Выбор обучающей программы icon

Выбор обучающей программы



НазваниеВыбор обучающей программы
Дата конвертации22.09.2012
Размер83.74 Kb.
ТипДокументы
источник

Выбор обучающей программы

Современный учитель уже не ищет ответ на вопрос, нужно ли использовать компьютер в учебном процессе. Перед ним стоят следующие вопросы:

как эффективно использовать компьютер;

какие бывают компьютерные обучающие программы (КОП);

как не утонуть в море обучающих программ;

как найти и выбрать нужную обучающую программу.

Для того чтобы сформулировать требования к компьютерной обучающей программе, учителю надо знать, какие сейчас существуют компьютерные средства обучения. В том случае, когда предметная область курса определена, можно сравнивать компьютерные средства обучения между собой по следующим параметрам:

функциональное назначение;

категория учащихся, на которых рассчитано средство обучения;

охват материала (курс, согласованный с одним из учебников, курс, снабженный собственным учебником, электронные пособия для части курса или даже одного урока);

наличие или отсутствие методических рекомендаций по использованию программы;

дает ли программа возможность создать собственные уроки и курсы (некоторые обучающие комплексы дают пользователям возможность создать собственный курс по предлагаемой методике);

тип лицензии, под которой распространяется программа;

разработчики (фирма, отдельные лица).

Можно выделить наиболее распространенные типы компьютерных средств, используемых в обучении.

Презентации — наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint или Open Impress, Flash, SVG. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.

Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:

обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;

могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.

Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде (обычно в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.

Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты. Опросники и тесты могут легко создать учителя или методисты с помощью специальных программ — конструкторов тестов.

Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и/или энциклопедия по изучаемому курсу; а в завершение он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач (программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.

Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания во время игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.

Дополнением к этой классификации становятся программные средства разработки компьютерных обучающих средств. Наиболее известны из таких средств конструкторы уроков и учебных курсов, а также специализированные оболочки для разработки учебных курсов.

В результате работы с программным обеспечением различного типа выделим следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.).

Итак, выбор компьютерной обучающей программы можно начать с оценки следующих аспектов учебного процесса:

ваши технические возможности;

используемые вами организационные формы работы;

этапы урока, на которых используются компьютерные технологии;

целостность курса.


Описав необходимую программу по этим критериям, можно поставить задачу программисту или составить запрос для поиска в Интернете. Описав таким образом программу, можно убедиться в том, что нет необходимости ее искать, а можно создать самостоятельно или выбрать в школьной медиатеке.

Таким образом, преподаватель может составить представление о необходимом ему программном обеспечении. В частности, учителю, только начинающему использовать персональный компьютер на уроках, можно рекомендовать начать с сопровождения урока презентацией. В дальнейшем можно подключить и другие виды компьютерных обучающих программ.

В заключение отметим, что при постановке задачи на разработку нового обучающего программного обеспечения, как и при выборе из уже имеющихся программ, следует определить образовательную технологию, в рамках которой вы будете работать, а после этого поставить техническое задание, используя в том числе и предложенные критерии.


Название ЭСО

Краткое описание

Назначение

Биология.

8 класс. Зоология

^ НП ООО «ИНИС-СОФТ», 2010

Содержит электронный справочник по курсу, содержание которого соответствует действующей учебной программе курса «Биология (Животные). 8 класс», наборы иллюстративного материала к большинству тем изучаемых в курсе, 32 динамические модели, 5 виртуальных лабораторных работ, комплекты тестовых заданий для текущего контроля знаний.

Предназначено для поддержки учебного процесса.

Биология. Генетика.

БГУ, 2008

ЭСО включает:

• двухуровневую структуру курса (разделы — темы);

• систему иллюстративных материалов (рисунки, схемы, фотографии, диаграммы), снабженную отсылками на соответствующие темы курса;

• анимационные модели генетических процессов, экспериментов и биологических процессов;

• набор интерактивных иллюстраций для решения генетических задач ;

•терминологический словарь по курсу (глоссарий);

• справочные материалы;

• массив тестовых заданий, достаточный для отработки знаний, умений и навыков и организации диагностико-коррекционной работы с учащимися.

Предназначено для поддержки учебного процесса



^ Модели организации работы педагога с ЭСО

Использование программного комплекса «Наставник 2.0» позволяет педагогу организовать следующие виды учебной деятельности:

• фронтальную работу с учебными материалами (текстами, статическими и динамическими моделями, дополнительным материалом, заданиями) при объяснении преподавателем нового материала;

• контроль за усвоением тем и разделов учебного курса, анализ результатов работы учащихся с учебным материалом;

• компьютерную диагностику знаний учащихся.

Деятельность педагога организуется при помощи программы «Диспетчер тестирования».

Система использования ЭСО при организации учебного процесса на уроках биологии во многом определяется техническими возможностями класса и, в первую очередь, тремя факторами:

– наличием в классе мультимедиапроектора, интерактивной доски;

– наличием в классе компьютерной сети;

– соотношением числа учеников к числу компьютеров.

Наличие в классе мультимедиапроектора (интерактивной доски) позволяет организовывать фронтальное объяснение учебного материала с использованием заранее сформированных подборок из теоретического и дополнительного материала («Уроки»); презентацию учебных заданий или проверку правильности их выполнения, что является важным при организации фронтальной работы ученического коллектива (класса).

Фронтальное предъявление учебной информации на компьютеры учащихся, при отсутствии мультимедиапроектора (интерактивной доски), можно обеспечить путем формирования заданий для обучающихся с использованием функции программы «Задания для учащихся».

При недостаточном количестве компьютеров возможна организация индивидуальной работы с ЭСО в группах, со сменой групп (одна группа работает с компьютером, вторая - под управлением педагога, затем группы меняются местами).

Анализ результатов индивидуальной и групповой работы учащихся с ЭСО производится с использованием функции «Результаты» программы «Наставник 2.0».

Варианты организации работы учащихся с ЭСО

Возможны три варианта организации работы учащихся с ЭСО в программе «Наставник 2.0»:

1. Управляемая программой диагностика и коррекция: выполнение диагностики, работа с рекомендациями – реализуется с помощью режима «Диагностика» программы «Наставник 2.0»;

2. Управляемая преподавателем индивидуальная или групповая (фронтальная) работа: выполнение «Заданий преподавателя», «Проверочных работ» – реализуется с помощью одноименных режимов программы «Наставник 2.0» ;

3. Индивидуальная (самостоятельная) работа учащегося в урочное и внеурочное время (на факультативах, стимулирующих и поддерживающих занятиях) с учебным курсом: изучение материала, повторение материала, работа с теоретическим материалом, практикум.

Программа «Наставник 2.0» в соответствии с выбранным вариантом работы автоматически формирует для учащегося дозированный объем учебного материала: фрагменты теоретического материала из справочника, диагностические и коррекционные тесты.


Литература

Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе (2009/10 учебный год).

Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001.

Дворецкая А.В. Методы поиска обучающих программ в Интернете // Информатика: проблемы, методология, технологии: Материалы четвертой региональной научно-методической конференции (3-4 февраля 2004г.). Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. С. 78-81.

Дворецкая А.В., Рафаева А.В. Типология компьютерных средств обучения (в печати).

Журнал «Педагогические технологии» № 3, 2004.

Чернов А.И. Концепция и методика// На сайте «Компьютер на уроках истории, обществознания и права».




Похожие:

Выбор обучающей программы iconВыбор химии на егэ выбор географии на егэ выбор литературы на егэ
Результаты по русскому языку на егэ выбор обществознания на егэ выбор физики на егэ
Выбор обучающей программы iconПояснительная записка Предмет изучения обучающей программы «Мини-лапта»
В мини-лапте исключены контакты игроков, снижена психическая напряженность и агрессивность
Выбор обучающей программы iconПоложение о конкурсе учебных проектов выпускников Программы Intel "Обучение для будущего" 2011
Конкурс проводится в рамках деятельности обучающей площадки образовательной Программы Intel "Обучение для будущего" на базе моу дпо...
Выбор обучающей программы iconПоложение о Районной дистанционной обучающей олимпиаде по информатике для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений Бежецкого района в 2011-2012 учебном году
Настоящее Положение определяет цели и задачи Районной дистанционной обучающей олимпиады школьников по информатике для 9-х классов...
Выбор обучающей программы iconДоклад по теме самообразования «Создание обучающей среды для повышения качества образования через нестандартные уроки»
Это значит, что систематически пополняю свои знания, уроки провожу разнообразно и увлекательно. Поэтому я выбрала тему по самообразованию...
Выбор обучающей программы iconРодительское собрание в 10м классе «Начальный этап профориентации» Знакомство с результатами анкетирования «Сделай выбор сам»
Нет такого подростка, который не мечтал бы о будущем. А выбор профессии – и есть выбор будущего
Выбор обучающей программы iconУчебники до 7 класса получили гриф Министерства образования
Выбор начальной школы не менее ответственная задача, чем выбор вуза. В обучении, как и в любом деле, хорошее начало играет важную...
Выбор обучающей программы iconСлайд №1 Правильный выбор профессии
Правильный выбор профессии очень важный шаг, от него зависит Ваша будущая жизнь. В мире существует несколько тысяч профессий. Выбор...
Выбор обучающей программы iconКакие игрушки необходимы детям
Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно...
Выбор обучающей программы iconКакие игрушки необходимы детям
Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы