“ направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей) для факультативных занятий:


V класс

^ Факультативные занятия

Издательство

Год издания

Волшебный мир кулинарии

Сэр-Вит

2011

Пропильная резьба и выжигание по древесине

Сэр-Вит

2011


VI класс

^ Факультативные занятия

Издательство

Год издания

Волшебный мир кулинарии

Сэр-Вит

2011

Пропильная резьба и выжигание по древесине

Сэр-Вит

2011


^ VII класс

Факультативные занятия

Издательство

^ Год издания

Кружевное очарование

Сэр-Вит

2012

Плетение из соломки

Сэр-Вит

2011

Художественная обработка металлов: просечка по металлу. Чеканка по металлу

Сэр-Вит

2011


^ VIII класс

Факультативные занятия

Издательство

^ Год издания

Кружевное очарование

Сэр-Вит

2012

Плетение из ивового прута

Сэр-Вит

2011

Художественная обработка металлов: просечка по металлу. Чеканка по металлу

Сэр-Вит

2011

Художественное точение древесины

Сэр-Вит

2011

Основы художественного конструирования

Сэр-Вит

2011


IX класс

^ Факультативные занятия

Издательство

Год издания

Кружевное очарование

Сэр-Вит

2012

Художественная обработка металлов: просечка по металлу. Чеканка по металлу

Сэр-Вит

2011

Художественное точение древесины

Сэр-Вит

2011

Основы художественного конструирования

Сэр-Вит

2011

Занимательное графическое моделирование

Сэр-Вит

2011


Для эффективного проведения факультативных занятий в библиотеках всех учреждений общего среднего образования должны быть в наличии экземпляры указанных учебно-методических комплексов.


Перечень учебных программам факультативных занятий, утвержденных Министерством образования и размещенных на сайте НИО:

п/п

Факультативные занятия

Класс (классы)

1.

Пчалярства

IX

2.

Учимся экономии и бережливости

II —X

3.

Моделирование малых форм интерьера

VIII — IX

4.

Изготовление одежды с элементами моделирования и конструирования

VIII — IX

5.
^

Школа моды «Тинейджер»


VIII — IX

6.

Праздники и традиции


V — VIII

7.
^

Основы потребительских знаний в области безопасности питания, качества товаров и услуг


VIII (IX)


8.
^

Ниточный дизайн


V — VI

9.

Конструирование и моделирование одежды

VII — IX

10.

Резьба по древесине

VIII

11.

Лоскутная техника (пэчворк)

VI — VII

12.

Батик (роспись по ткани)

VIII — IX

13.

Бисероплетение

V — IX

14.

Вышивка лентами

VIII

15.

Вышивка гладью

VII — VIII

16.

Эстетика жилища

VIII — IX

17.

Творческая мастерская

V — VI

18.

Стеклянная мозаика (техника «Фьюзинг»)

IX (X, XI)

19.

Основы садоводства

VIII (IX)

20.
^

Основы проектной деятельности


VIII — XI

21.

Кружевница

V — VIII


22.

Декоративно-прикладное искусство Беларуси

VI — VII

23.

Основы современного этикета

IX (X, XI)

24.

Мое профессиональное будущее

X

25.

Технология резьбы по древесине

VII — IX

26.

Имитация витража

VIII — IX

27.

Техническая графика

IX— X

28.

Техническая графика и моделирование

XI— XII

29.

Графическая грамотность

XI— XII

30.

Профессия - дизайнер

IX

31.

Художественная роспись ткани

VII

32.

Асновы мастацкага ткацтва

IX

33.

Озеленение и дизайн помещений

IX

34.

Искусство керамики

VI

35.

Азбука школьника-цветовода

VII — VIII


^ 8. На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

внедрение современных электронных средств обучения и информационных технологий в образовательный процесс;

особенности составления технологических карт при подготовке учащихся к олимпиаде по трудовому обучению;

оформление пояснительной записки творческого проекта;

оформление и оснащение учебных мастерских (кабинетов трудового обучения);

контрольно-оценочная деятельность на уроках трудового обучения и черчения;

основные направления совершенствования профессионального мастерства учителя трудового обучения, черчения.


^ 9. На заседаниях методических объединений рекомендуется обсудить следующие вопросы:

информационные технологии и электронные средства обучения в образовательном процессе;

воспитательный потенциал уроков трудового обучения;

система работы с учащимися по подготовке к предметной олимпиаде;

повышение профессиональной компетенции учителей трудового обучения;

формирование основ графической грамотности учащихся средствами учебно-методического комплекса по трудовому обучению и черчению;

эффективность профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования.


^ 10. В новом учебном году запланировано проведение двух республиканских семинаров для учителей трудового обучения:

«Формирование основ технологической грамотности обучающихся на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности» (октябрь-ноябрь 2012 г.);

«Развитие творческих способностей учащихся при организации образовательного процесса по трудовому обучению» (апрель-май 2013 г.).


^ 11. Перечень методической литературы

Класс

Название, авторы

Издательство

Год издания

V

Технический труд. Тематический контроль знаний: пособие для учителей / Гузов В.В. [и др.]

Жасскон

2007

V

Уроки технического труда в 5 классе / Гузов В.В.

НИО

2011

V

Трудовое обучение (технический труд). 5 класс: тестовые задания: ответы и комментарии / Гузов В.В.

Аверсэв

2012



Технический труд. Тематический контроль знаний: пособие для учителей / Гузов В.В. [и др.]

Жасскон

2007

V–IХ

Трудовое обучение в школе: пособие для учителя / Яворская Л.М., Шульга Н.И.

Адукацыя і выхаванне

2005

V–IХ

Трудовое обучение. Внеклассная работа: пособие для учителя / Яворская Л.М., Шульга Н.И.

Адукацыя і выхаванне

2007

V–IХ

Тесты для тематического контроля по трудовому обучению. 5–8 классы (обслуживающий труд) /

Яворская Л.М.

Аверсэв

2005, 2006

V–IХ

Трудовое обучение. Обслуживающий труд, 5–9 класс (плакаты)

Сэр-Вит

2010

VІІ

Уроки обслуживающего труда. 7 класс / Столярова С.И., Юрченко Н.А.

НИО

2010

VІІІ

Уроки обслуживающего труда. 8 класс / Столярова С.И., Юрченко Н.А.

НИО

2011



Уроки обслуживающего труда. 9 класс / Столярова С.И., Юрченко Н.А.

НИО

2012



Сборник задач и упражнений по черчению (технической графике): учебное пособие для общеобразовательной школы / Виноградов В.Н., Василенко Е.А., Коваленко Л.Н.

Народная асвета

2000



Черчение. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся / Виноградов В.Н.

Сэр-Вит

2011, 2012



Черчение. 9 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся / Коренькова А.С.

Новое знание

2009



Практикум по черчению, архитектурно-художественное направление / Коренькова А.С.

Беларусь

2006



Сборник задач и упражнений по черчению (технической графике): учебное пособие для общеобразовательной школы / Виноградов В.Н., Василенко Е.А., Коваленко Л.Н.

Народная асвета

2000



Черчение. Основы графической грамотности: пособие для учителя / Коренькова А.С., Августинович И.Е.

Новое знание

2009



Черчение с увлечением: пособие для учащихся общеобразовательных школ и школ с архитектурно-художественным и техническим уклоном / Коваленко Л.Н.

Сэр-Вит

2004



Таблицы по черчению: пособие для учителей / Виноградов В.Н., Василенко Е.А.

Сэр-Вит

2009



Черчение в 9 классе / Коренькова А.С., Августинович И.Е.

НИО

2011


12. Перечень электронных средств обучения, рекомендуемых для использования в образовательном процессе:

«Черчение» (Аксамит Г.Н., Якубович С.А., гимназия № 1 г.Волковыска Гродненской области).

В ходе подготовки и проведения учебных занятий, внеклассных мероприятий, профессиональной подготовки и ориентации учащихся возможно также использование материалов, публикуемых на страницах научно-методического журнала «Тэхналагічная адукацыя», а также материалов официальных сайтов:

Министерства образования: http://edu.gov.by;

Национального института образования: www.аdu.by;

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by;

Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

Республиканского центра профессиональной ориентации молодёжи: rcpom.edu.by.


^ 13. Перечень статей, опубликованных в научно-методическом журнале «Тэхналагічная адукацыя», материалы которых актуальны для использования в образовательном процессе, а также для повышения педагогического мастерства учителя,:

2, 2011

Дидактические сценарии уроков как инновации в образовании.

Дидактический сценарий урока «Столярное соединение в полдерева».

Спонтанные попытки педагогического сценарирования: опыт российских коллег.

Третий (областной) этап Республиканской олимпиады по трудовому обучению в 2011г.

План-конспект урока «Способы построения изображений на чертежах».

План-конспект урока «Проектирование как средство графического отображения формы предмета. Чертежи в системе прямоугольных проекций».

План-конспект урока «Изображение и технический чертеж: виды и названия, необходимое количество изображений на чертеже».

Основы выращивания растений.

Возможности использования ресурсных центров в воспитании учащихся.

Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии.

Тайны белорускага арнаменту.

3, 2011

Технологическая культура как ценностный ориентир технологического образования школьников.

Четвёртый этап Республиканской олимпиады по трудовому обучению в 2011г.

Технологические задачи в школьном обучении.

Особенности использования межпредметных связей при подготовке будущих учителей на факультете технологии.

Основы выращивания растений.

Теоретический материал к уроку № 7. Тема «Уборка урожая овощных культур, подготовка и закладка на хранение. Значение подзимних посевов и посадок. Уборка томатов».

План-конспект урока в ІХ классе. Тема «Ансамбль в одежде. Подбор аксессуаров».

Скрипка своими руками.

Школа ремонта.

Арнамент у вырабах народных майстроў.

4, 2011

Возможности образовательной логистики в рамках трудового обучения.

Логистика массовой оценки учебных достижений учащихся: аналитико-модельное видение.

Модели геометрических тел как важнейшая содержательная линия в графической подготовке школьников.

Техническое обеспечение инновационного развития трудового обучения в условиях информационного общества.

Информационный обзор портативных компьютерных устройств для возможного использования в учреждениях образования.

Виртуальный кабинет обслуживающего труда: вариант методического обеспечения (из опыта работы).

Развитие мышления младших школьников на занятиях по техническому творчеству.

План-конспект урока в V классе. Тема «Значение чая, кофе, какао в питании человека. Приготовление горячих напитков».

Заключны этап Рэспубліканскай алімпіяды па працоўным навучанні. Кобрын — 2011.

Изготовление поздравительной открытки (из опыта работы).

1, 2012

Теория и практика обучения построению сборочных чертежей с использованием электронно-образовательных ресурсов.

Средства визуальной навигации как элемент организационно-регламентирующего компонента образовательной среды в рамках трудового обучения.

Организационно-управленческие аспекты использования электронно-образовательных ресурсов в процессе трудового обучения.

Уроки обслуживающего труда.

Олимпиада как показатель мастерства.

Третий этап Республиканской олимпиады по трудовому обучению в 2012 году.

Трудолюбие.

Помочь в профессиональном самоопределении.





Похожие:

К. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино " 29 " мая 2010 года Инструктивно-методическое письмо
При организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности необходимо руководствоваться следующими нормативными...
К. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
«Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования в 2012/2013 учебном году»
К. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования от 26. 08. 2011 №241, на изучение учебного предмета...
К. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики...
К. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
К. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
К. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при
А. в ястребова, Т. П. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные...
К. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо по ведению классных журналов Классный журнал это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам
Белгорода направляет для руководства в работе инструктивно-методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики...
К. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо о переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

К. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо о переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы