Программа факультативных занятий для учащихся Х классов icon

Программа факультативных занятий для учащихся Х классов



НазваниеПрограмма факультативных занятий для учащихся Х классов
м. М. Танка
Дата конвертации22.09.2012
Размер168.37 Kb.
ТипПрограмма
источник

министерство образования республики беларусь

Национальный институт образования


Медицина экстремальных ситуаций


Учебная программа

факультативных занятий

для учащихся Х классов

общеобразовательных учреждений


Минск, 2009


Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель изучения – расширить знания и сформировать практические навыки, позволяющие оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях, в экстремальных ситуациях во время экскурсий, туристических походов, в оздоровительных загородных лагерях. В этих условиях, когда рядом не окажется медицинского работника, возникнут затруднения с вызовом скорой помощи, здоровье, а иногда и жизнь могут зависеть от окружающих, их профессиональных занятий и умений в области медицины. Пропагандировать здоровый образ жизни среди подрастающего поколения особенно важно в современный период, когда в силу ряда причин (последствия катастрофы на ЧАЭС, экологические и психологические проблемы, социально-экономическая ситуация) значительно возрастает количество детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.


Задачи дисциплины:

  • обучить учащихся основам медицинских знаний, повысить качество медико-гигиенического воспитания;

  • привить навыки по оказанию доврачебной помощи в экстремальных условиях;

  • научить применять профилактике различных травм;

  • формировать и активно пропагандировать среди учащихся здоровый образ жизни, отказ от пагубных привычек (наркомания, токсикомания, курение, употребление алкоголя, пива);

  • научить конкретным приемам доврачебной помощи при различных травмах, перегревании или переохлаждении.


^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Учащиеся должны:

перечислять:

  • цели и задачи первой помощи при различных экстремальных ситуациях;

  • последовательность выполнения мероприятий оказания первой помощи при остановке дыхания и сердца;

  • содержимое домашней и дорожной аптечки водителя;


называть:

  • виды ран и виды кровотечений;

  • виды и особенности закрытых и открытых повреждений конечностей, черепа, живота;

  • признаки наиболее распространенных осложнений травм;

  • виды ожогов, отморожений;

  • виды закрытых и открытых переломов;

  • основные признаки при укусах человека насекомыми и животными;

  • особенности ожогов глаз, дыхательных путей и пищевода.

Учащиеся должны уметь:

оказывать:

  • первую помощь при травмах, переломах, ушибах, растяжениях, вывихах;

• первую помощь при ожогах, отморожениях, поражениях электротоком и молнией;

  • первую помощь при укусах животных;

  • первую помощь при кровотечении;

  • первую помощь при несчастном случае, катастрофе;

  • первую помощь при отравлениях;


объяснять:

  • особенности транспортировки больных с черепно-мозговыми травмами, травмами грудной клетки;

  • особенности оказания первой помощи при травмах мозга, синдроме длительного сдавливания;

  • особенности оказания первой помощи при травмах лор-органов;

  • особенности оказания первой помощи при повреждении позвоночника и спинного мозга;

  • особенности оказания первой помощи при повреждении грудной клетки;

  • особенности оказания первой помощи при повреждении органов брюшной полости;

  • особенности оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей;


выполнять практически:

  • проводить медицинскую сортировку пораженных при ЧС;

  • проводить искусственную вентиляцию легких и закрытый массаж сердца пострадавшему;

  • транспортировать и эвакуировать больных и пораженных на носилках и с помощью подручных средств;

  • накладывать бинтовые повязки;

  • формировать аптечку первой помощи;

  • оказывать помощь при терминальных состояниях (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца).



Рекомендуемые формы и методы организации занятий


Занятия, на которых изучается теоретический материал, проводятся методом рассказа с использованием схем и плакатов, мультимедийных презентаций. Теоретический материал излагается в объеме, необходимом для осмысления выполнения практических заданий.

В начале практических занятий учащимся излагаются правила поведения и меры безопасности в тех или иных ситуациях. На практических занятиях учитель сначала показывает и разъясняет технику выполнения приемов или действий, а затем тренирует обучаемых.

Практические занятия нельзя подменить теоретическими.


СОДЕРЖАНИЕ

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение

1





^ Медицина экстремальных ситуаций (медицина катастроф)



4

2

Медицинская характеристика чрезвычайных ситуаций

1

3

Служба экстренной медицинской помощи в Республике Беларусь

1

4–5

Медицинская сортировка, транспортировка и эвакуация пораженных при чрезвычайных ситуациях

2





^ Оказание экстренной медицинской помощи при травмах и несчастных случаях



28

6

Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца

1

7

Чем опасен травматический шок? Травматизм и его профилактика

1

8

Особенности оказания первой помощи при травмах головы

1

9

Особенности оказания первой помощи при повреждении лор-органов

1

10

Особенности оказания первой помощи при повреждении позвоночника и спинного мозга

1

11

Особенности оказания первой помощи при травмах грудной клетки

1

12

Особенности оказания первой помощи при повреждении органов брюшной полости

1

13–14

Особенности оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей

2

15

Почему любое кровотечение является опасным для жизни?

1

16–17

Вы оказались на месте дорожно-транспортного происшествия или железнодорожной катастрофы. Что делать?

2

18–19

Особенности оказания первой помощи пострадавшим при пожарах и взрывах

2

20

Какая первая помощь будет оказана пострадавшему после того, как его извлекут из-под обломков здания?

1

21–23

Особенности оказания первой помощи пострадавшим при стихийных бедствиях

3

24–25

Первая помощь при поражении химическими веществами

2

26

Чем опасно попадание разряда молнии в человека?

1

27

Как обезопасить себя от укусов животными, отправляясь в лес, поход, на дачу?

2

28

Насколько могут быть серьезными и опасными боли в животе?

1

29

Особенности оказания экстренной медицинской помощи в экстремальных ситуациях

1

30

Что нужно знать, открывая аптечку?

1

31–32

Какие факторы могут усугубить действие экстремальных ситуаций на здоровье?

2

33–34

^ Обсуждение рефератов

2

35

Обобщающее повторение

1




^ Всего часов

35



Введение (1 час)

Медицина экстремальных ситуаций (медицина катастроф) (4 ч)


Медицинская характеристика чрезвычайных ситуаций. Понятия чрезвычайная ситуация (ЧС), авария, катастрофа. Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные. Поражающие факторы. Категории чрезвычайных ситуаций в зависимости от числа пострадавших. Медицина катастроф.

Медико-тактическая характеристика зоны чрезвычайной ситуации.


Служба экстренной медицинской помощи в Республике Беларусь. Экстренная медицинская помощь (ЭМП). Служба экстренной медицинской помощи. Организация службы ЭМП. Центры ЭМП в Республике Беларусь.

Принципы организации ЭМП в экстремальных ситуациях. Принципы оказания первой помощи.


Медицинская сортировка, эвакуация и транспортировка пораженных при чрезвычайных ситуациях. Понятие «медицинская сортировка». Виды медицинской сортировки. Сортировочные признаки, сортировочные группы. Медицинская эвакуация. Очередность медицинской эвакуации.

Общие правила переноса пострадавших. Положения при транспортировке. Способы выноса пострадавших. Обеспечение безопасности пострадавшего при переносе и транспортировке.


^ Оказание экстренной медицинской помощи при травмах и несчастных случаях (28 часов)


Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Восстановление проходимости дыхательных путей. Правила и приемы сердечно-легочной реанимации при клинической смерти. Основные способы искусственного дыхания.


Чем опасен травматический шок? Травматизм и его профилактика. Причины развития травматического шока, его основные признаки. Распространение травм среди взрослого населения и детей. Профилактика травматизма. Безопасное поведение.


Особенности оказания первой помощи при травмах головы. Понятия о закрытых повреждениях черепа и головного мозга (сотрясение, ушиб, сдавление) и открытых (непроникающие и проникающие). Признаки, осложнения, первая помощь. Особенности иммобилизации и транспортировки.


Особенности оказания первой помощи первой помощи при повреждении лор-органов. Травматические повреждения лор-органов (носа, глотки, уха), попадание инородного тела в дыхательные пути, нос, наружный слуховой проход. Первая помощь.


Особенности оказания первой помощи при повреждении позвоночника и спинного мозга. Повреждения позвоночника, спинного мозга: не осложненные и осложненные. Признаки, объем первой помощи. Особенности иммобилизации и транспортировки.


Особенности оказания первой помощи при травмах грудной клетки. Повреждения грудной клетки: не осложненные и осложненные. Признаки, объем первой помощи. Особенности иммобилизации и транспортировки.


Особенности оказания первой помощи при повреждении органов брюшной полости. Закрытые и открытые повреждения брюшной стенки. Закрытые и открытые повреждения органов брюшной полости. Признаки, первая помощь.


Особенности оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей. Правила и объем первой помощи при закрытых и открытых переломах костей. Временная иммобилизация. Особенности переломов у детей.


Почему любое кровотечение является опасным для жизни? Виды и характеристика кровотечений. Опасные кровотечения у детей и взрослых. Основные признаки острого малокровия (анемия).

Основные способы временной остановки наружных и внутренних кровотечений.


Вы оказались на месте дорожно-транспортного происшествия или железнодорожной катастрофы. Что делать? Особенности травматизма при транспортных авариях. Особенности оказания первой помощи пострадавшим при транспортных происшествиях. Техника безопасности.


Особенности оказания первой помощи пострадавшим при пожарах и взрывах. Причины и первая помощь при термических ожогах, профилактика. Отравления продуктами горения и другими химическими веществами.


Какая первая помощь будет оказана пострадавшему, после того как его извлекут из-под обломков здания? Первая помощь при синдроме длительного сдавления. Основные симптомы. Первая помощь.


Особенности оказания первой помощи пострадавшим при стихийных бедствиях Поражающие факторы при наводнениях. Оказание первой помощи.

Медицинские последствия сильной жары и сильных морозов. Первая помощь.


Первая помощь при поражении химическими веществами.

Острые и хронические отравления химическими веществами. Действие яда на организм. Первая помощь при поражении химическими веществами.


Чем опасно попадание разряда молнии в человека? Поражение атмосферным электричеством. Медико-биологические особенности поражения атмосферным электричеством. Виды травм при поражении молнией. Неотложная помощь. Профилактика.


Как обезопасить себя от укусов животными, отправляясь в лес, поход, на дачу? Основные признаки и оказание первой помощи при укусах животными. Общая характеристика ситуаций, при которых происходят укусы животных. Профилактика.

Насколько могут быть серьезными и опасными боли в животе? Перечень заболеваний и травм, входящих в группу «острого» живота. Основные симптомы «острого» живота. Первая помощь при «остром» животе или подозрении на него. Понятие о перитоните.


Особенности оказания экстренной медицинской помощи в экстремальных ситуациях. Алгоритмы оказания первой помощи пострадавшему на месте происшествия. Осмотр места происшествия. Первичный осмотр пострадавшего – присутствие сознания, проходимость дыхательных путей, частота пульса и дыхания, временная остановка наружного кровотечения, иммобилизация переломов. Вызов «скорой помощи». Вторичный осмотр (опрос, выявление нарушений дыхания и пульса, наличие ран, ожогов). Меры личной безопасности при оказании помощи.


Что нужно знать, открывая аптечку? Особенности хранения и применения лекарственных средств в домашних условиях. Правила приема медикаментов.


Какие факторы могут усугубить действие экстремальных ситуаций на здоровье? Понятие «здоровье». Факторы, определяющее здоровье. Внешнесредовые факторы, определяющие здоровье: физические, химические, биологические, социально-психологические.


Практические занятия:



  1. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

  2. Особенности оказания первой помощи при травмах головы.

  3. Особенности оказания первой помощи первой помощи при повреждениях лор-органов.

  4. Особенности оказания первой помощи при повреждении позвоночника и спинного мозга.

  5. Особенности оказания первой помощи при травмах грудной клетки.

  6. Особенности оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей.

  7. Почему любое кровотечение является опасным для жизни?

  8. Особенности оказания первой помощи пострадавшим при пожарах и взрывах.

  9. Какая первая помощь будет оказана пострадавшему, после того как его извлекут из-под обломков здания?

  10. Особенности оказания первой помощи пострадавшим при стихийных бедствиях

  11. Чем опасно попадание разряда молнии в человека?

  12. Как обезопасить себя, отправляясь в лес, поход, на дачу от укусов животными?

  13. Насколько могут быть серьезными и опасными боли в животе?

  14. Особенности оказания экстренной медицинской помощи в экстремальных ситуациях.



Обсуждение рефератов (2 часа).

Обобщение материала (1 час).


ЛИТЕРАТУРА

(для учителей)


  1. Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. П. Артюнина ; Псков. гос. пед. ун-т им. С.М. Кирова. - М. : Фонд «Мир» : Академический Проект, 2009. - 766 с.

  2. Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний. Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П. Артюнина [и др.]. – М. : Акад. проект, 2004. - 560 с.

  3. Барчук, Н. И. Медицина эсктемальных ситуаций: учеб пособ. / Н.И. Барчук. – Минск : Выш. шк., 1998.- 240 с.

  4. Волокитина, Т. В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению «Естественно-науч. образование»] / Т. В. Волокитина [и др.]. – М. : Академия, 2008. – 224 с.

  5. Вуколова, З. П. Доврачебная экстренная и неотложная помощь взрослым / З. П. Вуколова [и др.]. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – 326 с.

  6. Гапанович, И. Я. Оказание медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях: учеб.-метод. пособие / И. Я. Гапанович ; Бел. гос. эконом. ун-т. – Минск : БГЭУ, 2000. - 96 с.

  7. Демичев, С. В. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях: учеб. пособие / С. В. Демичев. – М. : Медицина, 2004. – 112 с.

  8. Дядя, Г. И. Основы медицинских знаний: учеб. пособие / Г. И. Дядя [и др.]. – М. : РИОР, 2004. – 96 с.

  9. Камбалов, М. Н. Медицина экстремальных ситуаций. Основы организации медицинской помощи и защиты населения при чрезвычайных ситуациях: учеб.-метод. пособие / М. Н. Камбалов. – Гомель : Гомельский государственный медицинский университет, 2008. – 224 с.

  10. Колб, Л. И. Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие / сост.: Л. И. Колб [и др.]. – Минск : Выш. шк.; 2008. – 448 с.

  11. Мамонов, Ю. П. Первая медицинская помощь при травмах: учеб. пособие / Ю. П. Мамонов. – Нижневартовск : [б. и.], 2004. – 168 с.

  12. Неотложная доврачебная помощь / сост.: Ю. Г. Коган [и др.]. – М. : Издат. дом «Мед. вестник», 2002. – 49 с.

  13. Низкодубова, С. В. Основы медицинских знаний : учеб. пособие / С. В. Низкодубова [и др.]. – Томск : Б. и., 2003. – 196 с.

  14. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей: учеб. пособие / Е. С. Белозеров [и др.] ; ред. Е. С. Белозеров. – Ульяновск : УлГТУ, 2004. – 270 с.

  15. Основы медицинских знаний, профилактики СПИДа и наркомании: учеб.-метод. комплекс / под общ. ред. Н. И. Максимушкиной; Полоц. гос. ун-т. – Новополоцк : ПГУ, 2007. – 412 с.

  16. Основы медицинских знаний: учеб.-метод. пособие / Бел. гос. пед. ун-т; сост. Л. А. Артишевская [и др.]. – Минск : [б. и.], 2007. – 142 с.

  17. Основы медицинских знаний: учеб. пособие по анатомии человека. физиологии, гигиене и оказанию первой помощи при неотлож. состояниях / И. В. Гайворонский, [и др.]; ВМА. – СПб. : ЭЛБИ-СПб., 2002. – 293 с.

  18. Основы первой медицинской помощи: учеб. пособие / А. Г. Трушкин [и др.]. – М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. – 318 с.

  19. Смолева, Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: учеб. пособие / Э. В. Смолева; ред. Б. В. Кабарухин. – Ростов-н/Д : Феникс, 2005. - 474 с.

  20. Смоленко, Е. Д. Основы медицинских знаний: курс лекций / Е. Д. Смоленко, И. М. Прищепа ; Витеб. гос. ун-т им. П. М. Машерова. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2009. – 173 с.

  21. Тимофеев, И. В. Первая помощь при травмах и других жизнеугрожающих ситуациях : руководство / И. В. Тимофеев [и др.]. – СПб. : Изд-во ДНК, 2001. – 119 с.

  22. Ужегов, Г. Н. Первая медицинская помощь / Г. Н. Ужегов. – Смоленск : Русич, 2001. – 416 с.

  23. Хлопцев, А. Ф. Практикум по доврачебной помощи при травмах : метод. пособие / А. Ф. Хлопцев [и др.]; Витеб. гос. ун-т им. П. М. Машерова. – Витебск : Изд-во Витеб. гос. ун-та им. П. М. Машерова, 2001. – 103 с.

ЛИТЕРАТУРА

(для учащихся)


  1. Артюшкевич, В. С. Здоровье нации и безопасность государства / В. С. Артюшкевич // Актуальные проблемы медицинского образования в вузах по основам медицинских знаний : Тезисы I Респуб. конф. 19 мая 2005 г. – Минск, 2005. – С. 65–67.

  2. Афанасьев, С. Э. Домашняя «скорая помощь» / С. Э. Афанасьев. – Ростов-н/Д : Феникс, 2004. – 347 с.

  3. Бабенко, О. В. Укус змеи: первая помощь, лечение, танатогенез, профилактика / О. В. Бабенко [и др.] // Мед. помощь. – 2004. – №: 4. – С. 38–41.

  4. Бердников, С. Н. Первая медицинская помощь: Справочник, необходимый каждому / С. Н. Бердников. – М. : Рипол Классик, 2003. – 193 с.

  5. Глушанко, В. С. Современные методические основы преподавания вопросов пропаганды медико-гигиенических знаний и формирования здорового образа жизни на межкафедральном уровне: сборник / В. С. Глушанко [и др.] // Материалы 9 съезда работников профилактической медицины Республики Беларусь (70 лет санитарно-эпидемиологической службы). – Минск, 1996. – Т. 1. – С. 74–76.

  6. Петрова, А. И. Первичная сердечно-легочная реанимация / А. И. Петрова // Мед. сестра. – 2004. – № 3. – С. 34–36.

  7. Первая медицинская помощь: Полный справочник: справ. изд. / Л. В. Вадбольский [и др.]. – М. : Эксмо, 2005. – 763 с.

  8. Первая медицинская помощь: Полный справочник: справ. изд. / Л. В. Вадбольский [и др.]; ред. Ю. Ю. Елисеев. – М. : Эксмо, 2004. – 768 с.

  9. Самуйлов, В. А. Современные требования к пакету перевязочному / В. А. Самуйлов [и др.] // Фундаментальные науки и достижения клинической медицины и фармации: тез. докл. – Витебск, 2003. – С. 240–241.







Похожие:

Программа факультативных занятий для учащихся Х классов iconПрограмма факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений
Учебная программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений
Программа факультативных занятий для учащихся Х классов iconПрограмма факультативных занятий для учащихся ХI классов
Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского...
Программа факультативных занятий для учащихся Х классов iconСправка по результатам самоконтроля Техтинского упкдссш «Об эффективности проведения факультативных занятий» Сроки
Цель: изучить деятельность комплекса по созданию условий для удовлетворения образовательных запросов и развития индивидуальных способностей...
Программа факультативных занятий для учащихся Х классов iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений
Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются...
Программа факультативных занятий для учащихся Х классов iconДокументи
1. /Программы факультативных занятий/Астрономия/Введение в астрономию 8-10 кл..doc
2....

Программа факультативных занятий для учащихся Х классов iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 8 класса
В. В. Гричик – доктор биологических наук, заведующий кафедрой общей экологии и методики преподавания биологии бгу
Программа факультативных занятий для учащихся Х классов iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 7 класса
Автор-составитель: Е. В. Борщевская – методист управления научно-методического сопровождения образовательного процесса Национального...
Программа факультативных занятий для учащихся Х классов iconДокументи
1. /Программы факультативных занятий/teoripraktreshenalgebrnestandzad.doc
2. /Программы...

Программа факультативных занятий для учащихся Х классов iconМетодические рекомендации для учителей для проведения факультативных занятий в VIII-XI классах и курсов по выбору
На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы,...
Программа факультативных занятий для учащихся Х классов iconПеречень программ факультативных занятий на I ступени общего среднего образования в 2011-2012 учебном году
Организация факультативных занятий в 1 – 4 классах осуществляется по программам, размещенным в сборниках
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы