К. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо icon

К. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо



НазваниеК. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо
К.С.Фарино<><><>« » 2012 <><><><>Инструктивно-методическое пись
Дата конвертации22.09.2012
Размер303.62 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
источник


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь

К.С.Фарино


« » 2012 


Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь


«О преподавании учебного предмета «Биология»

в 2012/2013 учебном году»


Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011  № 241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 18, 2011 г.), на изучение учебного предмета «Биология» установлено следующее количество учебных часов в неделю по классам:


Вид учреждения общего среднего образования


Количество учебных часов в учебную неделю по классам

VI

VII

VIII

IX

X

XI

базовая школа

базовая школа-колледж искусств


1

2

2


2


-


-


средняя школа

специализированный лицей

суворовское училище

кадетское училище

санаторная школа-интернат

средняя школа-колледж искусств

гимназия-колледж искусств

средняя школа-училище олимпийского резерва


1

2

2

2

2

2

гимназия

1

2

2

2

2 (– для химико- биологического направления)

2 (– для химико-биологического направления)

лицей











2 (– для химико- биологического направления)

2 (– для химико- биологического направления)


Типовым учебным планом вечерней школы на изучение учебного предмета «Биология» отводится в учебную неделю:

в X классе 2 учебных часа; в XI классе 1 учебный час; в XII классе 1 учебный час.

^ Дополнительные учебные часы, установленные Типовыми учебными планами гимназии и лицея на изучение учебного предмета «Биология» в X–XI классах химико-биологического направления, предназначены для более глубокого изучения тем, определенных учебной программой (решение задач, отработка биологического эксперимента).

В соответствии с пунктами 54 и 57 ^ Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 8, 2012 г.), при изучении учебного предмета «Биология» при наличии в классе не менее 20 учащихся класс делится на 2 группы при проведении практических и лабораторных работ в X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Химия» и «Биология».

Деление класса на 2 группы при меньшей наполняемости классов при проведении практических и лабораторных работ может осуществляться за счет учебных часов, которые установлены Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на проведение факультативных занятий.

^ В своей деятельности учителя биологии руководствуются:

образовательным стандартом учебного предмета «Биология», который наряду с требованиями к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников устанавливает нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся. Данным техническим нормативным правовым актом, в частности, установлено, что в течение учебного года проводится 1 контрольная работа в VI классе, по 2 контрольные работы в остальных классах, в том числе и в X-XI классах химико-биологического направления.

В вечерней школе (учебно-консультационных пунктах, вечерних классах) суммарное количество контрольных работ (4) равномерно распределяется на все годы обучения;

- учебной программой для соответствующего класса из сборника «Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Биология, VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009, 2012);

- примерным календарно-тематическим планированием «Биология,

VI–XI классы». – Минск: НИО, Аверсэв, 2012;

- примерным календарно-тематическим планированием «Биология,
VI–XI классы» //
Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 4, 5;

- примерным календарно-тематическим планированием по биологии для лицеев и гимназий (химико-биологическое направление), X–XI классы // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 4, 5;

примерным календарно-тематическим планированием для лицеев и гимназий (химико-биологическое направление), «Биология, X–XI классы». – Минск: НИО, Аверсэв, 2012.

Разрешается учителям при необходимости перераспределять количество учебных часов между темами, отведенное на их изучение в примерном календарно-тематическом планировании. Календарно-тематическое планирование является примерным, учитель имеет право пользоваться своим вариантом;

- Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94, согласно которым:

• два урока могут быть объединены при проведении контрольных работ, практических работ, экскурсий в VIXI  классах,  а также при изучении учебного предмета «Биология» в X–XI классах химико-биологического направления;

• контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается;

• домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения в VIVIII классах  в течение 2,5 часов, IXXI классах – 3 часов (временные нормы указаны с учетом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня). В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из указанных выше группе классов должна быть на 30 минут меньше;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

Информируем, что указанные выше нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты размещены на сайте Министерства образования (edu.qov.by), примерное календарно-тематическое планирование – на сайте Национального института образования (www.adu.by).

В целях формирования культуры устной и письменной речи рекомендуем учителям биологии:

– проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

– использовать в VI классе выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста;

– учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, цитируемый материал, составлять тезисы, конспекты, списки литературы;

– проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса учащихся, ознакомлению с биологической терминологией;

– формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщенные таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, проводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

– следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

– повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.


^ Требования к проведению обучающих и контрольных работ, которые проводятся в письменной форме.

 К письменным обучающим видам работ по биологии относятся: упражнения, задания, тесты, задачи, диктанты, контрольные работы, письменные ответы на вопросы, рефераты, составление планов-конспектов, опорных схем, аналитических и обобщающих таблиц, диаграмм, схем, алгоритмов, оформление отчетов по результатам лабораторных и практических работ, экскурсий.

^ Виды, содержание и объем обучающих работ определяются учителем на основе учебной программы, а также заданий учебных пособий, дидактических материалов и учебно-методических пособий с учетом требований образовательного стандарта учебного предмета “Биология” (VI XI классы).

^

Количество и назначение ученических тетрадей.


Для выполнения обучающих работ во время учебных занятий в учреждении общего среднего образования и дома, а также выполнения контрольных работ учащемуся необходимо иметь 2 тетради (1 тетрадь для обучающих, лабораторных работ и практических работ, 1 тетрадь для контрольных работ).

Разрешается использовать для обучающих работ, практических и лабораторных работ тетради на печатной основе, однако их использование не является обязательным.

В тетради для обучающих работ учащиеся могут выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного контроля, а в тетради для контрольных работ – самостоятельные работы, которые проводятся в рамках тематического контроля.

Тетрадь для контрольных работ хранится на протяжении учебного года в учреждении общего среднего образования и выдается учащемуся для выполнения соответствующей работы.

Надпись на обложке тетради должна содержать информацию: предназначение тетради (для работ по биологии, для контрольных работ по биологии), о классе (римскими или арабскими цифрам), об учреждении образования (в соответствии с его уставом), а также фамилию и имя собственное (полностью) учащегося в родительном падеже.

Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи.

Например:


Тетрадь

Сшытак

для работ по биологии

для работ па біялогіі

ученика 6 ”Б“ класса

вучаніцы VII ”А“ класа

ГУО «Гимназия № 2 г. Минска»

сярэдняй школы № 2

Попова Сергея

г. Наваполацка




Богдан Алёны


Тетрадь

Сшытак

для контрольных работ по биологии

для кантрольных работ

па біялогіі

ученицы X ”А“ класса

вучня 9 ”А“ класа

лицея № 1 г.  Гродно

ДУА «Засульская сярэдняя школа»

Ковалевой Светланы

Фёдарава Аляксандра


С внешней стороны страницы рабочих тетрадей для обучающих, лабораторных, практических работ и контрольных работ отводятся поля. Дата выполнения обучающей работы, лабораторной, практической и контрольной работы записывается цифрами на полях тетрадей.

^ Например: Цветок, его строение и функции. 01.09.2012

В рабочей тетради слова «Лабораторная работа», «Практическая работа», в тетради для контрольных работ «Контрольная работа» записываются на той же строке, на которой на полях записана дата выполнения соответствующей работы, после этого указывается ее тема, а затем по центру следующей строки – номер варианта (вариант 1 (I)).

^ Например: Практическая работа №1 01.12.2012

Строение и функции скелета человека.

Между видами работ в тетрадях пропускаются 4 клетки для выставления отметки.

При выполнении различных видов работ учащиеся должны соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетого цвета. При выполнении рисунков, таблиц, графиков и схем учащиеся могут пользоваться простыми и цветными карандашами.

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие работы, проверяются во всех классах выборочно, однако они должны быть проверены у каждого учащегося не менее одного раза в месяц.

Отчеты по результатам выполнения лабораторных и практических работ в VI–XI классах проверяются к следующему учебному занятию (при большом их количестве – через одно-два учебных занятия) у каждого учащегося, и отметки вносятся учителем в классный журнал и дневники учащихся.

Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. На полях тетради для контрольных работ, по усмотрению учителя, против каждого выполненного задания контрольной работы отмечается количество баллов, которым оно оценено. После последнего задания записывается суммарное количество баллов за выполнение всех заданий, которое переводится в соответствующую отметку. Данная отметка выставляется в тетради и заносится в классный журнал и дневник учащегося. Контрольные работы проверяются к следующему учебному занятию (при большом их количестве – через одно-два учебных занятия).

При проверке обучающих, лабораторных, практических и контрольных работ, учитель зачёркивает ошибку ручкой с пастой красного цвета, исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные и иные ошибки.

Работа над ошибками выполняется учащимися на учебных занятиях после лабораторных, практических и контрольных работ по усмотрению учителя и при необходимости после обучающих работ в соответствующих тетрадях.

По итогам проверки рабочих тетрадей, работы над ошибками лабораторных, практических и контрольных работ отметка может быть выставлена по усмотрению учителя в тетрадь и классый журнал.


^ Требования к оформлению реферата.

Реферат – это краткая передача содержания статьи или исследования. Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, содержание, введение, основная часть, которая делится на главы, разделы, подразделы, заключение, список литературы в алфавитном порядке, приложение (при необходимости).

Объем учебного реферата


Реферат

Классы

Объем реферата при компьютерном наборе

Объем реферата при написани от руки

Учебный

Х

12–14 страниц

14–15 страниц

Учебный

ХІ

15–17 страниц

17–19 страниц


На титульном листе указывается название учреждения общего среднего образования, фамилия, имя, отчество автора, название работы, место нахождения учреждения общего среднего образования, год.


Предлагаем образец оформления титульного листа.

 Название учреждения общего среднего образования

Название реферата

выполнил (ла)

фамилия, имя собственное, отчество

учащий(ая)ся ___ класса 

Место нахождения учреждения общего среднего образования, год написания реферата

Содержание реферата включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами. Например:

Содержание*

Введение

1. Название главы

1.1 Название раздела

1.2 Название раздела

1.2.1 Название подраздела

1.2.2 Название подраздела

2. Название главы

Заключение

Список литературы

Приложение

* размещается после титульного листа.

Во введении дается краткая характеристика темы реферата, обосновывается ее актуальность, раскрываются цели и задачи работы, дается список литературы и основных источников, на основе которых подготовлен реферат.

В основной части реферата коротко, но полно подается материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый содержательный блок (глава, раздел, подраздел) должен иметь заглавие.

При написании реферата необходимо указывать ссылки на источники, откуда взят материал, в скобках указывать номер по списку литературы и страницу. Ссылки в тексте могут быть также приведены в виде подстрочных замечаний, нумерация которых осуществляется на каждой странице (начиная с единицы) в соответствии с правилами библиографического описания.

Заключение должно быть кратким, конкретным, в нем должны содержаться выводы по итогам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых источников. Заключение не должно превышать по объему введение.

При компьютерном наборе необходимо использовать шрифт 15 пт, интервал – 1,5.


^ Итоговая аттестация учащихся по учебному предмету «Биология» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования будет проводиться в устной форме по билетам по отдельным учебным предметам для выпускных экзаменов, экзаменов в порядке экстерната в 2012/2013 учебном году, утвержденных приказом Министерства образования Республики Беларусь.

При приеме в учреждения образования для получения высшего образования будет использоваться программа вступительных испытаний по учебному предмету «Биология», утвержденная приказом Министерства образования Республики Беларусь.


Перечень учебных пособий, учебно-методических пособий, рекомендуемых для использования в образовательном процессе на уроках и на факультативных занятиях в 2012/2013 учебном году.


Класс

Авторы

Название

Издательство

^ Учебные пособия

6

Н.Д.Лисов

Биология. 6 класс

Народная асвета, 2009

7

В.Н.Тихомиров

и др.

Биология. 7 класс

Народная асвета, 2010

8

Л.В.Камлюк,

Е.С.Шалапенок

Биология. 8 класс

Народная асвета, 2010

9

М.В.Мащенко,

О.Л.Борисов

Биология. 9 класс

Народная асвета, 2011

10

Н.Д.Лисов и др.

Биология. 10 класс

Народная асвета, 2009

11

С.С.Маглыш,

А.Е.Каревский

Биология. 11 класс

Народная асвета, 2010

^ Пособия для учащихся

6

Н.Д.Лисов, Е.И.Шарапа, Е.В.Борщевская

Рабочая тетрадь по биологии для 6 класса / Рабочы сшытак па біялогіі для 6 класа

Аверсэв, 2011, 2012

7

Т.В.Хруцкая

Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии для 7 класса / Сшытак для лабараторных і практачных работ па біялогіі для 7 класа

Аверсэв, 2011,

2012

8



Н.Д.Лисов,

З.И.Шелег

Тетрадь для лабораторных работ по биологии для 8 класса / Сшытак для лабараторных работ па біялогіі для 8 класса

Аверсэв, 2012

8

Н.Д.Лисов,

З.И.Шелег

Рабочая тетрадь по биологии. 8 класс

Аверсэв, 2012

10

Н.Д.Лисов,

З.И.Шелег

Рабочая тетрадь по биологии. 10 класс

Аверсэв, 2011,

2012

10

Н.Д.Лисов,

З.И.Шелег

Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии для 10 класса / Сшытак для лабараторных і практачных работ па біялогіі для 10 класа

Аверсэв, 2012

11

Т.В.Хруцкая

Рабочая тетрадь по биологии.11 класс

Аверсэв, 2012

11

Т.В.Хруцкая

Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии для 10 класса / Сшытак для лабараторных і практачных работ па біялогіі для 10 класа

Аверсэв, 2012

^ Учебно-методические пособия для учителей

6-11

И.В.Богачева

Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся по биологии

Сэр-Вит, 2003

6

В.А.Рящикова

Биология в 6 классе

Адукацыя і выхаванне, 2011

6-11

О.Н.Рогожников,

Н.К.Колян

Лабораторные работы по биологии. 6 – 11 классы

Зорны верасень, 2009

6-11

Н.К.Колян,

Т.А.Кучмистова

Экскурсии по биологии. 6 – 11 классы

Зорны верасень, 2009

6-11

И.В.Богачева

и др.

Разноуровневые задания для организации контроля результатов обучения

Сэр-Вит, 2004

6

С.С.Маглыш

Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе

Тетра Системс, 2008

7

Н.Д.Лисов

Тесты по биологии. 7 класс

Сэр-Вит, 2002

7-8

Л.В.Камлюк, Л.С.Мицкевич

Тесты и разноуровневые задания по биологии

Юнипресс, 2005

7

С.С.Маглыш,

Т.Н.Солтан

Экологическое воспитание на уроках в 7 классе

Тетра Системс, 2006

8

Е.С.Шалапенок,

Л.В.Камлюк, Т.А.Байчорова

Изучение зоологии в 8 классе

Народная асвета, 2006

8

Е.С.Шалапенок

Тесты по биологии. 8 класс

Аверсэв, 2008

8

В.С.Конюшко,

А.А.Лешко,

С.В.Чубаро

Мир животных. 1000 задач и тестов

Белый ветер, 2001

8

О.Н.Рогожников,

Л.М.Вараксина

Поурочный, тематический и промежуточный контроль учебных достижений учащихся на уроках зоологии

Сэр-Вит, 2004

8

С.С.Маглыш,

Л.В.Черняк

Экологическое воспитание на уроках в 8 классе

Тетра Системс, 2006

8

Т.А.Молибошко,

О.Н.Рогожников

Биология в 8 классе

Народная асвета, 2012

9

М.В.Мащенко,

О.Л.Борисов,

О.Н.Рогожников

Биология в 9 классе

Народная асвета, 2012

9

О.Н.Рогожников,

М.А.Пекарчик

Задания для текущего контроля по биологии. 9 класс

Сэр-Вит, 2005

9

И.И.Солодовникова Д.Б.Сандаков

Тесты по биологии. 9 класс

Аверсэв, 2008

9


С.С.Маглыш,

Л.В.Черняк

Экологическое воспитание на уроках в 9 классе

Тетра Системс, 2006

10

Г.А.Писарчик,

Н.Д.Лисов

Сборник задач и упражнений

Аверсэв, 2009,

2011

10

С.С.Маглыш,

Л.В.Черняк

Экологическое воспитание на уроках в 10 классе

Тетра Системс, 2003

10

Г.А.Писарчик,

А.В.Писарчик

Сборник задач по генетике

Аверсэв, 2008,

2012

10

Л.Н.Песецкая

Практикум по генетике

Сэр-Вит, 2007

10

Л.Н.Песецкая

Тесты и контрольные задания по генетике

Сэр-Вит, 2005

10

Л.Н.Песецкая

Сборник задач по генетике

Сэр-Вит, 2008

10-11

С.Г.Дубков,
И.В.Богачева,

И.Р.Клевец,

Сборник задач по общей биологии (10-11 класс)

Сэр-Вит, 2012

11

Н.А.Лемеза

Тесты по биологии

Юнипресс, 2004

11

О.И.Левэ,

В.П.Андреев

Биология. Подготовка к тестированию

Сэр-Вит, 2005

11

О.И.Левэ,

В.П.Андреев

Открытые тесты по биологии

Сэр-Вит, 2006

11

С.С.Маглыш,

Л.В.Черняк

Экологическое воспитание на уроках в 11 классе

Тетра Системс, 2006

7-11

В.А.Цинкевич

Олимпиады по биологии

Аверсэв, 2009


Для удовлетворения индивидуальных познавательных запросов учащихся в области биологии, развития интереса, накопления опыта творческой деятельности и более полного усвоения материала учебной программы по учебному предмету «Биология» разработаны учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий, которые включают учебную программу, дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для учителей по организации и проведению факультативных занятий.

^ Перечень учебно-методических комплексов для проведения факультативных занятий.

VII класс

1. Программа факультативных занятий «Мир культурных растений» для VII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения автора Е.В.Борщевской (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).

2. Пособие для учащихся «Мир культурных растений» для VII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения автора Е.В.Борщевской (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).

3. Пособие для учителей «Мир культурных растений» для VII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения автора Е.В.Борщевской (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).


^ VIII класс

1. Программа факультативных занятий «Занимательный мир животных» для VIII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.В.Гричика, М.Ю.Немчинова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).

2. Пособие для учащихся «Занимательный мир животных» для VIII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.В.Гричика, М.Ю.Немчинова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).

3. Пособие для учителей «Занимательный мир животных» для VIII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.В.Гричика, М.Ю.Немчинова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).


^ VII-VIII классы

1. Программа факультативных занятий «Дикая природа Беларуси» для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.В.Гричика, И.В.Богачевой. Программа напечатана в сборнике Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по естественно-математическому направлению (Минск: НИО, 2009).

2. Пособие для учащихся «Дикая природа Беларуси» для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.В.Гричика и др. (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009).

3. Пособие для учителей «Дикая природа Беларуси» для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.В.Гричика, И.В.Богачевой, И.Р.Клевец (Минск: Экоперспектива, 2009).


IX класс

1. Программа факультативных занятий «Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека» для IX класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения автора О.Н.Рогожникова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).

2. Пособие для учащихся «Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека» для IX класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения автора О.Н.Рогожникова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).

3. Пособие для учителей «Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека» для IX класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения автора О.Н.Рогожникова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).


X класс

1. Программа факультативных занятий «Введение в биотехнологию» для X класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов А.Г.Песнякевича, М.Ю.Немчинова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).

2. Пособие для учащихся «Введение в биотехнологию» для X класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов А.Г.Песнякевича, М.Ю.Немчинова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011).

3. Пособие для учителей «Введение в биотехнологию» для X класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов А.Г.Песнякевича, М.Ю.Немчинова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011).


Для проведения факультативных занятий можно использовать также следующие программы факультативных занятий: «Мир культурных растений» для VII класса (автор Е.В. Борщевская); «Занимательный мир животных» для VIII класса (авторы В.В. Гричик, М.Ю. Немчинов); «Дикая природа Беларуси» для VII–VIII классов (авторы В.В. Гричик, И.В.Богачева, И.Р.Клевец); «Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека» для IX класса (автор О.Н. Рогожников); «Введение в биотехнологию» для X класса (авторы А.Г. Песнякевич, М.Ю. Немчинов); «Экология человека и эволюция биосферы» для XI класса (автор И.Р. Клевец).

Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов и программ поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к учебному предмету «Биология», формировать практические умения, а также подготовить учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях.

Кроме того, рекомендуем использовать перечень учебных программ факультативных занятий, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь и опубликованных в сборнике Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по естественно-математическому направлению. Минск: НИО, 2009, а также размещенных на сайте Национального института образования (www.adu.by). Напоминаем, что вышеназванные учебно-методические комплексы изданы и имеются в книжной торговой сети, а также должны быть в каждой библиотеке учреждения общего среднего образования.


^ Перечень электронных средств обучения, рекомендуемых

для использования в образовательном процессе


Наименование ЭСО

Разработчик, год разработки

Человек и его здоровье

МедиуМ, 2005

Биология. Генетика

БГУ, 2008

ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»

^ БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005

Зоология. 8 класс

ИНИС-СОФТ, 2011


Повышение уровня профессиональной компетентности учителей.

Для работы методических формирований в 2012/2013 учебном году рекомендуется общая тема «Предупреждение и коррекция типичных ошибок и затруднений учащихся при изучении учебного предмета «Биология». В течение года рекомендуется провести 4 заседания методических объединений учителей биологии, организовать работу творческих и проблемных групп, школы молодого учителя, школы совершенствования педмастерства учителей биологии, школы по изучению эффективной педагогической практики преподавания учебного предмета.

На сайте Академии последипломного образования размещены подробные рекомендации по содержанию и организации методической работы с учителями биологии в текущем учебном году: (www. academy.edu.by).

^ На августовских предметных секциях учителей биологии предлагается рассмотреть следующие вопросы:

- особенности нормативного правового и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету «Биология» в 2012/2013 учебном году;

- учебно-методическое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» в учреждениях общего среднего образования, новые учебно-методические издания для учителей и учащихся;

- методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по совершенствованию качества образования по результатам проведения республиканского мониторинга уровня обученности по учебному предмету «Биология» учащихся IX и XI классов учреждений общего среднего образования;

- анализ результатов образовательного процесса по биологии в регионе за 2011/2012 учебный год. Результаты мониторинга уровня обученности, экзаменов, контрольных срезов, выступлений учащихся на республиканской олимпиаде, интеллектуальных и творческих конкурсах;

- тенденции развития биологического образования в регионе, актуальные проблемы и пути их решения.

^ Примерная тематика заседаний районных (городских) методических объединений учителей биологии:

- система педагогических действий по формированию у учащихся общеучебных умений и навыков при изучении биологии;

- формирование у учащихся мотивации учебной деятельности в процессе изучения биологии (подходы, методы, средства);

- организация учебно-познавательной деятельности на уроках биологии;

- организация деятельности по контролю и коррекции знаний и умений учащихся, по развитию навыков самоконтроля и самокоррекции;

- представление эффективного опыта преподавания тем: «Общий обзор организма человека», «Регуляция функций в организме», «Нервная система», «Организм и среда», «Экосистемы»;

- применение на уроках биологии проблемного изложения материала;

- отбор оптимального содержания, выделение необходимого для усвоения учащимися материала;

- методика формирования у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи на основе сравнения и анализа, взаимосвязь строения и функций, связи живых организмов, моделировать, объяснять биологические явления и закономерности.

^ В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» планируется проведение:

целевого повышения квалификации для методистов ИРО, Р(Г)УМК, руководителей методических формирований учителей биологии «Современные подходы к организации образовательного процесса по биологии» (01.10.2012 –13.10.2012);

обучающих семинаров для методистов ИРО, Р(Г)УМК, руководителей методических формирований учителей биологии:

«Проведение урока биологии в интерактивном режиме» (авторские дидактические системы победителя конкурса «Учитель года 2006» Клевец И.Р. и лауреата конкурса «Учитель года 2011» Гарбар Е.Е.) (01.10.2012 – 03.10.2012);

«Организация практического тура олимпиады по биологии (биохимия, генетика, микробиология и биотехнология)» (30.01.2013 – 02.02.2013) на базе биологического факультета БГУ;

«Организация практического тура олимпиады по биологии (ботаника, зоология, физиология человека)» (30.01.2013 – 02.02.2013) на базе биологического факультета БГУ;

«Разноуровневые тестовые задания по биологии, подготовка к ЦТ» (25.03.2013 – 27.03.2013);

«Координация деятельности методических структур по межкурсовой работе с учителями биологии» (07.05 2013);

«Организация «Зеленых школ» в Республике Беларусь» на базе биостанции «Нарочь» (18.06.2013 – 22.06.2013);

«Формирование общеучебных умений и навыков при изучении биологии» (15.10.2013 – 16.10.2013).

Информация о семинарах на сайте ГУО «Академия последипломного образования» www.academy.edu.by.


В научно-методическом журнале «Біялогія: праблемы выкладання» в 2009 – 2012 годах были опубликованы материалы по актуальным вопросам преподавания биологии. Рекомендуем обратить внимание учителей, руководителей методических формирований, методистов на публикации, посвященные вопросам тематики методических объединений.

^ Вопросам управления познавательной деятельностью учащихся посвящены статьи:

Котковец, Е.Е. Строение и работа сердца. Урок постановки и решения проблем / Е.Е.Котковец // Біялогія: праблемы выкладання. – 2009. – №  5.

Ковалевская, Л.В. Педагогическая диагностика как компонент управления процессом обучения /Л.В.Ковалевская // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 2.

Борщевская, Е.В. и др. Формы проведения контроля результатов учебной деятельности учащихся по биолгии за VI – XI класс / Е.В.Борщевская // Біялогія: праблемы выкладання. – 2011. – №  1.

Кудряшов, А.П., Найдун, С.Н. Применение компьютерно-совместимых средств оргтехники для демонстрационных экспериментов при изложении материалов по физиологии растений / А.П.Кудряшов, С.Н.Найдун // Біялогія: праблемы выкладання. – 2012. – № 1.

^ Вопросы построения урока биологии на основе различных уровней предъявления предметного содержания рассматриваются в статьях:

Рогожников,О.Н. Межпредметные связи в процессе преподавания биологии / О.Н. Рогожников // Біялогія: праблемы выкладання. – 2009. – № 5.

Горошко, С.И. Межпредметная интеграция в реализации компонентов содержания на уроках биологии / С.И.Горошко // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 2.

Саваневский, Н.К., Хомич, Г.Е. Ситуационные задачи по теме «Нервная система»/ Н.К.Саваневский // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 3

Байчарова, Т.А. Нестандартный обобщающий урок по теме «Тип членистоногие», VIII класс / Т.А.Байчарова // Біялогія: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.

Евстафьева, Е.Н. Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Вегетативные органы растений». Ботанический дайджест, VII класс / Е.Н.Евстафьева // Біялогія: праблемы выкладання. – 2011. – № 5.

Вопросы решения задач личностного развития при изучении биологии рассматриваются в статьях:

Сандаков, Д.Б. Интерактивное обучение и его использование для подготовки специалистов-биологов / Д.Б.Сандаков // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 6.

Гордей, В.Ф. Дискуссия как метод интерактивного обучения и воспитания / В.Ф.Гордей // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 3.

Ткач, М.Г. Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания и воображения на уроках биологии / М.Г.Ткач // Біялогія: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.

Суздалев, С.В. Шум на уроке / С.В.Суздалев // Біялогія: праблемы выкладання. – 2009. – № 6.

Жук, Н.А., Калацей, Т.Н. Развитие наглядно-образной памяти как один из факторов успешности ученика на уроке / Н.А.Жук, Т.Н.Калацей // Біялогія: праблемы выкладання. – 2011. – № 5,6.

Работе с одаренными учащимися посвящены следующие статьи:

Максимова, Н.П. Республиканская олимпиада школьников по биологии / Н.П.Максимова // Біялогія: праблемы выкладання. – 2009. – № 6. Бойко, Э.И. Углубленное изучение темы «Фотосинтез». Для внеклассных занятий с одоренными школьниками. / Э.И.Бойко // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 6.

Борщевская, Е.В. Система оценивания результатов выполнения заданий Интернет-олимпиады по биологии / Е.В.Борщевская // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 4.

Лагуновская, Т.И. Экологический эрудицион: викторина, VII класс./ Т.И.Лагуновская // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 2.

Вниманию учителей предлагаются также дидактические материалы обучающего, контролирующего и диагностического характера:

Жук, Н.А., Калацей, Т.Н. Учет индивидуальных особенностей учащихся подросткового возраста при организации образовательного процесса как фактор здоровьесберегающей среды на уроке. / Н.А.Жук, Т.Н.Калацей // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 2.

Рыжая, А.В. Использование заданий в тестовой форме для текущего контроля на занятиях по курсу «Зоология беспозвоночных» / А.В.Рыжая // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 3.

Ткач, А.М. Тематический зачет – обобщение знаний по теме «Отдел Покрытосеменные» / А.М.Ткач // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010.–№ 1.

Ковалевская, Л.В. Педагогическая диагностика как компонент управления процессом обучения. / Л.В.Ковалевская // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 1.

Борщевская, Е.В., Дашков, М.Л., Иващенко, Н.В., Гричик, В.В. Формы проведения контроля результатов учебной деятельности учащихся по биологии за VI – XI классы / Е.В.Борщевская, М.Л.Дашков, Н.В. Иващенко, В.В.Гричик // Біялогія: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.

Дашков, М.Л. Тестовые задания для контроля учебных достижений учащихся по биологии, X класс / М.Л.Дашков // Біялогія: праблемы выкладання. – 2011. – № 6.

Борщевская, Е.В. Дидактические материалы для контроля знаний по биологии (контрольные работы, тестовые задания),VII класс / Е.В.Борщевская // Біялогія: праблемы выкладання. – 2012. – № 1.

Жук, Е.М. Раздел «Позвоночные животные» (тестовые задания), VIII класс / Н.А.Жук // Біялогія: праблемы выкладання. – 2012. – №  1.





Похожие:

К. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
«Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования в 2012/2013 учебном году»
К. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования от 26. 08. 2011 №241, на изучение учебного предмета...
К. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино " 29 " мая 2010 года Инструктивно-методическое письмо
При организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности необходимо руководствоваться следующими нормативными...
К. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 г. Инструктивно-методическое письмо
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики...
К. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
К. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо iconК. С. Фарино «23» мая 201 2 г. Инструктивно-методическое письмо
Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241, на изучение...
К. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при
А. в ястребова, Т. П. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные...
К. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо по ведению классных журналов Классный журнал это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам
Белгорода направляет для руководства в работе инструктивно-методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики...
К. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо о преподавании технологии в 20011 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области

К. С. Фарино 2012 Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо о переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы