Семинар icon

Семинар



НазваниеСеминар
Дата конвертации22.09.2012
Размер42.46 Kb.
ТипСеминар
источник

СЕМИНАР


Семинар (лат. - рассадник) - особая форма групповых занятий по предмету или теме, проходящая при активном участии обучаемых.

Отличительными признаками семинара являются: обязательная самообразовательная деятельность педагогов; коллективное обсуждение ее результатов.

При проведении семинара происходит переход информативной и контролирующей функций от преподавателя к слушателям. В деятельности преподавателя на первое место выступает регулятивная и организаторская функции. Результативность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении.

Эти организационные меры включают в себя:

  • выделение специального времени для подготовки слушателей к занятиям (7-10 дней);

  • обеспечение педагогов литературой;

  • тщательный отбор вопросов для обсуждения но количеству и качеству.

Важнейшие требования к вопросам, выносимым на занятие:

  • опора па внутреннюю логику изучаемого материала;

  • учет потребности аудитории;

  • проблемность (по возможности);

  • разнообразие по содержанию и способу выполнения;

  • немногочисленность (желательно не более 4-5)

  • достаточно широкий характер.

  • Вопросы предлагаются обычно заранее, чтобы слушатели имели достаточно времени для самоподготовки. С другой стороны, руководитель предусматривает также вопросы, которые конкретизируют, уточняют отдельные аспекты изучаемого и задаются слушателям в процессе самого занятия.

Выбор вида семинарскою занятия диктуется спецификой рассматриваемой темы и целью обучения. Обычная функция семинара -закрепление, углубление, расширение, систематизация и обобщение знаний, поэтому семинар обычно предваряется лекцией.

Наиболее употребительны здесь следующие виды семинарских занятий:

  • семинар - заслушивание и обсуждение докладов, сообщений, рефератов;

  • семинар - развернутая фронтальная беседа;

  • семинар - дидактическая (ролевая пли деловая) игра, в ходе которой имитируется ситуация, проблема;

  • семинар с элементами лекции.

Возможно использование семинара и с целью изучения нового материала. Чаще всего это семинар - самостоятельное изучение нового материала и его коллективное обсуждение.

  • Распространение получил и так называемый семинар малых групп. Такой семинар основывается па групповой работе и предполагает максимальную самостоятельность, творческую отдачу слушателей, способствует формированию у них высокой степени социальной активности. Благодаря немедленной обратной связи, осуществляемой в процессе работы групп, создается адекватная самооценка участников семинара, происходит корректировка ошибочных, недостаточных представлений. Коллективная познавательная деятельность создает наиболее благоприятные условия для обучения.

Особое значение в таком семинаре имеет вычленение его темы, а также определение конкретных заданий каждой группе. В качестве заданий оправдали себя работы творческого, исследовательского характера. Основным видом деятельности слушателей будет в этом случае дискуссия.

Группы могут выполнять задания, одинаковые по содержанию; задания отдельных групп могут представлять собой части единого задания; группы могут получать различные задания, связанные с особенностями каждой из них. Приступая к организации групп для проведения семинара, учитывают следующее:

Разделению слушателей па группы должен предшествовать определенный уровень знакомства с ним.

При формировании групп следует опираться на такие особенности
каждого участника семинара: а) темп работы, б) подготовленность к
выполнению заданий, в) межличностные отношения.

В отдельных случаях целесообразна и опора на способности членов групп к тем или иным видам деятельности (например, художественные, музыкальные и т. п.), а также имеющиеся у обучаемых сведения из различных областей.

Формирование групп может основываться па принципе однородности
или неоднородности в зависимости от цели п особенностей
предстоящей деятельности.

Обычное количество участников работы в группе 5-7 человек.

Деятельностью группы руководит старший (консультант, ведущий и
т.п.). Считается, что для данной роли в наибольшей степени подходят
личности, обладающие следующими качествами:

  • нравственно-эмоциональными (чуткость, доброта, скромность, проста в общении, внимательность к товарищам);

  • деловыми (развитые навыки педагогического труда, быстрое владение новыми приемами, хорошая подготовленность);

  • субъективной информативности (умеет говорить, слушать, понять); интеллектуальными (развитые процессы мышления);

  • волевыми (настойчивостью, целеустремленностью, умением отстоять собственное и коллективное мнение);

  • альтруистическими (стремление помочь, забота о товарищах).

Состав групп в зависимости от этапа обучения может меняться.

Функцией руководителя семинара является также обеспечение групп соответствующим учебным материалом (литературой, раздаточным материалом, наглядными пособиями и т.п.) и предъявление четкой инструкции для выполнения работы. Содержание инструкции, как правило, составляют:

  • указание цели предстоящей работы; перечень необходимых для работы материалов (книги, журнальные статьи, пособия и т.д.);

  • указание последовательности этапов и распределение функций между членами группы (при необходимости);

  • указание способов отчета группы (доклад, методическая разработка, схема, тезисы и т.д.).

Инструкция представляется в письменном виде.

Методика проведения семинара малых групп аналогична общей методике групповых занятий: в течение занятия происходит чередование: фронтальная форма работы (выдвижение общей цели, ознакомление с задачами всех групп, организационные указания и разъяснения)—> групповая форма работы (преподаватель осуществляет общее руководство, консультирует по отдельным вопросам и т.д. Он может присоединяться к деятельности одной из групп)—> фронтальная (группы выступают с отчетами о результате, оценивают вклад участников в его достижение, подводится общий итог занятия).




Похожие:

Семинар iconСеминар по пригласительному. Вход на семинар по пригласительному
«Об уточнении программы кпу», «Программа мероприятий по изменению жизни народа к лучшему, подготовленная М. Харченко», «О подготовке...
Семинар iconДокументи
1. /семинар по новой аттестации/Метод_рекоменд_портфолио прав_081207.doc
2. /семинар...

Семинар iconДокументи
1. /семинар 10.12.2008/ГОСТ Р.6.30-2003.doc
2. /семинар...

Семинар iconДокументи
1. /Восленский Номенклатура.doc
2. /СЕМИНАР...

Семинар iconСеминар учителей по теме «Структура личностно-ориентированного урока и внеклассного мероприятия»
Семинар был организован администрацией школы в лице Приймак Е. Ю., директора Красногвардейской средйней школы, Белентьевой Р. Ф.,...
Семинар iconСеминар по джиу-джитсу 12-14 апреля 2012 г
Этот семинар будет интересен всем практикующим боевые искусства
Семинар iconСеминар ребёнку сегодня
Учебное занятие основная форма реализации инновационного педагогического процесса поисковый семинар
Семинар iconСеминар «Как корректно провести учебное исследование»
Семинар проведен в рамках школы-стажерской площадки по работе с одаренными детьми
Семинар iconОткрыл семинар Генеральный директор Центра развития социальных проектов Попов Армен Геннадьевич
Солженицына на Всероссийский семинар – совещание «Организация музейной работы в образовательных учреждениях». Семинар организован...
Семинар iconСеминар по проекту «Гражданин» Октябрь 2007 г. Акимова Р. Р., за дир по увр
Информационный семинар «Первичная профилактика аддиктивного (зависимого поведения) в условиях школы»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы