Тема: «Уместность благодарности» icon

Тема: «Уместность благодарности»



НазваниеТема: «Уместность благодарности»
Дата конвертации22.09.2012
Размер107.53 Kb.
ТипДокументы
источник

Факультатив «Речевой этикет» 3 класс

Тема: «Уместность благодарности»


Подготовили и провели:

учителя начальных классов

ГУО «Гимназия г. Сморгони»

Терещенко Т. В., Лашук Л. В.


Задачи:

1. Организовать работу по формированию умения выражать благодарность разным людям в различных ситуациях;

2. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся, интереса и внимания к русскому языку;

3. Создать условия для формирования учебного сотрудничества с другими детьми в процессе речевого взаимодействия.


^ Ход занятия

I.Организационный момент.

Игра «Весёлое приветствие»

-Давайте начнём наше занятие с весёлого приветствия. Если я скажу: «Здравствуйте, ребята!», то вы помашете мне рукой и скажите: «Салют!». Если я скажу: «Здравствуйте, девчата!», то девочки ответят мне по – французски: «Бонжур!» и пошлют воздушный поцелуй. Если я произнесу: «Приветствую вас!», то вы сложите руки перед грудью, поклонитесь и ответите по – восточному: «Салам, аллейкум!» Если я скажу: «Хелло, ребята!», то вы крикнете: «Трям!» и дважды хлопните над головой.

Игра

- А теперь давайте поздороваемся как учитель и ученики.

- Сегодня на нашем занятии мы узнаем очень много новой и полезной информации. А какой? Об этом чуть позже. А сейчас для начала фонетическая разминка.

^ II. Актуализация полученных знаний.

Фонетическая разминка. (Слайд 1)

  1. (Слайд 2)

- Какое слово состоит из двух латинских корней и означает «быстроног»?

А) самокат

Б) велосипед

Слово – отгадка начинается с звонкого парного согласного.

1 - б

Правильный ответ велосипед. Это слово состоит из двух латинский корней – velox и pedes и означает «быстроног». Так назвали машину потому, что она предназначалась для быстрой езды при помощи силы ног человека.

  1. (Слайд 3)

- Какое слово пришло к нам из татарского языка?

А) конь

Б) лошадь

В слове – отгадке на конце глухой парный согласный звук.

2 - б

До монголо – татарского нашествия этого слова в русском языке не было. Оно пришло к нам из татарского языка. Алашаат – так они называли это животное. Это слово в русском языке применялось сначала только к крестьянской рабочей лошади, а военных называли по – прежнему конями.

  1. (Слайд 4)

- Какое слово в начале своего создания означало «развлечение, забавы»?

А)спорт

Б) театр

В слове – отгадке все согласные звуки твёрдые.

3 - а

Родилось слово спорт во Франции и произносилось иначе: депорт. Означало оно «развлечение, забавы». Попав в Англию, оно стало произноситься там по – своему: диспорт, а потом и вовсе без частички «ди». Получилось спорт. Эти словом стали называть некоторые состязания, например, конные скачки.

  1. (Слайд 5)

- Какое слово в переводе с латыни на русский язык означает «собачка», «щенок»?

б) спаниель;

б) каникулы.

В слове – отгадке последний согласный звук твёрдый.

4- б

Наверное, нет на свете школьника, который не любил бы каникул. А вот происхождение этого слова знают далеко не все. Если перевести его с латыни на русский язык, то получится «собачка», «щенок».Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жарке дни (с середины июля по конец августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Слово пришло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы.

III. Постановка учебной задачи.

- Наша разминка недаром была связана с разными интересными фактами о происхождении слов. Сейчас нам предстоит познакомиться ещё с одним словом. Составьте его, пользуясь шифром. (Слайд 6)

1 – б

2- б

3 –а

4 – б


Варианты ответа

Номер вопроса

1

2

3

4

а

пу

жи

дар

ка

б

бла

го

вич

ность

- Какое слово у вас получилось?

-Вы уже догадались о теме нашего занятия?

- На эту тему у нас будет 3 занятия. Сегодня - первое и называется оно «Уместность благодарности» (по ходу заполняется ЛСМ)


Значение слова Однокоренные слова Уместность благодарности

К 2 К 3 К 4




Этикетные формулы

К 5




Содержание К 1 К6 Ответы


III. Изучение нового материала.

1)

- Запишите слово благодарность в тетради и выделите в нём корень.

- Какой корень вы выделили?

Благодарность

2)

– Я нашла в словаре значение этого слова. Но так как словарь один, я сделала из него распечатку. Прочитайте её.(Слайд 7)

^ Благодарность – выражение чувства признательности за оказанное добро, внимание. Произошло оно от старославянского слова «благо»- добро. Добро дарить.

(помечаем на ЛСМ на векторе К2 «Значение слова»

старославянское «благо»

∙благодарность)

- Это слово встречается даже в нашем дневнике. Где? За что у вас есть уже благодарности?

3)

- Давайте подберём к этому слову однокоренные словаи запишем их в тетрадку. (Самостоятельно)

^ Благодарить, поблагодарить, благодарный.

-Я хочу напомнить вам различие форм употребления словосочетаний со словом благодарить в русском и белорусских языках.

В русском языке мы говорим благодарить (кого?) Ларису, Веру

В белорусском языке - дзякаваць (каму?) Ларысе, Вере


- Если вы будете хорошо учиться и вести себя, то вашим родителям от администрации гимназии может быть вручено вот такое благодарственное письмо (показ). Вот вам и ещё одно однокоренное слово.

(отмечаем на ЛСМ на векторе К3 «Однокоренные слова»

∙благодарный

∙благодарить

∙благодарственное

∙благодарить)

4) - Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую он получает от других.

У нас есть очень интересное высказывание о благодарном человеке. Попробуйте это высказывание расшифровать. Для этого найдите в этой абракадабре слова и подчеркните их.

(Детям на карточке раздаётся эта запись)

Павтребоватьорпблагодарностииасглупостьропнебытьевблагодарнымподлость

(Требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость.)

- Как вы понимаете это высказывание? Почему одни люди благодарные, а другие – нет?

5)

-Умению быть благодарным нужно учиться. А вот за что нужно благодарить мы сейчас с вами и выясним. Для этого поработаем в парах. У вас в паре есть описание какой - то ситуации. Вы её внимательно читаете, и отвечаете на вопрос, который вам задают в конце этой ситуации.

I) На перемене Коля достал из портфеля конфеты, которые утром перед школой дала ему мама. К нему подошёл одноклассник Саша. Коля угостил его конфетой. Саша сказал ему: «Большое спасибо».

За что Саша благодарил Колю?

II) У Оли никак на уроке труда не могла вырезать снежинку. Её соседка по парте Алеся помогла ей. Очень красивая получилась снежинка. Оля была признательна Алесе. Она сказала ей: «Благодарю тебя».

За что Оля благодарила Алесю?

III) Дядя Фёдор, спускаясь по лестнице, ел бутерброд с колбасой. Кот Матроскин посоветовал ему положить колбасу не сверху хлеба, а под низ, так вкуснее. Дядя Федор поблагодарил кота и поделился с ним бутербродом.

За что дядя Фёдор благодарил Матроскина?

IV) Учительница шла утром на работу. Перед входом в школу, мальчик, который шёл впереди, увидел её и придержал дверь. Учительница сказала ему: «Сердечно благодарю тебя за внимательность»

За что благодарила учительница мальчика?

( по ходу чтения ситуаций и ответов детей на ЛМС на векторе К4 «Уместность благодарности» вывешиваются слова

∙За угощение

∙За помощь, поддержку

∙За совет

∙За внимание)

- А ещё можно благодарить за это….. (вывешивается слово подарок)

6) Работа в группах

- Сейчас мы разобьёмся на 2 группы. Те дети, у которых фамилия заканчивается на гласный звук- это 1 группа. У кого на согласный звук - это 2 группа.

- Вы должны в своей группе придумать ситуацию, в которой будут благодарить за подарок и разыграть её перед нами.По каким критериям мы сможем оценить это задание? ( По сюжету и артистичности)

( Проверка и оценивание выполнения задания)

Физминутка.(Слайд 8)

7) – Вспомните ситуации, которые мы с вами недавно разбирали. Чем они все заканчивались? ( Словами благодарности)

- Послушайте стихотворение, которое заранее подготовила Лиза .

Даже дети знают: некрасиво

Не сказать за доброту: «Спасибо!»

Это слово с детства нам знакомо

И звучит на улице и дома.

Но порой его мы забываем,

И в ответ лишь радостно киваем…

И уже достойны нашей жалости

Тихие «спасибо» и «пожалуйста».

И не каждый вспоминать готов

Смысл сокровенных добрых слов.

Слово- как молитва, попроси

Этим словом: «Бог меня спаси!»

- Благодарю тебя Лиза за отличное рассказывание стихотворения.

- О каком слове благодарности шла речь в этом стихотворении?

- Кто догадался, как оно произошло?

- В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую! Благодарю!»

Но потом, когда на наши земли пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо». Родилось оно из словосочетания «спаси Бог». Впоследствии выражение сократилось и на свет появилось всем нам знакомое слово «спасибо»

Между прочим, существует международный праздник «Всемирный день «спасибо». Его отмечают 11 января.

(помечаем на ЛМС на векторе К5 «Этикетные формулы» ∙спасибо, ∙благодарю)

- Мы сегодня познакомились только с двумя формулами этикета на тему благодарности, а их гораздо больше.

8) «Коробочка орфограмм» (В коробочке лежат слова. Дети достают по 1 слову и объясняют орфограммы)

не ж… лей

а ч… жого

св…его

сп… сибо

не жди

-Составьте из этих слов пословицу. Объясните её смысл.

9) Работа над фразеологизмами.

^ Игра «Путаница»

- Сейчас вы поработаете в парах. Вам нужно, идя по путанице по своему цвету, прочитать фразеологизм. Затем вы находите этот фразеологизм у меня на столе и прикрепляете напротив его значения на доске.

От всей души говорить искренне.

До глубины души очень сильно волновать.

Болеть душой беспокоиться, переживать.

Слова не идут с языка нерешительность, замкнутость.

- Объясните свой выбор.

- Как их можно связать с темой нашего занятия?

- Запишите в тетрадь. Запомните эти фразеологизмы.

10) Тесты.

(Тесты расположены на слайдах. Дети ходят по углам, где прикреплены цифры 1, 2, 3.)

(Слайд 9)

^ Как выразить благодарность за помощь незнакомому взрослому человеку?

1) Сказать «Спасибо. Благодарю вас»

2) Кивнуть головой.

3) Не знаю.

(Слайд 10)

^ Как нельзя благодарить друзей за подарок?

1) Спасибо, мне очень приятно.

2) Спасибо, у меня это уже есть.

3) Благодарю за подарок.

(Слайд 11)

^ Ученица выступает на классном собрании. Что она должна сказать в конце выступления?

1) Спасибо за внимание.

2) Спасибо, мне очень приятно.

3) Спасибо. До свидания.

(Слайд 12)

^ Серёже понравилась машинка Коли. Он забрал у Коли машинку и сказал ему: «Большое спасибо тебе за машинку, я поиграю и потом тебе верну» Как поступил Сережа?

1) Вежливо

2) Невежливо

3) Не знаю

^ V . Подведение итога занятия.

  • Что мы узнали сегодня на занятии? (Слайд 13)

  • Заполните оценочный лист.




1.

На факультативе я работал (а)

активно

пассивно

2.

Своей работой на факультативе я

доволен/довольна

не доволен /не довольна

3.

Занятие для меня показалось

коротким

длинным

4.

За факультатив я

не устал (а)

устал (а)

5.

Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.

Материал занятия мне был

понятен

не понятен

полезен

бесполезен

интересен

скучен



(1 – 2 человека рассказывают)

  • Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующих двух занятиях?

  • Я надеюсь, что и на следующих наших занятиях вы будете такими же активными и любознательными. Вы молодцы.




Похожие:

Тема: «Уместность благодарности» iconГруппа
Уместность использования дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
Тема: «Уместность благодарности» iconКлассный час в 4 классе Тема: «Семья. Семейные ценности» Цель: Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье. Задачи
Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам
Тема: «Уместность благодарности» iconКлассный час во 2 классе, посвященный «дню матери» Цели : развитие творческих и актерских способностей детей, воспитание любви и чувства благодарности к маме. Ход классного часа
Цели: развитие творческих и актерских способностей детей, воспитание любви и чувства благодарности к маме
Тема: «Уместность благодарности» iconБлагодарности родителей и учеников

Тема: «Уместность благодарности» iconСправка Малову В. Я. об объявлении благодарности за участие в боях юго-восточнее Берлина

Тема: «Уместность благодарности» iconПриказ №158 Об объявлении благодарности За помощь, оказанную в судействе в соревнованиях по прыжкам в высоту

Тема: «Уместность благодарности» iconПриказ №1264 ст. Кавказская
Об объявлении благодарности по итогам проведения муниципального и зонального этапов олимпиад в 2012-2013 учебном году
Тема: «Уместность благодарности» iconПриказ №157 Об объявлении благодарности На основании Положения о соревнованиях и протоколов
Фотографии победителей и рекордсменов по прыжкам в высоту разместить на школьном сайте
Тема: «Уместность благодарности» iconПриказ №2 от 25. 05. 09 Об объявлении благодарности по итогам года
За профессионализм, педагогическое мастерство, творчество, активное участие в организации и проведении городских мероприятий, объявить...
Тема: «Уместность благодарности» iconОтзыв о работе Надмитовой Розалии Батоевны
Хочется сказать особые слова благодарности учителю русского языка и литературы Курумканской средней школы №1
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы