Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке
Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке icon

Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке



НазваниеТеория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке
Дата конвертации22.09.2012
Размер115.76 Kb.
ТипУрок
источник

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ


В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.

Сегодня на заседании МО мы вместе попробуем еще раз осмыслить проблему оценивания ЗУН учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности урока.

Начать хотелось бы с основных нормативных документов, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые каждый учитель обязан знать и умело применять знания на практике.

Прежде всего это 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, которая была введена МО РБ в 2002 году, где для оценки результатов учебной деятельности учащихся были выделены пять уровней усвоения учебного материала.

Идея не новая. Еще в 18 веке М.Ломоносов предложил критерии, которые включали в себя все, что учеником сделано или упущено, усвоено или не совсем и обозначались они следующим образом:

ВИ – все исполнено;

НУ – не знал урока;

НЧУ – не знал части урока;

ЗУНТ – знал урок не твердо;

НЗ – не знал задачи;

ВИЗ – все исполнил с избытком.

Вы видите, что есть определенное сходство с пятью уровнями нынешней 10-балки:

1-2 – низкий уровень;

3-4 – удовлетворительный;

5-6 – средний;

7-8 – достаточный;

9-10 – высокий.

В целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников, осуществления единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся в начале нынешнего учебного года были изданы НОРМЫ оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам в новой редакции.

Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.

Неслучайно сегодня эпиграфом я выбрала слова Е.Ильина: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти».

Задача каждого педагога строить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.

Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы мы с вами уточнили понятия «оценка» и «отметка», т. к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.

^ Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.

Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего – либо;

отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.

Согласно нормативному документу:

^ Оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.

Оценить – значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.

Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.

Отметка - это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. ^ В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.

Обычно учителями используются следующие формы оценки:

-многочисленные  «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;

- краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письмен­ных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном днев­нике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;

- отметки, с помощью которых по десятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;

- общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных за­ведений и т. п.

Сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях

^ Смысл комментирования отметок заключается

во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика,

во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним,

в- третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.

Контрольпроцедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;

^ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?

  • Вид контроля

  • Цель

  • Сроки проведения

  • Как провести?

  • Что должно проверяться?


Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый.

Текущий контроль – подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.

Периодический контроль – проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.

Итоговый контроль – производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.

^ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ ЕЩЕ?

  • что должно проверяться

  • кто должен опрашиваться

  • какой ожидается эффект от проведения проверки

  • какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки

Остановимся подробнее на вопросе: Что оценивать? во время проведения поурочного

1.Уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы:

  • распознавание,

  • воспроизведение учебного материала,

  • владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях

2.

  • полноту

  • осознанность

  • системность

  • прочность

  • мобильность знаний

  • степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач

3.

  • процесс учебной деятельности учащихся

  • познавательные и общеучебные умения

  • использование рациональных способов выполнения заданий

  • проявление интереса к учению

  • стремление к достижению поставленной цели

  • индивидуальные и личностные качества

предыдущие достижения


и тематического контроля

учебные достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Методы контроляэто способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.

^ ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ

- определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой

- обнаружение достижений и успехов учащихся

- указание путей совершенствования, углубления знаний, умений

- создание условий для включения школьников в активную деятельность

- обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля,  формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле

- воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся многофункциональна. Сколько функций имеет данная система? (5 функций)

Среди признаков, характеризующих работу учителей, которые добились наибольших успехов в обучении, можно выделить следующие: предъявлялись высокие требования, выполнение которых последовательно контролировалось и оценивалось; умело использовались оценки и отметки в целях развития личности учащихся.

 К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся: (по страницам учебника)

  • великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания;

  • перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку):

  • оценка по настроению;

  • отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);

  • центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок., например, не ставить единиц, двоек и десяток);

  • неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);

  • близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);

  • ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);

  • перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;

  • завышение и занижение отметок и др.


Выставляя оценку, думайте: что я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.

^ Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:

Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают  «чудес». Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся.

Оценки и отметки – важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.

Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.

Фактом является то, что нет единого мерила установления  знаний учащихся. В то время как в математике выявление знаний во многих случаях приближается к «замеру», в случаях с сочинением, рассказом стихотворений и т.д. возрастает степень « оценочной прикидки». Простое воспроизведение знаний и использование навыков можно при нормальных условиях работы учителя проследить с большей объективностью, чем степень выражения творческих способностей. Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует а не тормозит развитие школьников.

^ Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика:

-если он понял, что от него требуют;

-если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;

-если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.

Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.

Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.

 

Литература:


1.Интегральная система контрольно-оценочной деятельности в УВП начальных классов. Н.А.Кокола “Кіраванне ў адукацыі” № 9/2005

2.Векслер С.И. Требования к современному уроку.

3.Маркова А.К. Формирование мотивации учения.

4.Штурбина Н. «И плюс мотивация». Директор школы № 7/2007

5.Матковская И. Роль мотива в достижении цепи. «Учитель» № 5/2007

6.Контрольно-оценочная деятельность как форма управления саморазвитием личности учащегося. «Кіраванне ў адукацыі” № 4/2007.

7.Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности. “Образование в современной школе” № 6/2005.

8.Дудинская Л.В. Контроль и оценка учебной деятельности школьников “Народная асвета” № 9/2007.

9.Дылен Г.Д. Оценка качества образования в деятельности общеобразовательных школ. “Народная асвета” № 1/2002.

10.Кучеренко Критерии оценки уровня обученности и качества знаний. “Директор школы” № 7/2004.

11.Лячек А.И. Осваиваем безотметочное обучение. “Начальная школа: до и после” № 6/2004.

12.Субетто А.И. Качество образования: проблемы оценочной деятельности. “Завуч” № 5/2004.

13.Долгунов В. Школьная отметка: средство принуждения или стимул к познанию. “Директор школы” № 6/2004.

14.Ишматьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте. “Начальная школа: до и после” № 6/2004.

15.Скаковский В.Д. Реформирвоание системы контроля и оценки в школе: главные упущения и пути выхода из кризиса. “Адукацыя і выхаванне” № 9/2003.

16.Десятибалльная система: принципиальные вопросы и возможные ответы. “Образование в современной школе” № 6/2005.

17.Использование знаково-символической системы для эффективности обучения. “Качественная оценка образовательного процесса”.

18.Воронина Критерии и способы их применения. “Директор школы” № 1/2005.

19.Задонская Э. Мотивация ученика как основа прочных знаний.

20.Шацкова Т.Н. Система оценивания учебных достижений школьников. “Образование в современной школе” № 8/2005.

21.Ракуць В.У. Вопыт выкарыстання 10-бальнай сістэмы. “Народная асвета” № 9/2003.

22.Абасов З.А. Проектирование и совершенствование контрольно-оценочного компонента учебной деятельности. “Завуч” № 8/2004.

23.Чикурова М.В. Методические рекомендации по оценке уровня преподавания предмета “Практика административной работы в школе” № 6/2004.




Похожие:

Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке iconПамятка по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя 1
Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее разделом "Требования к знаниям и умением учащихся"
Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке iconКонтрольно-оценочная деятельность учащихся, обучающихся по фгос ноо
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении
Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке iconПоложение о системе оценивания и контрольно-оценочной деятельности
Положение о системе оценивания и контрольно-оценочной деятельности (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом «Об образовании»,...
Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке iconА. Б. Воронцов, к пед н., г. Москва
Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный...
Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке iconПамятка учителю по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя
Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет...
Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке iconСамооценивание как один из компонентов контрольно – оценочной деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения

Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке iconЗакон об общих принципах организации и деятельности
Целью настоящего Федерального закона является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных...
Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке iconПоложение об основной образовательной программе начального общего образования Пенза
Положение о контрольно-оценочной деятельности и критериях оценки освоения программы
Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке iconПанарина Светлана Юрьевна, учитель физики Повышение качества образования на урок
Межрегиональные педагогические чтения «Актуальные проблемы контрольно-оценочной деятельности в условиях перехода на фгос ноо», 11....
Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке iconТеория и практика управление школой
Критерием оценки результатов деятельности педагогического коллектива не является
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы