Формы занятий методических объединений
Формы занятий методических объединений icon

Формы занятий методических объединений



НазваниеФормы занятий методических объединений
Дата конвертации22.09.2012
Размер83.04 Kb.
ТипСеминар
источник

Формы занятий методических объединений


(по Л.П.Ильенко. Новые модели методической службы в образовательных учреждениях. М., 2003.- с.54)

  1. Теоретические семинары (доклады, сообщения).

  2. Семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях).

  3. Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия») и др.

  4. «Деловые игры», ролевые игры; уроки-имитации, уроки-панорамы.

  5. Лектории ученых-дидактов и т.д.

  6. Обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки.

  7. Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла.

  8. Обсуждение или оценка авторских программ, учебных пособий.

  9. Обсуждение «срезов знаний», вопросов для тестирования и анкетирования учащихся.

  10. Разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки уроков, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших тетрадей учащихся, продуктов их творчества (сочинений, поделок, рисунков и т.д.)

  11. Обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению.

  12. Конкурсы «Лучший учитель кафедры, школы…».

  13. Педчтения, научно-практические конференции.



Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Эта форма занятий является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Для этого требуется большая подготовка: индивидуальные беседы, консультации учителей со специалистами-учеными.


Семинары-практикумы

В центре внимания находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки. После посещения учителями практической части семинаров – уроков, факультативов, внеклассных мероприятий – очень важно умело организовать обсуждения, дискуссии, на которых каждый может высказать свои соображения, мнения, дать оценку практикуму.


Диспуты, дискуссии


Дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями с целью поиска истины.

Кратко охарактеризуем некоторые формы дискуссий:

  1. «Панельная дискуссия». В ней могут участвовать 2-3 и более методобъединений. Однако следует составить из них группы по 6-8 участников, которые заранее избирают председателей. Последние обсуждают намеченную проблему, после чего совместно приходят к определенному выводу, решению. Важно, чтобы все участники «панельной дискуссии» были заинтересованы в обсуждаемой проблемы.

  2. ^ Форум – обсуждение, механизм проведения которого сходен с изложенным выше, и мнениями обмениваются все участники.

  3. Симпозиум – более формализованное (по сравнению с выше перечисленными) обсуждение; в ходе его участники выступают с сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих.

  4. Дебаты – явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме, и имеющее целью победу в споре.

Эти формы дискуссий скорее всего могут практиковаться эпизодически или вовсе не использоваться в работе методобъединений.

Наиболее актуальными и распространенными в практике работы методобъединений являются «круглые столы».

«Круглый стол» - это беседа, в которой на равных участвуют до 10 учителей, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками.

Темы:

  • Развитие логического, критического и творческого мышления учащихся.

  • Поиски по линии исследовательского обучения учащихся.

  • Общепедагогические и организационно-методические возможности использования игры в обучении учащихся предметам искусств.


Содержание «техники аквариума» определено противоречиями, разногласию по определенному вопросу. Механизм проведения «техники аквариума» таков:

  • Участники дискуссии делятся на 2-3 группы, которые располагаются в аудитории по кругу.

  • Члены каждой группы выбирают представителя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.

  • Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить ее и выработать общую точку зрения.)

  • Представители групп собираются в центре по кругу и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказывать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.

  • Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с ее членами.

  • «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

  • После окончания дискуссии представителями групп проводится критический разбор хода обсуждения, а решения вырабатываются уже всеми участниками «аквариумного» диспута.

Подобную форму дискуссии можно проводить на совместном заседании 2-3 методобъединений.

Темы:

  • «Типы инновационных подходов к обучению»

  • «Диалоговый характер обучения»

  • «Интеграция как средство и цель обучения учащихся»

  • «Критериально ориентированное обучение учащихся»


В педагогике любые игры связаны с определенными правилами (условиями) для играющих. В ходе игры учителя овладевают реальным опытом, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями.

«Деловые» игры. Необходимо избрать председателя – ведущего игру, инструктора, судью, который только следит за ходом игры и соблюдением игровых правил, тренера. После игры подводятся итоги (подсчет очков, объявление игровых результатов).Завершать следует анализом игровой ситуации, определяя ее соотношение с реальностью и, главное, - значимость для формирования интеллектуально-познавательных, профессиональных интересов учителей

^ Ролевая игра (по существу игра-драматизация) – это процесс, в котором участвуют учителя проблемных микрогрупп, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора, директора, методиста ИПК и т.д. Руководить игрой должен либо заместитель директора, либо руководитель МО.

Механизм проведения:

  • руководитель сообщает тему игры;

  • дается инструктаж о ходе игры;

  • фиксируется эмоциональная реакция каждого их играющих;

  • руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих;

  • подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений.

Значимость такой игры связана с активизацией внимания, переживаний, с мыслями участников процесса. И самое важное – учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.


Урок-панорама не требует особой подготовки, а опирается на потенциальные возможности учителя, его компетентность, эрудицию.

Механизм проведения:

  • участники работают в группах или индивидуально;

  • учителя сами определяют тему урока-игры или выбирают ее из числа тем, предложенных руководителем-ведущим;

  • участники получают из библиотеки учебники и учебные программы;

  • каждая группа составляет план урока, четко планируя все его этапы и использование современных методов, форм, приемов, видов работ на каждом этапе;

  • игроки защищают свои варианты разработок уроков;

  • участники оценивают урок-панораму с точки зрения реализации триединой дидактической цели (образовательной, развивающей, воспитательной) и рационального, эффективного использования методов, форм, приемов, видов спланированных работ с учащимися;

  • в роли арбитра выступает заместитель директора или руководитель МО.

Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла.

Открытый урок или внеклассное мероприятие – это не только открытые двери для всех, желающих посетить эти мероприятия, но и демонстрация, показ нового, возможно, маленького, но педагогического открытия.

При обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач:

  • Умение планировать и определять образовательные, воспитательные и развивающие цели;

  • Умение четко ставить перед учащимися задачи, цели урока.

  • Умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы с учащимися.

  • Умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда учащихся.

Выставки и отчеты по самообразованию

Отчеты по самообразованию прежде всего требуют наглядной демонстрации продуктов труда учителя (доклады, рефераты, разработки уроков, создание авторских программ, составление тестов-анкет, дидактических пособий и т.д.)


Обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению.

При определении критериев оценки передового педагогического опыта необходимо учитывать:

  • Высокую эффективность, результативность;

  • Длительность функционирования данного опыта;

  • Сбалансированность и комплексность результатов;

  • Рациональность затрат времени, усилий и средств,

  • Возможность воспроизведения, использования данного опыта другими учителями.



Научно-практические конференции

Эти формы работы требуют привлечения всех звеньев методической службы и являются своеобразным подведением итогов их работы. Тема научно-практической конференции или педагогических чтений должны быть связаны с единой методической темой школы и не носить случайный характер, а отражать опыт учителей школы, их достижения, успехи, исследовательскую работу, связанную с преодолением ошибок, недочетов профессиональной деятельности и приведшую в конце концов к положительным результатам. Доклады должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, слайдами, фотографиями, продуктами ученического труда и т.д. Выступления докладчиков ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются (после того, как выступающий ответит на вопросы), часто в дискуссионной форме.

Желательно, чтобы проведение педчтений, научно-практических конференций планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педколлектива по единой методической теме и приоритетным проблемам, определенным на 3-5 лет.

Нередко практика проведения конференций и педчтений сводится к изложению выступающими публикаций из педагогической прессы и трудов ученых-дидактов. Подобное происходит в том случае, когда не проводится достаточная работа по подбору практического и иллюстративного материала из опыта работы учителя в период подготовки и корректировки докладов выступающих членов педколлектива, когда им не оказывается грамотная методическая помощь. Уместно вспомнить в таком случае слова ученого Р. Генри Мильора, который остроумно заметил: «Неудача в подготовке – все равно что подготовка к неудаче».


Группы взаимодействия

Несколько педагогов в силу профессиональной необходимости и взаимного притяжения совместно готовятся к урокам, анализируют состояние процесса и получаемые результаты, обсуждают складывающиеся ситуации, проводят внеклассные мероприятия.


Кружки качества

Качественная работа педагогов предполагает выход на запланированные результаты, т.е. достижение обозначенных целей в запланированное время и создание наилучших условий для участия педагогов в учебно-воспитательном процессе. В этом случае нас интересуют результат и процесс. Группа педагогов, собравшись для совместной работы, определяет совместное поле, ранжирует проблемы, планирует направления и содержание деятельности и возможный результат, определяет пути эксперимента, поиска и критерии успеха, затем начинается практическая реализация поставленных задач. Опыт показывает, сто одновременно можно выдвинуть одну-три операционные цели, поскольку размельчение и массовость целей снижает возможность для их достижения. В совместно принятой программе прописываются пошаговое участие каждого из членов кружка, формы представления промежуточных результатов, характер деятельности.




Похожие:

Формы занятий методических объединений iconТребования к содержанию папок методических объединений моу комбайновской оош
Планирование деятельности методических объединений (структура планирования мо, разделы плана)
Формы занятий методических объединений iconПриказ №100 г. Ртищево «О проведении августовских районных методических объединений учителей предметников» с целью организованного начала учебного года, подведения итогов 2012-13 учебного года и определения задач на новый учебный год
Руководителям районных методических объединений провести заседание районных методических объединений учителей предметников 26. 08....
Формы занятий методических объединений iconО проведении городского конкурса
Провести городской конкурс методических объединений классных руководителей Панорама методических идей в марте-апреле 2010 года
Формы занятий методических объединений iconПлан график курсовых мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации работников образования на май-декабрь 2011 года
Методисты школьных, районных методических объединений, муниципальных методических служб
Формы занятий методических объединений iconПлан работы районного методического кабинета Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан на 2012-2013 учебный год
Координация деятельности районных методических объединений, школьных методических служб
Формы занятий методических объединений iconРасписание занятий объединений, работающих от маоу дод «центр детского творчества» на I полугодие 2012-2013 учебного года мбоу «Ульт-Ягунская сош»
Расписание занятий объединений, работающих от маоу дод «центр детского творчества»
Формы занятий методических объединений iconРуководители городских методических объединений

Формы занятий методических объединений iconДепартамент образования, науки и молодежной политики воронежской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Руководителям муниципальных методических служб, методических объединений педагогов, руководителям и педагогам образовательных учреждений...
Формы занятий методических объединений iconДепартамент образования, науки и молодежной политики воронежской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Руководителям муниципальных методических служб, методических объединений педагогов, руководителям и педагогам образовательных учреждений...
Формы занятий методических объединений iconСеминар по теме: «Система выявления и развития одаренных детей в современном образовательном процессе»
Данный семинар был проведен для методистов муниципальных методических служб, руководителей методических объединений, курирующих преподавание...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы