Класс Земноводные или Амфибии icon

Класс Земноводные или Амфибии



НазваниеКласс Земноводные или Амфибии
Дата конвертации22.09.2012
Размер445 b.
ТипДокументы
источник


Класс Земноводные или Амфибии

  • Подготовила

  • учитель биологии СШ №5

  • Гоман О.Б.


СРЕДА ОБИТАНИЯ

  • Распространены повсеместно во влажных местах, вблизи водоемов.

  • Не утратили связи с водой. Размножение, развитие и зимовка происходит в воде.

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ – свободноживущие.



ЧЕРТЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ЗЕМНОВОДНЫХ



ЧЕРТЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ЗЕМНОВОДНЫХ



^ АРОМОРФОЗЫ КЛАССА

  • Прогрессивное развитие скелета:

  • а) 4 отдела позвоночника: -шейный(1), -туловищный(7), -крестцовый(1),- хвостовой (12 или уростиль );

  • б) появление пятипалой конечности наземного типа.

  • Возникновение 3-х камерного сердца.

  • Появление второго круга кровообращения (легочного).

  • Дыхание атмосферным кислородом, развитие легких.

  • Формирование среднего уха, закрытого барабанной перепонкой.

  • Глаза защищены веками, выпуклая роговица, двояковыпуклый хрусталик.

  • Деление переднего мозга на 2 полушария.



^ ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ.

  • Отделы тела: голова (уплощена, передняя часть клинообразно вытянута), туловище (немного уплощено в спинно-брюшном направлении), конечности, хвост(у бесхвостых – редукция хвоста).

  • Кожа тонкая, влажная ,содержит много желез (среди них им. ядовитые). Железы вырабатывают слизь, которая увлажняет и обеззараживает кожу. В коже много кровеносных сосудов и через влажную кожу происходит кожное дыхание. Расположены пигментные клетки.

  • Особенность кожи: соединена с мускулатурой не везде (пространства заполнены водой).



^ ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ



ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ

  • Скелет слабый, содержит много хрящевой ткани; размеры тела небольшие.

  • -череп: -мозговой и лицевой (висцеральный) отделы и уплощен сверху вниз и подвижно сочленен с позвоночником.

  • - позвоночник имеет отделы: -шейный(1), туловищный(7 у лягушек), крестцовый(1), хвостовой(12) у бесхвостых срастаются в 1 кость- уростиль. Ребра редуцированы (боковые отростки), грудная клетка отсуствует.

  • - скелет верхних конечностей:

  • кости плечевого пояса: 2 лопатки, 2 ключицы, 2 вороньи кости, грудина;

  • свободные конечности: плечо (плечевая кость), предплечье (сросшиеся лучевая и локтевая), кисть (запястье, пясть и фаланги пальцев).

  • - скелет нижних конечностей:

  • кости тазового пояса: 2 сросшиеся тазовые кости;

  • свободные конечности: бедро (бедренная кость), голень (сросшиеся большая и малая берцовые кости), стопа (предплюсна, плюсна и фаланги пальцев).

  • Мышечная система дифференцирована; представлена мышцами брюшной стенки и пучками мышц конечностей, головы и стенки ротовой полости.



Питание и пищеварительная система.



Питание и пищеварительная система.

  • * плотоядные (питаются мелкими животными, насекомыми, мальками рыб, икрой) лягушка питается подвижными беспозвоночными, которых она ловит с помощью липкого языка; в акте глотания участвуют глаза.

  • * пища в ротовой полости смачивается слюной;

  • * * рот— ротоглоточная полость — пищевод —желудок — кишечник (двенадцатиперстная, тонкая, толстая) — клоака (расширенная часть заднего отдела кишечника).

  • ** пищеварительные железы: -слюнные (смачивание пищи), печень и поджелудочная (протоки открываются в двенадцатиперстную кишку ).



Дыхание



Кровеносная система



Кровеносная система

  • замкнутая, 3-х камерное сердце (2 предсердия и 1 желудочек), 2 круги кровообращения (большой и малый);

  • холоднокровные (пойкилотермные);

  • сердце: -левое предсердие - артериальная кровь;

  • правое предсердие – смешанная кровь (венозная кровь);

  • желудочек - смешанная кровь.



Выделительная система.

  • продукт жизнедеятельности – мочевина.



Нервная система

  • ЦНС : головной и спинной мозг;

  • 10 пар черепно-мозговых нервов (от головного мозга).



Нервная система



Органы чувств

  • зрения—1 пара глаз, защищены веками (верхнее, нижнее и мигательная перепонка), роговица выпуклая, хрусталик линзовидный; видит только движущиеся предметы;

  • слуха –внутреннее и среднее ухо, отделенное барабанной перепонкой; в среднем – есть 1 слуховая косточка – стремечко; имеется голосовой аппарат, у самцов- резонаторные мешки;

  • обоняние –сквозные наружные и внутренние ноздри (хоаны); обонятельные капсулы;

  • осязание – в коже;

  • равновесия;



Половая система

  • раздельнополые, выражен половой диморфизм (у самцов – голосовые резонаторы, на передних конечностях у основания большого пальца есть бородавки);

  • размножение – половое;

  • у самок – парные яичники, яйцеводы впадают в клоаку;

  • у самцов – парные семенники, семяпроводы открываются в мочеточники;

  • осеменение и оплодотворение – наружное (в воде);

  • развитие – с метаморфозом: -яйцо – личинка(головастик) – взрослая особь;



Развитие лягушки



ЗНАЧЕНИЕ.

  • Участвуют в круговороте веществ в природе.

  • Являются пищей для более крупных животных.

  • Компоненты (консументы) биогеоценозов.

  • Используются в пищу человеком (в ряде стран).

  • Уничтожают насекомых:

  • а) вредителей с/х растений;

  • б) переносчиков и

  • возбудителей заболеваний;

  • Являются объектом

  • для экспериментальных

  • исследований.



В КРАСНУЮ КНИГУ РБ занесены:

  • Камышовая жаба,



  • Спасибо за внимание!






Похожие:

Класс Земноводные или Амфибии iconТема урока: Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Цели урока: Образовательные
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения представителей классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты...
Класс Земноводные или Амфибии iconУрока: Обобщение по теме «Земноводные» Цель: Обобщить знания, полученные по теме Земноводные, применяя современные технологии обучения
Развивать мышление, сообразительность, дикцию, самостоятельность при подготовке к уроку с дополнительной литературой, творчество
Класс Земноводные или Амфибии iconПрекрасное и безобразное в природе (8 класс) обобщающий урок
Оборудование: таблица «Класс земноводные», набор открыток «Их надо охранять» №2, рисунки «Прекрасное и безобразное», фотографии,...
Класс Земноводные или Амфибии iconУрок по биологии в 7 классе Класс Земноводные Тема урока
Охватывают туловище. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя...
Класс Земноводные или Амфибии iconХод урока Орг момент
Тема урока: Класс Земноводные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности....
Класс Земноводные или Амфибии iconЗемноводные и пресмыкающиеся задания уровня А

Класс Земноводные или Амфибии iconТесты по теме "Земноводные" ответ Верно?

Класс Земноводные или Амфибии iconДокументи
1. /Всем известные земноводные.docx
Класс Земноводные или Амфибии iconУрок 16 6-й класс Повторение
Сравнение мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам
Класс Земноводные или Амфибии iconТест по теме: «Земноводные». Вариант 1 Выберите правильный ответ
А двухкамерное: предсердие и желудочек б трёхкамерное: два предсердия и один желудочек
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы