Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы
Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы icon

Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы



НазваниеПрограмма курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы
Дата конвертации22.09.2012
Размер79.39 Kb.
ТипПрограмма
источник

Программа

курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:


  • развивать интерес у учащихся к техническим и военно-техническим видам спорта;

  • ознакомить учащихся с назначением, общим устройством мотоцикла, с принципом действия его механизмов, агрегатов и приборов;

  • воспитывать у учащихся ответственность и дисциплинированность на дорогах;

  • обеспечить военно-профессиональную ориентацию старшеклассников;

  • оказывать помощь в подготовке к сдаче квалифицированного экзамена на право управления транспортным средством категории «А».

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.


Учитывая возраст учащихся целесообразно начинать изучение с легкого мотоцикла с одноцилиндровым двухтактным бензиновым двигателем внутреннего сгорания и искровым зажиганием.

Занятия в кружке по изучению устройства мотоцикла должны проводиться с использованием учебных наглядных пособий: плакатов, схем, макетов, электрифицированных стендов, механизмов, агрегатов, деталей и приборов мотоцикла. По возможности для лучшего усвоения материалов рекомендуется использовать учебные видеоматериалы.

Новый материал каждой темы рекомендуется излагать в следующей последовательности:

  • название механизма или прибора;

  • его назначение;

  • расположение и крепление его на мотоцикле;

  • общее устройство и основные части;

  • работа основных частей механизма или прибора;

  • возможные неисправности, способы обнаружения и их устранения;

  • регулировка и уход за мотоциклом (агрегатом).

Все занятия должны иметь практическую направленность и по возможности обеспечить в дальнейшем успешное обучение на категорию «А» в автошколе. Занятия организуются с группами по 15-20 человек на базе учреждений образования или в учебных комбинатах ДОСААФ. Рекомендуется привлекать членов кружка к воспитательной и пропагандистской работе с учащимися младших возрастов.

Приемлемы к использованию следующие формы работы:

  • подготовка и проведение массовых мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения;

  • создание учебно-материальной базы - наглядных пособий, стендов, макетов, городков изучения ПДД;

  • участие в соревнованиях по военно-техническим видам спорта;

  • организация патрулирования, сопровождения групп школьников;

  • работа с юными велосипедистами.

Руководит кружком, как правило, учитель ОБЖ – ДП, имеющий водительское удостоверение категории "А"

Продолжительность занятий следует определять в объеме по 2 академических часа 1–2 раза в неделю. Техническое содержание программы факультатива подразумевает разделение ее на теоретический блок и блок практических занятий. После усвоения теоретического материала следует организовать промежуточный контроль уровня знаний учащихся. Наиболее эффективным на этом этапе будет устный опрос (зачет) по билетам с 2-3 вопросами. При переходе к практическому изучению устройства и обслуживания мотоцикла, наряду с фронтальным обучением рекомендуется использовать обучение по индивидуальным планам на основе технологических карт-заданий. Сложность и объем задания определяет руководитель факультатива в зависимости от уровня подготовки и познавательных возможностей учащихся. Оправдывает себя использование взаимного обучения. При этом учащиеся разбиваются на группы по 2–3 человека с разным уровнем подготовки. Ведущую роль в выполнении технологического задания будет играть более знающий ученик, остальные при этом должны наблюдать, выполнять менее сложные действия и анализировать происходящее. Роль руководителя при таком методе организации занятия заключается в оказании индивидуальной помощи занимающимся и контроле за последовательностью выполнения задания. Уместным приемом во время работы будет остановка действий на учебных местах и разбор действий на отдельном, сложном для понимания участке.

В качестве объекта изучения, исходя из местных условий, может служить не только мотоцикл, но и другие транспортные средства, отнесенные действующим законодательством к мотоциклам.

Примерный перечень деталей, узлов и агрегатов мотоцикла (УМБ).

  1. Мотоцикл.

  2. Двухтактный двигатель в сборе.

  3. Детали систем питания и зажигания двухтактного двигателя.

  4. Детали систем питания, зажигания, механизма газораспределения;

  5. Узлы, детали трансмиссии (сцепление, коробка передач);

  6. Ходовая часть (рама, передний и задний амортизаторы, колеса, шины, тормоза).

  7. Механизмы управления (рулевое управление, приводы управления сцеплением и тормозами).

  8. Плакаты и схемы по устройству мотоцикла с двухтактным и четырехтактным двигателем.

10.Макет двухтактного карбюраторного двигателя.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И РАСЧЕТ ЧАСОВ.

N п/п Наименование темы кол-во час.



1.

Общее устройство мотоцикла

1 ч.

2.

Общее устройство двигателя

2 ч.

2.1.

Кривошипно-шатунный механизм

1 ч.

2.2.

Механизм газораспределения

1 ч.

3.

Система смазки и охлаждения

2 ч.

4.

Система питания двигателя

2 ч.

5.

Система зажигания и электрооборудование

5 ч.

6.

Трансмиссия

6 ч.

7.

Ходовая часть и органы управления

4 ч.

8.

Техническое обслуживание мотоцикла

4 ч.

9.

Общие приемы управления мотоциклом

З ч.

10.

Основы ПДД

2 ч.

11.

Основы безопасности дорожного движения

1 ч.

ИТОГО -34 ч.


^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.


Тема 1. Общее устройство мотоцикла - 1 час.

Краткая история развития мотоциклостроения. Применение мотоцикла в народном хозяйстве и Вооруженных Силах. Классификация, марки и технические характеристики мотоциклов. Назначение, расположение и взаимодействие механизмов мотоцикла.

^ Тема 2. Общее устройство двигателя - 2 часа.

Занятие 1 - 1 час. Схема устройства двигателя. Назначение и принцип действия механизмов и систем двигателей мотоциклов. Типа двигателей, их основные параметры.

Занятие 2 - 1 час. Понятие о рабочем объеме цилиндра, литраже и степени сжатия. Рабочий цикл двухтактного одноцилиндрового двигателя.

Тема 2.1–2.2. Кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения - 2 часа.

Назначение, принцип работы и устройство кривошипно-шатунного механизма. Неисправности кривошипно-шатунного механизма. Назначение, принцип работы и устройство механизма газораспределения. Неисправности механизма газораспределения.


^ Тема 3. Система смазки и охлаждения - 2 часа.

Занятие 1. - 2 часа. Необходимость охлаждения двигателя. Устройство и принцип действия системы воздушного охлаждения. Понятие о тепловом балансе двигателя. Назначение, устройство и принцип работы системы смазки. Назначение, устройство и работы приборов системы смазки. Сведения о маслах, применяемых для смазки двигателей. Неисправности систем охлаждения и смазки и способы их устранения.

^ Тема 4. Система питания двигателя - 2 часа.

Занятие 1 - 1 час. Топливо и масла, применяемые в мотоциклах. Понятие о горючей и рабочей смеси. Классификация смесей по их составу. Устройство и принцип работы простейшего карбюратора. Назначение в карбюраторах пускового устройства, системы холостого хода и главной дозирующей системы.

^ Занятие 2 - 1 час. Воздухоочистители, краники, выпускные трубы и глушитель, их назначение и устройство. Неисправности системы питания, их признаки и способы устранения.

^ Тема 5. Система зажигания и электрооборудование мотоцикла- 2 час.

Занятие 1 - 1 час. Назначение, устройство и работа аккумуляторной батареи. Назначение, устройство и работа генератора постоянного и переменного тока. Назначение, устройство и работа реле-регулятора. Свеча зажигания, «бабина», высоковольтная и низковольтная цепь.

^ Занятие 2 - 1 час. Приборы системы зажигания и электрооборудования, их назначение и расположение на мотоцикле. Устройство и работа приборов системы зажигания. Цепи тока низкого и высокого напряжения. Позднее и раннее зажигание, их признаки и влияние на работу двигателя. Установка зажигания. Приборы электрооборудования и звуковой сигнал, их устройство и работа.

^ Тема 6. - Трансмиссия - 3 часов.

Занятие 1, 2 - 2 часа. Схема трансмиссии мотоцикла. Расположение и взаимодействие механизмов трансмиссии. Назначение, устройство и принцип действия сцепления, коробки передач, цепной или карданной передачи.

^ Занятие 3 - 1 час. Характеристика неисправностей трансмиссии и способы их устранения.

Тема 7. Ходовая часть, прицепная коляска и органы управления -3 ч. Занятие 1 - 2 часа. Рама, передняя вилка, рулевое управление и задняя подвеска. Их назначение, устройство и работа. Амортизаторы вилки. Неисправности передней вилки и рулевого управления, признаки и способы устранения.

^ Занятие 2 - 1 час. Назначение, устройство колес и тормозов. Устройство шины. Устройство прицепной коляски и её крепление к мотоциклу К750 – марка военного мотоцикла с ведущим приводом коляски.

^ Тема 8. Техническое обслуживание мотоцикла - 3 часа.

Занятие 1, 2 - 3 часа. Планово-предупредительная система технического обслуживания мотоцикла. Виды и периодичность технического обслуживания. Объем работ технического обслуживания, ежедневного обслуживания и технического обслуживания N 1 и 2.

^ Тема 9. Общие приемы управления мотоциклом - 10 часов.

Занятие 1, 2 - 4 часа. Обязанности водителя по подготовке мотоцикла к движению. Расположение основных органов управления и взаимодействие механизмов при движении. Трогание с места и торможение.

^ Занятие 3,4,5 – 6 часов. Практическое возрождение мотоцикла на закрытой площадке.

Тема 10. Основы правил дорожного движения - 3 часа.

Занятие 1 - 1 час. Нормативно-правовые акты РБ по отношению к мотоциклам. Общие обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Повторение дорожных знаков и разметки. Изучение ПДД – подпункту-2.28, 2.46, 9.5, 23.2, 89.2, 166.1, 181.2, 181.2, 181.5, 193.4 пунктов 2, 9, 23, 89, 166, 181, 193. Пункты 1, 10, 11, 13-19, 25, 26, 28, 30-32, 35, 41, 47,-51 приложения 4 к ПДД.


Занятие 2 - 1 час. Сигналы регулирования дорожного движения при помощи светофоров и регулировщика.

Тема 11. Основы безопасности дорожного движения - 1 час.

Занятие 1 – 1 час. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств. Статьи Кодекса РБ об административных правонарушениях.



Скачено с Образовательного портала www.adu.by




Похожие:

Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы iconРабочая программа курса по выбору по информатике и икт для учащихся 5-6 классов
Рабочая программа курса по выбору по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и икт. Учебная программа и...
Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы iconПрограмма курса по выбору для учащихся 9 класса «Экологические проблемы современности» Автор программы: Заволипенский А. И., учитель биологии, высшей квалификационной категории средней школы №2, п. Новосергиевка
Программа курса предназначена для учащихся 9 класса, которые собираются продолжать свое обучение в классах естественного профиля,...
Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы iconЛ. Л. и Икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы курса «Информатики и икт» в 10 классе на базовом уровне по новому учебник
Босова Л. Л. Программа по информатике и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы
Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы iconРабочая программа по информатике и икт для 6-7 классов (уровень освоения программы: базовый) для 8-9 классов
Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы...
Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы iconРабочая программа курса по выбору «Биология. Морфология растений» программа составлена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса «Морфология растений» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитанная на 7 часов
Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы iconПрограмма для начальной общеобразовательной школы( Система Л. В. Занкова)-М. Фнмц,1999 Математика Истомина Н. Б учебник для учащихся 1 классов., Ассоциация XXI век,Смоленск, 2009г
В школе для классов развивающего обучения, классов фгос, предпрофильных, профильных классов администрация школы поставила задачу...
Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы iconРабочая программа по информатике и икт для 6,7 классов (уровень освоения программы: базовый)
Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы...
Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы iconТематическое планирование по информатике и икт в 6 классе в 2010 2011 учебном году
Программа: Босова Л. Л. Программа курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы....
Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы iconПрограмма учебного курса Новая история
Настоящая программа обеспечивает изучение курса «Новой ис­тории» с рубежа xv—xvi вв до начала XX в. (1500—1900) для учащихся 7 —...
Программа курса по выбору «Мотоциклист» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы iconРабочая программа по английскому языку для 2, 3, 4 классов на 2011 2012 учебный год Составитель
«Английский язык» предназначена для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы