Формы организации учебных занятий icon

Формы организации учебных занятий



НазваниеФормы организации учебных занятий
Дата конвертации22.09.2012
Размер215.96 Kb.
ТипСеминар
источник

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ


Классно-урочная система




Лекционно-семинарская система





Основная форма




Традиционные формы




— Лекции

— Семинары

— Урок 45




— Домашняя работа




— Зачёты

— Урок 35




— Внеклассная работа




— Консультации







— Внеурочная работа




— Практикумы







— Экскурсии




— Экзамены







— Факультативы




— Собеседование







  • Общественно-по-

лез­ный труд





































^ ТИПОЛОГИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Классические типы: Нетрадиционные типы:

— Вводный урок — Урок фантазирования

— Тренировочный урок — Урок-соревнование

— Контрольный урок — Урок открытых мыслей

Урок закрепления знаний, — Урок-турнир

умений, навыков — Урок-диспут

— Урок самостоятельной работы — Урок-эврика

— Урок ТСО — Урок-зачёт

— Урок практической работы — Урок творчества

— Комбинированный урок — Урок спектакль

— Повторительно-обобщаю- — Урок-конкурс

щий урок — Урок-конференция

— Интегрированный урок

— Урок-игра

— Урок-сказка

— Урок взаимного обучения

— Урок-КВН

— Урок-путешествие

— Аукцион знаний

— Волшебный конверт

Психологические требования к уроку:

^ Психологическая цель урока:

1. Проектирование развития учащихся в пределах изуче­ния конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2. Учет в целевой установке урока психологической зада­чи изучения темы и результатов, достигнутых в пред­шествующей работе;

3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.


^ Стиль урока:

1. Определение содержания и структуры урока в соответ­ствии с принципами развивающего обучения:

* соотношение нагрузки на память учащихся и их мыш­ление;

* определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

* планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебного пособия и т.п.) и в процессе само­стоятельного поиска;

* выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

* учет контроля, анализа и оценки деятельности школь­ников, осуществляемых учителем, и взаимной критиче­ской оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся,

* соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирую­щие интерес, волевые усилия к преодолению трудно­стей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);


2. Особенности самоорганизации учителя:

* подготовленность к уроку и главное - осознание пси­хологической цели и внутренняя готовность к ее осу­ществлению;

* рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (соб­ранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществ­лении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая наход­чивость и др.);

* педагогический такт (случаи проявления);

* психологический климат на уроке (поддержание атмо­сферы радостного, искреннего общения, деловой кон­такт и др.);


^ Организованность учащихся:

1. Отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2. Возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания ин­дивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

^ Организация познавательной деятельности учащихся:

1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

* планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

* использование установок в форме убеждения, внуше­ния;

* планирование условий устойчивого внимания и сосре­доточенности уч-хся;

* использование различных форм работы для актуализа­ции в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и уме­ний, необходимых для восприятия новых (беседа, ин­дивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и уме­ний:

* определение уровня сформированности знаний и уме­ний учащихся на уровне конкретно-чувственных пред­ставлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

* опора на психологические закономерности формирова­ния представлений, понятий, уровней понимания, соз­дания новых образов в организации мыслительной дея­тельности и воображения учащихся;

* планирование приемов и форм работы, обеспечиваю­щих активность и самостоятельность мышления уча­щихся (система вопросов, создание проблемных ситуа­ций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излиш­ними данными, организация поисковой и исследова­тельской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоя­тельных работ, усложнение заданий о целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

* руководство повышением уровня понимания (от описанного к обобщающему

оценочному, проблемному) и формировани­ем умений рассуждать и умозаключать;

* использование различных видов творческих работ уча­щихся (объяснение цели работы, условий ее выполне­ния, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3. Закрепление результатов работы:

* формирование навыков путем упражнений;

* обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механиче­ского переноса.


Учет возрастных особенностей учащихся:


1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3. дифференцированный подход к сильным ученикам.


Гигиенические требования к уроку.

1. температурный режим;

2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3. освещение;

4. предупреждение утомления и переутомления;

5. чередование видов деятельности (смена слушания вы­полнением

вычислительных, графических и практиче­ских работ);

6. своевременное и качественное проведение физкультми­нуток;

7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8. соответствие классной мебели росту школьника.


Деятельность учителя на уроке

с личностно-ориентированной направленностью.


1. Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависи­мости от готовности класса.

2. Использование проблемных творческих заданий.

3. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

5. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

6. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы уз­нали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понрави­лось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.

7. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному исполь­зованию различных способов выполнения заданий.

8. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибся.

9. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргумен­тироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельнос­ти, оригинальности.

10. При задании на дом называется не только тема и объём задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организо­вать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.


^ ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Общие вопросы плана:

1. Дата.

2. Номер урока по теме.

3. Тема урока.

4. Тип урока.

5. Триединая задача урока.

6. Методы обучения.

7. Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся.

8. Виды контроля знаний и обратной связи.

9. Планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.

^ ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ НА УРОКЕ:

1. Реализация воспитательного потенциала урока.

2. Осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой.

3. Дидактические средства урока.

4. Самостоятельная работа учащихся на уроке.

5. Методы закрепления пройденного на уроке.

6. Домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА

1. Методы обучения — это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навы­ков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

2. Приём - это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.

^ 3. Система методов (приёмов) - это не простой их набор, а такая со­вокупность, в которой имеются внутренние связи между компо­нентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приёмов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приёмами) познания учащимися учебного ма­териала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятель­ного решения познавательных задач.

^ 4. Сущность метода заключается в организуемом способе познава­тельной деятельности ученика, в его активности, развитии позна­вательных сил и способностей.

^ 5. Классификация методов - это подразделение их на том или ином основании на конкретные группы, а также подгруппы.

6. Классификационные признаки группировки методов:

- источник знаний;

- характер познавательной деятельности ученика;

- руководящая роль учителя;

- степень активности ученика;

- возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности школьника;

- условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

7. Метод как способ учебной работы:

- догматический приобретение знаний в готовом виде;

- эвристический — усвоение знаний и умений путём рассужде­нии, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);

- исследовательский - добывание знаний и умений путём про­ведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путём самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозиро­вания результатов работы.

Последние два подхода наиболее свойственны развивающему ти­пу обучения.

^ 8 Характеристика отдельных групп методов:

1) объяснительно-иллюстративные (объяснительно-рецептив­ные) методы отражают деятельность учителя и ученика, со­стоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащие­ся воспринимают, осмысливают и запоминают её. При необхо­димости воспроизводят полученные знания;

2) репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему уп­ражнений). При этом управленческая деятельность учителя со­стоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и дру­гих заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

3) методы проблемного обучения:

- проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учаще­гося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показы­вает пути её решения, а учащиеся внимательно следят за хо­дом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказа­тельного поискового мышления;

- частично-поисковые или эвристические методы, используе­мые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению от­дельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

- исследовательские методы- способы организации поиско­вой, творческой

деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;

4) методы организации учебно-познавательной деятельноспш:

- словесные, наглядные, практические;

- аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;

- репродуктивные, проблемно-поисковые;

- методы самостоятельной работы и работы под руковод­ством;

5) методы стимулирования и мотивации:

- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

- методы стимулирования долга и ответственности (убежде­ния, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);


6) методы контроля и самоконтроля:

- устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

- письменного контроля и самоконтроля (контрольные пись­менные работы, письменные зачёты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

- методы лабораторно-практического контроля и самоконтро­ля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабора­торной работы, лабораторно-практический самоконтроль);

7) методы самостоятельной познавательной деятельности уча­щихся:

- классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совер­шенствование усвоенных знаний и умений, выработка и со­вершенствование навыков);

- определение самостоятельных работ по изучаемому мате­риалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, рабо­та с книгой и т. п.);

- различение самостоятельных работ по характеру познава­тельной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творчес­кого подхода);

- деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная,

групповая, индивидуальная);

8) методы программированного обучения - особый вид самостоя­тельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся - жёсткое управ­ление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством.

^ 9. Многообразие методов:

1) словесные методы:

- объяснение — это вид устного изложения, в котором раскры­ваются новые понятия, термины, устанавливаются причин­но-следственные связи и зависимости, закономерности, т. е. раскрывается логическая природа того или иного явления (прямое, непрямое, инструктивное);

- рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

  • работа с печатным словом (книгой) — это метод, позволяю­щий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;


- изложение — это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при по­мощи этого метода учащимся передаются, сообщаются, предлагаются обобщённые научные знания, добытые чело­вечеством, демонстрируются образцы деятельности, а уче­ники должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

- повествование - это вид изложения, в котором связно рас­сказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабу­лу;

  • описание - вид изложения, в котором даётся последователь­ное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

- рассуждение - вид изложения, в котором дается последова­тельное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

- проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умствен­ной), которая состоит в решении вопросов и проблем, по­ставленных учителем;

- беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Ти­пы беседы: катехизическая (предполагает в ответах уча­щихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалоговом методе учения. Её основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность дога­даться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются частные во­просы; после решения каждого вопроса задачи следует за­ключение учителя, подытоживающее результаты работы;

2) наблюдение - это непосредственное, целенаправленное вос­приятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;

3) опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и ис­следовательских умений, а также умений обращения с различ­ным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения;

4) практические методы учения — это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершен­ствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды само­стоятельных работ);

5) упражнения - это планомерно организованное повторное вы­полнение какого-либо действия с целью его освоения или со­вершенствования.

^ 10. Уровни принятия решений о выборе методов обучения:

1 -и - стереотипные решения: неизменное предпочтение опреде­лённому стереотипу применения методов обучения незави­симо от содержания материала, образовательно-воспитательно-развивающих задач урока и особенностей учащих­ся;

2-й - решения методом проб и ошибок: попытки учителя менять выбор методов обучения с учётом конкретных условий, учебного материала, но он делает это стихийно, допуская просчёты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора;

3-й рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, он сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.


^ 11. Методы обучения являются инструментом развития учащихся если:

- способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями, навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации;

- формируют у учащихся потребность в новом знании;

- направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;

- ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;

- обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для форми­рования системы знаний и способов деятельности;

- содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания;

  • создают оптимальные условия для активной мыслительной дея­тельности каждого ученика.


^ 12. Методы обучения на уроке должны соответствовать:

- задачам урока;

- характеру и содержания учебного материала;

- уровню знаний, умений и навыков учащихся;

- материальному обеспечению урока;

- личным качеством учителя, его подготовленности и уровню ме­тодического мастерства;

- индивидуальным особенностям, возможностям и подготовлен­ности учащихся;

- бюджету времени.

Классификация уроков

по основной образовательной цели:

1. Комбинированный урок.

2. Урок усвоения новых знаний учащимися.

3. Урок закрепления изучаемого материала.

4. Урок повторения.

5. Урок систематизации и обобщения нового материала.

6. Урок проверки и оценки знаний.

Структура комбинированного урока:

1 Организационный этап.

2 Этап проверки домашнего задания.

3 Этап всесторонней проверки знаний.

4 Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

5 Этап усвоения новых знаний.

6 Этап закрепления новых знаний.

7 Этап информации учащихся о домашнем задании и инст­руктаж по его

выполнению.


^ Структура урока усвоения нового материала:


1 Организационный этап.

4 Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

5 Этап усвоения новых знаний.

6 Этап закрепления новых знаний.

7 Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его

выполнению.


^ Структура урока усвоения нового материала:


1 Организационный этап.

4 Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

6 Этап закрепления новых знаний.

7 Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его

выполнению.


^ Структура урока повторения:

1 Организационный этап.

4 Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Этап повторения. Образуется за счёт времени, отводимого в

комбинированном уроке на осуществление 2,3,5,6 этапов.

6 Этап информации о домашнем задании.

^ СТРУКТУРА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА.

(Как правило, имеет две или несколько дидактических целей).


1. Организация начала урока.

4. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.

5. Подготовка учащихся к восприятию учебного мате­риала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений.

6. Изучение нового материала, в том числе и объяснение.

7. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

8. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформулированными.

9. Подведение итогов и результатов урока.

10. Задание на дом.

11. Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).


^ СТРУКТУРА УРОКА ПОВТОРЕНИЯ

1. Организация начала урока.

2. Постановка образовательных, воспитательных, разви­вающих задач.

3. Проверка домашнего задания, направленного на повто­рение основных понятий, умозаключений, основопола­гающих знаний, умений, способов деятельности (практи­ческой и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответст­вующее домашнее задание.

4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке.

5. 3адание на дом.

^

СТРУКТУРА УРОКА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ



1. Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волно­ваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.

2. Постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие прави­ла и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы уча­щиеся обязательно сами проверили работы.

3. Изложение содержание контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика.

4. Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (ино­гда на это уходит следующий урок).

5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствова­ния знаний и умений.


^ СТРУКТУРА УРОКА

ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Организация начала урока (психологический настрой учащихся).

2. Сообщение темы урока и его задач.

3. Изучение новых знаний, необходимых для формирова­ния умений.

4. Формирование, закрепление первичных умений и при­менение их в стандартных ситуациях - по аналогии.

5. Упражнения в применении знаний и умений в изменен­ных условиях.

6. Творческое применение знаний и умений.

7. Упражнение по отработке навыков.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.


^ СТРУКТУРА ПОВТОРИТЕЛЬНО - ОБОЩАЮЩЕГО УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока.

З. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений.

4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

5. Формулирование выводов по изученному материалу.

6. Оценка результатов урока.

7. Подведение итогов.

8. 3адание на дом (не всегда).


^ СТРУКТУРА УРОКА

ЗАКРЕПЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.

1. Сообщение учащимся цели предстоящей работы.

2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навы­ков которые потребуются для выполнения предложенных заданий, задач, упражнений.

3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, уп­ражнений.

4. Проверка выполнения работ.

5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Задание на дом (если это необходимо).

^ СТРУКТУРА УРОКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

1. Постановка цели урока.

2. Повторение сформированных умений и навыков, яв­ляющихся опорой.

3. Проведение проверочных упражнений.

4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

5. Упражнения на их освоение.

6. Упражнения на их закрепление.

7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.

8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.

9. Упражнения творческого характера.

10. Итог урока.

^ СТРУКТУРА УРОКА ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Первичное введение материала с учетом закономерно­сти процесса познания при высокой мыслительной ак­тивности учащихся.

2. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

3. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

4. Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.).

5. Первичное закрепление под руководством учителя по­средством прямого повторения, частичных выводов.

6. Контроль результатов первичного запоминания.

7. Регулярное систематизирующее повторение через ко­роткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведе­нию, в том числе и с дифференцированными заданиями.

8. Внутреннее повторение и постоянное применение по­лученных знаний и навыков для приобретения новых.

9. Частое включение опорного материала для запомина­ния в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
^

СТРУКТУРА УРОКА


СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:

1. Организационный этап

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

Этап обобщения и систематизации изученного.

Образуется за счет времени, отводимого в комбиниро­ванном уроке на осуществление 2,3,5,6 этапов

7. Этап информации о домашнем задании.


^ СТРУКТУРА УРОКА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ:

1. Организационный этап.

4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап всесторонней проверки знаний.

7. Этап информации о домашнем задании.


^ РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ ТЦУ

Это наиболее трудный для учителя аспект цели. Он складывается из нескольких блоков.

А) Развитие речи:

обогащение и усложнение ее словарного запаса; услож­нение ее смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладе­ние учащимися художественными образами, выразительны­ми свойствами языка.

Б) Развитие мышления:

Означает:

- учить анализировать;

- учить выделять главное;

- учить сравнивать;

- учить строить аналогии;

- обобщать и систематизировать;

- доказывать и опровергать;

- определять и объяснять понятия;

  • ставить и разрешать проблемы.

В процесс развития мышления необходимо вплетать и про­цессы развития воображения, фантазии, способствующие развитию мышления.

В) Развитие сенсорной сферы:

Предполагает развитие глазомера, ориентировке в про­странстве и во времени, точности и тонкости различия цве­та, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Г) Развитие двигательной сферы:

Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными дейст­виями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений и т.п.




Похожие:

Формы организации учебных занятий iconРасписание директор филиала по учебно-методической учебных занятий студентов заочной формы обучения 5 курса 2 группа В. В. Павлов работе и производственному специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Директор филиала по учебно-методической учебных занятий студентов заочной формы обучения 5 курса 2 группа В. В. Павлов
Формы организации учебных занятий iconСтруктура управления образовательного учреждения
Учебно-воспитательный процесс в школе, в части организации учебных занятий, рассматривался через экспертизу учебного плана школы,...
Формы организации учебных занятий iconНетрадиционные формы организации учебных занятий
Всякая школа прежде всего должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставить его познать себя частицей бессмертного...
Формы организации учебных занятий iconГодовой календарный график режима учебных занятий мкоу оош с. Кувшинское на 2012-2013 учебный год
Начало занятий с 8 часов 30 минут. Окончание занятий в 11 часов 55 минут (1 полугодие) в 12 часов 20минут(2полугодие). Продолжительность...
Формы организации учебных занятий iconКомпетенции учителя составитель: М. П. Афанасьева
Принудительным формам организации учебных занятий, сходным с конвейерным способом организации труда ХIХ века
Формы организации учебных занятий iconПриказ №32 Об организации подвоза учащихся, проживающих в д. Чандрово в целях создания безопасных условий при организации подвоза учащихся, проживающих в д. Чандрово в мбоу «сош №48» г. Чебоксары
Организовать подвоз учащихся, проживающих в д. Чандрово в мбоу «сош №48» г. Чебоксары для проведения учебных занятий и обратно из...
Формы организации учебных занятий iconСеминар «формы самопрезентации педагога». Блощинская Виктория Олеговна заместитель директора по ур, моу сош №33 г. Комсомольска-на-Амуре
Семинары рассчитаны на различные по количественному составу группы педагогов и различное количество учебных часов. Что касается тематики...
Формы организации учебных занятий iconОбщие требования безопасности
...
Формы организации учебных занятий iconГимнастика до учебных занятий
Гимнастика до учебных занятий представляет собой ежедневное выполнение перед первым уроком под музыку в течение 6-8 минут комплекса...
Формы организации учебных занятий iconСанитарные правила и нормы СанПиН 2 542—96
Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с вдт и пэвм детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы