Семинар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении icon

Семинар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении



НазваниеСеминар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении
Дата конвертации22.09.2012
Размер85.97 Kb.
ТипСеминар
источник


Семинар - одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении.

Задачи семинара:

- повысить теоретическую компетентность педагогов, совершенствовать их профессиональное мастерство;

- способствовать развитию профессионально-личностных качеств: учить анализировать и оценивать свое мнение, умения, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде и др.

Виды семинаров: теоретический, проблемный, семинар-практикум, семинар-брифинг, практикум.

^ Теоретический семинар предусматривает рассмотрение вопросов теории воспитания и обучения дошкольников. Актуальными являются семинары, включающие вопросы психологии дошкольников, гуманизации образовательного процесса и др.

Основой теоретического семинара являются:

- Развернутое собеседование по вопросам. Каждый вопрос плана обсуждается на основе выступлений, которые заранее готовятся педагогами. Выступающие педагоги могут пользоваться своими записями, однако нежелательно длительное чтение докладов.

- Важным этапом теоретического семинара является обсуждение рефератов. После рефератов можно организовать обсуждение по вопросам, подготовить оппонентов.

При использовании этой формы семинара руководителю необходимо помнить:

  • Заранее запланированные и специально подготовленные выступления дают возможность глубоко раскрыть тему; докладчики, используя различные источники, сообщают много интересной информации, сами занятия проходят оживленно. Педагоги, которые готовят выступления, учатся самостоятельно работать, отбирать наиболее ценную информацию, выделять главное. Однако, бывают ситуации, что желающих выступить с дополнениями, может и не быть, или запланированная дискуссия не развертывается. Тогда руководителю необходимо вместе с докладчиками назначить содокладчиков, или чтение докладов сочетать с собеседованием по отдельным вопросам. Можно специально планировать диспут, который отличается от дискуссии тем, что она заранее не планируется, а может возникнуть стихийно. Участие в диспуте побуждает активно использовать знания, оперировать ими. В итоге повышается качество знаний, на их основе формируются правильные суждения и убеждения. Каждый педагог сталкивается с необходимостью определить свое отношение к предмету дискуссии, привести веские доводы в защиту своей точки зрения. В такой ситуации каждый педагог внимательно слушает выступления своих коллег, критически воспринимает их, продумывает противоречия. В процессе диспута не рекомендуется излишнее вмешательство руководителя, однако он не должен занимать позицию стороннего наблюдателя. Важно направлять дискуссию в нужное русло, не дать уклониться от проблемы, которая обсуждается, сконцентрировать внимание на основном, в одном случае – «приглушить страсти», в другом, наоборот, - «подлить масла в огонь».


Семинар-практикум включает в себя теоретическую и практическую части. Это широко используемая форма работы в дошкольном учреждении. Выбор темы семинара-практикума зависит от профессионального уровня педагогов, от годовых задач дошкольного учреждения и др. Обычно в семинар-практикум включаются консультации по теме семинара, работа с текстами консультаций или методических рекомендаций, нормативно-правовых документов, программой и др. В практической части семинара-практикума используются разнообразные активные методы, направленные на освоение практических умений и навыков: моделирование, самоанализ и самооценка с использованием оценочных шкал, разработка фрагментов планов, конспектов, сценариев, анализ педагогических ситуаций, материалов, упражнение в использовании каких-либо методов, приемов (рисования, лепки, методов ТРВ-ТРИЗ) и т.д. Практические задания педагоги могут выполнять индивидуально, в парах, в малых группах и коллективно. Взаимодействие участников в разных сочетаниях будет полезным для них и динамичным.

К семинару-практикуму могут оформляться выставки: научно-методической литературы; игр, пособий; материалов из опыта работы педагогов и др.

Семинар-брифинг – это разновидность теоретического семинара. Он позволяет максимально активизировать воспитателей как в процессе подготовки, так и на самом занятии. Воспитатели заранее не знают, на какой вопрос они будут отвечать, поэтому все готовят все вопросы.

Во время проведения семинара-брифинга работа организуется следующим образом: педагоги разделяются на подгруппы в соответствии с количеством обсуждаемых вопросов. При этом количество педагогов в группе может быть разным. Затем идет обсуждение вопросов в командах. Вначале первая команда раскрывает свой вопрос, при этом участвует каждый член подгруппы. Поскольку повторы недопустимы, то каждый вынужден говорить по существу. Затем к обсуждению подключаются другие команды с уточнениями, дополнениями по первому вопросу (на это заранее дается установка). После обсуждения первого вопроса переходят ко второму, затем третьему и т.д. В конце руководитель подводит итоги работы семинара-брифинга.

Примерное содержание семинара-брифинга:

Тема «Современные подходы к организации образовательного процесса с использованием разнообразных методик и технологий».

План занятия:

  1. Вводная беседа, актуализация проблемы.

  2. Закрепление, уточнение научных понятий: инновация, методика, технология, метод, прием.

  3. Слушание и обсуждение рефератов:

- Обзор методик и технологий по физической культуре дошкольников.

- Методика А.Петрикевич по экологическому воспитанию дошкольников.

- Характеристика технологии «РТВ-ТРИЗ».

- Обзор методик и технологий развития творчества детей.

4. Самоанализ и самооценка педагогами отношения к инновационной деятельности.

5. Рефлексия «Острова».

6. Подведение итогов работы семинара-брифинга.


Практикум предполагает освоение педагогами каких-либо практических навыков, необходимых им в профессиональной деятельности. Если необходимо, заместитель заведующего или кто-либо из педагогов, который очень хорошо умеет это делать, показывает и объясняет приемы работы, а затем педагоги сами изготавливают, упражняются в приобретении необходимых навыков.

Примерная тематика практикумов:

  • Изготовление различных видов театров для дошкольников.

  • Использование нетрадиционных техник изображения в изобразительной деятельности дошкольников.

  • Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования для детей.

  • Обучение детей основным движениям.

  • Обучение детей рисованию животных и фигуры человека.

  • Обучение дошкольников дизайну. И др.



Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения педагогов. Тренинг – это отработка, доведение до совершенства конкретных умений и навыков педагогов:

  • гностических (познавательных): умение заниматься самообразованием, изучать опыт коллег, самооценка, самоанализ;

  • проектировочных: планировать работу с детьми, подбирать необходимый дидактический материал, определять цели, задачи своего профессионального развития, улучшения качества образовательного процесса и др.;

  • организаторских: организовать изложение какого-либо материала; образовательный процесс с детьми, собственную деятельность на разных этапах и др.;

  • коммуникативных: умение организовать собственное общение с детьми, коллегами, родителями, администрацией ДУ и т.п.

Применение тренинга одна из эффективных стратегий групповой работы во взаимодействии с педагогами. С ними используются в основном коммуникативные тренинги, связанные с развитием и коррекцией навыков общения, релаксации, умения разрешать конфликты, а также психологические тренинги (их проводит педагог-психолог) и тренинг профессионально-личностного роста. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой работы: мини-лекции, диспут, беседа, используются раздаточный и видео-аудио-материалы, приемы арттерапии, игротерапии, мозгового штурма, широко применяются интерактивные методы и др.

Тренинг требует от ведущего (педагога-психолога и/или заместителя заведующего по основной деятельности) тщательной предварительной подготовки: выработки плана, программы; создания тренинговой группы из 8–10 человек, решения организационных вопросов, подготовки помещения, определения общей стратегии действия.

Основные принципы в работе тренировочной группы:

  • Отношения открытые и доверчивые;

  • Характер руководства – демократический;

  • Рефлексия, получение обратной связи.


Для успешной работы в тренинге нужны:

  • Достаточно просторное и хорошо проветриваемое помещение;

  • Наличие удобных стульев по числу участников (легких и без подлокотников, т.к. тренинг предполагает работу в подгруппах);

  • Наличие доски (мольберта), блокнота;

  • Обеспечение участников раздаточным материалом.

Этапы тренинга

  • Приветствие, знакомство (если это требуется).

  • Решение организационных вопросов: определение цели, времени, знакомство с базовыми правилами тренинга. Одно из обязательных правил: каждый может свободно говорить в любое время, но запрещены все виды ругательства и насилия.

  • Возникновение «чувства группы», когда педагоги, участники тренинга, преодолевают опасения по отношению друг к другу, начинают что-то значить друг для друга, активно осваивают необходимые им навыки, взаимодействуя в парах, малых группах, коллективно. Некоторые задания педагоги могут выполнять индивидуально: самоанализ, самооценка, предложение идей по решению какой-либо проблемы и др.

  • Подведение итогов, получение обратной связи, сравнение полученных результатов с ожидаемыми.

  • Прощание.

Как правило, тренинг состоит из различных заданий, упражнений, интерактивных методов, направленных на развитие коммуникативных навыков в соответствии с целями. В процессе тренинга предусматривается индивидуальная, парная, подгрупповая и коллективная деятельность участников. По предварительной договоренности участники могут сопровождать аплодисментами понравившиеся презентации, идеи, высказывания.

В зависимости от возможностей и пожеланий педагогов тренинг может длиться от одного до двух часов. Для большей эффективности необходимо провести серию, несколько тренинговых занятий, чтобы за это время отработать, довести до усовершенствования конкретные профессиональные умения и навыки или личностные качества педагогов.

Примерная тематика тренингов для педагогов:

- Тренинг профессионального роста по взаимодействию педагогов с родителями.

- Тренинг профессионально-личностного роста педагогов.

- Тренинг по общению с «трудными родителями».

- Тренинг по взаимодействию педагога с детьми.


^ Педагогическая викторина

Цель данной формы работы – систематизация, выявление знаний педагогов по определенной теме, развитие коммуникативных навыков.

Роли педагогической викторины:

1 – педагоги;

2 – ведущий (е);

3 – экспертно-творческая группа.

Экспертно-творческая группа заранее готовит задания и уже непосредственно при проведении педагогической викторины дает оценку выполнения заданий каждым педагогом или командой в целом.

Во время викторины используются музыкальные паузы, развлекательные номера, особенно если на этом мероприятии есть приглашенные участники (болельщики, педагоги из других ДУ, родители и др.).

Педагогическая викторина проводится по принципу соревнования команд, выполняя различные конкурсные задания.

Предварительная работа:

- составление плана-сценария викторины.

- изучение педагогами психолого-педагогической литературы по проблеме викторины.

- составление членами экспертно-творческой группы заданий конкурсов: кроссвордов, блиц-опросов, анкет, кроссвордов, подбор текстов, педагогических ситуаций, творческих заданий и т.п.

- подготовка командами «домашнего задания».

- определение места, времени проведения викторины, подготовка необходимых условий.

Примерная тематика викторин:

- Воспитание личности ребенка в игре.

- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в процессе ознакомления с родным краем.

- Воспитание эстетических чувств у ребенка средствами искусства.

- Современный воспитатель: кто он? И др.





Похожие:

Семинар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении iconПрограмма «Учимся с Intel» как одна из эффективных форм работы классного руководителя» "Дать детям радость в учении это первая заповедь воспитания" В. А. Сухомлинский
«Программа «Учимся с Intel» как одна из эффективных форм работы классного руководителя»
Семинар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении icon«Классный час это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы»
«Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы»
Семинар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении iconПриложение 11
Проектирование одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в доу
Семинар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении iconКишечнополостные
Море — среда обитания разнообразных медуз. Одна из самых обычных и наиболее широко распространенных медуз — аурелия. Она встречается...
Семинар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении iconЧто такое профориентация
Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат professio — род занятий и фр orientation — установка) — комплекс...
Семинар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении iconПриказ №8 «О создании добровольной пожарной дружины в дошкольном учреждении» Для соблюдения правил пожарной безопасности в дошкольном учреждении и выполнения инструкций по эвакуации воспитанников и сотрудников из дошкольного учреждения во время пожара
Создать на 2012 год в дошкольном учреждении добровольную пожарную дружину в следующем составе
Семинар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении icon«Подставы» на дорогах теперь милицейские
Истории о «подставах» на дорогах наиболее распространенных ситуациях мошенничества за рулем – одна из самых популярных тем на автофорумах....
Семинар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении iconГ. Невьянск мбдоу д/с №12 «Белочка» с корпусом №2 «Соболёк» муз рук. Юзе Елена Владимировна
Зрр, одна из главных задач, стоящих перед педагогами коррекционных дошкольных учреждений. Современные специалисты в поиске эффективных...
Семинар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении iconОдна из самых ранних форм сахарных веществ, известных человеку
Компоненты в меде вода, пыльца, фруктоза, глюкоза, органические кислоты, белки и ферменты
Семинар одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении iconПриказ №4 «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность в дошкольном учреждении» Для соблюдения противопожарного режима в мдоу «Детский сад №12 «Звездочка» иконтроля выполнения инструкций по пожарной безопасности в дошкольном учреждении
«Звездочка» и контроля выполнения инструкций по пожарной безопасности в дошкольном учреждении
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы