Формы учебно-методической работы Семинар icon

Формы учебно-методической работы Семинар



НазваниеФормы учебно-методической работы Семинар
Дата конвертации22.09.2012
Размер46.69 Kb.
ТипСеминар
источник

Формы учебно-методической работы

Семинар — форма групповых занятий, проходящая при активном участии обучаемых. Отличительными признаками семинара являются обязательная самообразовательная деятельность слушателей и коллективное обсуждение ее результатов.

Результативность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении:

  • выделение специального времени для подготовки слушателей к занятию (7 - 10) дней;

  • информирование слушателей о специальной литературе по рассматриваемым вопросам;

  • тщательный отбор вопросов для обсуждения.

Требования к вопросам, выносимым на занятие:

  • опора на внутреннюю логику изучаемого предмета:

  • учет потребности аудитории;

  • проблемность;

  • разнообразие по содержанию;

  • немногочисленность (не более 4-5);

  • достаточно широкий характер.

Вопросы для обсуждения предлагаются обычно заранее, чтобы слушатели имели достаточно времени для самоподготовки. Функция семинара - закрепление, углубление, расширение, систематизация и обобщение знаний, поэтому семинар обычно предваряется лекцией.

Практикум - вид учебной работы, основанный на применении имеющихся знаний на практике. На первый план здесь выдвигается развитие умений пользоваться теорией на практике, связанных, однако, с постоянным приобретением новых теоретических сведений и углублением имеющихся. Во время занятий происходит также освоение практики преподавания путем обмена опытом между педагогами.

Практическое занятие, как правило, включает этапы: организационный, постановку цели, актуализацию знаний, инструктаж, деятельность, нацеленную на практику работы и подведение итогов.

Наиболее употребительной формой организации деятельности слушателей во время практических занятий является групповая работа. Виды практических занятий: тренинг, организационно-деятельностная игра, анализ педагогических ситуаций и т. д.

^ Методический практикум - система практических работ слушателей по совершенствованию методического мастерства. Отличительной чертой методического практикума является его четко осознанная методическая направленность.

Целесообразно провести предварительную подготовку участников, включающую обсуждение и уточнение целей, плана практических работ, выдвижение и инструктаж старших групп, обеспечение участников учебным материалом.

Организационные формы методического практикума: методический диалог, деловая игра, педагогический ринг, тренинг и т. п.

Структура методического практикума:

  • введение участников в методическую проблему, обоснование актуальности данной
    проблемы;

  • практическая работа;

  • защита выполненной работы;

• выработка методических рекомендаций.

^ Научно-практические конференции и педагогические чтения - формы выявления и обобщения лучшего практического опыта. Данные формы методической работы являются своеобразным подведением итогов работы школы или отдельных педагогов над актуальными педагогическими проблемами. Представленные доклады обязательно обсуждаются.

^ Фестиваль педагогических идеи, калейдоскоп уроков - знакомство широкого круга учителей с интересными педагогическими находками коллег.

Круглый стол - обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения детей; встречи с интересными людьми, знакомство с новыми исследованиями и опытом коллег; сопоставление своего мнения с мнением коллег и т. п. Для того, чтобы круглые столы проходили результативно необходимо заранее разослать буклеты с тематикой встреч и предлагаемыми вопросами для обсуждения. Участники обеспечиваются методическими материалами, нормативными документами и т.д.

^ Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования. Эта форма широко применяется руководителями школ, опытными учителями в работе с молодыми учителями, стажерами, а также с учителями, испытывающими затруднения в решении педагогических проблем. Здесь особенно важен педагогический такт, уважение к учителю в сочетании с высокой принципиальностью. Большую роль в такой работе играет хорошее знание личностных качеств учителя, а также умение наставников анализировать ход и результаты деятельности учителей, формулировать на основе анализа конкретные рекомендации.

^ Методические выставки, бюллетени. Методическая работа требует наглядности, поэтому в связи с единой методической темой школы организуется методические выставки, выпускаются методические бюллетени с информацией о ценных методических приемах, находках и т. п. Таким образом, творческие педагогические находки одного учителя оперативно могут стать достоянием его коллег.

^ Открытые уроки и внеурочные мероприятия. Практически все формы методической работы так или иначе связаны показом практических умений учителя перед коллегами. Предназначение открытых уроков: показ отработанной учителем методики, дающей высокий конечный результат или показ урока-эксперимента, когда новая методика-прием только создается, когда у учителя есть исследовательская задача и предполагаемые способы решения (гипотеза), но конечный результат не очевиден и необходимо экспертное мнение коллег. Открытый урок - это всегда показ нового педагогического открытия. При ином подходе происходит девальвация открытых уроков.

Целесообразно открытый урок проводить следующим образом:

  • До начала урока учитель рассказывает проект будущего урока: его место в теме, разделе,
    курсе; раскрывает идею опыта, задачи обучения, воспитания, развития; рассказывает о путях и средствах решения поставленных задач; дает характеристику реальных возможностей класса, т. е. знакомит гостей со своей творческой лабораторией, включает их в осознанный процесс анализа проекта урока. В этом случае коллеги присутствуют уже не как наблюдатели, а как соучастники процесса.

  • По окончании урока - самоанализ: что удалось, что нет и почему; как использовались запасные методические ходы.

  • Коллеги, компетентность которых значительно возросла благодаря проведенной предварительной работе, высказывают свое мнение; дают рекомендаций по дальнейшему развитию опыта.

Реально проведенный урок может оказаться как лучше, так и хуже своего проекта, может быть проведен и по совершенно новому, экспромтом возникшему варианту. Во всех этих случаях анализ обогащает и автора урока, и его коллег. Это активная форма методического обучения, активного распространения педагогического опыта, что существенно повышает эффективность методической работы.




Похожие:

Формы учебно-методической работы Семинар iconАктивные формы методической работы с педагогическими кадрами
Поэтому в методической работе надо выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива...
Формы учебно-методической работы Семинар iconВыступление на шмо учителей начальных классов «Активные формы организации методической работы»
В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые,...
Формы учебно-методической работы Семинар iconМетодическая работа в образовательном учреждении в условиях перехода на фгос ООО семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе 15. 11. 2011
Сравнительная характеристика традиционной и инновационной систем методической работы
Формы учебно-методической работы Семинар iconРасписание директор филиала по учебно-методической учебных занятий студентов заочной формы обучения 5 курса 2 группа В. В. Павлов работе и производственному специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Директор филиала по учебно-методической учебных занятий студентов заочной формы обучения 5 курса 2 группа В. В. Павлов
Формы учебно-методической работы Семинар iconАнализ методической работы за 2011 -2012 учебный год
Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать...
Формы учебно-методической работы Семинар iconАнализ методической работы воспитателей за 2011 2012 учебный год
Роль методической работы воспитателей возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески...
Формы учебно-методической работы Семинар iconФормы организации методической работы
Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в...
Формы учебно-методической работы Семинар iconПлан научно-методической работы моау «гимназия №1 имени романенко ю. В.» На 2012-2013 учебный год
Обеспечить непрерывную связь системы научно-методической работы с учебно-воспитательным процессом гимназии
Формы учебно-методической работы Семинар iconПоложение о проблемной, творческой группе учителей Общие положения
Проблемная группа является структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной,...
Формы учебно-методической работы Семинар iconТема методической работы: план методической работы на 2012-2013 уч г
Актуальность темы методической работы: (почему именно эта тема выбрана Вами для методической работы)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы