Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий icon

Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий



НазваниеОсобенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий
Дата конвертации22.09.2012
Размер94.29 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /В помощь педагогу (папка 3)/Использование ИКТ на уроках ИЗО.doc
2. /В помощь педагогу (папка 3)/Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства.doc
3. /В помощь педагогу (папка 3)/Критерии оценки успешности художественно-эстетического развития учащихся на уроках ИЗО.doc
4. /В помощь педагогу (папка 3)/Упражнения для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства.doc
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий
Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства
Критерии оценки успешности художественно-эстетического развития учащихся на уроках изо
Упражнения для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Особенности преподавания

учебного предмета «Изобразительное искусство»

с использованием мультимедийных технологий.


На этапе развития образования, в условиях функционирования всемирной информационной сети, все шире используется мультимедиа-технология для оптимизации учебного процесса. “Под мультимедиа-технологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств” [1, с.160]. Информация, при этом, предстает в различных формах – визуальной, звуковой, видеофильма.

Уроки с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:

- принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности;

- принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет, электронных справочниках, энциклопедиях и т.д.;

- принцип связи обучения с практикой – компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий;

- принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения, как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных;

- принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины.;

- принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности ИКТ связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.

Использование ИКТ технологий может осуществляться на всех этапах учебного процесса .

  • на этапе предъявления учебной информации обучающимся;

  • на этапе усвоения учебного материала в процессе повторения и закрепления полученных знаний

  • на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

  • на этапе коррекции процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала и его систематизации.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании ИКТ на уроке информация представляется не статичной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

ИКТ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту.


Какие же ИКТ могут использоваться на уроках ИЗО?

  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Интерактивная приставка или доска.

Остановимся на каждом из видов.

Использование компьютера может осуществляться через использование графического редактор “Paint”. Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности

Следующий вид ИКТ это интерактивная доска или приставка.

Применение интерактивной доски на уроке даёт учителю изобразительного искусства, ряд преимуществ:

  • можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами (например, разгадывать всем классом кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране).

  • всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

  • работая на доске электронным маркером как мышью, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работы сразу всему классу (например, выполнить анализ композиции картины, выстроив композиционную схему прямо по репродукции).

  • благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Включенные в состав программного обеспечения интерактивной доски различные спецэффекты позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока (например, с помощью экранной лупы можно рассмотреть отдельные детали картины с увеличением).

  • при подготовке к уроку не обязательно использовать интерактивную доску, достаточно иметь на компьютере то же самое программное обеспечение, что и для интерактивной доски. Это позволяет готовить и подбирать нужные материалы к уроку на любом компьютере (например, домашнем).

  • можно применять свои ранее созданные презентации, без каких - либо изменений или переработать их с использованием возможностей интерактивной доски, сохранив изменения в данном программном обеспечении.

Мультимедийный проектор на уроке можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока.

В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах. Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению . В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое. Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее.

Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации. Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.

Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:

- информация на экране должна быть структурирована;
- визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;
- темп работы должен варьироваться;
- периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;
- содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций или же они низкого художественного качества. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

- узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;

- динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

- продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки, где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока. Средства мультимедиа дают учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;

- оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

Рекомендации по использованию элементов оформления презентации

Дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей.

Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм.

К наиболее значимым из них относят:

стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия):

красный,

оранжевый,

желтый;

дезинтегрирующие(холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке):

фиолетовый,

синий,

голубой,

сине-зеленый;

зеленый;

нейтральные цвета:

светло-розовый,

серо-голубой,

желто-зеленый,

коричневый;

сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);

при выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать, что прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона:

белый на темно-синем,

лимонно-желтый на пурпурном,

черный на белом,

желтый на синем;

белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности

любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;

фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее;

любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания, поэтому для маленьких детей рекомендуется вставлять их в последнюю очередь

включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

Учет указанных особенностей оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.

Бесспорно, компьютер не решает всех проблем, он остаётся всего лишь многофункциональным техническим средством обучения (ТСО). Задача учителя создать на уроках условия для познавательной активности учащихся. Информационно-компьютерные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.




Похожие:

Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий iconПрограмма "Изобразительное искусство и его история". Образовательная программа для учителей начальных классов. Методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в 1-4 класс
Образовательная программа для учителей начальных классов. Методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в 1-4 классах....
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий iconМетодика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций
Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика рао...
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях республики Карелия в 2011/2012 учебном году
По сравнению с учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном...
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» на 2011 2012 учебный год Составители: Лаврентьева О. В
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования второго поколения, 2011 г
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий iconПрограмма учебного курса по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»
Программа разработана на основе Примерных программ двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» Федерального...
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий iconРабочая программа по искусству (модуль «Изобразительное искусство») для 3 «Б»
«Изобразительное искусство и художественный труд» 2005 г., а также авторской программы по предмету «Изобразительное искусство и художественный...
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий iconВыступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры»
Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» в 2011-2012 уч году в рамках регионального базисного...
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе программы «Изобразительное искусство» О....
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий iconРабочая программа по предмету Изобразительное искусство 2 класс изобразительное искусство
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы