Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока icon

Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока



НазваниеСовременные требования к проведению анализа и самоанализа урока
Дата конвертации22.09.2012
Размер56.58 Kb.
ТипУрок
источник




Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока


Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!


Пьер Гренгор


Методист УМУ «РУМК»

Григорчук Ю. А.


Сморгонь, 2012


 

Повышение квалификации учителя во многом зависит от умения анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока.

     Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных целей и воспитательных и развивающих задач урока с достигнутыми результатами.  Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

     Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий - достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержание, форм и методов организации урока; аспектный - отдельных элементов урока.

     Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и др.

     Таким разноообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения:

 

    1. Школа, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, из них присутствует на уроке.

      2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

      3. ^ Организационное начало урока:

          - готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов;

          - подготовленности учащихся - дежурные, наличие тетрадей, альбомов, учебников, пособий;

          - подготовленность классного помещения - соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, чистота классной доски, освещение помещения.

      4. ^ Организационная структура урока:   

          - мобилизующее начало урока;

          - последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

          - насыщенность урока и темп его проведения и т.д.

      5. ^ Анализ содержания учебного материала урока:

          - обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

          - соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

          - соотношение практического и теоретического материала;

          - связь с жизнью и практикой.

      6. ^ Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

          - цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

          - обоснование выбора и методов обучения;

          - пути реализации дидактических принципов в обучении;

          - индивидуализация и дифференциация в обучении;

          - взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.  

      7. ^ Деятельность учителя:

          - научность и доступность изложения новых знаний;

          - использование передового опыта учителей и методической науки;

          - организация закрепления учебного материала;

          - организация самостоятельной работы учащихся;

          - проверка и оценка знаний и умений учащихся;

          - вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

          - отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

          - задание на дом и проявление учителем внимание к нему;

          - пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

          - эффективность использования наглядных пособий, ТСО;

          - контакт учителя с классом и т.д.

      8. ^ Деятельность учащихся:

          - подготовка рабочего места;

          - поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного  вида работы на другой и т.д.

          - интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

          - состояние их устной и письменной речи;

          - знание теории, умение применять полученные знания;

          - отношение учащихся к учителю;

          - степень и характер участия в работе на уроке коллектива в целом и отдельных учащихся и т.д.

      9. Выводы:

          - выполнение плана урока;

          - достижение целей урока;

          - особенно интересное и поучительное на уроке;

          - что произвело на уроке наибольшее впечатление;

          - какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

          -  оценка урока.

 

     С помощью приведенной общей схемы возможно проведение как анализа урока при взаимопосещениях, так и самоанализа. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. В  этой связи можно привести один из возможных вариантов:

  1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь? 

  2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место урока в разделе, теме, курсе?

  3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?

  4. Рациональна ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока?

  5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?

  6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

  7. Как выбирались для урока формы обучения?

  8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

  9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

  10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течении всего урока?

  11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

  12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?


     Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящих к общим бездоказательным утверждениям типа: "мне понравился урок", "учащиеся и учитель работали активно", "цель урока достигнута" и т.д.      Конечная цель анализа и самоанализа способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания, развития учащихся.




Похожие:

Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока iconСовременные требования к проведению анализа и самоанализа урока
А это невозможно без анализа накопленного опыта. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок как...
Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока iconАспектные виды анализа урока
Предполагают анализ какого-либо аспекта деятельности учителя или учащихся, с этой целью проводится наблюдение и затем анализ урока...
Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока iconДокументи
1. /Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников/01.12.2012/Английский...
Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока iconТребования к программе самообразования Самообразование учителя
Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в...
Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока iconПараметры для самоанализа и самооценки урока
Общая структура урока. К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко...
Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока iconМетодические рекомендации для проведения самоанализа педагога по выявлению готовности к введению Федерального государственного образовательного стандарта Карта самоанализа готовности педагога к введению стандарта
Знать модель выпускника начальной школы как общие требования к конечным результатам начального образования
Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока iconПлан самоанализа урока
Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей
Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока iconПамятка для самоанализа занятия. А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные...
Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока iconПлан самоанализа урока Первый этап
Формулировка образовательных, воспитательных, развивающих целей урока. Достигнуты ли данные цели?
Современные требования к проведению анализа и самоанализа урока iconСамоанализа урока преподавателям
Как была определена триединая дидактическая цель (тдц) урока, что при этом учитывалось?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы