Программа факультативных занятий для учащихся ХI классов icon

Программа факультативных занятий для учащихся ХI классов



НазваниеПрограмма факультативных занятий для учащихся ХI классов
м. М. Танка
Дата конвертации22.09.2012
Размер153.69 Kb.
ТипПрограмма
источник


министерство образования республики беларусь

Национальный институт образования


Медицина экстремальных ситуаций


Учебная программа

факультативных занятий

для учащихся ХI классов

общеобразовательных учреждений


Минск, 2009


Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цели изучения дисциплины «Медицина экстремальных ситуаций» – дать знания и сформировать умения, позволяющие оказать первую помощь при различных заболеваниях и отравлениях, ухаживать за больными и пораженными; пропагандировать здоровый образ жизни и давать мотивацию к сохранению здоровья и знания о здоровом образе жизни, умению поддерживать в норме свое физическое и эмоционально-духовное состояние.


Задачи дисциплины:

  • обучить учащихся основам медицинских знаний, повысить качество медико-гигиенического воспитания;

  • формировать и активно пропагандировать среди школьников здоровый образ жизни;

  • научить основам ухода за больными;

  • обучить оказанию помощи при неинфекционных и инфекционных заболеваниях и отравлениях;

  • обучить оказанию первой помощи при отравлении растениями и грибами, химическими веществами;

  • научить профилактике различных заболеваниях.


^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Учащиеся должны:

перечислять:

  • цели и задачи первой помощи при различных экстремальных ситуациях;

  • инфекционные заболевания, относящиеся к разным группам.


Учащиеся должны уметь:

оказывать первую помощь:

  • при легочной патологии;

  • при сердечной патологии;

  • при заболеваниях желудочно-кишечного тракта;

  • при заболеваниях мочевыделительной системы;

  • при заболеваниях половой системы;

  • при судорожном синдроме;

  • при остром отравлении;


владеть и выполнять практически:

  • уход за лихорадящим больным;

  • обеспечивать личную гигиену больного и пораженного;

  • промывание желудка, тонкого и толстого кишечника;

  • техникой измерения температуры тела;

  • определением частоты пульса;

  • измерением артериального давления;

  • подсчетом частоты дыхания;

  • уметь правильно транспортировать больных и пораженных;

  • оказывать первую помощь при рвоте;

  • постановку горчичников, согревающих компрессов, припарок, холодных примочек, пузыря со льдом.


^ Рекомендуемые формы и методы организации занятий


Занятия, на которых изучается теоретический материал, проводятся методом рассказа с использованием схем и плакатов, мультимедийных презентаций. Теоретический материал излагается в объеме, необходимом для осмысления выполнения практических заданий.

В начале практических занятий учащимся излагаются правила поведения и меры безопасности в тех или иных ситуациях. На практических занятиях учитель сначала показывает и разъясняет технику выполнения приемов или действий, а затем тренирует обучаемых.

Практические занятия нельзя подменять теоретическими.


СОДЕРЖАНИЕ

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение

1


^ Частные случаи экстремальных ситуаций


7

2

Пребывание на даче вызвало аллергическую реакцию. Что делать?

1

3

Как поступить, если обнаружен клещ на теле?

1

4

Чтобы купание, катание на лодке и льду не закончилось трагически

1

5

Солнце – друг или враг?

1

6

«Шоколадный» загар – хорошо или плохо?

1

7

Если укачало на транспорте, что следует предпринять и как облегчить состояние?

1

8

Если жизнь «загнала в тупик», что делать? Понятие о стрессе детских неврозах

2





^ Общий уход за больными и пораженными


10

9

Куда следует обратиться, если появились проблемы со здоровьем?

1

10

Основные методы обследования больного

1

11

Можно ли помочь больному при лихорадке и как?

1

12

Что поможет больному: тепловые или холодовые процедуры?

1

13

Неправильное питание в 80 % случаев является причиной наших болезней. Давайте разберемся вместе

2

14

Что такое биологически активные вещества, пищевые добавки, генетически модифицированные (трансгенные) продукты?

1

15

Особенности питания населения Республики Беларусь в связи с последствиями чернобыльской аварии

1

16

Неотложная помощь при острых отравлениях

1





^ Первая помощь при заболеваниях


5

17

Неотложная помощь и основные принципы ухода за больными с легочной патологией

1

18

Неотложная помощь и основные принципы ухода за больными с сердечно-сосудистой патологией

1

19

Неотложная помощь при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

1

20

Неотложная помощь при заболеваниях эндокринной системы

1

21

Неотложная помощь при заболеваниях мочеполовой системы

1





^ Инфекционные заболевания


9

22

Являются ли прививки против инфекционных заболеваний надежной профилактикой?

1

23

В доме инфекционный больной; как организовать изолятор в домашних условиях?

1

24

Что следует предпринять, чтобы не заразиться инфекциями, передаваемыми воздушно-капельным путем?

2

25

В турпоходе произошло массовое отравление тушенкой, что делать? Что следует предпринять, чтобы не заразиться кишечными инфекциями?

1

26

Инфекции, передаваемые половым путем, – одна из основных причин бесплодия у мужчин и женщин так ли это?

2

27

Как обезопасить себя от заражения гельминтами?

1

28

Почему оспу, холеру, сибирскую язву относят к особо опасным инфекциям?

1

33–34

^ Обсуждение рефератов

2

35

Обобщение материалов

1




^ Всего часов

35



Введение (1 час)

Частные случаи экстремальных ситуаций (7 часов)


Пребывание на даче вызвало аллергическую реакцию. Что делать? Аллергия немедленного и замедленного типов. Аллергические реакции кожи, слизистых оболочек. Наиболее часто встречаемые аллергены. Первая помощь. Профилактика.


Как поступить, если обнаружен клещ на теле? Техника снятия клеща с тела. Меры профилактики клещевого энцефалита.


Чтобы купание, катание на лодке и льду не закончилось трагически. Что нужно знать, отправляясь купаться или кататься на лодке. Необходимые меры предосторожности. Помощь провалившемуся под лед. Первая помощь при судорогах.


Солнце – друг или враг? Солнечный ожог. Первая помощь. Фотодерматиты. Профилактика неблагоприятного действия солнца.


«Шоколадный» загар – хорошо или плохо? Солнечный свет и его влияние на организм человека (положительное и отрицательное). Влияние УФ-излучения на организм. Противопоказания к УФ-облучению


Если укачало на транспорте, что следует предпринять и как облегчить состояние? Укачивание, или болезнь движения (морская, воздушная болезнь). Икота. Симптомы, первая помощь.


Если жизнь «загнала в тупик», что делать? Понятие о стрессе и детских неврозах. Основные причины и признаки функциональных нарушений нервной системы у детей и взрослых.


^ Общий уход за больными и пораженными (10 часов)


Куда следует обратиться, если появились проблемы со здоровьем? Врачебные амбулатории, участковые поликлиники и специализированные больницы и диспансеры. Структура и виды медицинской помощи, оказываемые лечебными учреждениями.


Основные методы обследования больного. Есть ли разница между понятиями «Уход за больным» и «Лечение»? Методы обследования больного: основные, вспомогательные и инструментальные.


Можно ли помочь больному при лихорадке и как? Периоды лихорадки. Тактика ухода за лихорадящими больными по периодам.


Что поможет больному: тепловые или холодовые процедуры? Механизм воздействия тепловых и холодовых процедур на организм. Показания и противопоказания. Техника их применения.

Меры воздействия на кровообращение у детей.


Неправильное питание в 80 % случаев является причиной наших болезней. Давайте разберемся вместе. Как и сколько надо есть, чтобы всегда оставаться красивым и здоровым. Сбалансированное питание у людей разных специальностей, возраста и пола.


Что такое биологически активных веществах, пищевые добавки, генетически модифицированные (трансгенные) продукты? Классификация биологически активных веществ, пищевых добавок, особенности использования. Отличия от лекарственных средств. Генетически модифицированные продукты – пути получения, влияние на человеческий организм.


Особенности питания населения Республики Беларусь в связи с последствиями чернобыльской аварией. Продукты питания, накапливающие радионуклиды. Продукты, способствующие выведению радионуклидов из организма. Избирательное накопление радионуклидов в органах и тканях человека.


Новые подходы в лечебном питании. Какие продукты показаны при тех или иных заболеваниях, а какие следует избегать. Особенности использования лечебного питания при различных заболеваниях.


Неотложная помощь при острых отравлениях. Техника промывания желудка, тонкого и толстого кишечника. Оказание первой помощи при рвоте и метеоризме.


^ Транспортировка больных и пораженных. Укладывание больного на носилки, переноска на носилках, без носилок, с использованием различных приемов.


Практические занятия:


  1. Куда следует обратиться, если появились проблемы со здоровьем? Если есть возможность, то это практическое занятие следует провести в лечебном учреждении.

  2. Основные методы обследования больного.

  3. Можно ли помочь больному при лихорадке и как?

  4. Что поможет больному: тепловые или холодовые процедуры?

  5. Неправильное питание в 80 % случаев является причиной наших болезней. Давайте разберемся вместе.

  6. Новые подходы в лечебном питании.

  7. Неотложная помощь при острых отравлениях.



Первая помощь при заболеваниях (5 часов)


Неотложная помощь и основные принципы ухода за больными с легочной патологией. Чем можно помочь при приступе бронхиальной астмы, кровохарканье и легочном кровотечении? Уход за больными с легочной патологией.


Неотложная помощь и основные принципы ухода за больными с сердечно-сосудистой патологией. Чем можно помочь при обмороке, гипертоническом кризе, приступе стенокардии, инфаркте миокарда? Особенности ухода.


Неотложная помощь при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Первая помощь при гастрите, кишечном кровотечении, приступе печеночной колике. Особенности ухода.


Неотложная помощь при заболеваниях эндокринной системы. Основные отличительные признаки гипергликемической (диабетической) и гипогликемической ком, развивающихся на фоне сахарного диабета. Общая характеристика диетического питания больных сахарным диабетом.


Неотложная помощь при заболеваниях мочеполовой системы. Как можно помочь при приступе почечной колики, маточном кровотечении? Особенности ухода.


^ Техника оказания первой помощи при отравлении химическими веществами. Отравление сильнодействующими отравляющими веществами: окись углерода, аммиак, хлор, фосфорорганические веществами (хлорофос, карбофос, тиофос и др.), алкоголем и его суррогатами.


^ Инфекционные заболевания (9 часов)


Являются ли прививки против инфекционных заболеваний надежной профилактикой? Методы создания приобретенного иммунитета и факторы его снижающие (радиация и др.). Вакцины, сыворотки.


В доме инфекционный больной; как организовать изолятор в домашних условиях? Инфекционные болезни. Организация изолятора в домашних условиях. Выделение комнаты под изолятор. Влажная уборка, обработка предметов личной гигиены больного, игрушек с применением дезинфицирующих средств.


Что следует предпринять, чтобы не заразиться инфекциями, передаваемыми воздушно-капельным путем? Возбудители и источники инфекций, передаваемых воздушно-капельным путем. Пути передачи, основные симптомы, материал для лабораторных исследований. Время подъема заболеваемости.

Новые инфекции, появившиеся на рубеже ХХ и ХХІ веков (грипп А H1N1, птичий грипп, коровье бешенство и др.).


В турпоходе произошло массовое отравление тушенкой, что делать? Что следует предпринять, чтобы не заразиться кишечными инфекциями? Возбудители и источники инфекций, передаваемых фекально-оральным путем. Пути передачи, основные симптомы, материал для лабораторных исследований. Время подъема заболеваемости.


Инфекции, передаваемые половым путем, – одна из основных причин бесплодия у мужчин и женщи;, так ли это? Возбудители и источники инфекций, передаваемых половым путем. Пути передачи, основные симптомы, материал для лабораторных исследований. Основные факторы передачи (сперма, кровь, молоко). Безопасное поведение, безопасный секс. Роль личной профилактики.


Как обезопасить себя от заражения гельминтами? Главные пути заражения людей и животных гельминтами, основные симптомы. Особенности ухода за больными, зараженными гельминтами. Профилактика.


Почему оспу, холеру, сибирскую язву относят к особо опасным инфекциям? Понятие об особо опасных инфекциях. Возбудители, пути передачи, основные симптомы, профилактика.


^ Обсуждение рефератов (2 часа).


Обобщение материалов (1 час).


ЛИТЕРАТУРА

(для учителей)


  1. Волокитина, Т. В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению «Естественно-науч. образование» / Т. В. Волокитина [и др.]. – М : Академия, 2008. – 224 с.

  2. Давлицарова, К. Е. Основы ухода за больными. Первая медицинская помощь : учеб. пособие / К. Е. Давлицарова. – М. : Форум-Инфра, 2004. – 368 с.

  3. Демичев, С. В. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях: учеб. пособие / С. В. Демичев. – М. : Медицина, 2004. – 112 с.

  4. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей: учеб. пособие / Е. С. Белозеров [и др.] ; ред. Е. С. Белозеров. – Ульяновск : УлГТУ, 2004. – 270 с.

  5. Дядя, Г. И. Основы медицинских знаний: учеб. пособие / Г. И. Дядя [и др.]. – М. : РИОР, 2004. – 96 с.

  6. Здоровый образ жизни, профилактика болезней и первая медицинская помощь: учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. Ч.1 / сост. и общ. ред. Н. И. Максимушкиной ; Полоцк. гос. ун-т. – Новополоцк : [ПГУ], 2004. – 107 с.

  7. Низкодубова, С. В. Основы медицинских знаний : учеб. пособие / С. В. Низкодубова [и др.] – Томск : Б.и., 2003. – 196 с.

  8. Основы медицинских знаний: учеб.-метод. пособие / Бел. гос. пед. ун-т ; сост. Л. А. Артишевская [и др.]. – Минск : [б. и.], 2007. – 142 с.

  9. Основы первой медицинской помощи: учеб. пособие / А. Г. Трушкин [и др.] – М. ; Ростов-н/Д : МарТ, 2005. – 318 с.

  10. Смолева, Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: учеб. пособие / Э. В. Смолева; ред. Б. В. Кабарухин. – Ростов-н/Д : Феникс, 2005. – 474 с.

  11. Смоленко, Е. Д. Основы медицинских знаний: курс лекций / Е. Д. Смоленко [и др.]; Витеб. гос. ун-т им. П. М. Машерова. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2009. – 173 с.

  12. Ужегов, Г. Н. Первая медицинская помощь/ Г. Н. Ужегов. – Смоленск : Русич, 2001. – 416 с.

ЛИТЕРАТУРА

(для учащихся)

  1. Бериев, О. Г. Основы медицинских знаний: учеб. пособие / О. Г. Бериев ; М-во общего и проф. образования РСО-Алания, Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. – Владикавказ : СОГПИ, 2005. – 71 с.

  2. Доврачебная помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта: пособие для студентов гуманитар. фак. БГУ, обучающихся по программе «Основы мед. знаний» / авт.-сост. Л. А. Бизюк [и др.] – Минск : БГУ, 2007. – 83 с.

  3. Тен, Е. Е. Основы медицинских знаний: учебник / Е. Е. Тен. – М. : Мастерство, 2002. – 256 с.

  4. Доврачебная помощь при заболеваниях органов дыхания. Применение лекарственных средств: пособие для студентов гуманитар. фак. БГУ, обучающихся по программе «Основы мед. знаний» / С. В. Альшевская [и др.]. – Минск: [БГУ], 2008. – 70 с.

  5. Первая медицинская помощь: Полный справочник: справ. изд. / Л. В. Вадбольский [и др.].– М. : Эксмо, 2005. – 763 с.

  6. Первая медицинская помощь: Полный справочник: справ. изд. / Л. В. Вадбольский [и др.] ; ред. Ю. Ю. Елисеев. – М. : Эксмо, 2004. – 768 с.

  7. Первая медицинская помощь при угрожающих состояниях: баз. учебник для самостоят. изучения мед.-биол. дисциплин. Блок 4 / под общ. ред. З. А. Хуснутдиновой ; Башк. гос. пед. ун-т ; сост. В. А. Смирнов [и др.]. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2001. – 40 с.






Похожие:

Программа факультативных занятий для учащихся ХI классов iconПрограмма факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений
Учебная программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений
Программа факультативных занятий для учащихся ХI классов iconПрограмма факультативных занятий для учащихся Х классов
Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского...
Программа факультативных занятий для учащихся ХI классов iconСправка по результатам самоконтроля Техтинского упкдссш «Об эффективности проведения факультативных занятий» Сроки
Цель: изучить деятельность комплекса по созданию условий для удовлетворения образовательных запросов и развития индивидуальных способностей...
Программа факультативных занятий для учащихся ХI классов iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений
Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются...
Программа факультативных занятий для учащихся ХI классов iconДокументи
1. /Программы факультативных занятий/Астрономия/Введение в астрономию 8-10 кл..doc
2....

Программа факультативных занятий для учащихся ХI классов iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 8 класса
В. В. Гричик – доктор биологических наук, заведующий кафедрой общей экологии и методики преподавания биологии бгу
Программа факультативных занятий для учащихся ХI классов iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 7 класса
Автор-составитель: Е. В. Борщевская – методист управления научно-методического сопровождения образовательного процесса Национального...
Программа факультативных занятий для учащихся ХI классов iconДокументи
1. /Программы факультативных занятий/teoripraktreshenalgebrnestandzad.doc
2. /Программы...

Программа факультативных занятий для учащихся ХI классов iconМетодические рекомендации для учителей для проведения факультативных занятий в VIII-XI классах и курсов по выбору
На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы,...
Программа факультативных занятий для учащихся ХI классов iconПеречень программ факультативных занятий на I ступени общего среднего образования в 2011-2012 учебном году
Организация факультативных занятий в 1 – 4 классах осуществляется по программам, размещенным в сборниках
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы