Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения
Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения icon

Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения



НазваниеЦелеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения
Дата конвертации22.09.2012
Размер114.46 Kb.
ТипУрок
источник




Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и

личностно ориентированной

моделей обучения


Без грамотного, научно обоснованного

проектирования учебных занятий тщетно надеяться

на повышение качества образования учащихся.

И.П. Подласый


Методист УМУ «РУМК»

Григорчук Ю. А.


Сморгонь, 2012


 В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Под целью в образовании следует понимать идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности.


Целеполагание является проблемой современного урока.

^ В чем суть проблемы?

  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

  • Формальный подход при постановке  цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

  • Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе Кодексе РБ «Об образовании», в Законе об общем среднем образовании и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель.

  • Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.


Предлагаю рассмотреть различные модели организации образовательного процесса и соответствующие постановки целей урока.


В традиционной модели образовательного процесса цели урока формулирует учитель. Как правило, они записываются учителем через:

  • его деятельность,

  • изучаемое содержание,

  • деятельность учащихся.

В первом случаи для представления целей применяются глаголы: дать понятие о …, воспитать, развивать, показать, закрепить, сравнить и т. д. Такие записи нельзя отнести к целям, т. к. здесь нет описания конечного результата ( продукта) урока. Скорее это – указание на то, что учитель будет делать не уроке: формировать, воспитывать, развивать,…. . Ученики здесь – лишь объект воздействия педагога, материал, с которым он работает. Главное работа учителя, его план, а результат урока имеет лишь некое второстепенное значение.

^ Второй вариант постановки обучающей цели – через изучаемое содержание: например изучить закон Ома, изучить живопись и т. д. Здесь происходит подмена понятия «цель» и нет конкретности: непонятно что из этого и на каком уровне должны усвоить учащиеся. Не ясно, с какими конкретными знаниями и умениями учащиеся будут уходить с урока.

Если же цель определяется через деятельность учеников (третий вариант), то в поурочном плане пишется: написать сочинение, выполнить упражнение, нарисовать рисунок т. д. Это также не является целью, а лишь указанием на то, что будут на уроке делать ученики. О результате речь не идёт.


В технологической модели отдаётся приоритет обучающим целям. Здесь применяется диагностическое целеполагание – описание целей таким образом, чтобы можно было надёжно опознать степень их достижения. Выделяют характерные признаки цели обучения, заданной диагностично:

  • имеется описание целей,

  • существует возможность опознания степени их достижения, имеется шкала для оценки.

По суть цель урока – это перечень учебных действий, которыми предполагается овладеют ученики.

Как же происходит постановка целей урока:

  1. В планируемом для изучения учебном материале определяются учебные элементы – понятия, факты, явления и т. д. Их перечень задаётся учебной программой.

  2. По каждому учебному элементу определяются действия, которыми учащиеся могут овладеть к концу урока. При этом предполагается разноуровневое представление целей - действий, когда на каждом из уровней для обозначения действий применяются соответствующие глаголы:

  • узнавание (различают, узнают, называют),

  • запоминание (воспроизводят, дают понятия, перечисляют),

  • понимание (приводят примеры, поясняют смысл),

  • применение по образцу (вычисляют, доказывают, решают),

  • перенос ( применяют правило или алгоритм в изменённой ситуации).

Т. е. в поурочном плане записать обучающие цели посредством перечисления глаголов – действий, например так: «Обучающая цель урока: к окончанию урока учащиеся будут уметь …». Или: «Владение учащимися следующими умениями». Далее эти умения перечисляются.

Можно пойти дальше и сформулировать цель ещё более диагностично.

3. По каждому из выделенных действий подбирается вопрос или задание, с помощью которого можно однозначно судить, овладел ли учащийся данным действием. Совокупность вопросов и заданий образует тестовое задание. Это задание является удобной формой представления цели урока.

Таким образом, идеальной целью урока в когнитивной (обучающей) области является ученик, способный по окончанию учебного занятия полностью и верно выполнить предложенное тестовое задание.

Возникает вопрос: как в плане урока диагностично записать обучающую цель. Здесь может быть несколько вариантов.

С помощью клише:

  • предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут уметь….

  • владение учащимися следующими умениями …

  • ожидаемый результат урока …

Далее идёт перечисление умений.

В форме таблицы:


Учебные элементы для изучения на уроке

Познавательная цель (действия учащихся, которыми они должны овладеть к концу урока)

Задания для контроля степени достижения цели











С помощью теста:

  • умение учащихся в конце урока успешно выполнить тест (далее приводится сам тест или делается ссылка на книгу с нужным тестом).


С помощью задачи:

  • если на уроке осваивался метод решения достаточно объёмной физической (математической, химической) задачи, то целью урока будет умение учеников решить подобную задачу.

Следует отметить, что предложенная форма постановки обучающей цели урока имеет некоторые ограничения.

  • Она не всегда пригодна для предметов, которые ориентированы на ценности, например литература, изобразительное искусство.

  • Для постановки цели описанным способом важно иметь необходимые умения, которые, впрочем, приобретаются с опытом, и дополнительное время.


В личностно ориентированной модели важное значение придаётся целям личностного развития учащихся – воспитательным и развивающим.

Мы говорим о том, что цель должна быть сформулирована конкретно и должен быть инструментарий для опознания степени её достижения. Но как измерить интеллектуальные и нравственные качества личности. Не существует надёжных измерителей динамики данных качеств личности в масштабе одного урока.

В силу невозможности диагностического описания целей урока в отношении личностного развития учащихся корректнее говорить о соответствующих задачах учителя. Эти задачи удобно формулировать на основе предложенной схемы.


Схема 1.1. ^ Механизм постановки учителем воспитательных и развивающих задач на урок


Клише (начала формулировки воспитательных и развивающих задач)



Способствовать …

Содействовать …

Создать условия …

Организовать ситуацию


Разрывы (несоответствия между желаемыми поведением, качествами учащихся и реальностью)
















Из схемы понятно, что воспитательные и развивающие задачи удобно записывать с помощью выделенных клише «Способствовать», «Содействовать», «Создать условия» и т. п. Продолжением этих слов являются наблюдаемые в классе несоответствия между тем, что записано в миссии школы», «Модели выпускника» или имеется в комплексе представлений самого учителя о том, каким должен быть выпускник школы, и реальным проявлением личностей учеников в классе в аспектах их воспитания и развития.

В качестве клише для постановки задач урока нецелесообразно применять слова «воспитывать», «формировать» и им подобные. Это связано с тем, что в гуманистической педагогике ребёнок уподобляется не «глине», из которой можно вылепить всё, что задумает воспитатель, а «семени неизвестного для педагога растения, способного обеспечивать и корректировать свой рост» (А. В. Хуторской). Педагог поддерживает ученика, создаёт для него условия движения « по лестнице собственных способностей».

^ Клише для формулировки развивающих задач урока:

  • создать условия для совершенствования таких общеучебных умений и навыков, как умение выделять главное, как умение составлять простой план параграфа или текста;

  • совершенствовать навыки работы со словарём, справочной литературой;

  • сформировать (продолжить формирование) следующие общеучебные умения и навыки ( планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с книгой и т.д.);

  • совершенствовать навыки анализа эпического произведения;

- способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, умению отстаивать свою точку зрения.

^ Клише для формулировки воспитательных задач урока:

  • содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся…, уделив внимание воспитанию коллективизма, активной жизненной позиции и т.д.;

  • содействовать воспитанию…;

  • содействовать решению задач трудового воспитания и профориентации учащихся;

- содействовать воспитанию культуры общения через ситуации «ученик - ученик».


Беседуя о целеполагании на уроке важно обратить внимание ещё на один момент. Ученики идут на урок со своими целями, а учитель – со своими. Чтобы урок получился результативным, цели нужно согласовать. Поэтому для личностно ориентированной модели обучения характерно включения самих учеников в процесс самоопределения на деятельность, на поиск ими личных смыслов по поводу изучаемого учебного материала, на постановку целей собственной деятельности.

Часто урок или этап изучения нового материала педагоги, обращаясь к ученикам, начинают словами: «Цель нашего урока…» и проговаривают дальше, например: «научиться рисовать пейзаж». Совершенно понятно, что это лишь ритуальная, ничего не значащая фраза. Она, как правило, не обеспечивает возникновение цели у самих учащихся. Так же малополезна запись учителем своей цели на доске. А между тем известно, что деятельность без принятой цели не является полноценной и достаточно эффективной.


^ Для актуализации потребностей учащихся в целеполагании могут организовываться различные ситуации. Приведём несколько примеров.

1.Учитель обращает внимание учащихся на доску, на которой
записана тема урока, и предлагает самостоятельно заполнить
таблицу, в которой две колонки: 1) по этой теме мне известно ...
и 2) по этой теме я сегодня на уроке хочу узнать … Таким образом, происходит содержательное самоопределение учеников,

в первом приближении формулируется цель, которая затем в об­щении с одноклассниками и учителем уточняется.

2.Учитель просит учащихся познакомиться со списком возможных целей изучения темы и отметить главные для себя:

  • изучить материал учебника;

  • усвоить основные понятия и законы темы;

  • подготовить доклад по одной из проблем;

  • хорошо подготовиться к зачету (контрольной работе, экза­мену);

  • выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме;

  • овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;

  • получить хорошую отметку на зачете;

  • свой вариант цели;

  • проявить и развить свои способности (перечислить) и т.п. Учащиеся в этой ситуации имеют хорошую возможность об­разовательного самоопределения.

3.Учитель предлагает ученикам сформулировать свои цели на учебное занятие.

4. Учитель просит школьников познакомиться со списком целей изучения данной темы, которые были определены учени­ками другого класса (например, параллельного); оценить их ре­альность, соответствие требованиям времени и т. п. На этой ос­нове предлагается сформулировать собственные цели урока или раздела учебного предмета.

5.Учащимся предлагается перенестись «на машине време­ни» к окончанию данного урока, скажем, на его 40-ю минуту. Предлагается представить себе, что урок уже позади, сформули­ровать и записать, чему каждый научился, с каким настроением уходит с урока. В конце урока все обращаются к своим записям, сравнивают достигнутое на уроке с прогнозом его результата.

6.В середине урока осуществляется рефлексия: осмысливается продвижение к запланированным целям, уточняется и корректируется деятельность и др.

Учащиеся, занимаясь собственным целеполаганием, овладевают при этом соответствующей комптенецией, что повышает их шансы успешной самореализации в жизни и в будущей про­фессиональной деятельности.


Таким образом, целеполагание, как важнейший компонент урока, является во многом определяющими в деятельности учителя и учащихся. Каковы будут цели, таким будет и урок. Диагностичекое кон­кретное описание целей урока в форме списка умений или дей­ствий, которыми учащиеся должны овладеть на уроке, предо­пределяет соответствующую работу по овладению школьниками этими действиями. Планирование задач личностного развития ориентирует педагога на создание соответствующих условий и ситуаций. В этих ситуациях ученики реализуют свои потреб­ности и развивают свои способности. Эффективность урока в значительной степени предопределяется принятием учащимися или выращиванием ими собственных целей на урок.




Похожие:

Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения iconЦелеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения
Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и
Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения iconСравнительная характеристика традиционной и современной личностно-ориентированной систем методической работы

Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения icon"Перспективная начальная школа" Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями...
Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения iconМетодическая работа в образовательном учреждении в условиях перехода на фгос ООО семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе 15. 11. 2011
Сравнительная характеристика традиционной и инновационной систем методической работы
Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения iconУмк «Гармония» в рамках стандартов нового поколения Стремление преодолеть разделение традиционной и развивающей систем обучения
В данном комплекте нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования (деятельностный и личностно...
Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения icon1. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования
Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели...
Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения iconТехнология проблемно- диалогического обучения
Современное обучение базируется на личностно ориентированном обучении, а личностно ориентированного обучения без проблемной составляющей...
Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения icon«Дифференциация обучения на уроках литературы в контексте проблем личностно ориентированного образования»
Принципы индивидуализации и дифференциации обучения основательно разработаны в современных психолого-педагогических науках. При этом...
Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения iconМодели личностно-ориентированной школы
Сь от исследования внешнего мира к внутреннему: механизмам обучения, способам управления собственной деятельностью, особенностям...
Целеполагание на уроке: сравнительная характеристика традиционной, технологической и личностно ориентированной моделей обучения icon«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения»
Многие отечественные ученые занимались разработкой системы личностно-ориентированного обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы