Формы взаимодействия с родителями icon

Формы взаимодействия с родителями



НазваниеФормы взаимодействия с родителями
страница1/2
Дата конвертации22.09.2012
Размер390.37 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2

Учебно-методическое учреждение «Сморгонский районный учебно-методический кабинет»





Формы

взаимодействия

с родителями




В помощь классному руководителю


УМУ «СРУМК»

Вайдо Т.В.

тел. 2-12-39

Для размышлений


О детстве говорят, что оно будто бы безмятежное. На самом деле детство, пожалуй, самый мятежный и конфликтный период человеческого становления. Сквозь непостоянство детских настроений и поступков уже проступает характер. К становлению ребенка причастны все мы, живущие рядом, но главное значение в воспитании принадлежит родителям. Наша задача - объяснить им это, убедить, внушить важность родительской роли.

^ Тесное сотрудничество с родителями - залог успеха всего учебно-воспитательного процесса. Основная роль в нем принадлежит, конечно же, классному руководителю, который взаимодействует с педагогом социальным, педагогом-психологом, учителями-предметниками и, естественно, родителями. Именно в семье ребенок постигает наибольший жизненный опыт, поэтому очень важно отработать систему сотрудничества с ней, сделать родителей своими ближайшими союзниками и друзьями. И родителей, и педагогов объединяет ученик.

Работая с семьей, школа стремится организовать родительский «всеобуч». Обучение родителей обычно понимают как сообщение информации, которая сделает их компетентными воспитателями. Конечно, такая информация необходима. Но на общение родителей с детьми повлияют не столько знания, сколько опыт, приобретенный в диалогическом общении с учителем.

Что помогает созданию атмосферы сотрудничества, доверия, взаимопонимания? Множество составляющих, так как мелочей не бывает. Важно все: тон, улыбка, искренность, заинтересованность, отзывчивость, последовательность в поступках и другое. Поможет правило: сумей поставить себя на место ученика или родителя, с которым общаешься.


^ СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ


Дети учатся жить у жизни:

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным

  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины

  • Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других

  • Если ребенка хвалят, он учится быть благородным

  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым

  • Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя

  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.


^ Предлагаем вашему вниманию

формы взаимодействия с родителями.


В системе взаимодействия семьи и школы большое значение имеет работа по изучению родословной семьи. Кроме составления семейной родословной и генеалогического древа, можно научить ребят оформлять календарь семейных дат. Много интересного можно почерпнуть при проведении акции «Мои родственники - защитники Отечества». Например: «Мой пра-пра-пра-пра дедушка и его земляки служили в царской армии 25 лет и получили дарственную на участки земли. Вернувшись домой, они обосновались в деревне и назвали ее «Цари».

Изучению родословной способствует проведение совместных мероприятий, дел, походов и акций.

Родительские пакеты

Семью надо изучать. Анкеты, тесты исследования, диагностика - сейчас это широко публикуется - читай, выбирай и используй. Их можно подготовить самостоятельно, исходя из конкретных условий, ситуаций, проблем. Интересные и полезные данные можно получить с помощью параллельного анкетирования родителей и детей. Ответы на вопросы анкет убеждают родителей в том, что они не все знают о своих детях и наоборот. Чтобы родители без опасений и всегда с желанием посещали родительские собрания, не следует называть фамилий учеников, надо научиться подавать информацию без унижений, без создания неловкой ситуации для родителей и ученика. Не следует ругать или хвалить персонально, а если очень нужно что-то сообщить, можно создать «родительские пакеты». В этот пакет на протяжении нескольких лет обучения собираем «досье» на ученика. Например: ответы на вопросы анкеты, рисунки, сочинения, записочки и т.д. А самым интересным в «родительском пакете» всегда бывает результат игры «Расскажи мне обо мне». Случаются сенсационные для родителей открытия совершенно неведомого им мира собственного ребенка. Это тот случай, когда они вынуждены согласиться с истиной, что ребенок дома – один, на улице – другой, а в школе – третий.


«Расскажи мне обо мне»

Дети часто увлекаются игрой-откровением «Анкета». Используя возрастное увлечение, попробуйте провести игру-диагностику «Расскажи мне обо мне». Участниками могут быть, кроме школьников, классный руководитель, учителя предметники и родители. Учителям предметникам и классным руководителям предлагаем на отдельных тетрадных листках сделать записи о каждом ученике класса – о его положительных и отрицательных качествах, склонностях, способностях и т.д. Делают запись о своем ребенке и родители. Сами ребята тоже готовят записи (на отдельном листке) в определенном порядке: в первую очередь о себе, затем о лучшем своем друге в классе, третья запись посвящается классному руководителю и потом остальным одноклассникам.

Когда записи собраны, их систематизируем и раскладываем по «родительским пакетам». В результате получаем очень разностороннюю характеристику ученика: родительскую, учительскую, ученическую и личную. Это ценный банк информационных данных поможет педагогу глубже понять каждого ребенка, грамотно строить отношения с ним и его родителями.


Опытный педагог никогда не будет пренебрегать мелочами. Дневник - документ на уровне взаимодействия ученик - родитель - учитель. Работу с этим документом тоже можно разнообразить. В конце дневника есть специально отведенная страничка для записей с замечаниями, но ведь родители туда почти не заглядывают. Как быть? Можно вместе с ребятами принять решение о листочке-вкладыше из обычной тетради, который будет обязательно прикладываться к дневнику и представляться вместе с ним классному руководителю. Все, что нужно, можно записать на листок: «Оля! Ты молодец! Заполнила хорошо дневник. Не забудь выставить текущие оценки и дать на подпись учителям и родителям. 20.09; подпись». Рядом распишутся родители. Ребятам нравится, что листок чужому показывать не обязательно, и всегда знаешь, что надо исправить или доработать. Со временем проверять дневники становится проще, так как много замечаний обычно только на первоначальной стадии.


Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени или усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших листов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследовании оказывают педагог-психолог, педагог социальный. Можно изготовить бланки анкет, тестов, оформить диаграммы, схемы, таблицы с результатами исследования. Подготовить информацию для участников собрания о полученных данных (можно привлечь родителей для анализа и обработки данных)


Очень полезны «педгипнозы» для родителей. Постоянно на родительских собраниях и при индивидуальных встречах следует тактично и доброжелательно, но настойчиво внушать педагогические истины:

Двойка – не беда, а сигнал;

Если ребенок не поделился со мной своим огорчением, бедой – это значит… др.

Известно всем, что педагогические методики рекомендуют сначала преподнести информацию, затем объяснить и отрабатывать в разнообразных ситуациях, закрепляя ее. Посему в работе с родителями терпеливо и системно из встречи к встрече внушаем:

-Если ребенок не показал дневник с плохой отметкой – значит я не умею правильно реагировать и вынуждаю его идти на обман;

-Если мне плохо, я хочу, чтобы меня поняли, а мой сын - ?..

Перед родительским собранием на доске можно записать два столбца выражений и прокомментировать их:

^ Запрещенные выражения в семье

я тысячу раз тебе говорил, что…

сколько раз надо повторять…

неужели тебе трудно понять…

неужели ты не видишь, что…

что ты ко мне пристал…

все дети как дети, а ты…

ты стал таким грубым …

^ Желательные выражения

ты у меня самый ласковый…

ты меня всегда понимаешь…

с тобой мне так хорошо…

посоветуй мне, ведь ты…

мне важно твое мнение…

я бы никогда не сумела сделать это без тебя…

Заповеди для родителей помогут стать главными ориентирами в лабиринтах взаимоотношений родителей с детьми:

-никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении

-ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

Конференция – форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под разными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференции готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе и т.д. К конференциям готовится вся школа, все классы. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы школы разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематика родительских конференций:

  • Ваш малыш школьник. Режим дня первоклассника

  • Физическое здоровье ребенка – залог успешной учебной деятельности.

  • Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.

  • Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?

  • Игра в жизни ребенка.

  • Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме

  • Культура общения с компьютером

  • Книга и ее роль в жизни семьи

  • Вредные привычки и как с ними бороться?

  • Уже не дети, еще не взрослые

  • Половые различия и проблемы пола.

  • Причины детских суицидов

  • Когда родители в разводе

  • Как избежать конфликтов в семье

  • Трудности школьного ученичества

  • Как научить ребенка любить и быть любимым

  • Хорошие родители. Кто они?

  • Система воспитательной работы глазами родителей

  • Свободное время и развлечения учащихся

  • Одаренный ребенок в семье

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые наиболее их волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяют книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что анализируя книгу, родители могут изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2 –3 раза в год при отсутствии детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

  • Год рождения ребенка – каким он был, тот первый год?

  • Первые книжки ребенка.

  • Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

  • Друзья моего ребенка.

  • Праздники нашей семьи.

  • «Можно» и «Нельзя» в нашей семье.

  • День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

  • Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязни разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультациям, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителями. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;

  • его увлечения, интересы;

  • предпочтения в общении семьи;

  • поведенческие реакции;

  • особенности характера;

  • мотивация учения;

  • моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:

  • Когда он родился, то…

  • Самым интересным в первые годы жизни в нем было…

  • О здоровье можно сказать следующее…

  • Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы…

  • Его отношение к школе было…

  • В первые годы он учился в основном …

  • Ему нравились такие предметы, как…

  • Отношения с первой учительницей были…

  • Общаясь с одноклассниками …

  • Трудности в воспитании связаны с …

  • Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на …

Тематические групповые консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это педагог социальный, педагог-психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерная тематика консультаций для родителей:

  • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

  • Плохая память ребенка. Как ее развить?

  • Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

  • Наказания детей. Какими им быть?

  • Тревожность детей. К чему она может привести?

  • Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

  • Грубость и непонимание в семье.

  • Талантливый ребенок в семье.

  • Друзья детей – друзья дома или враги?

  • Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

Родительские тренинги – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12 –15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативным, он должен включить в себя 5 –8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренировочные задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье»

Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Назначение родительских университетов в школе – психолого-педагогическое просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов с родителями, с общественностью, с педагогами не только школы, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.


Родительское собрание в системе работы классного руководителя.


Памятка классному руководителю к проведению родительского собрания.


Не забудьте оповестить родителей о собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся, проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся, что в случае, если родители не могут присутствовать на собрании, чтобы они заранее оповестили об этом. Явка родителей на собрание - знак уважения школе, учителю.

Если вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

Расскажите родителям о тех задачах, которые Вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах и целях школы.

Посоветуйтесь с родителями. Какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно. Далее познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционным конкретным планом работы на первую четверть. Договоритесь о помощи.

Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа. Расскажите родителям, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста, о том, что посещение факультатива полезно и важно для образования ученика, об иностранных языках, о необходимости заниматься по всем предметам, в том числе по физкультуре.

Обязательно решите на родительском собрании следующие организационные вопросы: о завтраках, о возможности оказания материальной помощи, о сменной обуви, о ведении дневников… Не забудьте избрать родительский комитет, обсудив количественный состав. Объявите заранее о родительских собраниях и днях открытых дверей для родителей. Обязательно после собрания встретьтесь с родителями не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск собрания без внимания.


Виды родительских собраний.

Родительское собрание -- традиционно сложившаяся форма работы с родителями. В зависимости от решаемых конкретных вопросов классные собрания можно подразделить на организационные, итоговые четвертные, тематические, собрания-диспуты, собрания-практикумы, собрания по плану классного всеобуча и др.

1. На организационных собраниях избирается родительский комитет, утверждаются планы работы, распределяются общественные поручения и создаются инициативные группы родителей по различным направлениям работы.

2. ^ Итоговые четвертные собрания преследуют цель подвести итоги работы класса за четверть и обратить внимание родителей на успехи, недостатки, неиспользованные возможности в развитии познавательных интересов, способностей, морально-волевых качеств учащихся.

^ 3. Тематические родительские собрания проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания, с использованием материала об уровне воспитанности учащихся в той или иной области. Темами таких собраний могут быть;

  • возрастные особенности школьников на разных этапах обучения

  • организация режима для школьника

  • культура поведения детей

  • распределение трудовых обязанностей в семье

  • преодоление конфликтов в семье

  • воспитание в ребенке культуры чтения

  • за здоровый образ жизни

  • опасности, которые поджидают ребёнка в жизни

  • профилактика правонарушений и предупреждение детской преступности

  • подготовка юношей и девушек к будущей семейной жизни

4. Собрания-диспуты проводятся с целью акцентирования внимания родителей к той или иной проблеме воспитания. Такие собрания позволяют затронуть самые острые проблемы семейного воспитания, указать на ошибки, проанализировать последствия этих ошибок.

5. Собрания-практикумы проводятся с целью активизации участия родителей в воспитательном процессе, придание ему целенаправленного характера Родительский комитет ставит перед родителями конкретную воспитательную задачу, связанную с какой-либо проблемой семейного воспитания. Затем на основе посещения семей классным руководителем и родительским комитетом составляется общее представление о состоянии и особенности процесса воспитания в конкретных семьях.

^ 6. Собрания по плану классного всеобуча являются формой педагогического просвещения родителей в соответствии с заранее намеченным планом.

Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы классного руководителя и членов родительского комитета.

К основным элементам подготовки собрания можно отнести следующие:

а) выбор темы собрания;

б) определение целей;

в) изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-тематической литературы по рассматриваемой проблеме;

г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;

д) определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников;

е) приглашение родителей и других участников;

ж) разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;

з) оборудование и оформление места проведение родительского собрания


^ Определение целей родительского собрания

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие:

способствовать повышению педагогической культуры родителей;

  • пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

  • содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

  • выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей;

  • обеспечить интеграцию усилий семьи, педагогов, в деятельности по развитию личности ребенка;

  • пропагандировать опыт успешного семейного воспитания;

  • предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;

  • подвести итоги совместной деятельности, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год.


Задачи проведения родительских собраний

1. Получение информации, необходимой для работы с детьми.

2. Информирование, инструктирование родительского состава об изменении или введении новых организационных моментов в режим функционирования школы.

3. Знакомство родителей с аналитическими материалами.

4. Консультирование родителей по вопросам учебы и воспитания детей.

5. Обсуждение чрезвычайных случаев, сложных или конфликтных ситуаций.

6. Принятие решений, требующих учета мнения родителей по различным вопросам школьной жизни.

7. Творческие отчеты детского и педагогического коллектива перед родителями.


Рекомендации по проведению родительских классных собраний

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и учебные неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.


Примерная структура родительских собраний

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1 – 1,5 часа.

Вступительное слово классного руководителя (представление гостей). (5 минут)

Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи. (5-7 минут)

Выступление по теме: специалист или классный руководитель
Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным. (10 – 15 минут)

Обсуждение проблемы с родителями. (20 минут)

Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилии отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения в их преодолении.


^ Правила проведения собраний

Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.

Каждое собрание требует своего «сценария», своей программы и предельно приближенных к детям установок, рекомендаций и советов.

Главный метод проведения собрания является диалог.

Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за 3 дня до даты проведения собрания.

Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за 4 дня.

Учителя-предметники могут присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.

Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).

Классный руководитель информирует заместителя директора по ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.


^ Выбор темы собрания

Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обуславливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегий построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Опытные педагоги хорошо понимают, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому они стремятся обсудить широкий спектр вопросов, затрагивающие различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей. Нередко классные руководители определяют тематику собраний не на один учебный год, а на 3-4 года и делают это совместно с членами родительского комитета. Далее предлагается примерный перечень тем родительских собраний, который может использоваться классными руководителями в качестве методической подсказки (см. приложение 1«Тематика родительских собраний») в составленный перечень тем на несколько лет, разумеется, ежегодно вносятся какие-то коррективы, но перспективное планирование помогает системно строить взаимодействие с родителем и быть уверенным в том, что наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно обсуждены.


^ Приглашение родителей и других участников собрания

Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2-3 недели до его проведения, чтобы они могли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи делаются учениками в своих дневниках, несколько реже используются изготовленные учениками открытки-приглашения с текстом примерно такого содержания:

«Уважаемые _____________________________________________

приглашаем вас принять участие в родительском собрании по теме «Роль семьи в формировании нравственного потенциала подростка», которое состоится 15 января в 18 часов в учебном кабинете нашего класса. Надеемся, что вы выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме.

С уважением Галина Сергеевна и члены родительского комитета.

Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания (администрация учебного заведения, библиотекаря, педагога-психолога, педагога социального, работников учреждения культуры, медицины, правоохранительных органов и др.)


^ Оборудование и оформление места проведения родительского собрания

Разумеется, собрание должно проходить в чистом уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом следует специально позаботиться. В классной комнате оформляются выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и нередко прикрепляют таблички с названием игровых групп.


^ Принципы проведения родительского собрания

Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и школы. Это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

У семьи и школы одни проблемы и заботы, это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

Ничего кроме досады, не вызывают у родителей родительских собрания, где им докладывают, какие у них плохие дети. Но не говорят им о том, как им помочь.

Результативным можно назвать только такое собрание, когда есть понимание сторон, когда оно вызывает вопросы, дискуссию.


^ Этапы проведения родительского собрания

Вступительная часть

При входе в класс учитель встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся.

Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем, как правило, классный руководитель или председатель родительского комитета. Объявляется повестка собрания, называется его цель и задачи, присутствующих знакомят с порядком совместной работы его участников, представляют приглашенных на собрание, подчеркивают актуальность рассматриваемых вопросов. Это сообщение не должно быть продолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей отчетливого представления о целевых установках и организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы первые минуты собрания родители уже были мобилизованы и заинтересованы и готовы к актуальному участию в нем.

^ Основная часть

Этот период связан с реализацией главных идей замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Понятно, что совершенно разные приемы и методы используются при проведении родительского собрания в форме педагогической мастерской, организационно-деятельностной игры или дискуссии. Однако в любом случае следует сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения учащихся. Лучше обратить внимание пап и мам на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение (используя родительские пакеты).

^ Заключительная часть

Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. Формирование у пап и мам установки на тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если собрание завершается минутами «благодарности» во время которых классный руководитель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, помечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.


^ Разработка решения собрания его рекомендаций памяток

Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета иногда забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью педагога социального, педагога-психолога, библиотекаря, валеолога и др работников школы.


К собранию можно подготовить…

  • заранее передать родителям необходимые анкеты;

  • порекомендовать прочесть книги;

  • прибегнуть к домашнему сочинению детей (например «Что значит быть хорошим сыном (дочерью);

  • продумать оформление кабинета;

  • оформить спецгазету («Агу и Бука»), педагогический бюллетень, раскладушку (по составлению родословной и т.д.);

  • продумать вопросы анкет (очень интересно параллельные анкеты с детьми);

  • оформить экран успеваемости и посещаемости;

  • подготовить педагогические ситуации для обсуждения;

  • подготовить анализ уже проведенных дел, анкет, опросов, диагностик, исследований, наблюдений;

  • проанализировать проведенные рейды, акции, операции, хронометражные замеры;

  • продумать особенно форму приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут рассматриваться;

  • можно к подготовке и проведению привлечь родительский комитет, авторитетных родителей;

  • пригласить специалистов (педагога-психолога, педагога социалбного, библиотекаря, врача…);

  • подготовить памятки рекомендации родителям;

  • подобрать вопросы для дискуссии или обсуждения;

  • расписать законы воспитания ребенка в семье.


Каким должен прийти родитель с собрания домой?

Самое главное – каким придет родитель к ребенку с родительского собрания, после встречи с педагогом.

Смогли ли вы ему внушить уверенность в том, что папа и мама его очень любят, но их огорчают те или иные поступки своих детей.

Задачи педагога построить встречу с родителями так, чтобы родитель шел к ребенку домой с желанием общаться, вместе решать проблемы, помогать шагать по жизненным тропинкам. Негативная информация не должна усложнять взаимоотношения в семье, а мобилизовать на преодоление трудностей совместно и дружно.

Родителю необходимо всегда помнить, что ребенок должен быть уверен, что его любят, что родителям можно доверять, что обманывать или скрывать от родителей что-либо не выгодно, что первые друзья – родители.

Чтобы родители без опасений и всегда с желанием посещали родительские собрания, не следует называть фамилий учеников, надо научиться подавать информацию без унижений, без создания неловкой ситуации для родителей и ученика. Не следует ругать или хвалить персонально, а если очень нужно что-то сообщить, можно создать «родительские пакеты». В этот пакет на протяжении нескольких лет обучения собираем «досье» на ученика. Например: ответы на вопросы анкеты, рисунки, сочинения и т.д. А самым интересным в «родительском пакете» всегда бывает результат игры «Расскажи мне обо мне» (см. ранее).


^ Использование научно-методической литературы.

Глубокое и детальное рассматрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Отсюда очевидна целесообразность обращения классных руководителей и родителей к научно-методическим публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемых проблем и предварительно наметить пути и способы их решения. Особой популярностью у педагогов и родителей пользуются такие педагогические издания, как «Первое сентября», «Семья и школа», «Классный руководитель», «Воспитание школьников» и другие. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко из найденных статей, брошюр, книг готовится выставка литературы для участников собрания.


Приложение 1


^ Методические подсказки по проведению родительских собраний можно получить в следующем списке литературы:


Н.И. Дереклеева «Направления работы классного руководителя с семьей и учащимися» Минск 1998г (с.16-55)

«Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями» Минск 2000г.

Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя»

с 126-149

Н.И. Дереклеева «Родительские собрания в 1-11 классах»

Н.И. Дереклеева «Калейдоскоп родительских собраний»


  1   2




Похожие:

Формы взаимодействия с родителями iconРабота, проводимая в детском саду по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье.
Поэтому в нашей технологии представлены формы взаимодействия с родителями, которые рекомендуем к применению для взаимодействия с...
Формы взаимодействия с родителями iconФормы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся традиционные формы работы с родителями
Педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику)
Формы взаимодействия с родителями iconСодержание, формы и методы работы с родителями Содержание
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия...
Формы взаимодействия с родителями iconЦель: Создание системы взаимодействия семьи, школы, общественных структур в разрешении актуальных социальных проблем. Формы и методы работы
Работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического...
Формы взаимодействия с родителями iconОбеспечение взаимодействия с родителями и социальными партнёрами
Диагностическая работа с родителями с целью корректировки учебно-воспитательной работы школы, взаимодействия семьи и школы в вопросах...
Формы взаимодействия с родителями iconФормы общения педагога с родителями в доу
Главное — донести до родителей знания. Суще­ствуют традиционные и нетрадиционные формы общения педаго­га с родителями дошкольников,...
Формы взаимодействия с родителями iconТема: «Использование икт в процессе развития дошкольников»
Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами, проводятся...
Формы взаимодействия с родителями iconПлан экспериментальной работы по теме «современные интерактивные формы взаимодействия с обучающимися и родителями в воспитательной работе» на 2012-2013 учебный год
Педагогический совет «Школьная модель модернизации образования в 2012-2013 учебном году»
Формы взаимодействия с родителями iconМини – музеи, как средство взаимодействия с родителями
Фгт ориентирует на взаимодействие с родителями. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто...
Формы взаимодействия с родителями iconПлан работы творческой группы на 2011-2012 учебный год по проблеме: «Формирование профессиональной компетентности педагогов доу в вопросе взаимодействия с родителями воспитанников»
«Формирование профессиональной компетентности педагогов доу в вопросе взаимодействия с родителями воспитанников»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы