Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов icon

Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов



НазваниеОрганизация деятельности методического объединения учителей начальных классов
Дата конвертации22.09.2012
Размер244.15 Kb.
ТипДокументы
источник

Организация деятельности методического объединения

учителей начальных классов


Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, затрагивают все сферы жизнедеятельности, включая систему образования. Одним из показателей высокого качества профессиональной деятельности современного специалиста является его конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому педагоги сознательно стремятся к повышению своей профессиональной компетенции, так как желают быть готовыми и способными к действиям в новых социокультурных условиях.

Значительная часть учителей настроена на глубинное, сущностное обновление, а не на поиск частных нововведений. В этой устремленности видна тенденция становления нового образа педагога. Она связана с четким различением понятий о специалисте, как хорошо обученном, подготовленном человеке, виртуозно владеющим педагогической техникой, и о профессионале, знающем многопозиционную структуру педагогического труда. Новая педагогическая компетенция обязывает учителя включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд профессиональных позиций: учителя, психолога, исследователя, методиста и др. Уходит в прошлое тип преподавателя-информатора, транслятора знаний. На смену ему приходит профессионал-интеллигент с новой формой сознания, развитыми навыками мышления и деятельности, проявляющий личностное отношение к культуре, системе ценностей, своему нравственному совершенствованию.

Повышение квалификации является необходимым условием личностного и профессионального роста педагога. В этом заключается специфика их труда: пополнять запас знаний и умений всю жизнь.

Основными формами повышения квалификации учителей являются:

  • обучение в ВУЗе (вечернее или заочное) для учителей, не имеющих высшего педагогического образования;

  • учеба на курсах повышения квалификации;

  • участие в научно-практических конференциях, семинарах;

  • участие в научно-методической работе учреждения образования;

  • аттестация педагогических работников;

  • самообразование.

Одним из эффективных путей углубления специализации и модернизации опыта преподавания можно признать целевую методическую работу учреждений образования, обеспечивающую вариативность и непрерывность самообразования, формирующую личную устремленность учителя к совершенствованию профессиональной деятельности. Методическая работа в школе — это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленный на всестороннее повышение компетентности и мастерства каждого учителя. Этот комплекс создается совместными усилиями педагогического коллектива для решения определенных организационно-управленческих задач развития школы, тем самым, обеспечивая наиболее благоприятные условия взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Активное участие в методической работе учреждения образования дает учителю возможность профессионально самореализоваться, удовлетворить свои потребности, добиться определенного признания в коллективе, осознать свою причастность к развитию школы, позволяет в минимально короткие сроки приобщать вновь пришедших членов педагогического коллектива к общим профессиональным ценностям. Непрерывное образование делает педагога более гибким и мобильным, способным быстро адаптироваться к внешним изменениям.

Важным звеном методической работы учреждения образования в межкурсовой период является методическое объединение учителей начальных классов. От учителя начальных классов, его ценностных ориентаций, знаний, умений, личностных качеств зависит успешность процесса учения/обучения (термин Ю. М. Громыко), то, с каким «багажом» пойдет младший школьник в среднее звено общеобразовательной школы.

Рассмотрим более подробно процесс организации и планирования работы методического объединения учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня (ГПД).

Основными задачами деятельности методического объединения в учреждении образования являются:

  • повышение квалификации и профессионального образования учителей и воспитателей ГПД;

  • помощь молодым педагогам;

  • повышение качества учебно-воспитательного процесса;

  • развитие творчества педагога и учащегося.

Деятельность методического объединения учителей начальных классов должна быть направлена на создание оптимальных условий для развития личности и повышения профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных образовательных потребностей. Индивидуальный подход к учителю обеспечивает раскрытие его потенциальных возможностей и способностей, проявление творческого подхода к работе.

Повышая свою квалификацию, совершенствуя педагогическую деятельность, учитель всегда должен помнить, ради чего он это делает. Главная ценность школы — ее ученики, каждый в отдельности со своими возможностями, интересами, характером. Ради них, результатов их практической деятельности трудится учитель в школе. А. Дистервег подчеркивал, что деятельность будет безрезультатной, если она не отвечает требованиям современности и рассчитана на идеальные условия, которые на самом деле не существуют. Для того чтобы добиться в обучении и воспитании положительных результатов, необходимо действовать сообразно требованиям каждой «ступени культуры», т. е. действовать «культуросообразно» [1, с. 4]. Американский философ, психолог и педагог
Д. Дьюи в свое время также указывал на необходимость строить обучение с учетом интересов школьников и на основе их жизненных потребностей, т. к. оно дает гораздо лучшие результаты, чем словесное, книжное обучение, основанное на запоминании знаний. Учеба никогда не станет для ребенка освоением вечных культурных истин, норм или идей, если ему их будут навязывать, т. е. принуждать к усвоению. Учитель должен не просто «транслировать» знания, а создавать условия для развития детей и их самостоятельной культурной (продуктивной) деятельности.

Работа методического объединения учителей начальных классов может вестись одновременно в нескольких направлениях:

  • реализация общешкольной методической темы;

  • организация самообразовательной работы каждого учителя;

  • методическая помощь молодым учителям в форме наставничества;

  • мониторинг уровня обученности и развития учащихся;

  • развитие познавательных интересов учащихся во внеурочное время (проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов и т.п.)

Методическое объединение создается в учреждении образования при наличии не менее трех специалистов одного профиля. В работе методического объединения учителей начальных классов должны принимать участие и воспитатели групп продленного дня как полноправные члены педагогического коллектива начальной школы.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе совместно с другими членами администрации школы осуществляет управленческую деятельность по организации методической работы учреждения образования в целом и деятельности методического объединения в частности.

Руководить методическим объединением может учитель, избранный коллегами из числа опытных педагогов, пользующийся уважением и авторитетом.

У руководителя методического объединения должны быть:

  • план работы на год;

  • протоколы заседаний;

  • темы и отчеты по самообразованию педагогов;

  • доклады (выступления) членов методического объединения, тематические разработки, конспекты проведенных открытых уроков и воспитательных мероприятий.

Для того чтобы деятельность методического объединения протекала в заданном направлении к намеченной цели, ее необходимо спланировать. Как правило, работа методического объединения планируется на год с учетом накопленного опыта, сложившихся традиций в школе, результатов диагностики, тщательного и объективного анализа учебно-воспитательного процесса в начальных классах за истекший год.

Планирование начинается с выбора ведущей темы, над которой будет работать коллектив. Она определяется на основе общешкольной темы, исходя из выявленных проблем учебно-воспитательного процесса за истекший год, а также потребностей учителей. Далее осуществляется постановка цели предстоящей деятельности как указание на планируемый результат работы методического объединения, и формулируются задачи, помогающие конкретизировать цель. Реализация педагогической цели требует не только декларирования этой цели и задач, но и достижение понимания образовательного процесса всеми его участниками с точки зрения гуманизации образования.

План как норма деятельности выступает в работе методического объединения одним из ее управляющих регулятивов. «План — последовательный ряд выделенных и описанных промежуточных продуктов деятельности на пути достижения ее конечного результата (продукта). На каждом этапе достижения результата предполагается получение своего (промежуточного) продукта, который выступает в качестве цели для данной части единой деятельности» [2, с. 38]. В связи с этим необходимо очень ответственно относиться к его составлению. План работы методического объединения не должен носить формальный характер, т. е. иметь значение только для проверяющих вышестоящих административно-управленческих структур и постоянно «дислоцироваться» в кабинете заместителя директора или директора школы. План — это руководство к действию, путь движения всех членов методического объединения к намеченной цели.

Составленный план работы методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД подписывается руководителем методического объединения и утверждается директором школы.

План работы методического объединения включает в себя тематику заседаний. В течение учебного года, как правило, проводится пять заседаний (занятий) методического объединение учителей начальных классов и воспитателей ГПД. В августе на первом заседании предусматривается коллективное обсуждение тех проблем, которые удалось решить в прошлом учебном году, и тех, которые требуют повторного и более тщательного рассмотрения. На этом заседании, планируя работу методического объединения на год, учителя и воспитатели определяют свою роль, место в изучении предложенной темы, форму будущего отчета.

Каждое заседание учителей и воспитателей ГПД должно быть также спланировано. План проведения составляется в разных коллективах по-разному. На наш взгляд, в любом плане заседания необходимо указать тему, цель и форму проведения, озвучить участников заседания. Очень важно продумать количество и характер вопросов для рассмотрения на заседаниях. Обилие или однообразие их не позволит вдумчиво и обстоятельно разобраться с тем или иным вопросом, выдвинутым на рассмотрение.

В центре внимания деятельности методического объединения на протяжении всего учебного года должны быть вопросы, связанные с изучением новых нормативных документов, таких как образовательные стандарты, концепции обучения учащихся младших классов по всем образовательным областям и предметам учебного плана, программ по учебным предметам, а также реализацией идей, норм, принципов этих документов в практической деятельности.

Наряду с вопросами конкретно-методического характера, в поле зрения учителей должны быть вопросы по психологии младшего школьника, по воспитанию, проблемы дидактики урока. Вопросы для обсуждения на заседании методического объединения можно объединить в следующие блоки: научно-методический, учебно-методический. К каждому заседанию методического объединения должна быть запланирована практическая часть по теме заседания: проведение открытых уроков, воспитательных мероприятий в классе и в группе продленного дня, конкурсов, организация выставок детского творчества и методических «находок» учителей, смотр-конкурс кабинетов и т. п.). Заканчивать заседание методического объединения необходимо рефлексией. «Рефлексия — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных знаний и поступков; рефлексия педагогическая — способность дать себе и своим поступкам отстраненную оценку и понять, как тебя воспринимают дети, другие люди, прежде всего те, с кем взаимодействуешь в процессе педагогического общения» [3, c. 292]. Учитель не просто зеркально отражает в своем сознании окружающую действительность. Он в процессе работы методического объединения оценивает свою деятельность по степени совершенства ее исполнения, сравнивая свои действия и их результаты с тем, что «должно быть» (преломляет через призму стоящих задач). Каждому учителю в заключение работы на заседании методического объединения необходимо выразить свое отношение к действительности. Они могут это сделать в форме знания, убеждения, сомнения, веры с помощью оценочных предикатов: «возможно», «необходимо», «хорошо», «плохо», «правильно» и др.

На заседаниях методического объединения крайне необходимо присутствие заведующей школьной библиотекой. Педагоги в силу разных объективных причин не всегда своевременно могут ознакомиться с новинками педагогической периодической печати. Заведующая школьной библиотекой имеет возможность оказать помощь учителям в подборе необходимой литературы к рассматриваемым вопросам очередного заседания методического объединения. В то же время она способна организовать выставку периодических изданий и непосредственно на заседании методического объединения устроить их презентацию.

Заседание (занятий) методического объединения оформляется протоколом с выработкой рекомендаций для учителей и воспитателей ГПД. Протокол заседания подписывает руководитель методического объединения.

Немаловажным моментом в работе методического объединения является выбор формы проведения заседаний (занятий). Он зависит от количественного состава учителей начальных классов, их квалификации, заинтересованности, уважительного отношения друг к другу, взаимопонимания, от культуры. Традиции данного учреждения образования, его материально-техническая база также могут влиять на выбор форм проведения заседаний. Формы могут быть разные, главное – чтобы практическая направленность пронизывала всю работу методического объединения. Чем разнообразнее формы, тем больше предпосылок для творчества учителей.

Как наиболее эффективные вошли в практику методической работы следующие формы заседаний (занятий) методического объединения:

  • теоретические семинары (доклады, сообщения);

  • семинары-практикумы (доклады, сообщения в сочетании с практическим показом уроков, классных часов, внеклассных и внешкольных мероприятий);

  • диспуты, дискуссии (диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия») и др.;

  • методические посиделки с обсуждением современных методик, технологий, новейших достижений психолого-педагогической науки;

  • «круглый стол» с обсуждением открытых уроков, мероприятий или их цикла; обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;

  • «деловые игры», ролевые игры; уроки-имитации; уроки-панорамы;

  • разнообразные выставки, отчеты по самообразованию: доклады, рефераты, проекты, разработки уроков, дидактические и наглядные пособия; выставки лучших тетрадей учащихся, продуктов их творчества;

  • методический фестиваль передового педагогического опыта;

  • конкурсы «Лучший учитель начальной школы (параллели первых классов, вторых и т. п.)», «Лучший воспитатель группы продленного дня», «Учитель года» и др.

Механизмы проведения многих из представленных форм заседаний общеизвестны. Предлагаем варианты проведения лишь некоторые из них.

«Техника аквариума». Данная форма выделяется среди всех форм дискуссий тем, что содержание ее связано с противоречиями, разногласиями педагогов учреждения образования по определенному вопросу. Она позволяет с учетом всех мнений и позиций разрешить конфликтные моменты в рамках открытой и доброжелательной дискуссии, максимально сгладить в работе педагогического коллектива кризисные ситуации.

Проводится «техника аквариума» следующим образом.

1. Проблема дискуссии формулируется руководителем методического объединения или заместителем директора школы по просьбе учителей.

2. Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность еще до начала дискуссии обменяться мнениями. Можно предложить тему в начале дискуссии.

3. Участники дискуссии делятся на 2-3 группы и располагаются в аудитории по кругу.

4. Если тема дискуссии не объявлялась заранее, члены «аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить ее и выработать общую точку зрения.

5. Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать их позицию.

6. Представители групп собираются в центре круга — «аквариума» и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума» не участвуют в обсуждении, они могут лишь передавать записки, где выражают свои соображения.

7. Представители групп имеют право взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.

8. «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

9. Если сидящие в «аквариуме» не сумели всесторонне обсудить проблему, возможна общая дискуссия.

10. После окончания дискуссии представителями групп проводится критический разбор хода обсуждения, а решения вырабатываются уже всеми участниками «аквариумного» диспута.

Урок-панорама. Это своего рода игра для учителей. Игре как социокультурной форме общения посвящено много философско-культурологических, психологических, педагогических исследований. «Игра — одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая» [4, с. 64].

Игра («деловая», ролевая и др.) может использоваться в работе методического объединения в качестве активной формы проведения его заседаний. В ходе игры учителя овладевают реальным опытом, учатся практически разрешать трудные проблемные ситуации. Кроме того, использование игровой формы для проведения заседаний методического объединения дает возможность учителям экономить, "сжимать" время на осмысление определенных понятий, на отработку своих педагогических умений, навыков, становление управленческих, организаторских позиций. А главное – игра способствует активизации самообразования учителей в работе над развитием профессиональных качеств, которые необходимы в образовательном процессе для обучения и воспитания учащихся.

«Урок-панорама» как форма проведения заседания методического объединения не требует особой подготовки, а опирается на потенциальные возможности учителей данного учреждения образования, их компетентность, эрудицию. Механизм проведения этой формы методической работы таков:

• Участники заседания делятся на группы (по 2-3 человека), но могут работать индивидуально.

• Руководитель методического объединения предлагает для рассмотрения на заседании определенную тему из учебной программы, материал которой слабо усвоен учащимися какого-либо класса данного учреждения образования. Учителям предоставляется возможность составить план-конспект одного из уроков данной темы. Учителя сами могут выбрать урок по теме из числа предложенных руководителем методического объединения.

• Участники, определившись с темой урока (для всех она одинаковая), разбирают заранее полученную из школьной библиотеки литературу: учебники и учебные программы.

• Каждая группа (самостоятельно работающий учитель) составляет план урока (традиционного или нетрадиционного), с указанием использования современных методов, форм, приемов, видов деятельности.

• Все игроки одновременно заканчивают работу по составлению плана урока.

• Каждая группа (самостоятельно работавший учитель) проводит защиту своего варианта разработки урока.

• Оценивают урок-панораму все участники заседания методического объединения.

Такое ретроспективное обсуждение проигранных ситуаций, ролей обогащает учителей в предметно-содержательном и социально-психологическом аспекте. В процессе обсуждения происходит обмен мнениями, формируются и пересматриваются взгляды, вырабатываются умения достигать согласия, сотрудничать в условиях различных взглядов и убеждений, педагоги приобретают опыт культурного общения с коллегами.

Отдельно следует сказать об открытом уроке как самой распространенной форме методической работы в школе. Он представляет собой еще одну ступеньку к повышению методического уровня каждого учителя. Это и подведение итогов, и сравнительный анализ достигнутого, и школа передового опыта. Открытый урок – творческая лаборатория и для опытных учителей, и для молодых специалистов; для тех, кто проводит урок, и для тех, кто присутствует. Открытый урок или внеклассное мероприятие — это не только открытые двери для всех желающих посетить эти мероприятия, но и демонстрация, показ нового, возможно, маленького, но педагогического открытия.

Планируя работу методического объединения, необходимо не только заранее предусмотреть, по каким предметам будут даваться уроки, например, по литературному чтению, математике, белорусскому языку и т.д., но и ясно видеть цель проведения этих уроков для учителей, продуманно подбирать темы уроков, учитывать их важность, значимость, время проведения. Открытые уроки должны приближаться к реальным условиям, необходимо уйти от внешней эффектности, парадности, помпезности. Часто открытые уроки проводятся в последние месяцы учебного года. Считаем, что такой подход к делу не обеспечит должных результатов. Необходимо равномерно распределять проведение открытых уроков в течение всего учебного года на каждую четверть.

Обсуждение отдельных открытых уроков, различных мероприятий или их цикла является предметом серьезного разговора на заседаниях (занятиях) методического объединения. При обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач:

• умение планировать и определять образовательные, воспитательные и развивающие цели (развитие интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов и т.д.);

• умение четко ставить перед учащимися цели, задачи урока или мероприятия;

• умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы с учащимися;

• умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда учащихся.

Технология таких обсуждений выработана давно и почти не претерпевает изменений. Однако следует помнить, что, обсуждая возможности коллеги, анализируя его опыт, необходимо в любом случае самому оставаться на принципиальной позиции терпимости (толерантности) в рамках взаимопонимания и диалога.

Важную роль в повышении квалификации учителей играет пропаганда положительного передового опыта учителей – новаторов. При составлении плана МО следует учесть показ образцов педагогического труда коллег, работающих в данном учреждении образования, в районе, городе, республике, педагогов из других стран. В какой форме будут представлены педагогические находки – творчество и инициатива каждого методического объединения.

О системности и основательности самостоятельной работы учителей и воспитателей ГПД над углублением своих знаний, расширением кругозора и повышением общей культуры позволяют судить отчеты по самообразованию. Отчет не на бумаге. Педагог представляет свою работу, которую он проделал в течение учебного года, с наглядной демонстрацией продуктов своего труда (доклады, рефераты, разработки уроков, создание авторских программ, составление тестов-анкет, дидактических пособий и т.д.) и продуктов деятельности учащихся (лучших тетрадей, сочинений, рисунков, поделок и т.д.). На отчете учитель (воспитатель ГПД), анализируя всесторонне свою деятельность, указывает, что ему удалось в работе с учащимися, коллегами, родителями, и акцентирует внимание на тех проблемах, которые ему предстоит еще решать.

Практическое воплощение тем по самообразованию можно представлять на заседаниях методического объединения рубрикой «Методическая копилка», «Закрома профессионала» и т. п. Деятельность педагога по самообразованию, самосовершенствованию — залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности учителя.

Атмосфера взаимопомощи и сотрудничества, уважения педагогического опыта и доверия к профессионализму учителей должна пронизывать всю деятельность методического объединения. Это поможет каждому его члену поверить в себя, в свои способности, обрести внутреннюю независимость и свободу, осознать высокую степень ответственности за результаты своего труда, раскрыть в деятельности лучшие свои качества. Только педагог, принимающий ребенка как главную ценность своей деятельности, с ценностными ориентациями на истину, добро, сотрудничество, справедливость, имеет право работать в детском коллективе.

Предлагаем следующее примерное планирование работы методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД. Оно может быть взято начинающими заместителями директора по учебно-воспитательной работе за основу составления плана методического объединения своей школы с учетом специфики ее работы и местных условий.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

учреждения образования

———————————

«_____» __________ 200­­_ г.


^ ПЛАН РАБОТЫ

методического объединения

учителей начальных классов и воспитателей ГПД

на 200… – 200… учебный год


ТЕМА. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в начальных классах.


ЦЕЛЬ: создание условий для совершенствования профессиональной деятельности учителей начальных классов, которая будет обеспечивать развитие учащихся в процессе организации их самостоятельной продуктивной (культурной) деятельности.


ЗАДАЧИ:

1. Содействовать углублению специализации и повышению качества преподавания учителей начальных классов и воспитателей ГПД через освоение ими культурологического подхода и его принципов к обучению и воспитанию.

2. Способствовать развитию самостоятельной деятельности учащихся и обретению ими ценностных ориентаций в процессе учения/обучения через формирование у них умений учебной деятельности.

3. Развивать взаимодействие педагогов и учащихся в процессе совместно осмысленной ценностной деятельности учения/обучения для достижения общих целей и результатов.


Руководитель методического объединения ___________ (Ф. И. О.)


^ ЗАСЕДАНИЕ № 1 (АВГУСТ)

ТЕМА. Задачи, стоящие перед учреждением образования, коллективом педагогов начальных классов по обеспечению гуманизации образовательного процесса.

^ ЦЕЛЬ: содействовать созданию для педагогов мотивационной и эмоционально-волевой установок на успешную работу в новом учебном году.

Задачи:

1. Изучить инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года.

2. Ознакомиться с новыми образовательными стандартами, концепциями учебных предметов, учебными программами.

3. Рассмотреть задачи на новый учебный год и соотнести их со своей деятельностью, условиями работы, особенностями детского коллектива своего класса.

4. Внести коррективы в планирование работы методического объединения в режиме совместного обсуждения и согласования.

^ Форма проведения: круглый стол.

Участвуют в работе: заместитель директора по учебно-воспитательной (учебной, научно-методической) работе, заместитель директора по воспитательной работе, учителя начальных классов, воспитатели ГПД, заведующий школьной библиотекой.

Инструктивно-методический блок

1. Обмен впечатлениями о проведенной летней оздоровительной кампании, о педагогических «находках» в этот период (литература по педагогике, психологии, семейному воспитанию; информация из газет, журналов на темы обучения, развития и воспитания учащихся, об инновациях в образовании — культуросообразной школе и т. п.).

2. Изучение инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года.

3. Ознакомление с новыми образовательными стандартами, концепциями, учебными программами (заместитель директора по учебно-воспитательной работе).

4. Задачи методического объединения учителей начальных классов учреждения образования на новый учебный год. Обсуждение плана работы методического объединения и внесение корректив. Закрепление наставничества. Добровольный выбор тем для самообразования на основе собственных потребностей педагогов и их позиций (руководитель методического объединения).

5. Обзор новинок учебно-методической литературы (заведующий школьной библиотекой).

6. Обсуждение текущих вопросов к началу учебного года (заместители директора).

^ Выводы. Предложения.

Рекомендации: изучить образовательные стандарты, концепции предметов, учебные программы с целью их реализации в учебно-воспитательном процессе.

Рефлексия.

Список литературы к теме заседания.

^ ЗАСЕДАНИЕ № 2 (НОЯБРЬ)

ТЕМА. Овладение умениями учебной деятельности — залог становления и развития младших школьников как субъектов учебной деятельности.

^ ЦЕЛЬ: изучить теоретические основы формирования умений учебной деятельности у младших школьников.

Форма проведения: теоретический семинар

Участвуют в работе: лектор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя начальных классов, воспитатели ГПД.

Научно-методический блок

Доклад по теме «Педагогические средства формирования умений учебной деятельности у младших школьников»

Учебно-методический блок

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание формируемых у младших школьников умений учебной деятельности.

2. Дидактические условия, обеспечивающие успешность овладения младшими школьниками учебной деятельностью.

3. Методы организации учебной деятельности и технология формирования умений учебной деятельности у младших школьников.

Практическая часть

Проектирование ситуативных учебных задач для организации продуктивной учебной деятельности младших школьников.

Выводы. Предложения. Рефлексия.

Список литературы к теме заседания.


^ ЗАСЕДАНИЕ № 3 (ЯНВАРЬ)

ТЕМА. Учебник – важный источник знаний и средство развития учебной деятельности младших школьников, их интеллектуальных способностей, нравственного воспитания.

ЦЕЛЬ: изучить и апробировать в образовательном процессе эффективные приемы, методы и средства формирования у младших школьников учебно-информационных умений – умений работать с книгой, учебником, справочной литературой и другими источниками знаний.

^ Форма проведения: семинар – практикум

Участвуют в работе: заместитель директора, учителя начальных классов, воспитатели ГПД, заведующий школьной библиотекой.

Научно-методический блок

Выступление по теме «Формирование у учащихся начальных классов учебно-информационных умений».

Учебно-методический блок

Вопросы для обсуждения:

1.Разнообразие методов и приемов, способствующих формированию у учащихся умений работать с учебником и другими источниками информации.

2. Внеклассное чтение – важный резерв всестороннего развития и воспитания детей.

3. Роль библиотеки в привитии любви к книге, чтению.

4. Оценка результатов учебной деятельности школьников по литературному чтению – стимул к работе с книгой.

Практическая часть

1. Открытые уроки и воспитательные мероприятия в ГПД по теме заседания.

2. Конкурс на лучшее чтение стихотворения среди учащихся начальных классов.

3. Выставка детского творчества (сочинения, рисунки, индивидуальные и групповые проекты).

4. Смотр-конкурс кабинетов по теме заседания методического объединения.

Выводы. Рекомендации. Рефлексия.

Список литературы к теме заседания.


^ ЗАСЕДАНИЕ № 4 (МАРТ)

ТЕМА. Здоровье и физическая культура учащихся младших классов как источники развития личности, качества ее знаний, умений и навыков — объект каждодневного внимания и заботы педагогического коллектива.

^ ЦЕЛЬ: обменяться опытом по вопросу развития в условиях учреждения образования физически здоровой личности обучающихся.

Задачи:

1. Выработать в процессе коллективной работы единые подходы педагогов начальной школы к физическому воспитанию младших школьников, пропаганде здорового образа жизни на основе образовательного стандарта и программы «Физическая культура и здоровье».

2. Содействовать созданию в учреждении образования условий для безопасности развития и обучения физически здоровой личности.

^ Форма проведения: обмен опытом.

Участвуют в работе: заместитель директора, учителя начальных классов, учителя физической культуры, врач школы, воспитатели ГПД.

Научно-методический блок

Выступление по теме «Охрана здоровья и физическое воспитание учащихся – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в начальных классах».

Учебно-методический блок

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитание у школьников потребности в здоровье как жизненно важной ценности человека.

2. Физкультурные минутки во время уроков как необходимый кратковременный отдых для восстановления трудоспособности учащихся.

3. Роль занятий по «Основам безопасности жизнедеятельности» в привитии учащимся норм поведения, позволяющих избежать опасности.

4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме продленного дня – важный фактор поддерживания здоровья учащихся.

5. Организация совместного досуга семьи и школы, направленного на формирование здорового образа жизни: «Папа, мама я — спортивная семья».

Практический блок

1. Открытые уроки и внеурочные мероприятия по теме заседания.

2. Практические рекомендации медицинского работника школы.

Выводы. Рекомендации. Рефлексия.

Список литературы к теме заседания.


^ ЗАСЕДАНИЕ № 5 (МАЙ)

ТЕМА. Возможности педагогического коллектива начальных классов по обеспечению гуманизации педагогического процесса.

ЦЕЛЬ: подвести итоги участия каждого учителя и воспитателя ГПД в методической работе в 200…/200.. учебном году.

Задачи:

1. Проанализировать результаты деятельности педагогического коллектива в 200…/200.. учебном году.

2. Сопоставить полученные данные с поставленной общеметодической целью.

3. Провести презентацию передового педагогического опыта учителей начальных классов и воспитателей ГПД.

Форма проведения: методическая панорама «Поиск, внедрение, опыт».

^ Участвуют в работе: заместитель директора, учителя начальных классов, воспитатели ГПД.

Рефлексия.

Административные решения:

- поощрения педагогических работников;

- предложения;

- рекомендации.


Список использованных источников

1. Крылова Н. Б. Культуросообразность образования в современных условиях // Школьные технологии. — 2006. — № 2. — С .3-13.

2. Масюкова Н. А. Проектирование в образовании / Под ред. профессора
Б. В. Пальчевского. — Минск: Технопринт, 1999. — 288 с.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. —
448 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989.— Т. II. — 328с.

5. Тикунова Л. И. Организация и содержание методической работы в школе // Начальная школа. — 1989. — № 7. — С. 8-12.

Л. А. Одновол,

методист высшей категории

отдела методического обеспечения

начального образования НИО







Похожие:

Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов iconАнализ работы методического объединения начальных классов за 2010/2011 учебный год
В состав методического объединения учителей начальных классов входит 7 учителей
Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов iconЦель деятельности методического объединения
Отчёт работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 – 2012 учебный год
Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов моу «сош №17» за 2008-2009 учебный год
В течение этого учебного года было проведено пять заседаний методического объединения учителей начальных классов. Учителя принимали...
Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов iconПлан работы муниципального методического объединения учителей иностранных языков на 2012-2013 учебный год
Организация деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка
Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год
Тельность методического объединения учителей начальных классов в 2011-2012 году строилась в соответствии с планом методической работы...
Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Новоалтайска» на 2012 -2013 учебный год
Тема работы мо учителей начальных классов: «Формирование ууд у учащихся начальных классов в условиях введения стандартов второго...
Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов iconОтчет о работе мо начальных классов за 2008-2009 учебный год
В состав методического объединения учителей начальных классов входит 15 учителя. Первую квалификационную категорию имеют 10 учителей,...
Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Г. Ардона ардон, 2011 г. Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за I полугодие 2011-2012 уч г
В объединение шмо учителей начальных классов входит 10 учителей. 6 педагогов имеют первую квалификационную категорию и 4 педагога...
Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов и логопедии на 2012-2013 учебный год
Тема работы мо учителей начальных классов и логопедии: «Индивидуальная работа на уроке, как средство преодоления трудностей в учебном...
Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов мбоусош№6 города Балея Забайкальского края 2012-2013 учебный год
План работы методического объединения учителей начальных классов мбоусош№6 города Балея Забайкальского края
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы