Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов icon

Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов



НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов
Дата конвертации22.09.2012
Размер131.52 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

от 8 мая 2003 г. № 20-12/20

Заместитель Министра Т. Н. КОВАЛЕВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЧАСОВ

Сегодня, в эпоху обострения международных отношений и националь­ных конфликтов, экологических катастроф и социально-экономической нестабильности, политическая информированность стала не только зало­гом социальной адаптации, профессиональной пригодности и гражданской компетентности личности, но и проблемой выживания для каждого. Значимость проведения информационных часов невозможно переоценить. Их задача — помочь учащимся сориентироваться в потоке событий, выработать свою активную гражданскую позицию, почувствовать собственную социаль­ную значимость, осознанно участвовать в общественно-культурной жизни учебного заведения, города, республики, отстаивать личные интересы с учетом собственной социальной безопасности.

Таким образом, информационный час — форма просветительской рабо­ты среди учащихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости.

Информационные часы целесообразно проводить еженедельно в соот­ветствии с расписанием. По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзор­ные и тематические.

^ Обзорный информационный час — это краткий обзор основных полити­ческих, культурных и спортивных событий, произошедших за определен­ный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование учащихся рекомендуется проводить по следующей схеме:

государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития на­шего общества, республиканские мероприятия и экономические дости­жения);

государственная внешняя политика (стратегические направления меж­дународной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие Республики Беларусь в решении междуна­родных конфликтов);

новости из России и стран Содружества (реализация основных направ­лений государственной политики);

события в мире;

глобальные экологические проблемы и пути их решения;

новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта.

Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения.

^ Этап подготовки предполагает, прежде всего, выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предвари­тельно назначаются классным руководителем, куратором или выбирают­ся самими ребятами. В роли ведущего может выступать как сам класс­ный руководитель, куратор, так и один из учащихся, лучше — лидер класса, группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их вни­мание на определенной проблеме. Классный руководитель (куратор) по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллек­тивные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуаль­ных особенностей развития ребят, провидит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа,

Информация к учащимся поступает из самых разных источников. Часто она бывает противоречивой и не способствует становлению лучших качеств личности. В то же время печатные средства массовой информации могут стать значимыми помощниками педагогов в освещении событий, происходящих в нашей стране, формировании адекватного отношения к тем или иным событиям, происходящим в мире. В первую очередь это государственные издания и главная государственная газета «Советская Белоруссия».

Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный мате­риал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их вни­мание на основные критерии отбора информации: актуальность, объектив­ность, значимость, достоверность, оперативность, убедительность. Учащихся необходимо научить осмотрительно относиться к материалам сомнитель­ного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, национа­листической и шовинистической направленности.

Огромное значение имеет умение учащихся пользоваться основными источниками информации. К ним относятся:

1) периодическая печать. Традиционно газеты и журналы наиболее широко ис­пользуются при подготовке к информационному часу. Хотелось бы подчеркнуть, что монотонная подача информации, особенно некомменти­руемое затяжное пере­читывание статей, резко снижает интерес учащихся к поставленной проблеме. По­этому для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периоди­ческой печати рекомендуется пре­дусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, сатирических стихотворений, памфлетов, различных таблиц, схем, диаграмм, которые по необходимости могут воспроизво­диться на доске;

2) словари и справочники. Политический, экономический, юридиче­ский, фило­софский словари, справочники «Страны мира», «Зарубежные мо­лодежные органи­зации» и другая подобная литература — неотъемлемый инструментарий в воспита­нии политической культуры учащихся. Изоби­лие непонятных терминов, аббревиа­тур, ссылок на малознакомые имена, организации, события зачастую отпугивает ребят. Целенаправленная рабо­та по повышению политической грамотности должна охватывать всех участ­ников информационного часа. Важно популярным языком объяснить, рас­толковать сложные понятия и термины, использовать лин­гвострановедческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные сло­варные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического словаря учащихся- Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодически обновляться на специально оформленных стендах (например, «Время, события, люди», «Планета») под рубрикой «Твой политический словарь».

В выборе учащимися для работы печатных изданий (газет, журналов, справоч­ников, словарей, книг) важную роль играет библиотекарь. Необхо­димо, чтобы биб­лиотекарь провел для ребят краткий экскурс в мир перио­дики, энциклопедий и других изданий с целью формирования у подрост­ков четкого представления о на­правленности, достоверности, стиле и глу­бине изложения информации в том или ином издании, В дальнейшем рекомендуется, чтобы библиотекарь периодически знакомил учащихся с новостями книжного рынка, а также рекомендовал при под­готовке к инфор­мационным часам достойные внимания ребят материалы и доку­менты;

3) телевизионные передачи. Своевременное предупреждение учащихся о том, когда и на какую тему будут демонстрироваться документальные и хроникальные фильмы, информационно-аналитические передачи, ток-шоу, интервью, дает воз­можность включать обсуждение определенной теле­передачи в ход информацион­ного часа. Важно приучить молодежь сис­тематически просматривать такие теле­программы, как «Панорама», «Наши новости», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро зву­чащих сегодня в нашей республике, России, странах ближнего и дальнего зарубежья. При достаточной технической оснащенности ка­бинета, в котором проводится информационный час, рекомендуется использовать и коллек­тивный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством та­кой формы информирования является традиционно высокий интерес уча­щихся к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала;

4) радиопередачи. Радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц к событиям могут быть с успехом использованы как в ходе подготовки учащихся, так и для выступлений перед группой. Тех­ническая доступность организации аудиопрослушивания (нужна лишь магнитола и кассета с записью!) позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных молодежных радиостанций перед каждым очередным выступлением учащихся активизируют внимание слушателей, придают информационному часу живость и динамизм;

5) сеть Интернет. Этот источник информации заслуживает сегодня особого внимания. Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество — возможность под­ключения к первоисточникам информации, получения материалов по за­просу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими орга­низациями. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в Интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к инфор­мационному часу.

^ Этап проведения. Ход информационного часа координирует ведущий или классный руководитель, куратор учебной группы. Он сооб­щает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность об­суждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

При проведении информационного часа важно не столько уделять вни­мание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

задать вопросы выступающему;

дополнить сообщения новыми фактами, примерами;

обменяться мнениями;

сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог информационного часа.

Представляет интерес периодическое проведение обзорного информа­ционного часа со свободным выбором тем (1 раз в 4—б недель). Темати­ческие направления в таком случае не распределяются, но обязательной является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его событию. Цель — выявление проблем, актуальных с точки зрения уча­щейся молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников. Не успевшим выступить (ведь готови­лись-то все) предлагается разместить свои материалы с указанием фамилии подготовившего на специально оформленном информационном стенде.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

^ Этап подготовки. Определение темы — один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требова­ния — актуальность информативного материала, т. е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к сни­жению личной заинтересованности и воспитательного воздействия инфор­мационного часа на учащихся. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного руководителя, куратора, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмот­ренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика инфор­мационного часа. В результате уже с первого момента подготовки инфор­мационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости (и по возможности) ведется работа в Интернете.

^ Этап проведения. Тематический информационный час может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообще­ния по отдельным вопросам темы, или в форме дискуссии.

Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом ин­формационном часе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: «кор­респондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит тема­тический блиц-опрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, актовом зале). Вопросы готовятся заранее (например: «Как Вы относитесь к альтернативной службе в армии?», «Что бы Вы предпочли для себя (своего сына)?» и т. п.), а респондентами могут являться как уча­щиеся, так и администрация учебного заведения, родители, случайные по­сетители. Сколько эмоций вызывает у ребят последующий видеопросмотр калейдоскопа мнений со знакомыми лицами на экране! А ведь это не просто игра - невольно приходится вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информацион­ного часа, привлекая внимание учащихся к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования постав­ленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного

мнения.

Одна из разновидностей тематического информационного часа — «круглый стол* с присутствием компетентного лица по проблеме и актив­ным вовлечением учащихся в дискуссию. Информация по теме может быть изложена как самим гостем (историком, юристом, экологом, депута­том), так и лидером класса, учебной группы, способным с легкостью пробу­дить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена

мнениями.

Проблема для освещения на тематическом информационном часе мо­жет быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися:

правовой «ликбез»;

Чернобыль: вчера, сегодня, завтра;

международный терроризм: где же выход?

альтернативная служба в армии: «за» и «против»;

экология: в поисках пути выживания и др.

Целесообразно, чтобы круг участников тематического информацион­ного часа не ограничивался рамками класса, учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире — повод объединить за «круглым столом» несколько классов, групп, учителей-пред­метников, родителей, администрацию учебного заведения. Принятые за круглым столом решения могут направляться (через Интернет или по почте) в соответствующие органы и инстанции в форме рекомендаций, отзывов, предложений, благодарностей, требований, концепций.

Деятельностный подход к изучению государственных и политических событий вырабатывает у учащихся чувство сопричастности к происхо­дящему в мире, повышает гражданскую самооценку каждого, помогает молодым людям лучше понять механизмы политических и социально-экономических процессов и побуждает к активным действиям по преобра­зованию негативных общественных явлений.

Для выработки своей концепции и программы действий по отдельным социально-экономическим направлениям учащимися могут создаваться выборные инициативные комитеты — информационные центры; экологи­ческий, национально-патриотический, правозащитный, по культурным связям и т. д. Направления деятельности таких информационных центров могут быть следующими:

1) приглашение на информационные часы компетентных лиц;

2) информационно-просветительская работа среди учащихся;

3) организация общешкольных, общеучилищных мероприятий (право­вые консультации, семинары, акции поддержки, протеста, концерты с уча­стием известных деятелей культуры);

4) создание информационных страничек в Интернете с целью оповеще­ния о своей деятельности, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом;

5) соучастие в программных мероприятиях с курирующими и равно-партнерскими организациями (комитетами, течениями, партиями, сою­зами) своего профиля, делегирование своих представителей на городские, республиканские, международные акции, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах, слетах общегосударственного и международного общения.

^ Формы проведения:

«Информация +» — одна из наиболее распространенных форм инфор­мирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной форме, как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь); тенденции развития России и стран Содружества;

события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию нагляд­ного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с клас­сом, группой.

«Информ-дайджест»еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивалиотвечаем» — форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

«Встречи с молодежными журналами»ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения — поочередное выступление учащихся с обзором и обсужде­нием наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и др.

«Беседа «за круглым столом» — форма изучения актуальной со­циальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя инфор­мационного часа (историком, юристом, экологом, депутатом), а также про­смотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями, В заключение формулируются выводы по теме (например: «Права молодежи в Беларуси», «Чернобыль: вчера, сегодня, завтра», «Профилактика правонарушений среди учащейся

молодежи» и др.).

«Политическая дискуссия» — тематический информационный час С целью исследования проблемных и спорных политических вопросов («Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?», «Нужен ли нам союз с Россией?»). Участники заранее делятся . на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискус­сии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и об­стоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В резуль­тате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительно­сти и находить пути их решения.

«Как это было» — форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной теле­передачи. Большая роль отводится ведущему (классный руководитель, куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слу­шателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстра­ций и т. п.

«Годы и люди» — тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, полити­ки, экономики у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции -— «журналисты» и «фото­корреспонденты» — интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

«Фотокамера смотрит в мир» — информационный час в форме по­очередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и жур­налов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3—4 дня для всеобщего обозрения.

Успех информационного часа во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами учащейся молодежи, заинтересованности и эмоциональности ведущего, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение воп­росов, обмен мнениями.

Таким образом, грамотное проведение информационных часов в учреждениях образования, обеспечивающих получение общего среднего образования, ПТУЗ и ССУЗ республики является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в социально-экономическую и культур­ную жизнь государства, чем и объясняется столь пристальное внимание к технологии проведения и содержанию данного мероприятия. Перечис­ленные рекомендации не носят исчерпывающего характера, а лишь указы­вают возможные формы информационно-пропагандистской деятельности в рамках учебного заведения для формирования гражданской, политиче­ской компетентности учащихся.





Похожие:

Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов iconМетодические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях
Таким образом, информационный час — форма просветительской рабо­ты среди учащихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно-правовой,...
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов iconМетодические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область
Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Цель дисциплины: научить ориентироваться в современной, политической и культурной ситуации в России и мире
Всего часов 62, в том числе лекции- 48 часов, семинары часов, самостоятельная работа – 14 часов
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов iconДокументи
1. /методические рекомендации к проведению муниципального этапа ВОШ И ООШ/ОБЖ.doc
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов iconМетодические рекомендации по ведению журнала
Вводный инструктаж в организациях проводит инженер по охране труда и технике безопасности или лицо, на которого приказом по организации...
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов iconМетодические рекомендации к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в 2011/2012 учебном году Целями муниципального этапа Олимпиады
Олимпиады; сравнительная оценка уровня преподавания географии в различных учебных заведениях по результатам, показанным представляющими...
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов iconМетодические рекомендации безопасность учащихся на автотранспорте
Данная разработка может быть использована в учебных заведениях для подготовки документов, регламентирующих обязанности педагогов...
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных 50-летию полета в космос
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь педагогическим работникам при планировании, подготовке...
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы