Диагностично сформулированная обучающая цель icon

Диагностично сформулированная обучающая цель



НазваниеДиагностично сформулированная обучающая цель
Дата конвертации22.09.2012
Размер55.72 Kb.
ТипДокументы
источник

Педагогической диагностике, методам контроля, нормам оценки уделяется много внимания в литературе по дидактике и в нормативных документах. Соответствующие процедуры — предмет особого внимания учителя. Однако, нет оснований считать, что многие учителя в своей практической деятельности в полной мере реализуют образовательный потенциал обратной связи, поскольку:

— на уроках, как правило, применяется выборочный контроль, когда разные ученики опрашиваются по различному учебному материалу. При этом учитель не знает, как усвоили учебный материал те ученики, которых педагог сегодня не опросил. По сути — это не обратная связь, так как и сами учащиеся не вполне осознают свою деятельность, не могут знать о степени владения знаниями и умениями по изучаемому и изученному материалу;

  • часто содержание контроля «засекречено»: ученики заранее не знают, что будет диагностироваться и оцениваться в конце урока или учебного раздела;

  • тотальный контроль, когда проверяются знания всех учащихся по всему материалу, зачастую проводится только после изучения целого раздела. После такого контроля практически невозможно откорректировать пробелы, случившиеся 5, 10, 15 или 20 уроков тому назад;

  • ученики зачастую лишены полномочий оценивать свои обра­зовательные результаты и свою познавательную деятельность, то есть не являются субъектами обратной связи и оценочной деятель­ности.

Такое обучение можно назвать плохо управляемым, поскольку учитель (управленец) слабо знает объект управления — знания учащихся. Да и сами ученики плохо осведомлены о том, как они владеют учебным материалом.

Вместе с тем, педагогами предложены и используются различные средства обеспечения обратной связи.

^ Диагностично сформулированная обучающая цель (она задается таким образом, что по ходу и по завершении учебного периода возможно измерение и оценка степени усвоения учащимися учебного материала).

^ Встроенный в процесс тотальный, поэлементный (пооперационный), корректирующий контроль.

Когнитивные и креативные задания и вопросы, позволяющие оп­ределить и оценить степень владения учебным материалом.

^ Критерии выполнения заданий. Например, к заданию написать сочинение по теме «Можно ли жить без друзей?» учащимся могут быть предложены такие критерии:

1. Должны быть две группы аргументов «за» и «против».

  1. Аргументы должны чередоваться от самых сильных к самым слабым.

  2. Введение, основная часть и заключение должны быть представлены отдельными абзацами.

^ Эталоны, образцы правильных ответов. Применение именно этих средств позволяет учащимся видеть свои достижения и пробелы.

Культурно-исторические аналоги из сокровищницы человеческого опыта: тексты-первоисточники, версии, законы, теории, мнения ученых, сведения из учебников.

Рефлексия, в процессе которой учащиеся осмысливают и оценивают не только свое отношение к процессу учения и эмоциональное состояние, но и свою деятельность.

^ Оценочные письменные комментарии учителя в отношении вы­полненных учащимися работ, предполагающие обращение по имени и включающие: похвалу; оценку работы, а не самого ученика; превышение числа положительных замечаний над отрицательными; предложение конструктивных советов, направлений дальнейшей работы; демонстрацию больших ожиданий от ребенка; предложение помощи и т.п. При этом могут использоваться, например, следующие символические обозначения:

  • удачные элементы работы ученика «:)»;

  • элементы, над которыми следует еще поработать «—»;

  • указания на то, как ученику улучшить свою работу «#»;

• подсказки, в каком направлении ученик должен работать дальше «@».

Для качественного исправления учеником своей работы ему необходимы: подсказки, время на исправление, дополнительная информация, индивидуальная помощь, информация о внешней оценке его работы.

Сочетание перечисленных средств зависит от вида применяемой технологии. Для ПОТ основным инструментом ОС является тест с эталонами правильных ответов, а для ЛОТ — рефлексия учащимися их эмоционального состояния, отношения и деятельности.

Деятельность учителя по обеспечению ОС осуществляется на трех этапах: планирование урока, его проведение, анализ.

На этапе планирования учитель с учетом результатов диагностики достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и их познавательных возможностей, применительно к содержанию предстоящего урока, определяет обучающую цель как ожидаемый образовательный результат. Эта цель может быть оформлена по-разному:

1) планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать…, уметь ...;

2) владение учащимися следующими умениями ...;

3) предполагается, что на выходе с урока ученики смогут верно выполнить следующий тест ... (далее сам тест или ссылка на него).

Все эти варианты позволяют видеть и понимать то, на что будет обращаться внимание во время оценки.

(Заметим, что воспитательные и развивающие цели на урок задать невозможно. Планируются задачи воспитания и развития. Для их формулировки используются глаголы: способствовать, содействовать, создать условия и т.п. Учителем и внешними экспертами здесь оцениваются не результаты, а то, насколько хороши на уроке были условия для личностного развития учащихся.)

Затем учитель планирует, каким образом цель будет доведена до учащихся, принята или самостоятельно ими определена. При этом важно, чтобы она была конкретна и диагностична; в этом случае ученики смогут сами стать субъектами обратной связи и оценки своих успехов и неудач.

Далее педагог определяет этапы урока, их продолжительность, ожидаемые результаты и средства диагностики (задания, вопросы) для контроля и оценки достижения этих результатов, а также способ и средства измерения и оценки конечного результата урока.

В процессе проведения учебного занятия, которое характеризуется сильной обратной связью, параллельно идут процессы обучения — учения и контроля - оценки, а также самоконтроля - самооценки. Учащемуся важно на каждом этапе видеть свое продвижение, соотносить то, что он делает и как это делает, с нормами/образцами, эталонами. Это создает ситуацию успеха, мотивирует учащихся на продолжение деятельности. При этом, разумеется, самооценка ученика предшествует внешней оценке со стороны учителя.

На выходе с урока учащимся представляется возможность сравнить свои работы (выполненный тест, творческое задание, выдвинутую версию и др.) с эталонами или культурно-историческими аналогами, с запланированной ими собственной целью деятельности на уроке.

Занятие может завершаться и рефлексией, в процессе которой учащиеся восстанавливают свою собственную деятельность, оценивают ее по заранее выработанным критериям или, например, посредством соотнесения результатов с целью занятия, определяют последующие свои действия по закреплению своей успешности и коррекции пробелов.

На этапе анализа урока учителем он соотносит замысел (проект) урока с его реализацией, выделяет в своей деятельности сущностные элементы, достраивает предварительный проект недостающими моментами, отбрасывает то, что было неудачным и, таким образом, моделирует свою деятельность.

Таким образом, урок с сильной обратной связью (по сути, это технологично организованный урок) существенно отличается от уроков традиционной модели обучения. Естественно, он требует соответствующей педагогической и методической подготовки учителя. Важной является также адекватная профессиональная позиция педагога, которая характеризуется следующими правилами:

1. При планировании урока я всегда определяю критерии оценки его результативности.

  1. Я всегда знакомлю учащихся с этими критериями.

  2. Я даю учащимся возможность обратной связи.

  3. Я оцениваю работу учащихся только после их самооценки.




  1. Я даю учащимся возможность улучшить свою работу и показываю им, как это можно сделать.

  2. Я верю в возможности учащихся и демонстрирую им большие ожидания.

  3. Я получаю от учащихся информацию о том, хорошо ли я их обучаю.

В качестве основного критерия качества обратной связи может служить степень осведомленности субъектов образовательного процесса о ходе, промежуточных и конечных результатах деятельности. Включение учителем ОС в его дидактическую систему положительно сказывается на уровнях субъектности учащихся, обученности, учебной мотивации и ответственного отношения к учебе.





Похожие:

Диагностично сформулированная обучающая цель iconТема. Технология выполнения шипового соединения. Разметка и запиливание шипов и проушин. Правила безопасной работы. Цель: Обучающая
...
Диагностично сформулированная обучающая цель iconТема. Понятие об эскизе и чертеже. Масштабы изображе­ний. Понятие о детали и изделии. Цель: Обучающая
Цель: Обучающая. Закрепление по теме: Понятие о дереве и древесине. Породы древесины. Понятие о пиломатериалах и листовых древесных...
Диагностично сформулированная обучающая цель iconОбучающая цель урока
Познавательная цель (действия учащихся, которыми они должны овладеть к концу урока)
Диагностично сформулированная обучающая цель iconОсенний праздник в 1 классе Цель
Обучающая: умение выразить свое впечатление о музыкальном произведении, стихотворении в форме высказывания
Диагностично сформулированная обучающая цель iconУрок по теме "Умножение алгебраических дробей ". Цели урока: Обучающая
Обучающая: Формирование знаний и умений правил умножения дробей. Умение выполнять указанные действия. Повторить и обобщить полученные...
Диагностично сформулированная обучающая цель iconКритерии проверкии оценки выполнения задания с развёрнутым ответом
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы...
Диагностично сформулированная обучающая цель iconМногомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды)
Обучающая цель: Актуализировать знания, необходимые для изучения темы. Познакомить учащихся со строением белков. Подвести их к сознательному...
Диагностично сформулированная обучающая цель iconПлетение из бисера “Стрекоза” Цель: Познакомить детей с технологией параллельного плетения Задачи
Обучающая – ознакомить учащихся с техникой параллельного бисероплетения, обучить технологической последовательности изготовления...
Диагностично сформулированная обучающая цель iconКонспект урока по теме «Мой день»
Обучающая цель: обеспечить обобщение и систематизацию лексики по тематическому признаку, развитие умений и навыков диалогической...
Диагностично сформулированная обучающая цель iconКонспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация
Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы