Управление качеством дошкольного образования в учебно-педагогическом комплексе «детский сад-школа»
В методических рекомендациях раскрываются подходы к планированию и осуществлению контроля за качеством дошкольного образования в условиях учебно-педагогического комплекса «детский сад-школа».
Планирование и организация контроля за качеством дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного функционирования дошкольного звена в учебно-педагогическом комплексе «детский сад-школа» в соответствии с целями и задачам образовательной программы, стандарта, нормативно-правовых и инструктивных документов необходимо определить новую систему планирования и проведения контрольных мероприятий по всем направлениям деятельности дошкольных групп. Контрольные мероприятия планируются в годовом плане учреждения в разделе «Внутришкольный контроль». Определяется вид контроля, содержание, объект, ответственный и где заслушивается вопрос. На сегодняшний день в практике работы учреждений образования наибольшее распространение получили и используются такие формы контроля, как оперативный, тематический, итоговый. ^ - направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса в дошкольных группах, выявление причин, нарушающих его. Предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков. Таблица 1. Формы оперативного контроля
Предупредительный (опережающий) | Экспресс-диагностика | Эпизодический | Сравнительный | Взаимо-контроль | - это предупреждение того или иного недостатка. Его смысл: - в профилактике возможных нарушений; - в отборе наиболее рациональных методов работы; - в повышении уровня управления. Применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а так же к воспитателям, работающим в инновационном режиме. Содержание: - выявление готовности педагогов к рабочему дню; - владение педагогами методиками обучения и воспитания; - анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день). Формы: - наблюдения за педагогическим процессом; - беседы с воспитателями; - анализ педагогической документации. | - способст-вует быстрей шему информативному сбору требуемых данных. Формы: -социологи ческие исследования (анкетирование, тестирование и т.п.) Содержание: -выявление уровня педагогического мастерства педагога; -выявление уровня развития ребенка в разных видах деятельности; - выявление умений и навыков детей по разным видам деятельности (занятия) | - состояние работы по разделам программы, не рассматривающихся годовыми задачами; - решение отдельных (частичных) задач раздела программы в реализации поставленной годовой задачи. Может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей. Содержание: - готовность воспитателя к проведению занятия (прогулки), - оценка работы воспитателя за день, - анализ воспитанности детей, - анализ педагогических условий в группе и другие показатели и т.д. Формы: - просмотр занятий или других видов деятельности; - беседы; - изучение документации; - анализ планирования работы. | - проводятся с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Позволяет увидеть разницу в работе воспитателей параллельных групп или двух воспитателей одной группы. | - анализ и оценка педагогического процесса осуществляемого воспитателем в параллельной группе, либо в любой другой возрастной группе по решению администрации Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом другого. |
Планирование оперативного контроля целесообразно осуществлять перспективно, на учебный год. Количество и периодичность вопросов зависит от структуры учреждения (количества дошкольных групп) и управленческого опыта администрации. Объекты оперативного контроля определяются исходя из проблем, выявленных по итогам анализа работы учреждения за предыдущий учебный год, по итогам тематического изучения вопросов, как на уровне учреждения, так и на уровне района (решения совета отдела, приказы). Объектами контроля могут стать: - образовательный процесс, реализации образовательной программы и учебных планов, программ дополнительных образовательных услуг; - состояние здоровья воспитанников; - организация питания; - организация предметно-игровой среды; - взаимодействие с родителями; - выполнения режимных моментов; - учебно-методическое обеспечение; - диагностика педагогического мастерства; - исполнительская дисциплина; - соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов учреждения образования и т.д. Примерная тематика вопросов оперативного контроля в учебно-педагогическом комплексе «детский сад-школа» предложена в таблице 2. Таблица 2
Примерный план вопросов оперативного контроля по дошкольному образованию
№ | Содержание
| 1 | Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей. | 2 | Качество организации дополнительных образовательных услуг, новых форм дошкольного образования. | 3 | Выполнение режима дня в дошкольной группе. | 4 | Анализ заболеваемости детей дошкольного возраста (по итогам года, в январе). | 5 | Организация питания детей дошкольного возраста. | 6 | Выполнение требований к ведению документации, планированию образовательного процесса в дошкольных группах. | 7 | Эффективность проведения мероприятий активного отдыха (во второй половине дня). | 8 | Организация работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей разных возрастных групп. | 9 | Организация работы по формированию у дошкольников знаний о правилах дорожного движения. | 10 | Организация и руководство игровой деятельностью (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижны, спортивные) детей разного возраста; | 11 | Эффективность организации трудовой деятельности во всех возрастных группах (дежурство, поручения, самообслуживание, ручной труд, труд в уголке природы). | 12 | Организация физкультурно-оздоровительной работы. | 13 | Эффективность проведения закаливания. | 14 | Организация работы с детьми с признаками одаренности. | 15 | Качество подготовки и проведения занятий. | 16 | Анализ выполнения задач программы дошкольного образования «Пралеска». |
Для проведения оперативного контроля используется следующий инструментарий: схемы, шкалы, карты контроля по всем направлениям деятельности дошкольных групп. Например, для изучения деятельности состояния работы по выполнению инструкции по охране жизни и здоровья детей используются оценочные шкалы (таблица №3). Таблица №3 Оценочная шкала выполнения инструкции об организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях
Показатели оценки
| баллы | 0 нет | 1 поверхностно | 2 частично | 3 полнос тью | Следить за тем, чтобы дети не приносили в группу колющие, режущие предметы и т.д. |
|
|
|
| Передавать ребенка в руки родителей или лиц их заменяющих. Если родители доверяют передавать ребенка другому лицу, то только по личному заявлению руководителю. |
|
|
|
| Переносить горячую пищу в групповую комнату при отсутствии детей |
|
|
|
| По окончании приема детей в группы входные двери должны быть закрыты, а за порядком и отсутствием посторонних людей следит заведующий, воспитатели |
|
|
|
| Детей, которые не успели одеться на прогулку, необходимо передать помощнику воспитателя, который обязан их одеть и сопроводить на детскую площадку |
|
|
|
| При оформлении информации для детей, родителей не пользоваться кнопками, иголками и другими колющими предметами. |
|
|
|
| Ежедневно проверять закрепления шкафов и исправность сантехнического оборудования. |
|
|
|
| При включении кранов проверять температуру воды |
|
|
|
| Не оставлять детей одних в туалетной комнате без присмотра |
|
|
|
| Иглы, булавки следует держать в недоступном для детей месте |
|
|
|
| Исключить из употребления в работе ножницы с острыми концами, работать дети могут только под наблюдением воспитателя. |
|
|
|
| Детей сажают за стол только после полной сервировки и подачи пищи |
|
|
|
| Физкультурное оборудование на участке и в зале дети могут использовать только в присутствии взрослых |
|
|
|
| Запрещается оставлять детей в спальне одних во время сна |
|
|
|
| Не допускается наличие у детей мелких предметов (косточек, мелкой мозаики и других мелких игрушек) |
|
|
|
| О замеченных нарушениях при ежедневном осмотре участка, группы немедленно информировать администрацию |
|
|
|
| Первым из помещения детского сада выходит воспитатель. Во время прогулки за пределы участка или экскурсии должен присутствовать еще один взрослый |
|
|
|
| При проведении прогулки калитка и ворота должны быть закрыты. |
|
|
|
| Необходимо следить, чтобы дети на прогулке не ели никакие растения (грибы, ягоды, траву и т.д.) |
|
|
|
| Запретить использование на прогулке сломанного выносного инвентаря, игрушек |
|
|
|
| Если участок плохо освещен, то прогулка должна закончиться до наступления темноты |
|
|
|
| Воспитатель строго следит за тем, чтобы дети не выходили на проезжую часть детского сада, служащую для проезда машин, ввозящей продукты. |
|
|
|
| Итого |
|
|
|
| Выводы и предложения ______________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Карточка анализа условий для охраны жизни и здоровья детей в групповых помещениях
Группа _____________________________ Воспитатели ___________________ Дата _______________________________ Кто проводил обследование ______
№ п/п | Критерии и показатели | Баллы | Примечание | 3 | 2 | 1 | 1 | Крепление мебели и оборудования, их целостность |
|
|
|
| 2 | Состояние полов |
|
|
|
| 3 | Состояние потолков |
|
|
|
| 4 | Исправность и целостность окон и фрамуг |
|
|
|
| 5 | Исправность электрооборудования |
|
|
|
| 6 | Освещенность помещения, соответствие плафонов ТБ |
|
|
|
| 7 | Безопасность пособий для игр и занятий с детьми, наличие опасных и поврежденных предметов |
|
|
|
| 8 | Наличие и хранение лекарственных препаратов, колющих и режущих предметов |
|
|
|
| 9 | Состояние игрового материала, отсутствие травмоопасных игрушек |
|
|
|
| 10 | Подбор и расстановка комнатных растений |
|
|
|
| 11 | Исправность и безопасность оборудования для труда |
|
|
|
| 12 | Отсутствие в помещении гвоздей, металлических скрепок, кнопок и т.п. |
|
|
|
| 13 | Соблюдение графика и правил влажной уборки |
|
|
|
| 14 | Соблюдение температурного режима |
|
|
|
| 15 | Соответствие одежды детей температурному режиму в помещении |
|
|
|
| 16 | Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей в пунктах «передача ребенка в руки родителей» и «оставление детей без присмотра» |
|
|
|
| 17 | Соответствие схемы рассаживания детей ростовым ГОСТам мебели |
|
|
|
| 18 | Состояние запасных выходов |
|
|
|
| 19 | Соблюдение правил хранения уборочного инвентаря и моющих средств |
|
|
|
| 20 | Безопасное состояние развивающей среды |
|
|
|
| Результаты ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Выводы ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Предложения по совершенствованию работы ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
Итоги оперативного контроля подводятся на совещании при директоре, заместителе директора и оформляются в справках или обобщенных таблицах, шкалах, картах контроля. В протоколе фиксируются рекомендации по устранению выявленных нарушений. ^ . Целью тематического контроля является изучение выполнения программы по всем образовательным областям и выявление уровня работы учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. Тематические вопросы могут изучаться и рассматриваться как самостоятельно (например «Социализация детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности», «Эффективность организации игровой деятельность», «Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста» и т.д. ), так и в рамках всех ступеней образовательного поля учебно-педагогического комплекса (например «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»). Эффективным является подход к изучению некоторых предметных дисциплин начиная с дошкольного звена (например «Эффективность преподавания русского языка и литературы, занятий по развитию речи, грамоте»). Примерный перспективный план изучение преподавания учебных дисциплин школы и образовательных областей дошкольного образования предложен в таблице 4. Таблица 4.
Предметные дисциплины общеобразовательной школы | Образовательные области дошкольного образования | Русский язык Русское литературное чтение | Обучение грамоте. Развитие речи | Белорусский язык Беларусское литературное чтение | Развіццё мовы | Математика | Математика, сенсорное восптание | Человек и мир Мая Радзіма – Беларусь | Я и мир вокруг меня | Изобразительное искусство Трудовое обучение | Изобразительная деятельность Трудовое воспитание | Музыка | Музыкальное воспитание | Физическая культура и здоровье | Физическое воспитание | Английский язык | - | Основы безопасной жизнедеятельности | Основы безопасной жизнедеятельности |
Осуществление тематического контроля предусматривает наличие у администрации следующего пакета документов: 1. Название тематического контроля. 2. Постановка целей. Формулировка цели должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, - выполнение программы по изобразительной деятельности; - развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности на занятиях и в повседневной жизни; - эффективность использование современных педагогических технологий в процессе организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста и т.д. 3. Составление плана тематического контроля. План тематического контроля, предложенный К.Ю. Белой, включает пять блоков: анализ знаний , умений и навыков детей - что позволит выявить степень овладения ими программой; оценку профессиональных умений воспитателей - выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и определить причины затруднений педагога в организации образовательного процесса, воспитании и развитии у детей определенных качеств; создание условий, - наличие или отсутствие которых, может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков. систему планирования работы - анализ которого, позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме. взаимодействие с родителями воспитанников по данной проблеме. 3. Определение методов тематического контроля. Примерный план тематического контроля представлен в таблице 5.
Таблица 5. План тематического контроля по теме «Состояние физкультурно-оздоровительной работы в учреждении и формирование основ здорового образа жизни у воспитанников»
№ | Направление работы | Методы изучения | 1 | Обследование знаний, умений и навыков детей | Анализ диагностических карт нормативных физических показателей. | 2 | Оценка профессиональных умений воспитателя | - Анализ проведения занятий по физкультуре, ознакомлению с окружающим миром (ЗОЖ). Взаимосвязь работы специалистов. - Собеседование с воспитателями по программе «Пралеска». - Анализ самообразования воспитателей. - Проведение открытых показов. Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при её создании). - Контроль за выполнением режимных моментов в группе. | 3 | Создание условий: в группе в методическом кабинете в учреждении | Посещение групп. Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения её содержания. Анализ предметно-пространственного среды учреждения по физическому воспитанию (физкультурный зал, спортивная площадка). | 4 | Планирование работы | Проверка планирования раздела «Физкультурно-оздоровительная работа» Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми. Проверка планирования активного отдыха: физкультурные развлечения, досуг, Дни здоровья. Проверка планирования игровой деятельности | 5 | Работа с родителями по данной проблеме | Анализ планов воспитательно-образовательной работы в группах. Посещение родительских собраний. Анализ наглядной информации для родителей в группе. Опрос или анкетирование родителей. |
Исходя из определенных объектов, методов изучения, подбирается инструментарий для осуществления контроля: карты контроля, диагностического обследования, анкеты, опросники, оценочные шкалы и т.д. Например: Диагностические карты здоровья, физического, двигательного развития детей разных возрастных групп. Диагностические карты нормативных физических показателей детей разных возрастных групп. Карта контроля «Организация и проведение утренней гимнастики». Карта контроля «Физкультурно-оздоровительная работа» по организации двигательного режима в ДУ в течение дня. Протокол контроля за физкультурным занятием. Протокол обследования предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей. Карта оценки профессионального мастерства воспитателя по воспитанию у детей двигательной активности. Анкета для родителей. Итоги тематической проверки заслушиваются на педагогическом совете или совещании при директоре и оформляются в виде справки. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые обозначены в плане тематического контроля. Материалы тематического контроля хранятся в учреждении образования. ^ . Администрацией учреждения осуществляет систематический контроль за качеством проведения занятий, режимных процессов и их результативностью. При посещении занятий определяются цели, подбирается инструментарий контроля: карты, схемы анализа различных видов занятий, режимных процессов.
Таблица 6. Цели посещения администраций учреждений образования специально организованных видов деятельности (занятий) в дошкольных группах
1 Блок | 2 Блок | Изучение сформированности профессиональных компетенций педагога | Анализ состояния образовательного процесса | Условия (гигиенические критерии рациональной организации занятия) | Технологический процесс | 1. Определить уровень теоретической и методической подготовки педагога. 2. Проанализировать умение воспитателя планировать, организовывать и осуществлять образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и содержанием образовательных задач. 3. Познакомиться с методикой работы педагога. 4. Контроль за устранением недостатков выявленных в ходе предыдущих проверок. 5. Проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда. 6. Изучить опыт работы педагога по определенному вопросу (формы работы с воспитанниками, использование наглядности, развитие познавательной активности на занятии). 7. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
| 1.Проанализировать: плотность занятия количество видов деятельности среднюю продолжительность различных видов деятельности частоту чередования различных видов деятельности количество используемых методов обучения чередование методов и приемов обучения наличие эмоциональных разрядок место и длительность применения ТСО чередование поз наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток психологический климат рациональность подбора оборудования, инвентаря, дидактического и наглядного материала безопасность среды при организации воспитательно-образовательного процесса | 1. Изучить фактическое выполнение образовательной программ. 2. Определить, как выдерживаются принципы целостности и целеполагания в конструировании занятий, какие цели преобладают. 3. Изучить направленность организованных видов деятельности (занятий) на формирование личностных качеств и умений, воспитание и развитие дошкольников в процессе обучения. 4. Проанализировать соответствие замысла, методик, заданий и содержания информации поставленным целям. 5. Изучить степень применения воспитателем преемственных и перспективных связей образовательных областей для рационализации способов изучения материала. 6. Проанализировать информационную емкость занятия, сочетание основного и вспомогательного материала. 7. Проанализировать темп занятия. 8. Изучить эффективность методов работы, применяемых педагогом. 9. Определить уровень доступности изложения учебного материала и адекватности используемых форм, методов и приемов обучения. 10. Проанализировать применяемые воспитателем формы деятельности с воспитанниками, их характер и соотношение, разнообразие и рациональность отбора и методики использования средств управления мыслительной и практической деятельностью дошкольников; целесообразность сочетания слова, наглядности и практических занятий. 11. Проанализировать логичность изложения материала, систему наводящих вопросов, выделенность главных мыслей, законченность смысловых элементов. 12. Изучить способы получения воспитателем информации о ходе и результате процесса усвоения знаний, формирование умений и личностных качеств дошкольников. 13. Проверить качество знаний и умений воспитанников по определенному разделу программы, владение практическими навыками, навыками саморегуляции. |
Посещение и анализ занятий администрацией учреждения предполагает следующие этапы: 1. Подготовка к посещению занятия: - определение цели посещения занятия, выбор объекта для изучения; - изучение программных требований, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций по организации образовательного процесса с детьми (по отдельным разделам программы); - просмотр соответствующих разделов литературы по методике. 2. Просмотр занятия. Оценка его содержания и результативности в соответствии с определенной целью. Разработка рекомендаций для педагога по повышению качества образовательного процесса. 3. Самоанализ педагога и экспертный анализ администрации посещенного занятия. Ознакомление педагога с результатами контроля и рекомендациями.
Карточка анализа занятия в дошкольной группе Группа________________________ Дата__________________ Ф.И.О. проверяющего______________________ Цель контроля _________________________________________________________ ______________________________________________________________________
№ п/п | Критерии анализа | Оценка | да | нет | частично | 1. | Соответствие программного содержания возрасту ребёнка. |
|
|
| 2. | Наличие элементов нового, обеспечивающего некоторые усилия и напряжения мыслительной деятельности. |
|
|
| 3. | Воспитательное воздействие программного материала. |
|
|
| 4. | Выполнение гигиенических требований. |
|
|
| 5. | Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования). |
|
|
| 6. | Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий. |
|
|
| 7. | Этапы занятий и их связь: - вводный - основной - заключительный. |
|
|
| 8. | Длительность этапов. |
|
|
| 9. | Разнообразие методов и приёмов, их взаимосвязь и обоснованность. |
|
|
| 10. | Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет). |
|
|
| 11. | Приёмы обеспечения эмоциональности, интереса детей. |
|
|
| 12. | Приёмы активизации самостоятельного мышления детей. |
|
|
| 13. | Приёмы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания. |
|
|
| 14. | Доступность, научность, логичность построения программного материала, обеспечивающего интерес воспитанников к занятию. |
|
|
| 15. | Доступность, эмоциональность и красочность речи воспитателя. |
|
|
| 16. | Индивидуально-дифференцированная работа с детьми. |
|
|
| 17. | Поведение детей в процессе работы. |
|
|
| 18. | Окончание занятия: форма подведения итогов; привлечение детей к обобщению, умение делать выводы; - задания по закреплению материала. |
|
|
|
Выводы и предложения:________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ С результатом ознакомлен:
Карта анализа занятия
Дата_____________________ Группа_______________Вид занятия ____________ Количество детей________________Ф.И.О. наблюдателя__________ Цель контроля__________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание занятия | Положительные моменты | Отрицательные моменты |
|
|
| Выводы и предложения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ организации и проведения занятия по развитию речи
Дата _______Возрастная группа _____________Воспитатель __________________ Тема занятия ___________________________ Программное содержание: _______________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
№ п/п | Время начала занятия______________________ Окончания занятия________________________ | Оценка | 1 | Подготовленность группового помещения (соблюдение санитарных норм) |
| 2 | Подготовка воспитателя к занятию: - составление конспекта занятия - организация обстановки на занятии, посадка детей. - подбор наглядных, дидактических, игровых пособий. - Целесообразность, рациональность размещения оборудования. |
| 3 | Характеристика программного содержания: - соответствие задач требованиям программы; - соответствие задач уровню развития детей данного возраста; - объём программного содержания; -конкретность формулировок программного содержания. |
| 4 | Соответствие темы содержанию занятия |
| 5 | Соответствие содержания занятия требованиям программы «Пралеска», возрасту детей. |
| 6 | Характеристика деятельности воспитателя: - Разнообразие приёмов, использованных для решения поставленных задач; правильность, точность их применения. - Соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики; - Доступность, систематичность, последовательность излагаемого материала. |
| 7 | Характеристика содержания занятия: - Решение задач словарной работы (Активизация употребления новых слов в различных фразовых конструкциях, обогащение, совершенствование и расширение словаря). - Создание условий для развития связной речи детей (создание коммуникативных задач, ситуаций – просьба рассказ, объяснение). - Целенаправленное формирование произношения звуков и их сочетаний. - Знакомство с особенностями ударения в отдельных словах. Решение задач по совершенствованию дикции, речевого дыхания, силы голоса, темпа речи. - Использование скороговорок, чистоговорок, загадок, стихов. - Типы вопросов, используемые воспитателем в основной части занятия (репродуктивные, поисковые, обобщающие, наводящие, подсказывающие и др.), их целесообразность. |
| 8 | Характеристика деятельности детей: - освоение детьми программного содержания ; - особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию); - сформированность речевых навыков детей; |
| 9 | Длительность и качество каждой части занятия |
| 10 | Речь воспитателя: -правильность и выразительность речи воспитателя. - тон воспитателя. |
| 11 | Обеспечение речевой активности всех детей группы. |
| 12 | Дифференцированный и индивидуальный подход к детям. |
| 13 | Общая оценка занятия: значение его в воспитании и обучении детей. |
| Выводы и предложения _________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
|