На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год
На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год icon

На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год



НазваниеНа год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год
Дата конвертации22.09.2012
Размер358.2 Kb.
ТипДокументы
источник

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРАЛЕСКА» (в новой редакции)


Основным направлением деятельности дошкольных учреждений в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели – разностороннему гармоническому развитию ребенка и его комфортному самочувствию в детском коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию. Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний программы дошкольного образования «Пралеска», дидактических принципов, на основе которых построена программа, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса.

На протяжении нескольких лет во многих дошкольных учреждениях республики сложилась система планирования образовательного процесса на основе структуры, предложенной в пособии «Планирование работы дошкольного учреждения» (И.В. Житко, О.П. Жихар, З.В. Кощева, А.М. Сташенкова. – Мн., 2001). Обозначенные в пособии структурные компоненты плана охватывают все разделы программы дошкольного образования «Пралеска».

Образовательный процесс включает в том числе специально организованные виды детской деятельности (игры-занятия, занятия), которые проводятся в игровой форме и предполагают деятельностную позицию ребенка.

Многие педагоги к планированию образовательного процесса подходят творчески: планирование совершенствуется, обновляются методы и приемы в организации работы с детьми, широко внедряются в содержание образовательного процесса инновационные технологии, что помогает обеспечить качество образовательного процесса.

Предлагаемая структура плана образовательной работы с дошкольниками является примерной.

На год планируются:

  1. Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год.

  2. Источники планирования (список пополняется по мере изучения методической литературы).

  3. Список детей по подгруппам.

  4. Циклограмма совместной деятельности педагога и детей (структура режимных процессов).

Примечание. Содержание циклограммы разработано с учетом видов деятельности, проведение которых предусмотрено в разные отрезки времени в течение дня. (При разработке циклограммы в группах «Малыши», «Почемучки», «Фантазеры» педагогу следует отразить специфику видов детской деятельности с учетом возраста детей).

^ Рекомендовано следующее содержание циклограммы:

1-я половина дня

Утро:

- индивидуальная работа;

- игровая деятельность;

- элементарная трудовая деятельность;

- познавательно-практическая деятельность;

-двигательная деятельность: организованная (утренняя гимнастика, физкультминутки), самостоятельная (до и после завтрака);

- специально организованное обучение (согласно утвержденной сетке занятий).

^ 1-я прогулка:

- познавательно-практическая деятельность;

- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения – ежедневно, занятия физкультурой – согласно перечню занятий на неделю); самостоятельная (ежедневно /длительность и время проведения указано в программе/);

- элементарная трудовая деятельность;

- индивидуальная работа;

- игровая деятельность.

2-я половина дня

Перед 2-ой прогулкой:

- дополнительные образовательные услуги (кружки, секции);

- специально организованное обучение (если предусмотрено перечнем занятий на неделю); и др.

2-я прогулка:

- познавательно-практическая деятельность;

- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры, физические упражнения – ежедневно); самостоятельная (ежедневно);

- элементарная трудовая деятельность;

- индивидуальная работа;

- игровая деятельность;

Вечер:

- индивидуальная работа;

- игровая деятельность;

- художественная деятельность – (музыкальная: развлечения и др.), (изобразительная: рисование, лепка, аппликация, конструирование, дизайн), художественно-речевая, театральная;

- элементарная трудовая деятельность;

- самостоятельная двигательная деятельность (в том числе подвижные игры) – ежедневно;

- бассейн (занятия плаванием проводятся при наличии бассейна в дошкольном учреждении по расписанию).

Примечание. В циклограмме в организованной двигательной деятельности в группах «Почемучки» и «Фантазеры» указываются конкретно дни и периодичность проведения физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья. План и дату проведения физкультурного досуга педагог указывает в разделе плана «Физическая культура» на текущий месяц. Для проведения физкультурных праздников и дней здоровья в дошкольном учреждении разрабатывается программа.

В конце циклограммы дается только перечень (основы безопасности, закаливание, здоровый образ жизни). Задачи по основам безопасности, закаливанию, формированию здорового образа жизни реализуются ежедневно во всех видах деятельности детей в первой и второй половине дня.

5. Закаливание (обязательные мероприятия с учетом сезонных изменений, дополнений, которые проводятся ежедневно на протяжении дня).

На месяц планируются:

1. Сотрудничество с семьей (формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные; содержание работы; дата проведения; ответственный; отметка о выполнении).

^ 2. Индивидуальная работа с детьми по разделам программы (на каждую неделю текущего месяца с указанием содержания работы, имени и фамилии ребенка, учета проведенной с ним работы) с внесением дополнений на следующую неделю по результатам наблюдений за деятельностью детей в течение текущей недели. Коррекционная работа планируется и осуществляется педагогом-психологом и другими узкими специалистами.

^ 3. Физическая культура:

- обеспечение безопасности (задачи);

- здоровый образ жизни (задачи) (в группах «Почемучки», «Фантазеры»);

- двигательная деятельность (организованная и самостоятельная);

- развитие движений.

^ 4. Специально организованные виды деятельности (игры-занятия, занятия на каждый день в соответствии с утвержденной сеткой занятий на неделю):

- тема недели;

- вид занятия;

- тема занятия;

- программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);

- источники планирования;

- дополнения.

^ 5. Виды детской деятельности: общение, познавательно-практическая, игровая, художественная (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театральная), элементарная трудовая деятельность.

Примечание. В данном разделе по каждому виду деятельности планируются формы работы с детьми с указанием цели. Примерное планирование основных видов детской деятельности предложено в пособиях для педагогов дошкольных учреждений «Планирование работы дошкольного учреждения» (авторы И.В.Житко, О.П. Жихар, З.В. Кощева, А.М. Сташенкова) и «Планирование и организация работы в группах раннего возраста «Малыши»» (авторы О.П. Жихар, З.В. Кощева).

^ Планирование образовательного процесса может быть представлено следующими видами: календарное (на каждый день), перспективное и перспективно–календарное.

Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.

^ Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).

В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.

^ Тематическое планирование. Темы могут быть разработаны педагогами для каждой возрастной группы с учетом задач образовательной программы, отражающих годовой цикл явлений в природе, события общественной жизни людей, чтобы более четко выстраивать систему работы с детьми.

Считаем, что право выбора вида и формы планирования образовательного процесса остается за педагогом, и этот выбор должен обсуждаться и утверждаться на педагогическом совете. К выбору наиболее оптимальных и удобных для педагога вида и формы написания плана следует подходить дифференцированно с учетом образования, опыта работы и индивидуального стиля деятельности педагога, а также внедряемой образовательной технологии как инструмента реализации программы дошкольного образования «Пралеска». Педагогам следует помнить, что с необоснованным увеличением объема плана увеличивается время его написания и сокращается время их общения с воспитанниками.

Учет работы не должен носить формальный характер, он ведется на основе постоянного наблюдения за деятельностью каждого ребенка, анализа продуктивных видов деятельности и служит основанием для планирования индивидуальной работы с детьми.

Планируя работу с дошкольниками, следует стремиться к разумному сочетанию базисного и дополнительного образования, направленных на развитие общих и специальных способностей, одаренности воспитанников, личности в целом.

Обращаем внимание на необходимость системной и последовательной работы по развитию родного языка и приобщению детей к национальным ценностям белорусского народа.


^ ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением:

^ Обеспечение системной образовательно-воспитательной и административно-хозяйственной работы учреждения.

Планирование, координация и контроль работы коллектива.

^ Осуществление приёма на работу, подбора и расстановки кадров.

Комплектование дошкольного учреждения детьми.

Определение штатного расписания, должностных обязанностей работников.

Координация и организация методической работы.

^ Организация работы и создание условий по охране жизни и здоровья детей.

Организация в дошкольном учреждении режима экономии и бережливости, рационального использования материальных ресурсов.

Обеспечение учёта, сохранности и развития материально-технической базы, соблюдения санитарных, гигиенических правил содержания учреждения, охраны труда, учёта и хранения документации.

^ Организация и координация деятельности совета дошкольного учреждения и попечительского совета.

Обеспечение эффективного взаимодействия с семьёй, социально-психологической службой.

^ Обеспечение преемственности в работе со школой.

Обеспечение рационального использования бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

Самообразование, повышение профессионального уровня и педагогического мастерства.

^ Документация, отражающая содержание деятельности заведующего дошкольным учреждением:

Приказы, инструкции, указания вышестоящих органов управления.

^ Паспорт дошкольного учреждения.

Устав дошкольного учреждения.

Правила внутреннего трудового распорядка.

Коллективный договор.

Книга приказов.

Личные дела работников.

Должностные инструкции.

Документация по охране труда сотрудников, охране жизни и здоровья детей.

^ Графики работы сотрудников.

Трудовые книжки.

Книга учёта трудовых книжек.

Журнал регистрации входящей корреспонденции.

Журнал регистрации исходящей корреспонденции.

^ Журнал учёта заявлений граждан о выдаче справок или других документов.

Журнал обращений граждан.

Журнал учёта несчастных случаев.

Документация по платным услугам.

Документация по питанию.

Родительские договора.

Документация по аттестации.

Протоколы заседаний педагогических советов и приложения к ним.

Протоколы собраний трудового коллектива.

^ Документация совета дошкольного учреждения и попечительского совета. Направления (на приём ребёнка в дошкольное учреждение).

Книга движения детей.

Журнал регистрации посещения контролирующих органов.

^ Материалы по результатам инспектирования дошкольного учреждения.

Документация по контролю деятельности дошкольного учреждения (питание, охрана жизни и здоровья детей, санитарное состояние и пр.).

^ Анализ деятельности дошкольного учреждения по итогам года.

Программа развития дошкольного учреждения.

Журнал учёта рабочего времени.

Документация по противопожарной безопасности.

^ Документация по гражданской обороне.

Тетрадь регистрации контрактов.

Графики отпусков сотрудников.

Тетрадь учёта работающих пенсионеров.

Документация по работе кружков.

Примерные требования к оформлению документации заведующего дошкольного учреждения. См. литературу:

^ 1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. — М.: АСТ, 1999.

2. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. — М.: Новая школа, 1997.

^ 3. Настольная книга заведующей детского сада /авт.-сост. Н.Ю. Честнова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Основные направления деятельности заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности:

Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении.

^ Планирование деятельности дошкольного учреждения.

Контроль и анализ состояния образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания.

Руководство самообразованием педагогов.

Участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышении квалификации педагогов учреждения.

^ Организация работы методического кабинета.

Обеспечение преемственности и взаимодействия в работе воспитателей различных возрастных групп, дошкольного учреждения и школы.

^ Подготовка педагогических советов, контроль выполнения решений педсоветов дошкольного учреждения.

Выявление, обобщение и распространение передового опыта.

^ Организация работы по взаимодействию с семьёй.

Обеспечение педагогического процесса учебно-методическими пособиями.

Повышение квалификации и педагогического мастерства.

Организация деятельности коллективных субъектов методической службы дошкольного учреждения (проблемные, творческие группы).

^ Методическая поддержка и сопровождение педагогов, работающих по инновационным технологиям.

Организация инновационной, экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении.

^ Координация деятельности социально-педагогической и психологической службы в дошкольном учреждении.

Самообразование.

Организация режима экономии и бережливости, рационального использования материальных ресурсов.

^ Документация, отражающая содержание деятельности заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности:

Годовой план работы дошкольного учреждения и приложения к нему.

^ План работы с кадрами на месяц.

График работы.

Протоколы общих собраний родителей детского сада.

Журнал учёта консультаций, семинаров.

Журнал учёта повышения квалификации.

Материалы семинаров, семинаров-практикумов.

Документация по контролю деятельности педагогов дошкольного учреждения.

^ Тетрадь учёта использования воспитателями пособий, литературы, методических разработок.

Картотека материалов методического кабинета.

Сведения о поступлении детей в первый класс средней школы.

Таблицы качественного состава педагогических работников.

^ Документация по сотрудничеству с семьёй.

Примерные требования к оформлению документации заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности. См. литературу:

^ 1. Куликова С.А. Психолого-педагогические основы методической работы в дошкольном учреждении. — Могилёв: МГУ, 2001.

2. Настольная книга методиста детского сада /авт.-сост. Н.Ю. Честнова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Основные направления деятельности воспитателя дошкольного учреждения:

Осуществление воспитательно-образовательной работы.

^ Организация и проведение оздоровительной работы.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.

Организация режима экономии и бережливости, рационального использования материальных ресурсов.

Планирование воспитательно-образовательного процесса.

^ Повышение профессионального мастерства.

Сотрудничество с семьёй, специалистами дошкольного учреждения, школы.

Аналитическая деятельность.

Документация, отражающая содержание деятельности воспитателя дошкольного учреждения:

^ План воспитательно-образовательной работы.

Картотека игр, методической литературы, пособий, конспекты занятий.

Протоколы родительских собраний.

Табель посещения детей.

Тетрадь по самообразованию (учёта совещаний при заведующем, посещения методических объединений, прохождения курсов повышения квалификации, самообразование).

^ Карта нервно-психического развития детей (в группах раннего возраста).

Сведения о родителях и детях.

Примерные требования к оформлению документации воспитателя для детей (5—6 лет). См. литературу:

^ 1. Дубинина Д.Н. Мир вокруг меня: учебно-методическое пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей /Д.Н. Дубинина. — Мн.: НИО, 2006 (для детей 5—6 лет).

^ 2. Житко И.В. Математический калейдоскоп: учебно-методическое пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей /И.В. Житко. — Мн.: НИО, 2006 (для детей 5—6 лет).

^ Основные направления деятельности музыкального руководителя дошкольного учреждения:

Организация и осуществление музыкально-творческого развития детей 2—6 лет (музыкальные занятия, развлечения, праздники).

^ Диагностика и коррекция музыкально-творческого развития детей 3—6 лет.

Пропаганда передового педагогического опыта по музыкально-творческому развитию детей 2—6 лет среди специалистов дошкольного учреждения, родителей.

Индивидуальная работа со специалистами дошкольного учреждения (воспитатели, педагог-психолог, руководитель физического воспитания, руководители кружков и др.), консультации для родителей.

Самообразование.

Документация, отражающая содержание деятельности музыкального руководителя дошкольного учреждения:

Перспективный план на год организации музыкально творческого процесса в дошкольном учреждении (перспективное планирование музыкальных занятий, музыкальных развлечений, праздников).

^ Тетрадь конспектов музыкальных занятий, развлечений и праздников (календарный план).

Тетрадь индивидуальной работы с детьми (диагностика, коррекция музыкально-творческого развития), с воспитателями, другими специалистами, родителями.

^ Тетрадь по самообразованию (учёта совещаний при заведующем, посещения методических объединений, прохождения курсов повышения квалификации, самообразование).

График работы музыкального руководителя.

^ Картотека (игр, музыкальных инструментов, музыкально-дидактических пособий, ТСО).

Фонотека (перечень).

Примерные требования к оформлению документации музыкального руководителя. См. литературу:

^ 1. Ходонови, Л.С. Путешествие в мир музыки. — Мн.: НИО, 2006 (для детей 5—6 лет).

2. Ходонович Л.С. Музыкально-творческое развитие дошкольников: планирование, учёт и контроль. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 (для детей 3—6 лет).

^ Основные направления деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения:

Психологическое просвещение педагогического персонала и родителей.

^ Психологическая профилактика (детей, родителей, специалистов и др.).

Психологическая диагностика (детей, родителей, специалистов и др.).

Психологическая коррекция.

Психологическое консультирование.

Аналитическая деятельность.

Документация, отражающая содержание деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения:

^ План работы на год, утверждённый руководителем учреждения.

План-сетка работы на неделю.

Психодиагностическая документация, которая хранится до окончания ребёнком дошкольного учреждения.

Краткие планы и программы коррекционно-развивающих и тренинговых занятий.

^ График работы с указанием времени индивидуальных консультаций, который расположен у входа в кабинет.

Журнал диагностики.

Протоколы психологического обследования или схемы учёта результатов тестирования.

^ Журнал консультаций.

Журнал учёта групповых и индивидуальных форм работы.

Годовой аналитический отчёт о проделанной работе, утверждённый руководителем дошкольного учреждения.

Паспорт кабинета с перечислением оборудования, игр, диагностических методик, литературы, учебных и наглядных пособий.

^ Тетрадь по самообразованию (учёта совещаний при заведующем, посещения методических объединений, прохождения курсов повышения квалификации, самообразование).

Примерные требования к оформлению документации педагога-психолога. См. литературу:

^ 1. Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 22, 2006 г. (методические рекомендации «Основные направления работы педагога-психолога детского социального приюта». Данные направления работы общеприняты для педагогов-психологов всех учреждений образования).

В приложении даны практические материалы: структура плана работы педагога-психолога, протокол психолого-педагогического обследования, журнал учёта консультаций, журнал учёта диагностической и коррекционной работы и др.

^ 2. Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь №19/20, 2006 г., с. 78.

3. Муравьёв Е.М. Богоявленская А.Е. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — Ч.3.

^ 4. Планирование работы дошкольного учреждения: пособие для педагогов дошкольных учреждений /И.В. Житко, О.П. Жихар. — Мн.: Універсітэцкае, 2002.

5. Филлипенко А.М. Организация деятельности государственного учреждения образования (Могилёвский городской социально-педагогический центр) // Сацыяльна-педагагічная работа. — 2005. — № 12.

^ 6. Худенко Е. Планирование воспитательной работы в детском доме и школе-интернате// Социальная педагогика. — 2005. — № 2.

7. Чепеленок Е.В. Планирование работы СПЦ // Сацыяльна-педагагічная работа.— 2005. — № 4.

Основные направления деятельности руководителя физического воспитания в дошкольном учреждении:

Диагностика и учёт двигательных умений и навыков детей, контроль за состоянием их здоровья, уровнем физического развития.

^ Обеспечение системы ЗОЖ с учётом особенностей каждой возрастной группы.

Разработка оптимального двигательного режима для разных возрастных групп детского сада с учётом биологической потребности ребёнка в движении; создание «щадящего» двигательного режима для групп часто болеющих детей.

Организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы в детском саду: утренней гимнастики, физкультурных занятий разных типов и видов, физических упражнений и подвижных игр на прогулке, активного отдыха: физкультурных праздников, досугов, дней здоровья.

Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, двигательном развитии (дифференцированные двигательные задания, лечебная физкультура малыми группами, подобранными по общности заболеваний).

^ Индивидуальная работа с детьми, обладающими психомоторной одарённостью (работа секций: акробатики, художественной гимнастики, баскетбола и др.).

Создание оздоровительно-развивающей предметно игровой среды в группе и на участке, эффективное использование физкультурного оборудования и инвентаря.

^ Поддержание эколого-гигиенических условий в спортивном зале и на спортивной площадке.

Эффективное проведение организованных форм физического воспитания.

^ Пропаганда здорового образа жизни в семье (беседы, домашние задания и др.).

Повышение профессионального мастерства по вопросам физического воспитания детей (открытые просмотры, консультации, семинары и др.).

^ Внедрение в практику инновационных технологий здоровья.

Документация, отражающая содержание деятельности руководителя физического воспитания в дошкольном учреждении:

^ Перспективный план коррекционно-профилактической работы на год (диагностическая карта здоровья, физического и двигательного развития детей).

План-система физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе.

^ Календарный план работы.

Перспективный план работы по укреплению здоровья и формированию ЗОЖ.

Карта индивидуального мониторинга здоровья, психофизического и двигательного развития.

Конспекты занятий, физкультурных досугов.

^ Картотека игр.

Тетрадь по самообразованию (учёта совещаний при заведующем, посещения методических объединений, прохождения курсов повышения квалификации, самообразование).

Примерные требования к оформлению документации руководителя физического воспитания. См. литературу:

^ 1. Шишкина В.А. В детский сад — за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.А. Шишкина. — Мн.: Зорны верасень, 2006. — 184 с.

^ 2. Логвина Т.Ю. Шебеко В.Н. Шишкина В.А. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста: метод. рекомендации. — Мн.: В.М. Скакун, 1996.

^ 3. Шишкина В.А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005.

4. Шишкина В.А. Хочу быть здоровым: учеб. пособие для воспитанников старшей ступени (от пяти до шести лет) учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. — Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2003.

Основные направления деятельности социального педагога дошкольного учреждения:

Создание условий для полноценной социализации, развития и воспитания личности ребёнка в сфере ближайшего окружения.

^ Участие в создании и реализации региональных программ социального воспитания.

Защита прав и интересов детей.

Обеспечение социально-педагогической поддержки и помощи семье в развитии и воспитании ребёнка.

Ведение работы с семьями социального риска.

Взаимодействие в решении социально-педагогических проблем с органами власти и местного самоуправления, заинтересованными ведомствами и учреждениями, общественными организациями.

Самообразование.

Документация, отражающая содержание деятельности социального педагога дошкольного учреждения:

^ План работы на год, утверждённый руководителем учреждения.

План работы на месяц.

Материалы по организации и оказанию помощи воспитанникам, родителям (межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего; индивидуальный план помощи воспитанникам; акты обследования жилищных условий; другие необходимые материалы).

^ График работы.

Аналитические отчёты о работе за год.

Отчёты и аналитические материалы о реализации программ социально-педагогической поддержки и планов оказания помощи воспитанникам и родителям.

Журнал учёта консультаций родителей и педагогов.

^ Социально-педагогическая характеристика учреждения образования.

Социально-педагогические характеристики групп.

Информация об учреждениях и организациях, с которыми взаимодействует социальный педагог.

Перечень социально-педагогических методик.

^ Социально-педагогический паспорт дошкольного учреждения.

Материалы по работе с семьями группы социального риска.

Примерные требования к оформлению документации социального педагога дошкольного учреждения. См. литературу:

^ 1. Положение о социально-педагогической и психологической службе // Пралеска, 2006. — № 7. — С. 7—9. См. литературу, рекомендованную педагогу-психологу дошкольного учреждения.

Основные направления деятельности руководителя кружка дошкольного учреждения:

Организация и руководство деятельностью кружка.

Участие в комплектовании состава кружка и принятие мер по его сохранению на протяжении учебного года.

^ Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.

Планирование работы кружка; проведение занятий с учётом интересов, способностей, допустимой нагрузки воспитанников.

^ Включение в содержание и тематику занятий по интересам познавательных тем по вопросам экономии и бережливости.

Взаимодействие с другими педагогами дошкольного учреждения, родителями, общественными организациями.

^ Проведение индивидуальной работы с педагогически запущенными детьми и детьми, обладающими признаками одарённости.

Участие в организации летней оздоровительной кампании, проведении массовых мероприятий.

^ Повышение профессионального мастерства.

Обеспечение развития, укрепления и сохранности материально-технической базы дошкольного учреждения.

^ Документация, отражающая содержание деятельности руководителя кружка:

Перспективный план организации кружка (на год).

Календарный план.

График работы кружка.

Тетрадь по самообразованию.

Картотека игр, пособий и средств обучения.

Годовой аналитический отчёт о проделанной работе.

^ Примерные требования к оформлению документации руководителя кружка.

См. Методические рекомендации к началу 2005/2006 учебного года «Об организации дополнительных образовательных услуг в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования» (Научно-методический журнал «Пралеска» № 8,2005 г., с. 6—9.)


^ Основная документация учителя-дефектолога и требования к её оформлению.

Материалы психолого-педагогического обследования детей, содержание и структура которых определяется и утверждается педагогическим коллективом: речевая карта (для детей с тяжёлыми нарушениями речи); карта или протокол психофизического развития ребёнка (для других категорий детей).

^ Календарный план работы на неделю: вид и тема, задачи, краткий план занятия.

Индивидуальная работа с детьми (на каждый месяц или неделю текущего месяца): фамилия, имя ребёнка; содержание работы, её учёт; внесение дополнений на следующий месяц (неделю) по результатам наблюдений за деятельностью детей.

^ График посещения детьми индивидуальных занятий: примерное количество занятий в неделю с конкретным ребёнком, время проведения.

Журнал учёта посещения детьми индивидуальных занятий.

Тетрадь преемственности работы учителя-дефектолога с воспитателем.

^ Тетрадь преемственности работы учителя-дефектолога с другими специалистами (педагогом-психологом, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания).

^ Индивидуальная тетрадь ребёнка для закрепления материала.

Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения заполняется на ребёнка, который посещает группу интегрированного (совместного) обучения и воспитания либо на ребёнка, которому рекомендованы занятия с педагогом-психологом.

^ Основные направления деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении

Цель деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения — содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении.


^ Нормативная база деятельности педагога-психолога:

Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», 1993 г. (с дополнениями и изменениями 2000 г.);

Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» 1991 г.;

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

Декрет Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 года № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18»;

Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, утвержденное Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 66 09.11.2004 г.,

Программа дошкольного образования «Пралеска». — Мн.: НИО, Аверсев, 2007.

Праграма дашкольнай адукацыі “Пралеска”. — Мн.: НІА, Аверсэв, 2007.

Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования Республики Беларусь. Утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 42 27 апреля 2006 г.;

Положение о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 6 16 февраля 2009 г.;

Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. (Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 22 мая 2008 г. № 12-01-05/3871-2);

Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Основные направления работы педагога-психолога в учреждениях образования» (письмо МО РБ от 01.08.2006 г. № 20-12/95а), а также публикуемые Министерством образования перед началом каждого учебного года Методические рекомендации для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Деятельность педагога-психолога строится в соответствии с должностной инструкцией, утверждаемой руководителем дошкольного учреждения и составляемой на основании квалификационных характеристик по должностям работников образования. (Приложение 6 к Постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 09.01.1998, п.3.)


Приоритетные задачи деятельности педагога-психолога:


содействие и обеспечение реализации прав ребёнка на наилучшее обеспечение его интересов, предоставление полной возможности для осуществления разных видов детской деятельности, игр и развлечений, которые были бы направлены на образовательные цели;

организация систематической комплексной социально-педагогической и психологической поддержки обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития воспитанников на всех возрастных ступенях дошкольного детства, безопасной жизнедеятельности детей, а также оказание помощи тем, кто находится в социально-опасном положении;

оказание целенаправленного влияния на формирование гуманных отношений в детском и педагогическом коллективах, в семьях воспитанников, создание эмоционально комфортной атмосферы;

предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, профилактика асоциального поведения родителей, пропаганда здорового образа жизни;

содействие развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, активизация педагогического потенциала социального окружения;

содействие созданию психолого-педагогических условий и адаптивной образовательной среды для обеспечения реализации программы дошкольного образования «Пралеска».

Решение основных задач воспитания и обучения ребёнка в дошкольном учреждении требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

^ Направления деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения и их краткая характеристика:


психолого-педагогическая диагностика;

коррекционно-развивающая работа;

здоровьесберегающая деятельность;

психолого-педагогическое консультирование;

психологическая профилактика и просвещение;

методическая работа;

психологическое сопровождение управленческих процессов.

В рамках каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с детьми во взаимодействии с воспитателями, другими специалистами дошкольного учреждения, родителями воспитанников.

Психолого-педагогическая диагностика предполагает психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения. Диагностика проводится исключительно с согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно. Основанием для её проведения является план работы дошкольного учреждения, соответствующее законодательству Республики Беларусь распоряжение руководителя дошкольного учреждения, запросы родителей, государственных органов. Психологическая диагностика по запросу воспитателей, других специалистов проводится только по согласованию с заведующим дошкольным учреждением или заместителем заведующего по основной деятельности. Психологическая диагностика по запросу родителей проводится по вопросам, касающимся развития детей, и входящим в компетенцию педагога-психолога.

^ Психодиагностические мероприятия с детьми осуществляются в соответствии с решением следующих задач: изучение процесса адаптации вновь прибывших воспитанников; выявление особенностей развития детей, условий семейного воспитания; изучение степени эмоционального благополучия детей в группах дошкольного учреждения. Методы: наблюдение, диагностические методики.

Осуществляемые педагогом-психологом психодиагностические мероприятия могут быть одной из составляющих мониторинга психофизического и эмоционального состояния воспитанников в образовательном процессе.

На основании результатов психодиагностических мероприятий организуется последующая индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по содействию развитию личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной и других сфер детей дошкольного возраста. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа может осуществляться педагогом-психологом со следующими категориями (подгруппами) детей:

дети, имеющие особенности в общении, поведении, проявлении эмоций (агрессивные, застенчивые, тревожные, упрямые, дети с повышенной двигательной активностью и др.);

способные, потенциально одаренные дети;

иные категории дети.


^ Психодиагностические мероприятия с педагогами.


Психолого-педагогическая диагностика специалистов дошкольного учреждения проводится только в соответствии с планом работы, распоряжением заведующего дошкольным учреждением и с согласия педагогов.

^ Задачи психодиагностических мероприятий:

выявление психологических особенностей профессиональной деятельности воспитателей, преобладающего эмоционального состояния, изучение профессионально-значимых качеств (с целью формирования пары, прогнозирования особенностей взаимодействия с группой, при вступлении в должность новых сотрудников);

определение стиля педагогического взаимодействия с детьми;

изучение социально-психологического климата коллектива и др.

Методы: анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, диагнотические методики и др.


^ Психодиагностические мероприятия с родителями.


Задачи психодиагностических мероприятий:

изучение личностных особенностей ребёнка, особенностей взаимодействия детей со сверстниками и социальной ситуации развития;

изучение состояния детско-родительских отношений, внутрисемейной обстановки;

выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Методы: анкетирование, беседа, опрос, посещение семей на дому и др.

Результаты диагностических мероприятий должны быть обсуждены с заинтересованными лицами (администрация, специалисты дошкольного учреждения, родители (законные представители) воспитанников) для выбора, определения конкретных мер осуществления качественного взаимодействия с ребёнком в соответствии с его индивидуальными особенностями.


^ Коррекционно-развивающая работа.


Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога — составная часть образовательного процесса дошкольного учреждения.

Цель — содействие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организация безопасной жизнедеятельности детей, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, воспитании и обучении, созданию условий для получения коррекционно-развивающей поддержки педагога-психолога всем нуждающимся детям.


^ Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми:

содействие личностному развитию и развитию эмоционально-волевой, коммуникативных сфер ребёнка, повышения возможностей его социализации и др.

^ Направления работы:

адаптационные мероприятия в группах раннего возраста (других группах); формирование элементарных навыков саморегуляции и знакомство с базовыми эмоциями; развитие эмоционально-волевой и коммуникативных сфер; развитие познавательных процессов; коррекция эмоционально-поведенческих нарушений (повышенная двигательная активность, агрессивность и др.) и т.д.

^ Коррекционно-развивающая работа осуществляется в следующих формах: индивидуальных, групповых, подгрупповых и проводится только по согласованию с родителями (законными представителями).

В ситуации, когда воспитанник нуждается в коррекционно-развивающей поддержке других специалистов, педагог-психолог информирует родителей о необходимости обратиться за консультацией к специалистам социально-педагогических центров, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и пр. На основании их рекомендаций педагог-психолог разрабатывает конкретные мероприятия по коррекционно-развивающей работе с ребёнком, рекомендации для других педагогов дошкольного учреждения.

С педагогами и родителями коррекционно-развивающие мероприятия не проводятся.


^ Здоровьесберегающая деятельность.


Цель — содействие сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирование установок на здоровый образ жизни и организацию безопасной жизнедеятельности детей, пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей.


^ Задачи работы с детьми:

формирование навыков саморегуляции; обучение детей распознаванию собственных и чужих эмоциональных состояний; осуществление профилактику утомляемости и пр.


^ Формы и методы реализации данного направления:

проведение мониторинга психофизического и эмоционального состояния воспитанников в образовательном процессе; информирование воспитателей об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности детей.

Педагог-психолог во взаимодействии с другими специалистами дошкольного учреждения принимает участие в формировании и реализации системы мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников, оптимизации межличностных отношений в детских группах.


^ Задачи работы с педагогами:

профилактика профессионального стресса; создание условий по предупреждению эмоционального «выгорания»; обучение методам саморегуляции; укрепление психологических защитных механизмов; преодоление вредных привычек;


^ Формы реализации:

индивидуальные и групповые занятия.


Задачи работы с родителями:

психологическая профилактика вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья; пропаганда здорового образа жизни.


^ Формы реализации данного направления:

консультации, семинары-тренинги, родительские собрания, родительские клубы и пр.


Психолого-педагогическое консультирование.


Цель — оказание помощи родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации, социализации, проблем взаимоотношений.

Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или групповой форме.


^ Задачи работы с педагогами:

обеспечение полноценного, своевременного, разностороннего психического развития ребёнка (познавательных, эмоционально-волевых процессов, различных видов деятельности); организации индивидуально-дифференцированного подхода к детям; установление партнерских отношений с родителями и др.


^ Задачи работы с родителями:

просвещение по вопросам развития, познавательно-практической деятельности, поведения детей (например: обсуждение особенностей процесса адаптации ребёнка, разъяснение специфики переживаемого им возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия детей в группе, характере оказания помощи в подготовке к школе и т.п.).

В ситуации появления запросов на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов, педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, т.е. направляет к другим специалистам, сведениями о которых он располагает (за исключением экстренных случаев).


^ Психологическая профилактика и просвещение.


Цель — развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов и родителей, в том числе по вопросам защиты прав детей, профилактики социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье и т.п.).


^ Задачи работы с педагогами:

создание условий для педагогов по овладению психолого-педагогическими технологиями адаптации и социализации детей на разных этапах воспитания и обучения; обучение приемам и методам развития у детей познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение и т.п.); обучение навыкам проведения психогимнастических упражнений, направленным на снятие у детей утомляемости, эмоционального напряжения, регуляцию эмоционального состояния; обучение организации и проведению диагностических мероприятий и т.п.


^ Формы реализации:

методические объединения педагогов, родительские собрания, родительские клубы и пр.


С родителями психопрофилактическая работа целесообразна в таких формах как размещение информации в родительском уголке (стенд, папка, информационные листки и т.п.), выступления на родительских собраниях, организация работы родительского клуба, участие в открытых мероприятиях дошкольного учреждения, рекомендации литературы по развитию и образованию детей.


^ Методическая работа.


Цель — изучение и обобщение опыта психологической, коррекционно-развивающей работы с детьми, накопление методических материалов для организации образовательного процесса и предоставление возможности их использования педагогическими работниками, руководителями методического объединения и другими сотрудниками, участие в подготовке вопросов на заседаниях методических объединений, повышение собственной профессиональной компетентности.

Задачи: подбор и систематизация психологических методических материалов (психолого-педагогические диагностики, технологии, опыт работы специалистов других дошкольных учреждений, популярная психологическая информация и др.) для использования педагогами в организации образовательного процесса; оформление картотеки развивающих игр для детей разных возрастных групп; подбор материалов о развитии ребёнка дошкольного возраста, методических материалов по повышению профессиональной компетентности педагогов.

Педагог-психолог принимает непосредственное участие, во взаимодействии с другими специалистами дошкольных учреждений, в решении насущных вопросов работы дошкольного учреждения.


^ Психологическое сопровождение управленческих процессов.


Цель — содействие повышению эффективности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.


Задачи: исследование социально-психологического климата в коллективе, взаимопонимания и взаимодействия в системах «администрация — педагоги», «педагоги — педагоги»; поиск и апробация новых форм эффективного делового и досугового взаимодействия; разработка мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе.


^ Обязательная документация педагога-психолога:


план работы на год, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;

результаты индивидуальных психодиагностических исследований;

график работы, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;

аналитический отчёт о работе за год, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;

отчёты и аналитические материалы по результатам психодиагностических исследований и психологической поддержки отдельных категорий воспитанников;

журнал учёта работы по разделам, отражающим основные направления деятельности;

перечень психологических методик и программ, используемых в работе.


При увольнении педагог-психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счёт собственных средств.


^ Примерная форма плана работы педагога-психолога дошкольного учреждения

Утверждаю

Заведующий ДУ______

«___»__________200__г.

План работы педагога-психолога дошкольного учреждения

___________________________/Наименование учреждения образования/

на______учебный год

Цель:______________________________________________________________

Задачи:_____________________________________________________________


Месяц

Психолого- педагогическая диагностика

Коррекционно-развивающая работа

Здоровьесберегающая деятельность

Психолого-педагогическое консультирование

Психологическая профилактика и просвещение

Методическая работа

Психологическое сопровождение управленческих процессов

Сентябрь

Мероприятия:


Дети


Родители


Педагоги






















Педагог-психолог ______________________________ /Ф.И.О./ (подпись)








Похожие:

На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год iconПлан работы М/О на текущий учебный год
Программно- методическое обеспечение учебного плана на текущий год ( приложение 1)
На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год iconСтруктура образовательного учреждения
Сведения о контингенте обучающихся за 3 года каждый год отдельно, включая текущий учебный год
На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год iconПлан работы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «детская музыкальная школа №1» на 2012-2013 учебный год
Утверждение плана работы школы на 2012-2013учебный год. Задачи на новый учебный год
На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год iconПлан работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ст. Павлодольской Моздокского района рсо-алания на 2012-2013 учебный год
Введение. Краткий анализ работы школы за 2011-2012 учебный год и задачи на 2012-2013 учебный год
На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год iconАнализ работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Родионово-Несветайского района «Кутейниковская средняя общеобразовательная школа» за 2011 2012 учебный год
На основании анализа работы школы за 2010-2011 учебный год коллектив школы выдвинул на 2011-2012 учебный год следующие образовательные...
На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год iconПлан работы методического совета моу сош №2 2009-2010 учебный год
Подведение итогов методической работы за прошедший учебный год, цели, задачи на новый учебный год
На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год iconПланирование деятельности муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Лицей №9» городского округа город Сибай Республики Башкортостан на 2012/2013 учебный год
Блок I педагогический анализ итогов 2011/ 2012учебного года. Задачи на новый учебный год
На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год iconПлан работы моу «сош» п. Средняя усьва на 2010 2011 учебный год
Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год и основные задачи на новый учебный год
На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год iconПлан работы моу «сош» п. Средняя усьва на 2009 2010 учебный год
Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год и основные задачи на новый учебный год
На год планируются: Задачи дошкольного учреждения на текущий учебный год iconИтоги работы за 2011-2012 учебный год и задачи на 2012-2013 учебный год
Деятельность педагогического коллектива в учебном году была направлена на решение задач, поставленных на учебный год
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы